Информационные ресурсы кратко. Информационные ресурсы современного общества — Гипермаркет знаний

В информационном обществе все большее внимание уделяется не традиционным видам ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические и т.д.), а информационным, которые приобретают первостепенную значимость. Сегодня овладение информационными ресурсами рассматривается как экономическая категория.

Введение термина "информационный ресурс" вызвало достаточно много дискуссий. С принятием Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" большая часть неопределенности была снята. Сегодня принято следующее определение понятия "информационные ресурсы":

Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

Ресурсы определяют как запасы, источники чего-либо.

В современном мире объем информации увеличивается лавинообразно. Все труднее становится выбрать из нее ту, которая более всего отвечает существующему запросу. Различают пертинентную (подробней >>) и релевантную (подробней >>) информацию. В конце ХХ века возникает понятие "информационные ресурсы".

Сегодня понятие "информационные ресурсы" достаточно многопланово и включает в себя все многообразие документов на традиционных и нетрадиционных носителях. В данном пособии мы расскажем о наиболее полных из них, содержащих информацию по профилю Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс "снимаемой информации". Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.

К информационным ресурсам относятся: библиотеки, архивы, базы данных, СМИ и т.п.) и информационные сервисы (Информационные сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронной почтой, блогом (подробней >>), а также познакомиться с механизмом его ведения, поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Пример: http://yandex.ru, http://rambler.ru , http://aport.ru) и т.п.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

Превратить деятельность по оказанию информационных услуг (получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов - совокупности данных, сформированную производителем для распространения в вещественной или невещественной форме) в глобальную человеческую деятельность;

Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговли и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

По существующей классификации, информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

В настоящее время используется узкое и широкое понимание ИР: в узком понимании имеют в виду только сетевые ИР, доступные через компьютерные средства связи, а в широком – любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для информационных работников профессионально значимо широкое понимание.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах) .

Под информационными массивами понимают обычно упорядоченное множество элементов (документов и/или данных), к которым возможен индивидуальный доступ. В настоящее время чисто количественно информационные массивы составляют подавляющую часть информационных ресурсов. Наиболее яркими представителями этих массивов являются обычные базы данных, библиотечные или архивные фонды.

Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения. Базовым набором признаков можно считать следующий:

источник ИР : например, официальная информация, опубликованная, статистическая отчетность, результаты измерений, испытаний и проч.;

принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, МВД, МЧС, НТИ и др.;

форма собственности : государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная; собственность общественных организаций; акционерная, частная, а также указание на владельца;

характер использования ИР (назначение ): например, ИР массовые, межведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;

объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);

открытость информации : открытая, секретная, конфиденциальная;

форма представления информации : текстовая, графическая, мультимедийная и др.;

носитель ИР : электронный, бумажный и др.

способ распространения информации : сети (глобальные, локальные), издания и др.;

естественный язык , на котором представлена информация.

Кроме того, важнейшими характеристиками ИР являются такие трудно формализуемые параметры, как полнота, достоверность, актуальность и значимость содержащейся в них информации.

Состав ИР может быть охарактеризован как:

    полнотекстовые базы данных;

    библиографическая продукция;

    фактографические базы данных;

    справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (базы данных);

    обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);

    услуги, предлагаемые на информационном рынке;

    компьютерные сети связи;

    программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;

    учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование ИР.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

    информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

    библиотечная сеть Российской Федерации;

    архивный фонд Российской Федерации;

    государственная система статистики;

    государственная система научно-технической информации.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек.

Архивный фонд РФ находится в ведении Федеральной архивной службы. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.

На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата, важнейшей задачей которого является подготовка публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества.

В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

Информационные ресурсы - это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).

В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Еще в конце 70-х годов председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Осттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысли следующим образом: “Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания”. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресурсы.

“Мы идем в другие страны не для того, чтобы воспользоваться преимуществами более низких издержек. Мы внедряемся туда потому, что там есть интеллектуальные резервы, и мы должны их перехватить, для того, чтобы успешно конкурировать”.

Термин “информационные ресурсы” стал широко использоваться в научной литературе после публикации известной монографии Г.Р. Громова “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Поэтому важной является проблема понимания сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов обществе.

Для обеспечения активизации и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить “электронизацию” информационных фондов. По мнению академика А. Ершова именно “в загрузке и активизации информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключается задача информатизации в ее техническом содержании”.

Активными информационными ресурсами является та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки: формализованные и законсервированные на машинных носителях в виде работающих программ профессиональные знания и навыки, текстовые и графические документы, а также любые другие содержательные данные, потенциально доступные на коммерческой основе пользователям национального парка компьютеров. Национальные и мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями.

Отсюда можно сделать вывод, что эффективность использования информационных ресурсов - это важнейший показатель информационной культуры общества.

Характеристика информационных ресурсов и их потребителя

Основными участниками рынка информационных услуг являются:

  • - производители информации (producers);
  • - продавцы информации (vendors, Вендоры);
  • - пользователи информации(users) или подписчики

Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени.

К пользователям такого рода относят как конечных потребителей информации, так и промежуточных, оказывающих своим клиентам услуги при решении информационных задач (специальные информационные центры, имеющие доступ к нескольким онлайн системам, или специалисты-профессионалы, занимающиеся платным информационным обслуживанием клиентов, потребителей информации).

Рынок информационных онлайн услуг включает в себя следующие основные сегменты:

  • -компьютеризированные системы резервирования и финансовые информационные службы;
  • -базы данных (БД), ориентированные на массового потребителя;
  • -профессиональные БД.

Среди БД обычно выделяют следующие типы:

  • -текстовые (полнотекстовые, реферативные, библиографические, словари);
  • -БД, содержащие изображения и использующие средства мультимедиа;
  • -числовые и табличные БД;
  • -БД, содержащие программное обеспечение;
  • -доски объявлений.

Подобные БД хранят также на CD-ROM, дискетах и магнитных лентах. Ниже, однако, речь будет идти о БД, доступ к которым осуществляется в онлайн режиме - "профессиональными онлайновыми БД".

К производителям информации относят как организации, добы-вающие и публикующие информацию (информационные агентства, средства массовой информации, редакции газет и журналов, издатели, патентные ведомства), так и организации, профессионально в течение многих лет занимающиеся ее обработкой (отбором информации, индексацией, загрузкой в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т.п.).

Информационные ресурсы в сфере образования и педагогики

Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества. Опубликованные и неопубликованные документы. Видовая структура документального потока. Типы (классы) документов, образующих современный документальный поток. Особенности тематической и типовидовой структуры потока документов по педагогике и образованию.

Первичный документальный поток для детей и юношества (научно-познавательная, художественная, справочная литература и др.).

Закономерности развития и функционирования документального потока по педагогике и образованию: динамика роста, старение и актуализация, рассеяние и концентрация публикаций.

Использование знания закономерностей функционирования современного документального потока в учебно-методической, воспитательной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, организационно-управленческой и других видах профессиональной деятельности учителя.

Понятие о вторичном документальном потоке как результате аналитико-синтетической переработки информационных ресурсов.

В наш компьютеризированный век особое место в жизни общества занимает понятие информации. Применяемые на современном этапе развития человечества параметры для классификации информационных ресурсов весьма разнообразны. Именно поэтому можно встретить несколько типов разделения информационных данных на классы и группы. Однако в общих чертах классификация для любого метода их разделения практически одинакова. Разница может состоять только в некоторых условных критериях, когда некоторые типы информационных ресурсов (ИР) могут быть отнесены к какой-то группе по субъективным признакам.

Понятие информационных ресурсов и их классификация (основные типы)

  • личные;
  • корпоративные;
  • бизнес-ресурсы;
  • политические;
  • образовательные;
  • культурные;
  • ресурсы организаций и учреждений;
  • услуги и сервисы;
  • развлечения;
  • спорт;
  • отдых;
  • доски объявлений;
  • хранилища ПО и мультимедиа и т. д.

Теперь посмотрим, какие параметры используются для классификации информационных ресурсов по способу представления.

Как правило, сюда включаются понятия твердых копий (книги, газеты, журналы машинопечатные документы), магнитные и электронные (цифровые) носители (аудио- и видеозаписи, фото- и кинопленка, компакт-диски, съемные устройства памяти, жесткие диски компьютеров) и средства связи (радио, ТВ, сети).

Среди форм собственности выделяются частная (личная, корпоративная), государственная и муниципальная, федеральная, совместная (коллективная), национальное достояние.

В смысле организации и хранения классификация информационных ресурсов частично связана с типами носителей (печатные издания и цифровые носители), а также предусматривает понятия библиотек, фондов, архивов, баз данных, массивов документов и автоматизированных форм.

С национально-территориальной принадлежностью, думается, все понятно, а вот в плане степени компетенции разделение производится по признаку ориентирования на массового или профессионального пользователя.

Типы субъектов в понятии ИР

Что касается субъектов ИР, здесь присутствует три основных типа:

  • граждане государств или лица без гражданства;
  • организации;
  • органы власти государства любого уровня.

Классификация по содержанию

Рассмотрим самый большой раздел распределения ИР - по содержанию - как пример классификации информационных ресурсов по заданному критерию. В общем случае она включает в себя следующие большие группы:

  • тематические и научные публикации;
  • справочная информация;
  • реклама;
  • новости;
  • библиографические публикации.

Если посмотреть на эти аспекты несколько шире, в качестве примера можно привести еще одно разделение:

  • деловая информация (экономика, финансы, коммерция, бизнес, статистика);
  • социально-политическая и юридическая информация;
  • научно-техническая информация;
  • потребительская и другая массовая информация;
  • электронные сделки;
  • вычислительная техника и коммуникации.

Естественно, любая классификация информационных ресурсов, предлагаемая сегодня для распределения ИР по отдельным признакам, может отличаться от другой ей подобной. Однако в данный момент нас больше интересует электронная информация.

Главные типы электронной информации

Классификация информационных ресурсов (информатика прямо на это указывает) в самом общем случае подразумевает два основных типа ИР по критерию режима использования:

  • онлайн - непосредственный доступ к документам на серверах через сети;
  • офлайн - использование документов, баз данных или их фрагментов в виде копий первичной информации с сервера, сохраненной на электронном носителе.

В некотором смысле классификация электронной информации несколько похожа на разделение по содержанию, однако дополнительно здесь присутствует раздел рынка программного обеспечения:

  • коммерческое ПО;
  • свободно распространяемое ПО (freeware), включая продукты с открытым исходным кодом (лицензия GNU GPL);
  • условно-бесплатное ПО (shareware).

В качестве еще одного дополнения некоторые источники указывают сектор информационных услуг и обслуживания.

Понятие электронного документа

Под документом такого типа в большинстве случаев понимают документированную информацию, представленную в электронном виде, для восприятия которой используются электронно-вычислительные системы, а для передачи - коммуникационные и сетевые инструменты.

Информация такого типа может быть представлена в виде отдельных файлов, баз данных и массивов или автоматизированных систем. Кроме того, особое значение имеет юридический аспект правомерного использования тех или иных документов, сертификация и аттестация систем, а также защита информации любого уровня доступа и вида.

в интернете

Классификация электронных информационных ресурсов была бы абсолютно неполной, если бы не затрагивались вопросы интернета, поскольку сегодня большинство электронных документов доступно именно там.

Здесь представлено несколько основных критериев:

  • форма представления (веб-страницы, информационные и файловые серверы, базы данных, телеконференции);
  • языковой и территориальный признак;
  • содержание и т. д.

Типы интернет-ресурсов

Виды и классификация информационных образовательных ресурсов в учебном процессе рассматриваются достаточно подробно. Однако можно привести и некоторые дополнения, включив в распределение ИР на дополнительных типов интернет-ресурсов.

Как правило, среди критериев выделяют следующие:

  • полнота и функциональное содержание;
  • принцип взаимодействия с пользователем (информативное, интерактивное);
  • степень доступности.

В содержательной части сайты распределяют на визитки (лаконичные страницы с основной информацией), блоги (персональные страницы), промоушн-сайты (реклама товаров и услуг), электронные магазины и сервисы, информационные сайты с определенной тематикой, веб-порталы (крупные ресурсы или интернет-сообщества), корпоративные представительства (системы автоматизации деятельности компаний), системы управления предприятиями, интегрированные в интернет и интранет (внешние и внутренние сети).

При взаимодействии с пользователем можно выделить такие типы ИР, как информационные (сетевые издания, СМИ, телевидение, радио), прикладные (онлайн-библиотеки и базы данных, хранилища ПО с возможностью скачивания, поисковые системы), непосредственно-коммуникационные (социальные сети, интернет-сообщества), развлекательные (игры, музыка, видео, анекдоты и т. д.), коммерческие (сайты с платными услугами и интернет-магазины), презентационные ИР рекламного характера.

Если говорить о степени доступности, этот критерий позволяет разделить ИР на публичные (открытые всем пользователям без исключения), внутрисетевые (доступ имеют только сотрудники какой-либо организации внутри сети интранет), экстра-сетевые (размещаются в интернете, но доступ имеет ограниченный круг пользователей).

Информационные услуги

Наконец, отдельно стоит сказать об информационных услугах. В первую очередь в этой категории выделяют сервисы по поиску и обработке информации, выдачу по запросу документов любого типа и хранение информации.

Вторым по значимости разделом является предоставление услуг по использованию интернета, БД и АИС, по доступу к интернету или сетям и передаче информации, а также по использованию электронной почты и предоставлению хостинга (формированию личных страниц).

Защита ИР

И, само собой разумеется, любые ИР должны защищаться на самом высоком уровне, причем абсолютно без разницы, к какому типу они принадлежат, и вне зависимости от носителя, на котором они хранятся.

Кроме того, под защитой можно понимать и юридический аспект (авторское право, законодательство, лицензирование, аттестация), и программные средства в виде антивирусов или (файрволов - программных или "железных"), криптографических технологий шифрования данных или соединения и т. д.

Заключение

Как видно из всего вышесказанного, классификаций информационных ресурсов можно привести достаточно много, особенно если учитывать огромное количество всевозможных критериев, которые можно применять в каждом конкретном случае. Само собой разумеется, что некоторые условные разделения ИР на соответствующие классы в разных вариантах могут и не совпадать. Тем не менее в общих чертах все они очень похожи и имеют много общего. Наконец, все классы ИР в большинстве своем тесно взаимосвязаны, а здесь была приведена лишь малая часть всего того, что можно рассмотреть, если конкретизировать какой-то определенный тип ИР.

В зависимости от масштаба формирования и использования различают совокупные мировые, национальные, региональные и локальные ресурсы (или ресурсы отдельных учреждений). С внедрением информационных технологий подобное разграничение становится все более условным, поскольку информационные ресурсы любого учреждения включают как документы, созданные в нем самом, так и внешнюю информацию, почерпнутую из совокупных ресурсов общества. Одновременно локальные ресурсы, если они представляют интерес за пределами данного учреждения и если обеспечен доступ к ним, превращаются в компонент региональных, национальных или мировых информационных ресурсов.

Необходимо также различать термины «национальные ресурсы» и «государственные ресурсы». Национальные (или федеральные) ресурсы -- совокупность всех видов ресурсов, которые имеются в данной федеративной стране (независимо от того, в чьей собственности они находятся) и складываются из государственных и негосударственных ресурсов, владельцами которых являются общественные и частные организации и лица.

Государственные ресурсы -- ресурсы, которые созданы или приобретены за счет бюджетных средств страны и потому находятся в собственности государства.

В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости, быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте.

2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

4) Сайты. Корпоративный сайт - это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию. Примером может служить корпоративный портал ЗАО «Русская Телефонная Компания»

В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайт, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения. Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. На сайтах может быть представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.

5) Сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п.

Информационный портал - это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени.

Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс "снимаемой информации". Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.

Информационные ресурсы имеют такие специфические особенности, как:

Нерасходуемость, неисчерпаемость, что обеспечивает возможность их многоразового и многоцелевого использования, неотчуждение при обмене или продаже;

Постоянный рост объема потоков;

Изменчивость состава вследствие изменений информационных потребностей общества и развития продукции и услуг, предлагаемых на информационном рынке;

Сложность вычленения активной и пассивной части ресурсов из-за различных темпов старения информации; отсутствие прямой зависимости между временем создания информации и ее полезностью (ценностью), поскольку информацию старит не время, а появление нового знания, опровергающего или уточняющего прежнее;

Неразрывное единство элементов, составляющих совокупные информационные ресурсы общества, невозможность или нецелесообразность использования только какой-либо их части (одного региона, одной страны и т. д.).

Рассмотрим отличительные черты информационного ресурса.

1. В отличие от других (материальных) ресурсов информационный ресурс практически неисчерпаем. По мере развития общества и роста потребления знаний его запасы не убывают, а увеличиваются (например, в отличие от запасов сырья и энергии).

2. По мере своего использования информация не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается за счет конструктивной трансформации полученных сообщений с учетом опыта, местных условий.

3. Информационный ресурс -- не самостоятелен; он имеет лишь потенциальное значение; только соединяясь с другими ресурсами (опыт, труд, квалификация, техника, энергия, сырье), информационный ресурс проявляет себя «кинетически» -- как движущая сила.

4. Эффективность применения информационного ресурса связана с эффектом непервоначального (повторного) производства знаний. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.

5. Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Любой умственный труд, будь то научная работа или управление, включает две части: рутинную и творческую. Рутинная часть умственной работы сама по себе «не информативна», она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту информационного ресурса.

Информационный ресурс «сообщает» определенность, «снимает» всякие предположения относительно рассматриваемого объекта, отражает отличие данного объекта от других. Он конечен: из бесконечного разнообразия объекта выделяется ограниченное количество нужных для управления различий. Информационный ресурс дискретен -- он собирается в дискретных точках системы и в дискретные интервалы времени.

Информационный ресурс неотделим от знаков (букв, символов, звуков, слов, жестов и т.д.), которыми по заранее установленным правилам обозначаются различия объекта. Отсюда следует, что объем выработки информационного ресурса, скорость его передачи, эффективность использования в решающей мере зависят от мощности и уровня развития социальной коммуникативной системы. Все это важно учитывать при управлении информационными ресурсами общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: