Ценность информации состоит в ее. Семантическая ценность информации изменение ее во времени

Л. Бриллюэн отмечает, что установление любого критерия ценности ведет к оценке полученной информации. Это равносильно отбору информации, обладающей определенной мерой качества. Некоторая ее часть может быть признана важной и сохранена вместе со всей ее ценностью, тогда как другая часть может считаться не имеющей ценности и быть отброшенной .

Ценность информации - свойство, определяемое ее пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности. Ценность и полезность информации детерминируются ее качественными и количественными характеристиками. Качество информации можно рассматривать как степень развитости свойств, обусловливающих ее практическую пригодность (полноты, достоверности и др.). Полезность информации определяется тем, насколько она уменьшает неопределенность ситуации, и связана с оценкой ее необходимого количества. Количество информации, характеризующее подлежащее передаче сообщение, не зависит от его смыслового содержания. Качество и количество информации не могут быть однозначно охарактеризованы каким-то одним показателем и определяются с помощью ряда характеристик .

Оценочные характеристики информации изучались на основе синхронического и диахронического подходов. Синхронический подход сконцентрировался на исследовании существа семантических, прагматических, аксиологических свойств; диахронический подход основное внимание уделял процессу становления и развития этих свойств информации.

В рамках синхронического подхода первоначально изучалось в основном предметное значение знаковых выражений, смысл же продолжал оставаться «в тени» . Семантическая теория возникла как попытка измерить содержание (значение) сообщений, имеющих форму суждений, посредством таких терминов, как «описание состояния», «мера описания состояния», с соответствующим аппаратом индуктивной (вероятностной) логики.

Семантическая информация есть смысл, или содержание, заключающееся в данном сообщении. С точки зрения кибернетики семантика определяет меру смысла и управляет его потерями в системе сообщения .

Семантический аспект изучения свойств информации позволил уточнить понятие «количество информации». Ю. А. Шрейдер предложил способ количественной оценки образного, смыслового значения знаков. Он использовал понятие тезауруса как некоего запаса знаний, фиксируемых в виде слов и смысловых связей между ними. Содержащийся в сообщении смысл описывается путем соотнесения с хранящейся в приемнике (тезаурусе) семантической информацией, количество которой выражается степенью изменения тезауруса под влиянием воспринимаемого получателем сообщения (текста) .

Е. К. Войшвилло ввел понятие «энтропия вопроса-проблемы». Качество информации по отношению к проблеме определяется тем, насколько доказательство или допущение истинности суждения способно уменьшить энтропию проблемы . Д. М. Маккей предложил считать единицей семантической информации «логон», или такое «приращение знаний», которое добавляет к уже имеющимся некоторую минимально различимую часть .

Синхронический подход к анализу феномена информации реализовал себя также в рамках ценностно-аксиологической и прагматической теорий.

Аксиологический аспект изучения свойств информации позволил уточнить понятия ее качества и количества. Одна и та же информация может иметь разную ценность, если рассматривать ее с точки зрения использования в различных целях . Ценность получаемой информации условна, поскольку зависит от ее получателя: одно и то же сообщение может для кого-то оказаться очень важным, а для другого не будет иметь никакого значения . Аксиологическая теория определяет меру оценки количества информации, заключающейся в сообщении, через уменьшение неопределенности , содержащейся в одной случайной величине, относительно другой .

Прагматический аспект информации отражает ее характеристику с точки зрения полезности, пригодности для решения определенных задач . Количество прагматической информации приводится в терминах целевой функции. При этом обычно каким-либо образом сравниваются апостериорная (после проведения опыта) и априорная неопределенность задачи и сопоставляется степень априорной и апостериорной (на основе дополнительной информации) успешности достижения цели. Окончательная оценка прагматической информации формируется в абсолютных и относительных единицах .

Одним из первых на возможность измерения ценности информации обратил внимание А. А. Харкевич. Он предложил определять ценность информации через приращение вероятности достижения цели , для которой собирается информация (вероятности достижения цели до и после получения информации). Ценность информации предлагалось вычислять посредством измерения ее количества . Кибернетические варианты измерения ценности информации, использующие теорию игр и решений, алгоритмы оптимального управления были предложены также М. М. Бонгардом, Р. Л. Стратонови- чем, Т. А. Гришаниным и др. .

Диахронический вариант анализа параметров информации предполагает рассмотрение ее процессных семантических и ценностно-прагматических характеристик. Качество информации можно интерпретировать как процесс, ибо оно, во-первых, подвержено действию временного фактора (время способно снизить или вообще устранить присущие субъекту или объекту информационные качества); во-вторых, становление и функционирование качества информации сопровождаются теми или иными ее трансформациями . Таким образом, смысловая информация, содержащаяся в сообщении, оценивается степенью изменений тезауруса под действием данного сообщения.

Ценность маркетинговой информации не исчерпывается параметрами ее качества и количества. По мнению Джона О’Шонесси, ценность информации может быть измерена стоимостью решений , принимаемых на ее основе, и выражаться денежным эквивалентом разницы между решениями, принимаемыми при наличии информации и при ее отсутствии . Ценность маркетинговой информации зависит также от важности принимаемого решения, уровня неопределенности и степени, в которой полученная информация повлияет на принимаемое решение. Если решение очень значимо, например, касается крупных инвестиций или может обусловить успех организации в долгосрочном периоде, ценность информации будет велика. Чтобы информация считалась ценной, неопределенность относительно принимаемого решения должна быть высокой. Если заранее известно, к чему приведет решение, или если результаты исследования не смогут на него повлиять, то ценность информации равна нулю .

Исследование понятия информации с использованием разных критериев позволило выявить свойства, определяющие степень ее пригодности для принятия управленческих решений и основные принципы управления информационными потоками. В гносеологическом отношении оказалось важно учитывать, что ценность информации непосредственно зависит от целей, которые ставит перед собой ее потребитель - человек (общество). Как отмечает Дж. О’Шо- несси, информация может считаться значимой лишь в том случае, если, по мнению менеджеров, она имеет отношение к их задачам, т. е. может влиять на их решения . При этом, как уже упоминалось, информация характеризуется специфичным механизмом старения по сравнению с моральным износом основных фондов и старением материальных потребительских благ. Информация не изнашивается, но ее ценность со временем уменьшается. Например, в соответствии с процессным подходом к оценке информации, использованная информация уже не представляет «первоначальной» ценности, если управляющая система достигла поставленной цели. Однако в информационной деятельности следует учитывать многоаспектный характер самой ценности: она не исчерпывается лишь субъективным интересом отдельного человека или группы людей. Представляется, что ценность информации оп- ределяе.ся также ее содержанием. В ней заключается объективная истина об окружают н человека действительности независимо от того, как она воспринимается отдельным субъектом или их совокупностью. Это обусловливает хранение и повторное использование информации (например, ретроспективный анализ проблемы помогает структурировать гипотезы предстоящего маркетингового исследования).

Cтраница 1


Рассматривая определение ценности информации в процессах управления, надо прежде всего заметить, что как и всякая информация, связанная с какой-то конкретной системой, она является смысловой. Ее следует рассматривать с двух позиций. Эти два вида смыслового содержания информации, рассматриваемого с точки зрения ее полезности как для определения состояния или поведения системы, так и для достижения той или иной цели функционирования систем (оставляя в стороне вопросы строгости терминологии), соответственно будем трактовать как ее семантическое и прагматические содержание.  

Вопрос об определении ценности информации в настоящее время не решен даже в общем теоретическом аспекте.  

Очевидно, что определение ценности информации является критическим шагом при принятии любого решения о защите, впрочем это относится и к управлению обработкой информации в нормальных условиях. Хотя было предпринято много различных попыток формализовать этот процесс с использованием методов теории информации и анализа решений, процесс оценки до сих пор остается весьма субъективным.  

Описанный выше способ определения ценности информации можно распространить на общий случай.  


Таким образом, в процессе определения ценности информации необходимо учитывать свойства самой информации, возможные угрозы и заинтересованную сторону. В частных случаях, например, могут быть использованы оценки типа затраты держателя на защиту информации X против раскрытия и затраты злоумышленника на изменение информации У.  

Сравнивая (9.3.13) с (9.2.5), замечаем аналогию этих двух определений ценности информации. В обоих случаях V (/) имеет смысл максимально возможного (при условии фиксированного количества /) уменьшения средних штрафов.  

Разумеется, нетрудно записать и соответствующий этому случаю вариант определения ценности харт-лиевской информации.  

Понятие смысловой (семантической) информации близко примыкает к определению ценности информации, но не является с ней идентичной. Ценность информации не является абсолютной величиной, она характеризуется субъективным отношением к ней. Однако ценность информации при обучении приобретает большую определенность как относительная величина - она может быть выражена количеством через приращение вероятности достижения поставленной цели, ради которой сообщается данная информация.  

Понятие смысловой (семантической) информации близко примыкает к определению ценности информации, но не является с ней идентичной. Ценность информации не является абсолютной величиной, она характеризуется субъективным отношением к ней. Для одного человека данная информация имеет большое значение, а для другого она не представляет никакого интереса. Однако ценность информации как относительная величина может быть определена и выражена количеством через приращение вероятности достижения поставленной цели, ради которой собирается данная информация.  

Эта обстоятельства, видимо, способствовали тому, что наиболее широкое распространение в системах ИРИ для определения ценности информации нашли качественные шкалы оценок с различным числом градаций. При разработке шкал стремились к тому, чтобы различия между категориями оценок в пределах каждой шкалы были достаточно очевидны и не вызывали затруднений у абонента при отнесении документа к той или иной категории оценки.  

Первая категория - это поведенческие теории ценности информации; они сохраняют тесную связь с теорией информации Шеннона и используют количественные методы для решения ряда прагматических вопросов связи и для определения ценности информации Предлагаемые ими меры, как правило, носят вероятностно-статистический характер и ориентированы обычно на применение при описании функционирования систем управления, обучаемых и самоорганизующихся систем. В основе этих теорий лежит идея о естественной связи прагматического аспекта информации с целью (задачей, проблемой) как регулятором поведения. Вторую категорию прагматических теорий информации составляют теории, включающие логические модели коммуникации (И. И. Гришкин, 1969, стр.  

Понятие ценности информации, вводимое в настоящей главе, связывает шенноновскую теорию информации с теорией стастисти-ческих решений. В последней теории основным является понятие средних потерь или риска, которое характеризирует качество принимаемых решений. Ценность информации специализируется как та максимальная польза, которую данное количество информации способно принести в деле уменьшения средних потерь. Такое определение ценности информации оказывается связанным с формулировкой и решением определенных условных вариационных задач.  

Страницы:      1

Наряду с количеством часто рассматривается вопрос о ценности получаемой информации. Мы уже рассматривали примеры, когда одна и та же информация может иметь разную ценность для разных людей. Человек обычно уверенно отбирает информацию по ее субъективной ценности. Интересно понять, как он это делает. Интерес этот не является чисто теоретическим. Проблема отбора информации по ее ценности из зачастую очень большого входного потока имеет большое значение для оперативного управления сложными системами.

Определения ценности информации вводились многими авторами. Обычно эти определения строятся на основе сопоставления по каким-то критериям вариантов достижения заданных целей. Например, предлагается сравнивать вероятности достижения определенной цели с учетом или без учета пришедшей информации (см., например, ) либо сравнивать варианты достижения цели до и после получения информации по расходу каких-либо полезных ресурсов, например, таких как материалы, энергия , денежные средства и т. п. Такие определения ценности информации естественно назвать "поведенческими", поскольку в них всегда присутствует цель поведения или управления. Отличия состоят в разных критериях сравнения вариантов достижения поведенческой (управленческой) цели.

Приведенные подходы к определению ценности информации имеют серьезные недостатки. Во-первых, поведенческий аспект, связанный с задачей достижения заданной цели, не является единственным при получении и использовании информации. Во-вторых, предлагаемые формулы оценки вариантов чаще всего являются чисто теоретическими и их практическое применение может быть невозможно либо связано со значительными трудностями. Есть и другие недостатки, на которых мы остановимся ниже.

Можно выделить два варианта использования поступающей в мозг информации. В первом варианте информация принимается и используется для построения в мозге отображения целостной системы знаний о проблемной среде. Информационные срезы, которые в этом случае делает принимающий информацию субъект, конечно, определяются задачей поведения, но не оперативной задачей, а общей задачей удовлетворения первичных и вторичных потребностей, т. е. задачей максимально долгого удержания потребностей внутри условной субъективной области существования (принцип maxT ). При этом какие-то вторичные цели, с учетом которых строилась в мозге субъективная область существования, могут быть значительно отнесены во времени от текущей ситуации принятия решения.

Человек целенаправленно отбирает нужную ему информацию, определяя ее ценность по связи со сформированной в его мозге субъективной областью существования. Так, студент математического факультета и студент консерватории выберут в библиотеке или в магазине разные учебники. Информация , которая содержится в учебнике, выбранном математиком, как правило, будет иметь нулевую ценность для музыканта, так же как и информация в учебнике, выбранном музыкантом, - для математика . В обоих случаях могут иметься очень общие отдаленные поведенческие цели: получить музыкальное или математическое образование, т. е. построить специальные отображения проблемной среды. Количественное определение ценности информации в этих случаях вряд ли возможно.

Во втором варианте поступающая в мозг информация принимается и используется для организации оперативного поведения. На первый взгляд, этот случай подходит для применения формул подсчета ценности информации типа предложенной М.М. Бонгардом :

где - вероятность достижения цели до получения оцениваемой информации, а - вероятность достижения цели после получения информации.

Однако практически воспользоваться приведенными формулами в реальных случаях управления чаще всего будет невозможно. Во-первых, трудности могут возникнуть при подсчете вероятностей. Во-вторых, вероятности достижения цели до и после получения информации могут быть одинаковыми и оказаться равными, например, 1. В этом, как и в других случаях, сравнивать варианты достижения цели может оказаться полезным не по вероятностям, а по каким-то иным критериям, например, по времени. В общем случае этот выбор может быть многокритериальным, т. е. сравниваться должны не отдельные параметры, а изменения целевой функции многих параметров. В-третьих, для работы с приведенными формулами должна рассматриваться фиксированная цель, в то время как информация может использоваться для оценки и выбора целей. И наконец, недостатком является и то, что при использовании приведенных формул задача должна просчитываться до конца (до цели), что не всегда возможно. В принципе, те же недостатки относятся и к случаю, когда предлагается сравнивать не вероятности достижения цели, а какие-то расходуемые ресурсы.

Представляется, что во многих случаях ценность информации, используемой для оперативного поведения (управления), может определяться на основе рассмотрения задачи максимизации времени удержания системы внутри области допустимых значений регулируемых переменных (принцип maxT ). Информация , используемая для принятия решения в задаче поведения, может быть двух типов. Во-первых, это базовая информация о среде. Источник этой информации - построенное в мозге отображение , или модель среды. Во-вторых, это информация о текущей ситуации. Эта информация поступает по сенсорным каналам и актуализирует соответствующий ей фрагмент модели среды. И та и другая информация используется для выбора варианта поведения на основе оценки вариантов приращения целевой функции на рассматриваемых локальных шагах поведения.

Если задача описывается рассмотренной нами ранее упрощенной формальной схемой, то выбор варианта поведения осуществляется по формуле:

Эта же формула лежит в основе "эмоциональной" оценки сравниваемых вариантов поведения. Общие принципы сведения более сложной реальной задачи поведения или управления к этой упрощенной схеме рассматриваются в "Формальная модель поведения" и в последующих лекциях. В реальной задаче управления формула подсчета приращения целевой функции при управлении по критерию maxT может быть иной.

Формула для выбора варианта поведения приведена здесь для иллюстрации того, каким многоплановым может быть процесс принятия решения в сложной динамической системе. Получение дополнительной информации может изменить количественную оценку как любого имеющего значение параметра , так и сравниваемых вариантов управления . Соответствующее изменение значения целевой функции или эмоциональной оценки в случае поведения может происходить и в положительную, и в отрицательную сторону. Абсолютное нормированное по значению целевой функции. В таких случаях иногда говорят об отрицательной ценности информации. Представляется, что в этом случае правильнее говорить не об отрицательной ценности, а о дезинформации. Значимость дезинформации, в принципе, можно измерять также, как и ценность информации, например, по изменению целевой функции.

Для определения ценности с использованием приведенных выше формул информацию нужно получить и решить задачу с ее использованием либо на локальном шаге поведения, либо до конца. В обоих случаях определение значимости полученной и уже использованной информации особого смысла не имеет.

Полезной была бы какая-то быстрая априорная предварительная оценка и отбор важной информации из большого входного потока. Например, для оперативного управления полезно по каким-то простым признакам отсеивать ненужные сообщения, отбирать нужные документы, назначать нужные встречи и т. п. Также по каким-то внешним признакам можно устанавливать градации важности (ценности) входной информации и соответствующие приоритеты ее приема и использования. В такой постановке задача определения ценности информации для ее предварительного "просеивания" близка задаче распознавания. Точного решения такая задача в общем случае не имеет. Использование построенных на основе опыта эвристик и решающих правил сопряжено с риском ошибиться.

В полном объеме работа доступна только для официальных пользователей Бэкмологии. Для остальных имеется возможность приобрести работу за 500 рублей. Обращаться: becmology at gmail.com

Вопрос о ценности той или иной информации в повседневной практике любого взрослого человека или компании встает так часто, что наличие у них понимания категории «ценность информации» считается чем-то само собой разумеющимся. Люди неизменно связывают такую ценность с полезностью и выгодой для себя, т.е. информация ценна, если полезна/выгодна. Казалось бы, все ясно, дальше говорить не о чем. Но даже при самом поверхностном анализе данной темы, возникает множество интересных деталей, связанных с восприятием ценности информации и воздействием на него.

Мало того, что шкала информационной ценности у каждого индивида разная, ее еще можно легко изменять, и вокруг этого изменения и сосредотачиваются усилия целой армии управленцев, продавцов, писателей, политтехнологов. Конкуренция за потребителя переросла в конкуренцию в сфере каналов оказания психологического воздействия. Теоретики менеджмента разработали специальные средства для управления ценностями покупателей. В социальной сфере применяются изощренные технологии, воздействующие на механизмы формирования ценностей у различных социальных групп. Интерес к данной теме с каждым годом растет, ведь управление восприятием ценности информации предоставляет воистину неограниченные возможности. Несомненно, каждый понявший это и освоивший данную «науку» сможет быстрее добиваться своих целей, а цели, которые он ставит перед собой, станут более рациональными. А для начала надо перестать смешивать понятия «психологическое воздействие» и «управление ценностью информации».

Общепринятое определение ценности информации формулируется следующим образом. Ценность информации зависит от цели ее получателя. Чем в большей мере информация помогает достижению цели, тем более ценной она считается. В случае достижимости цели несколькими возможными путями ценность информации можно определить по приносимому этой информацией сокращению затрат ресурсов (материальных, временных).

Хотя в принципе и понятно, о чем идет речь, но данное определение явно требует расшифровки, ведь за ним скрывается множество деталей, которые и придают термину «ценность информации» полное право на существование.

Ценность (стоимость) информации определяется не исходя из затраченного на ее производство труда, а на основе ее ценности для потребителя. Ценность будет пропорциональна оцениваемой сумме извлекаемой ее потребителем выгоды. Причем если выгода не может быть получена немедленно после получения информации, ее стоимость уменьшается. Понижающий стоимость коэффициент актуальности будет тем меньше, чем более отдаленна и неопределенна перспектива использования информации. Так, низкая цена всякого рода обучающей литературы связана именно с крайне низким коэффициентом актуальности содержащейся в ней информации.

Ценность информации для ее потребителя будет максимальной, если сразу после ее восприятия индивид сможет ею воспользоваться с немедленным извлечением материальной выгоды. Критерий прямой оценки полезности полученной информации – это размер материальной выгоды . Все остальные критерии будут косвенными, т.е. не будут напрямую связаны с возможной материальной выгодой. Например, знание математики может принести несомненную пользу, удовольствие и даже материальную выгоду. Но чтобы эту выгоду получить, необходимо приложить немало дополнительных усилий: или стать репетитором и найти богатых учеников, или написать научную работу с выходом на значительный экономический эффект, или защитить диссертации и стать профессором в престижном университете.

Информация «ключ от квартиры, где деньги лежат» является значительно более ценной для любого индивида, нежели информация об особенностях психики руководителей, мотивации персонала в условиях кризиса, принципах построения эффективных команд и т.п. Итак, ценная информация всегда должна содержать некую прямую инструкцию для получения или экономии дефицитного ресурса.

Если информации очень много, то ее ценность неизбежно падает. Это, по всей вероятности, происходит в связи с чисто психическими особенностями системы восприятия человека. Интерес к информации рассеивается, если для нее нельзя сразу расставить четкие акценты, важные для принятия решения о ее использовании.

С позиций обозначенного критерия оценки ценности информации – размера получаемой материальной выгоды «здесь и сейчас» – ценность любой книги будет практически нулевая. Об этом ярко свидетельствует ее цена. В цену заложена стоимость производства и распространения, комиссионные издательства и авторский гонорар. Как правило, авторский гонорар автора напрямую зависит от тиража. Авторские отчисления обычно составляют 5-12% от суммарной стоимости тиража. Стоимость тиража рассчитывается просто: надо отпускную цену одной книги умножить на количество книг (тираж). Отпускная цена издательства на момент 2010 года составляла примерно 70-80 рублей за одну книгу в твердом переплете. Накрутку 100-300% делают продавцы. Размер авторского гонорара за книгу, выпущенную тиражом 11000 экземпляров, составит примерно 50 тысяч рублей. Такой гонорар едва ли покрывает расходы на написание книги.

Издать свой труд можно с помощью литературного агентства. На начало 2015 года сумма вознаграждения автору составляет, как правило, около 1800 рублей за один авторский лист (40000 знаков с пробелами). Это 45 рублей за тысячу знаков. Для сравнения, не более 50 рублей за 1000 знаков без пробелов получают так называемые копирайтеры, пишущие статьи на заказ для веб-сайтов. Цель создания таких статей одна – продвижение (улучшение позиций) сайта в поисковых системах Яндекс и Гугл. В таких статьях ни о какой смысловой нагрузке речи быть не может. Значение в них имеют только ключевые слова, по которым потребитель ведет поиск товаров в Интернет. Таким образом, труд автора приравнивается к мало интеллектуальному труду копирайтера/рерайтера. Об этом напрямую свидетельствует получаемый им чисто символический гонорар.

Как правило, авторы издают книги, чтобы получить определенную известность. Многие писатели согласны остаться без денег, лишь бы только их книга была опубликована. Книги известного автора издаются и переиздаются большими тиражами. Вот здесь и появляются внушительные гонорары. Однако связаны они отнюдь не с ценностью предоставляемой информации, а с масштабом коммерческого проекта.

Известность сулит автору множество материальных выгод. Его просят за определенную плату выступить в СМИ, написать рецензию, прочитать лекцию, выступить с презентацией. «Свадебный генерал» необходим для придания большей общественной ценности процессу извлечения материальной выгоды. Например, фирма, производящая компьютеры, в маркетинговых целях для «раскручивания» собственного бренда использует хорошо всем известных людей искусства. Вполне естественно, что товар, ассоциированный с популярным в народе лицом, покупается лучше, а в конкурентной борьбе побеждает более известный бренд.

Люди, не обладающие ценной для них информацией в плане извлечения из нее выгоды «здесь и сейчас», вынуждены продавать свои услуги. Они либо продают свой квалифицированный труд, либо торгуют находящейся в их распоряжении информацией, представляющую немалую ценность для других. Юрист, хорошо знающий законы, может помочь бизнесмену выпутаться из трудного положения. Математик может сделать статистический анализ продаж и увидеть некий важный для маркетинга тренд. Геодезист продает свои услуги по исследованию местности строительной компании, которая хочет возвести в этой местности жилые дома. Изобретатель продает свои патенты фирме-изготовителю, государственный чиновник продает различные секреты политикам и бизнесменам и т.п.

Таким образом, имеется немалая категория людей, для которых ценность информации определяется не выгодой «здесь и сейчас», а выгодой, которую они могут получить, каким-то образом используя ее в будущем. Здесь речь может идти о потенциальной ценности информации. Приходим к выводу – важно не обладание информацией, а исключительно ее использование. Только когда знания используются для какой-то цели, они действительно важны и обладают ценностью. Ценность знаний можно выразить через эффективность их использования на практике.

Информация, которая содержится в книге, выбранной физиком, как правило, не будет иметь никакой ценности для бухгалтера, аналогично информация в книге, выбранной бухгалтером, – для физика. Оба случая подразумевают наличие очень общих отдаленных поведенческих целей: получить экономическое или математическое образование, т.е. построить специальные отображения проблемной среды. Количественное определение ценности потенциальной информации в этих случаях вряд ли возможно.

Итак, ценность информации – более общее свойство, чем полезность информации. Помимо полезной информации, то есть реализованной информации, информация может обладать потенциальной ценностью, быть отложена для решения будущих задач.

Истинно рационального человека заинтересует только информация, приносящая прибыль «здесь и сейчас». Но кто же ему такую информацию добровольно предоставит?! Зачем кому-то отдавать в руки «несущую золотые яйца курицу»? Значит, рационал должен заставить кого-то производить полезную информацию. Но где гарантия, что подневольный станет усердно работать на господина и выдаст ему очередную технологию обогащения? Скорее он создаст смертоносное орудие, дабы избавиться от гнета ненавистного ему господина. Здесь, правда, имеется вариант, что рационал обменяет ценную информацию на достойное вознаграждение – и так вроде бы устроена экономика. Однако, как на деле работает экономический обмен, всем нам хорошо известно.

Предпринимателя всегда мыслит вполне конкретными категориями, в поле его непосредственных интересов – лишь затеянный им процесс извлечения материальной выгоды (получение дефицитных ресурсов), и он с готовностью платит за услуги, которые имеют прямое отношение к этому процессу. Траты на модную одежду, деликатесы, образование, развлечения и отдых – это косвенные затраты в процессе жизнедеятельности, четко ориентированном на извлечения материальной выгоды. Так, в экономике косвенные затраты – это затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут быть напрямую отнесены на себестоимость изготовления продукции (оказания услуг, предоставления работ) предприятием или организацией. Состав косвенных расходов четко определен в экономике предприятия, для отельного индивида он будет примерно таким же. В периоды кризиса экономить в первую очередь начинают именно на косвенных расходах – данная закономерность проявляется повсеместно.

Получаемая предпринимателем информация обладает для него максимальной ценностью и он с готовностью за нее платит, если может использовать ее непосредственно в процессе извлечения материальной выгоды. Все остальное – это уже лирика. Любая информация, не имеющая прямого отношения к извлечению выгоды, как правило, финансируется по остаточному принципу. Правда, имеются специальные технологии искусственного повышения ценности информации, благодаря которым можно заставить индивида активно потреблять предлагаемые ему сведения. Большинство таких технологий хорошо описано и информация о них находится в открытом доступе. Однако данная информация не расценивается людьми как ценная, поскольку не дает материальной выгоды «здесь и сейчас». Таким образом, человек оказывается почти незащищенным от социального программирования, что является скорее закономерностью, чем неким досадным недоразумением. Исключение составляют люди с ярко выраженными способностями к созданию вокруг себя устойчивого микромира, это как правило, крайне талантливые, масштабные и продуктивные люди (предприниматели, ученые, деятели искусства).

Если человек хочет быть обманутым, вряд ли аргументы о необходимости противодействия обману смогут его переубедить. Психологи много говорят об иррациональности поведения человека и не могут найти данному феномену объяснение. В общем, получается, что знание закономерностей не означает, что из них будет извлечена материальная выгода. Все дело в том, что человек не способен одновременно заниматься обеспечением своей материальной выгоды и находиться на уровне абстракции, с которого можно контролировать себя, рационально оценивать собственное поведение. Скорее всего, в будущем такой способностью будут обладать биороботы и кибербиологические образования. Человеку же суждено в полной мере вкушать достоинства и недостатки собственной иррациональностью без каких бы то ни было шансов преодолеть ее.

Люди постоянно демонстрирую нерациональность собственного поведения, которую некоторые даже называют глупостью, а надлежащих уроков никто из этого не собирается извлекать. Философ объяснит такое поведение с позиций диалектики, пытаясь успокоить себя и других, мол, все происходит вполне закономерно. Отдельному индивиду вроде бы только и остается поступать так, как мы запрограммированы, т.е. делать заведомо нерациональные вещи с интуитивным осознанием всей нецелесообразности этого занятия.

Однако группа индивидов, объединившихся для достижения определенной цели в систему, подобным образом себя уже не ведет. Для контроля и рациональной оценки своей целенаправленной деятельности коллектив людей вынужденно использует специальные инструменты, важнейшим из которых является...

конец фрагмента...

Каких только определений сегодня нет у термина «информация»! Говорят, что их насчитывается более сотни. Что это значит? Наверное, то, что специалисты, изучающие этот термин, не всегда до конца понимают предмет своего исследования. Для того чтобы понять, что на самом деле обозначает данное слово, следует обратиться к его этимологии.

Из глубины веков

Лингвисты полагают, что своими корнями оно восходит к Востоку и образовано от арабского глагола «ъарафа», имеющего значение «знать, узнавать». Древние греки не понимали, как правильно нужно читать данное слово, поэтому на всякий случай читали его в обе стороны. Так получились: форма и морфа. Синонимы. Иное образование от: маърифа, это «то, что я знаю». Тут отображается весьма значительное различие между двумя часто не различаемыми специалистами. Информация в качестве различия между вещами и понятиями, а также информация в качестве знания. Но не станем так глубоко углубляться в значение данного слова. Пожалуй, значительно важнее сегодня, какую роль этот термин стал играть в нашем мире. А его значение невозможно недооценить.

Новое время - новые термины

Информация - это больше, чем просто знания. Обладание ею предоставляет колоссальные возможности как в бизнесе, так и в политике. Она стала важнейшим ресурсом государства. Информацию оценивают так же (если не выше), как и основные природные, экономические, трудовые, Ряд психологов утверждает, что человечество разумное медленно, но верно превращается в информационное. И кстати, вместе с традиционным методом управления обществом (тем же административно-организационным) и отдельными людьми все большую популярность набирает особый метод централизованного воздействия на население - метод информационного правления. И в самом деле. С развитием масс-медиа, и в частности Интернета, сложилась такая ситуация, что информация - это инструмент воздействия на умы потребителей. Поэтому она стала встречаться нам повсюду. Ее стало так много, что потребителям ежедневно приходится ее фильтровать, отсеивая «мусор». А иначе можно попасть под ее влияние и превратиться в зомбированное, полностью подконтрольное существо.

В наш стремительный век появилось понятие «энтропия информации». Что это такое, спросите вы? Это критерий хаотичности информации, неопределенность появления некоего символа первичного алфавита. В условиях отсутствия информационных потерь она численно равняется на символ передаваемого сообщения.

Информация - это больше, чем просто власть

На Западе давно оценили значимость информации. Администрация Соединенных Штатов на государственном уровне рассматривает ее как стратегический ресурс. Его можно получить в результате обработки и анализа данных при помощи специализированной системы анализа. Естественно, что защита информации в США стоит на очень высоком уровне. Этим постоянно занимаются, пожалуй, самые засекреченные службы - ФБР и ЦРУ. Таким образом, в 21-м веке информация - это и ресурс государства, и предмет торга с другими государствами. Она стала столь же дорогой, как нефть или золото.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: