История пульта от телевизора. Промышленное производство и строительство. Прогресс не стоит на месте

Пульт дистанционного управления – самый востребованный на сегодня электронный прибор для домашнего использования. Многие производители телевизоров, аудиотехники и бытовых приборов практически не используют внешние органы управления, вынося их где-то в незаметном месте либо вообще отказываясь от них. Работу дистанционного пульта мы рассмотрели в предыдущей статье. А сейчас хотелось бы пролить свет на его историю.

Точно сказать, кто придумал самый первый пульт дистанционного управления достаточно сложно, поскольку ранее этому устройству приписывали самые разнообразные предназначения. Одно из самых первых устройств для дистанционного управления другим устройством, в данном случае лодкой, в 1898 году представил Никола Тесла . Это была радиоуправляемая лодка под названием «телеавтомат», которую великий ученый представил публике на электровыставке на Медисон-сквер-гарден.

В 1903 году испанский инженер, математик и изобретатель Леонардо Торез Куведо представил общественности Telekino – робота который выполнял простейшие команды, переданные с помощью радиоволн. Через три года Торез в присутствии короля Испании продемонстрировал управление лодкой при помощи своего Telekino с небольшого корабля. Однако, не смотря на то, что ученый запатентовал свое изобретение, дальнейшие изыскания в этом плане он не проводил из-за банального отсутствия денежных средств на исследования.

Начиная с 1930-х годов разработки по созданию пульта дистанционного управления велись в основном военными и для военных нужд. В 1932 году была создана первая в мире радиоуправляемая модель летательного аппарата (аэроплана).

Однако вернемся, как говорится ближе к теме. Нас в первую очередь интересует пульт дистанционного управления для домашней бытовой техники. Первый проводной пульт (соединенный электрическими проводами с устройством) для телевизора создал в начале 1950-х годов Юджин Полли – сотрудник американской компании Zenith Radio Corporation. Первый же беспроводной пульт был разработан чуть позже в 1955 году . Принцип его работы был идентичен теперешнему – луч света посылался на фотоприемник. Однако в конструкции был существенный недостаток. Фотоприемник телевизора воспринимал свет не только с пульта, но и от обычной лампы освещения, поскольку работал в видимом диапазоне. Это вызывало массу ложных срабатываний и неточность интерпретирования самих команд.

Через год в 1956 американец с австралийскими корнями Роберт Адлер разработал пульт дистанционного управления, использующий ультразвук. С его помощью можно было переключать каналы и задавать громкость в телевизоре. Хотя он был чисто механическим – каждая кнопка ударяла по пластине, которая извлекала при этом шум на определенной частоте – его можно назвать электрическим, поскольку сам телевизор принимал и распознавал исходивший звук. С изобретением транзистора пульт был усовершенствован и существенно уменьшен в размерах. Вместо пластин стоял пьезоэлектрический кристалл, а в телевизоре устанавливался микрофон. Единственной недоработкой устройства была сильная помехо-неустойчивость – телевизор мог срабатывать и от обычного шума.

В 1974 году крупнейшие производители электроники того времени компании Grundig и Magnavox выпустили первый цветной телевизор, управляемый при помощи микропроцессора. Он имел пульт дистанционного управления на инфракрасных лучах (сейчас используется тот же спектр) и цифровую индикацию включенного канала.

До 1977 года пульты управления имели очень ограниченный набор функций – обычно позволяли только переключать каналы и менять громкость звука. С появлением телетекста, разработанного телевещательным гигантом BBC, производители телевизионных приемников были вынуждены значительно расширить функциональность, выпускаемых ими пультов.

В 1980-х годах Стив Возняк – один из основателей всемирно известной Apple – создал компанию CL9, которая должна была специализироваться на разработке и создании «дистанционок», умеющих управлять сразу несколькими электронными устройствами. В 1987 году компания представила свой пульт CORE, который можно было приспособить к разным устройствам, и который можно было программировать с помощью персонального компьютера.


История появления дистанционного управления, пульта ду.

Первые эксперименты по внедрению дистанционного управления ламповыми радиоприёмниками были предприняты немцами в конце30-х годов. Пульт ду представлял собой выносную панель управления, cоединённую многожильным кабелем с радиоприёмником. Нажатие кнопки на пульте ДУ замыкало цепь питания исполнительного элемента - электромагнитного реле или электродвигателя, установленного в радиоприёмнике. Подобная схема ДУ содержала довольно громоздкую электронную часть, и при этом пользователь был привязан электрическим кабелем определённой длины к аппарату.

Изобретателем пультов дистанционного управления является Роберт Адлер.

Адлер практически всю жизнь - с 1941 по 1999 год - проработал в корпорации Zenith. Именно Zenith в 1950 году создала первый пульт управления ТВ, соединявшегося с телевизором проводом. Этот проводной пульт получил название Lazy Bones ("лентяй") и позволят включать и выключать телевизор, а также переключать каналы.В 1956 году по предложению Адлера был выпущен беспроводной пульт Space Command, передающий управляющие сигналы посредством ультразвука. Первоначально конструкция пульта была чисто механической - для его работы не требовались батарейки, и за издаваемые им "щелчки" при нажатии кнопок он получил прозвище "clicker".

С повсеместным распространением бытовой электроники появляется идея использовать пульт ДУ и для управления радиоприемниками, радиолами и телевизорами. Однако отсутствие миниатюрных элементов питания и громоздкие электрические схемы того времени вынуждают производителей искать альтернативные решения.

Самое простое - кнопки управления выносятся на отдельную плату, которая подключается к устройству посредством длинного и толстого кабеля. При этом, размеры самого пульта ДУ зачастую могли поспорить с размерами иных современных ноутбуков. При желании пульт можно было отключить от устройства (большинство из них подключались посредством массивного разъема, превосходящего по размерам разъем SCART). Однако, в те годы это был настоящий прорыв. Люди по своей натуре ленивы, и пульты ДУ были обречены на популярность, так как решали такой риторический вопрос, как «кому сегодня переключать каналы или регулировать громкость звука?».

Первый такой пульт ДУ для телевизора был разработан в 1950 году компанией Zenith Radio Corporation. Он получил оригинальное название Lazy Bones (дословно «Ленивые кости»). Подобные приспособления использовались повсеместно, в том числе и на территории Советского Союза. Преимущества данной конструкции очевидно - исключительно низкая себестоимость, отсутствие необходимости использовать какие-либо дополнительные решения. Недостатки не менее очевидны; главный из них - толстенный кабель, не только ограничивающий удаление пользователя от телевизора, но и элементарно мешающий ходить. Думаю немало пользователей расквасили себе носы, запнувшись об этот кабель.

Компанию это не остановило и она представила новую версию ДУ . Новинка, получившая название Flashmatic. Кабель тут был заменен лучем видимого света. По сути, сам пульт являл собой самый обыкновенный фонарик, просто необычной конструкции, напоминающей пистолет. На самом же телевизоре было установлено четыре фотоэлемента (по одному на каждом углу экрана), каждый из которых отвечал за определенное действие - выключить телевизор, громче, тише и переключить канал. Разработал эту систему инженер Юджин Полли (Eugene Polley), работавший в компании.

Недостатки такой конструкции выплыли сразу. Прежде всего это были ложные срабатывания от ламп освещения или солнечного света. Достаточно было включить настольную лампу, чтобы телевизор начинал спонтанно увеличивать громкость или переключать каналы. Помимо этого, пользователи остались недовольны и необходимостью запоминать какой именно угол экрана отвечает за то или иное действие. От разработки быстро отказались.

От использования в деле ДУ радиоволн отказались сразу же. Прежде всего по причине того, что для радиоволн практически нет преград и переключая свой телевизор пользователь мог переключать телевизоры по всему дому. Да и электрические схемы для этого потребовались бы слишком уж сложные и дорогие.

В 1956 году американский ученый австрийского происхождения Роберт Адлер, также работавший в Zenith Radio Corporation, предложил использовать для передачи сигнала ультразвук. Он разработал систему Space Command, которая работала по методу ксилофона - когда пользователь нажимал на кнопку пульт издавал определенный звук. В телевизор же был встроен микрофон, настроенный на восприятие именно этого звука. Следует отметить, что сам миниатюрный пульт ДУ (длиной приблизительно в 5 сантиметров!) был лишен каких либо электрических схем, а следовательно и не требовал дополнительного источника питания. Батарейки в те годы были все же не так распространены. Первая версия Space Command оснащалась тремя кнопками - переключение каналов в том или ином порядке и выключение телевизора. Несколько позже на нем появилась и кнопка включения/выключения звука.


Система была в разы надежнее и удобнее, нежели Flashmatic. Но недостатки проявились и здесь. Прежде всего это все те же ложные срабатывания: хотя их количество и сократилось, но полностью избавится от них не удалось - все же мы живем в мире наполненном звуками. Ложные срабатывания, к примеру, могли произойти при игре на музыкальных инструментах. К недостаткам можно отнести и то, что звуки издаваемые Space Command слышали домашние животные (кстати, люди с особо чувствительным слухом тоже). Вам понравится, если Ваша собака будет лаять каждый раз, когда вы переключаете канал? Немаловажным недостатком стало и увеличение стоимости самого телевизора - ведь для обеспечения работы пульта ДУ теперь требовалось и специальное оборудование. И хотя появление транзистора позволило значительно удешевить эту систему, цена на нее была все же весьма высокой, что переводило телевизоры оснащенные пультом ДУ в разряд роскоши, доступной далеко не всем.

Но именно Space Command стал первым по настоящему массовым пультом ДУ . До начала 80-х годов именно пульты такого типа доминировали на рынке, продаваясь миллионами штук, что прославило Роберта Адлера, как «создателя пульта ДУ », хотя в своих кругах ученый знаменит вовсе не этим - для того, чтобы составить подробное описание всех его открытий и изобретений, потребуется не один увесистый том; достаточно лишь сказать, что Роберт Адлер получил аж 180 патентов.

Шло время, возможности телевизоров увеличивались. Требовались и более совершенные пульты ДУ . Электромеханические системы уже не могли справится с возложенными на них функциями. Тогда то и возникла идея использовать для передачи сигнала инфракрасное излучение, невидимое глазом (по крайней мере человеческим). В основу таких устройств легли разработки ITT Corporation.

Принцип работы относительно прост - пульт передает на приемник сигнал определенной частоты. Затем происходит демодуляция сигнала с последующим действием. Сегодня обычно используется цифровая обработка сигнала. Благодаря тому, что пульт работает лишь в тот момент, когда пользователь нажимает на кнопку, а энергопотребление у его «начинки» крайне низкое, время автономной работы от самых обычных батареек исчисляется месяцами, а то и годами.

Появление новой технологии преобразило облик пульта ДУ . Из миниатюрной коробочки с четырьмя кнопками они превратились в устройства со множеством возможностей. Уже никого не удивляют пульты с десятками кнопок и экранами для отображения важной информации. Специалисты по эргономике добрались и до этой ниши, создавая подчас решения, боле напоминающие космические корабли будущего, нежели простой пульт.

Растущие возможности

Уже в конце 80-х годов прошлого века стало ясно, что одного пульта ДУ в доме явно недостаточно. Производители стали оснащать ими все подряд: телевизоры, музыкальные центры, кондиционеры, гаражные ворота... Появилась мечта об одном универсальном пульте ДУ .

Однако все не так просто, как кажется. Различные производители для различных устройств используют совершенно разные сигналы. А следовательно, создать пульт, способный запомнить все существующие схемы весьма затруднительно. В лучшем случае, мы получим пульт, работающий с ограниченным количеством устройств от именитых производителей.

У истоков создания программируемого пульта стоит ни кто иной, как Стефан Возняк, более известный как создатель знаменитого компьютера Apple 2. Именно он основал компанию CL9, которая занималась созданием программируемого пульта ДУ . Первая разработка была представлена в 1987 году. Однако коммерческого успеха не имела - система оказалась слишком сложной для рядового пользователя.

Подобные попытки предпринимаются до сих пор. Однако с тем же успехом - в результате получаются дорогостоящие и слишком сложные устройства. Подчас создаются настоящие монстры, оснащенные не только огромным количеством кнопок, но и цветным сенсорным экраном. Такие устройства - мечта фанатиков технического прогресса, но никак не простого пользователя.

Более менее успешны универсальные пульты ДУ , созданные для связки двух-трех устройств. Например телевизор и DVD проигрыватель (и то при условии, что они у вас известных производителей).

Предпринималась попытка приспособить в качестве пульта мобильные устройства, вроде КПК или смартфонов, оснащенных инфракрасным портом. Однако и тут возникали схожие проблемы - Вы можете себе представить домохозяйку, которая приобретает себе КПК, затем устанавливает на нее специальную программу и тратит пару вечеров на ее настройку? И присущ такому решению один небольшой, но существенный недостаток: КПК, как и любой компьютер, может форменным образом «заглючить» в самый неподходящий момент; потребуется перезагрузка либо самого устройства, либо программы, что займет слишком много времени. Да что говорить, сама процедура включить КПК и запустить нужную программу займет уйму времени. Пульт же тем и удобен - взял и сразу переключил.

Пару раз мне встречались и такие экзотические смеси, как МП3-плееры со встроенным пультом ДУ . Решение конечно же оригинальное, но появилось оно скорее из рекламных соображений: плеер оснащенный дополнительными возможностями. Сомнительно, что кто нибудь воспримет ее всерьез.

Разработки продолжаются. Я думаю, что создатель уникальной и по-настоящему удобной системы, позволяющей создать универсальный пульт ДУ не умрет в бедности (при условии, что вовремя запатентует ее).

Недалекое будущее

Еще относительно недавно наличие меню управления у телевизора было настоящей экзотикой. Ныне же даже самые дешевые модели имеют нечто подобное. И сложности этого меню растут как на дрожжах. Время, когда обычного пульта ДУ будет явно недостаточно, уже не за горами.

Что предпримут производители? И хотя предсказывать развитие электроники - дело неблагодарное (хотя и жутко интересное), я все же рискну составить краткосрочный прогноз. По моему мнению, будущее пульта ДУ - в приспособлениях работающих по типу контроллеров используемых игровой консолью NintendoWi . Совмещение кнопок и пространственного позиционирования может дать отменные результаты. Представьте себе простой пульт маленьких размеров, оснащенный одной единственной кнопкой. Зажали кнопку и слегка взмахнули пультом вверх - увеличилась громкость, влево - переключился канал. Для более сложных действий и более сложные манипуляции. Отказ от устаревших ИК-передатчиков, и использование беспроводного интерфейса вроде Bluetooth позволит использовать пульт даже из другой комнаты, не боясь переключить телевизор соседа. Кстати, запоминать какое именно действие вызывает ту или иную функцию совсем необязательно - при нажатии на кнопку на экране телевизора может появляться простенькая схема-напоминание.

Тот пример, что я только что привел, очень прост. В реальности все может быть гораздо «продвинутее» и интереснее. До появления iPhone никто и представить себе не мог появления интерфейса, способного изменить само представление о том, каким может быть мобильный телефон. Возможно, что в случае с пультом ДУ все будет именно так.

Первый телевизионный пульт создал Юджин Полли в Соединенных Штатах Америки в начале 50-х годов. Он был проводным и подсоединялся напрямик к телевизору. Понятно, что подобное устройство не отвечало требованиям времени.

Желание облегчить переключение телеканалов заставляло ученых думать и изобретать дальше. В 1955-м году был сконструирован прототип современного дистанционного пульта.

Устройство получило название Flashmatic и представляло собой обыкновенную лампочку, посылающую световой сигнал на один из четырех приемников по периметру телевизора. Работал телепульт только в полной темноте.

При дневном или электрическом свете фотоны, попадающие на приемник-индикатор, переключали программы в произвольном порядке, что тоже было неудобно.

Первый беспроводной пульт ТВ

Пластины пульта посылали звуковой сигнал , который распознавал чуткий телевизионный микрофон и переключал каналы. В этом устройстве также присутствовала возможность регулировки громкости. Права на разработку принадлежали корпорации Zenith – дочерней компании всемирно известной LG Electronics.

Позже, в 1997 году, Роберт Адлер и Юджин Полли были удостоены премии «Эмми» Национальной академии телеискусств за своё прогрессивное, инновационное изобретение. Оба гениальнейших изобретателя ныне мертвы. Роберт скончался в 2007 году в Бойсе (Айдахо, США), а Юджин в 2012 в Чикаго (США).

Предпосылки технологического прорыва

Попытки управлять машинами и механизмами на расстоянии предпринимались и ранее. Например, Никола Тесла при жизни сконструировал лодку Telautomaton с дистанционным управлением . Лодка впервые была продемонстрирована в Америке на выставке достижений электрики в Мэдиссон Сквер Гарден в 1898 году.

Первые телевизоры марки «Электрон» в СССР также можно было переключать между каналами простым обесточиванием. Шнур для переключения просто выдергивали из розетки и снова присоединяли. Но изобретение дистанционного телевизионного пульта, как он есть в наши дни, бесспорно, принадлежит Юджину Полли и Роберту Адлеру.

Сегодня сложно представить, что еще каких-то сто с лишним лет назад человечество могло обходиться без телевидения. Такая техника стала привычным членом семьи, развлекая, обучая и информируя остальных домочадцев. В связи с этим интересно будет узнать, кто изобрел первый телевизор.

Очень важно отметить то, что перед появлением самого первого телевизора, было изобретено радио. Здесь мнения по поводу его «отцов-основателей» разнятся: отечественная точка зрения называет имя изобретателя радио №1 А.С. Попова, а за рубежом эту же проблему исследовали Маркони, Тесла, Бранли.

На вопрос, кто же именно изобрел телевизор, нельзя дать однозначный ответ. Далее можно назвать имя Пауля Нипкова. Именно он стал тем, кто придумал специальный прибор - диск, названный его именем. Изобретение произошло в 1884 году. Именно радиосигнал и механическая развертка стали причиной появления телевидения.

Немногие знают, что именно с помощью диска Нипкова получалось построчно считывать изображение и передавать далее на экран. Предприимчивый Джон Берд из Шотландии в конце двадцатых годов прошлого века и разработал первый телевизор, основывавшийся на этом принципе. Созданный проект он стал успешно реализовывать.

John Logie Baird

Лидерство механических телеприемников от одноименной корпорации Baird закрепилось за такими аппаратами вплоть до 30-х годов. Картинка была четкой, но без звука. Однако будущее было предопределено: оно принадлежало электронно-лучевой трубке.

Изобретение и использование ЭЛТ

Мировая тенденция технического превосходства заставляла лучшие умы работать на благо прогресса: работа над изобретением электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) велась во многих странах. Опять же стоит выделить вклад российских ученых - в 1907 году патент на подобную разработку получает Борис Розинг. Но пришел он к этому, основываясь на предыдущих открытиях.

И здесь можно привести краткий экскурс в историю. Можно вспомнить, что еще немец Генрих Герц в 1887 году открыл влияние света на электричество: так появился фотоэффект. Тогда он не смог объяснить, в каком качестве и для чего нужен фотоэффект. Это за него сделал год спустя Александр Столетов, который попытался сконструировать прообраз современных фотоэлементов, когда был изобретен прибор «электрический глаз». После него многие ученые пытались объяснить природу этого явления. К их числу можно отнести и Альберта Эйнштейна.

Важны и иные открытия, повлиявшие на будущее возникновение телевидения. К примеру, в 1879 году англичанин-физик Уильям Крукс создает вещества (люминофоры), способные светиться под воздействием катодного луча. А Карлом Брауном даже была сделана попытка создать будущий кинескоп. Как раз благодаря этому брауновскому кинескопу и смог обосновать теорию получения таким образом изображения уже упомянутый нами Борис Розинг. А в 1933 году его ученик Владимир Зворыкин создал первый телевизор с иконоскопом - так он назвал электронную трубку.

Именно Зворыкина и считают «отцом» современного тв. Даже первый в мире телевизор создавался в его одноименной американской лаборатории (он был эмигрантом, покинувшим страну после Октябрьской революции). А в 1939 году появились первые модели для массового производства.

Это привело к тому, что в дальнейшие годы первые телевизоры активно завоевывало страны Европы - сначала в Великобритании, Германии и так далее. Сначала все изображение передавалось в оптико-механической развертке, но потом, с повышением качества изображения, состоялся переход на развертку луча в электронно-лучевой трубке .

Первые телевизоры в СССР появились уже в 1939 году — их стал выпускать ленинградский завод «Коминтерн». Принцип работы заключался в действии диска Нипкова, а потому такую приставку, имеющую экран 3 на 4 см, надо было подключать к радиоприемнику . Затем требовалось переключить радио на другие частоты - в результате можно было смотреть те передачи, которые транслировались в европейских странах.

Интересно было и то, что такие первые телевизоры могли изготовить все желающие. Специально для этого в журнале «Радиофронт» была размещена соответствующая инструкция.

Регулярная телетрансляция была начата в 1938 году Опытным Ленинградским центром. А в столице телепрограммы стали выходить в эфир примерно через полгода. Интересно, что в каждом из телецентров этих городов использовались разные стандарты разложения, что требовало использования определенных моделей техники.

  1. Для приема передач Ленинградского телерадиоцентра использовалось телеустройство «ВРК» (в расшифровке - Всесоюзный радиокомитет). Это был прибор с экраном 130×175 мм, работу кинескопа в котором обеспечивали 24 лампы. Принцип работы - разложение на 240 строчек . Интересно, что в тридцатых годах прошлого века было выпущено 20 экземпляров подобного устройства. Такая техника устанавливалась в домах пионеров и дворцах культуры с целью коллективного просмотра.
  2. Московский телецентр вел вещание с разложением на 343 строки - это воспринималось приборами «ТК-1». Здесь уже подразумевалось более сложное устройство с 33 лампами. Только за 1938 год их было выпущено 200 штук, а к началу Великой Отечественной войны — 2 тыс. экземпляров.

На этом изыскания инженерной мысли человека не останавливались - должны же были рано или поздно появиться и упрощенные модели. Например, на ленинградском заводе «Радист» в 1940 году был предложен серийный вариант «17ТН-1», который мог воспроизводить программы как телевидения Ленинграда, так и Москвы. Производство было запущено, но до начала военных действий успело выйти всего 2 тыс. штук.

Также можно привести пример упрощенной модели под названием «АТП-1» (Абонентский телевизионный приёмник №1) — он являлся прообразом современного кабельного абонентского телевидения. Его выпускал Александровский завод перед войной.

Когда телевидение стало цветным

Все вышеописанное рассказывает о передаче черно-белого изображения. Ученые же продолжали работать над тем, чтобы оно стало цветным.

Когда же появились цветные телевизоры? Впервые об этом начали задумываться еще во время механических телеприемников. Одни из первых разработок представляет Ованес Адамян, который еще в 1908 году получает патент на умеющий передавать сигналы двуцветный прибор . Нельзя не упомянуть Джона Лоуги Брэда, того самого изобретателя механического приемника. Именно им в 1928 году было собран цветной телевизор, который последовательно передавал три изображения при помощи синего, красного и зеленого светофильтра.

Но это были только попытки. Настоящий скачок в области развития цветного телевидения произошел уже после окончания Второй мировой войны. Раз все силы были брошены на гражданское производство, то это неминуемо привело к прогрессу в этой области. Так и случилось в США. Дополнительной подоплекой стало использование дециметровых волн для передачи изображения.

Это привело к тому, что уже в 1940 году американскими учеными была презентована система «Тринископ». Она была примечательна тем, что в ней были использованы три кинескопа с различными цветами от люминофорного свечения, каждый из которых воспроизводил свой цвет изображения.

Что касается отечественных просторов, то в СССР аналогичные технические разработки стали появляться только в 1951 году. Но уже год спустя и простые телезрители могли увидеть пробную цветную трансляцию.

В 70-е года телевизор стал привычным техническим прибором во многих домах мира. Советское пространство не стало исключением, единственное, что стоит отметить: цветные телеприемники оставались в нашей стране дефицитными практически до конца восьмидесятых годов прошлого столетия.

Прогресс не стоит на месте

Изобретатели пытались улучшить полученный результат - так в 1956 году появился пульт дистанционного управления. Кто создал подобное полезное устройство? Он был разработан Робертом Адлером в 1956 году. Принцип его работы заключался в передаче ультразвуковых сигналов , которые были промодулированы соответствующими командами. Самый первый пульт мог только управлять громкостью и переключать каналы, но и на тот момент это было довольно весомым заявлением.

Что касается инфракрасной версии пульта , то она появилась в 1974 году в результате разработок Grundig и Magnavox. Его рождение было продиктовано появлением телетекста, который требовал более точного управления, а, значит, тогда появились и кнопки. А уже в восьмидесятых годах пульт дополнительно используют как аналог геймпада, ведь тогда и телевизоры стали дополнительным монитором к первым бытовым компьютерам и игровым приставкам.

С появлением видеомагнитофонов появилась необходимость в дополнительном внедрении компонентного видеовхода (кроме уже имеющегося аналогового антенного).

С началом двадцать первого столетия эра кинескопов подошла к концу - начали появляться плазменные панели и жидкокристаллические телевизоры . А уже к 2010-м годам кинескопные модели были практически вытеснены с рынка плоскими устройствами в формате LCD и PDP. Многие из них могут подключаться к интернету и даже демонстрировать возможности просмотра 3D-контента.

Сегодняшний телеприемник мало похож на своего прародителя - он имеет функции домашнего медиацентра , сохраняя при этом функции просмотра эфирного и кабельного телевидения. И это уже не говоря о самом качестве изображения, передаваемого в стандарте высокой (а в топовых моделях и сверхвысокой) четкости.

January 10th, 2014

Произнося фразу «Лень – двигатель прогресса», обычно приводят в пример телевизионный пульт ДУ. На самом деле движущей силой, приведшей к появлению этого полезнейшего предмета, явилась вовсе не лень, а более сильное чувство – ненависть.

Юджин Макдоналд, основатель корпорации Zenith, выпускавшей телевизоры, просто ненавидел рекламу. В 1946 году он заявил, что концепция телевидения, существующего за счет рекламы, обречена на быструю гибель, поскольку рекламные деньги не будут окупать дорогие (по сравнению с радио) телепрограммы. По его мнению, наилучшей моделью вещания были бы платные каналы (как мы теперь видим, Макдоналд не так уж и ошибался). Однако реклама на ТВ не собиралась умирать, и тогда Макдоналд решил поспособствовать ее смерти. Он поставил инженерам компании задачу создать устройство, способное переключать каналы и выключать звук на расстоянии, чтобы владельцы телевизоров могли игнорировать рекламные ролики.

Первый пульт ДУ для управления телевизором был разработан Юджином Полли, сотрудником американской компании Zenith Radio Corporation в начале 1950-х. Он был соединён с телевизором кабелем. Его название – Lazy Bones, «Ленивые кости» – подчеркивало, что владельцу вовсе не обязательно вставать с дивана.

Пульт был соединен с телевизором проводом, при нажатии кнопки электромотор вращал механический переключатель каналов. Помимо того, что эти пульты были дорогими, хозяева часто спотыкались о тянущийся через гостиную провод, к тому же телеканалов тогда было очень мало, так что коммерческого успеха это изобретение не имело.

В 1955 году на рынок вышел Flash-Matic – первый беспроводной пульт в виде фонарика, который нужно было направить на один из фотоприемников, расположенных по углам передней панели (в зависимости от того, на какой угол светили, можно было переключать каналы, приглушать звук или отключать телевизор). Но и этот пульт не завоевал особой популярности. Фотоприемник телевизора воспринимал свет не только с пульта, но и от обычной лампы освещения, поскольку работал в видимом диапазоне. Это вызывало массу ложных срабатываний и неточность интерпретирования самих команд.

Нужно было что то лучшее …

В 1956 году радиоуправление выглядело многообещающим, но оно с равным успехом переключало каналы соседям, поэтому один из ведущих инженеров компании американец австрийского происхождения, Роберт Адлер, предложил использовать ультразвук. Маркетологи компании настаивали на том, чтобы устройство не имело батареек, и Адлер придумал гениальное решение – механический ультразвуковой излучатель.

В результате именно про Роберта Адлера говорят, что он «уложил» Америку на диван.

Справка:

Роберт Адлер за свою жизнь получил порядка 180 патентов на разнообразные устройства, которые нашли применение как в секретных разработках, так и в нашей повседневной жизни. Но славу ему принесло создание первого пульта дистанционного управления.

Родился 4 декабря 1913 года в Вене. Учился в Венском Университете. В 1938 году Адлер получил степень доктора философии в области физики. По причине того, что Адлер являлся евреем, после присоединения Австрии к фашистской Германии, его семья эмигрировала в США. Там он начал работать в 1941 году в исследовательском отделении фирмы Zenith Electronics.

После окончания войны занялся работой в области телевидения, а именно – создал несколько изобретений. С того момента вплоть до 2007 года оказал некоторое влияние на формирование современной телевизионной техники. Например, управляемая электроннолучевая вакуумная лампа значительно улучшила качество звука при передаче, за счет чего снизилась стоимость производства звуковых схем в телевизорах, что повлекло снижение стоимости самих телевизоров. За технологии поверхностных звуковых волн мы также должны быть благодарны Роберту Адлеру, поскольку основанные на ней частотные фильтры используются как в телевидении, так и в большинстве сенсорных экранов.

И хотя его заслугой считается изобретение и усовершенствование дистанционного управления, сам он считал своё изобретение пустяком, который не заслуживает особого внимания. И всё-таки, в историю Адлер вошёл именно как создатель ДПУ. В последнем интервью изобретатель сообщил, что пользуется тремя пультами и как все потребители, путается в них. А говоря о современных пультах, он отмечал, что многие дизайнеры, делающие пульты, понимают, что обычные люди до конца не знают, как эти пульты работают.

В 1980 году изобретатель удостоился награды «Медаль Эдисона» института IEEE . В 1982 году Роберт покину «Зенит», достигнув должности вице-президента и директора по исследованиям. Вплоть до 1999 года он занимал должность консультанта в фирме.

В 1997 Адлер совместно с Полли получили премию «Эмми», присужденную им Национальной академией телевизионных искусств. Свою последнюю заявку на патент Роберт подал в 2007 году, 1 февраля в области сенсорных экранов, незадолго до своей смерти.

Ну, а мы продолжим нашу историю.

Беспроводной пульт Zenith Space Commander работал по методу ксилофона. Он был механическим и использовал ультразвук для задания канала и громкости. Когда пользователь нажимал кнопку, она щёлкала и ударяла пластину. Каждая пластина извлекала шум разной частоты и схемы телевизора распознавали этот шум.

Следует отметить, что сам миниатюрный пульт ДУ (длиной приблизительно в 5 сантиметров!) был лишен каких либо электрических схем, а следовательно и не требовал дополнительного источника питания. Батарейки в те годы были все же не так распространены. Первая версия Space Command оснащалась тремя кнопками - переключение каналов в том или ином порядке и выключение телевизора. Несколько позже на нем появилась и кнопка включения/выключения звука.

Система была в разы надежнее и удобнее, нежели Flashmatic. Но недостатки проявились и здесь. Прежде всего это все те же ложные срабатывания: хотя их количество и сократилось, но полностью избавится от них не удалось - все же мы живем в мире наполненном звуками. Ложные срабатывания, к примеру, могли произойти при игре на музыкальных инструментах. К недостаткам можно отнести и то, что звуки издаваемые Space Command слышали домашние животные (кстати, люди с особо чувствительным слухом тоже). Вам понравится, если Ваша собака будет лаять каждый раз, когда вы переключаете канал? Немаловажным недостатком стало и увеличение стоимости самого телевизора — ведь для обеспечения работы пульта ДУ теперь требовалось и специальное оборудование. И хотя появление транзистора позволило значительно удешевить эту систему, цена на нее была все же весьма высокой, что переводило телевизоры оснащенные пультом ДУ в разряд роскоши, доступной далеко не всем.

Но именно Space Command стал первым по настоящему массовым пультом ДУ . До начала 80-х годов именно пульты такого типа доминировали на рынке, продаваясь миллионами штук, что прославило Роберта Адлера, как «создателя пульта ДУ », хотя в своих кругах ученый знаменит вовсе не этим - для того, чтобы составить подробное описание всех его открытий и изобретений, потребуется не один увесистый том; достаточно лишь сказать, что Роберт Адлер получил аж 180 патентов.

В 1960-х годах в пультах появились батарейки – излучатели ультразвука стали электронными, и только в 1980-х производители перешли на недавно появившиеся ИК-светодиоды. Компания Grundig совместно с Magnavox выпускают на рынок первый в мире цветной телевизор с пультом дистанционного управления, работающем посредством инфракрасных лучей. Примерно тогда же осуществилась и давняя мечта Макдоналда, умершего в 1958 году, – появилось массовое платное телевидение, спутниковое и кабельное. Увы, со временем реклама просочилась и на платные каналы, так что другая мечта Макдоналда – пульт ДУ – по-прежнему актуальна.

Толчок к появлению более сложных типов пультов ДУ появился в конце 1970-х, когда компанией Би-би-си был разработан телетекст. Большинство продаваемых пультов ДУ в то время имели ограниченный набор функций, иногда только четыре: следующий канал, предыдущий канал, увеличить или уменьшить громкость. Эти пульты не отвечали нуждам телетекста, где страницы были пронумерованы трёхзначными числами. Пульт, позволяющий выбирать страницу телетекста, должен был иметь кнопки для цифр от 0 до 9, другие управляющие кнопки, например для переключения между текстом и изображением, а также обычные телевизионные кнопки для громкости, каналов, яркости, цветности. Первые телевизоры с телетекстом имели проводные пульты для выбора страниц телетекста, но рост использования телетекста показал необходимость в беспроводных устройствах. И инженеры Би-Би-Си начали переговоры с производителями телевизоров, что привело в 1977-1978 к появлению опытных образцов, имевших гораздо больший набор функций. Одной из компаний была ITT, её именем был позже назван протокол инфракрасной связи.

В 1980-х Стивен Возняк из компании Apple основал компанию CL9. Целью компании было создание пульта ДУ, который мог бы управлять несколькими электронными устройствами. Осенью 1987 года был представлен модуль CORE. Его преимуществом была возможность «обучаться» сигналам от разных устройств. Он также имел возможность выполнять определённые функции в назначенное время благодаря встроенным часам. Также это был первый пульт, который мог быть подключён к компьютеру и загружен обновлённым программным кодом. CORE не оказал большого влияния на рынок. Для среднего пользователя было слишком сложно программировать его, но он получил восторженные отзывы от людей, которые смогли разобраться с его программированием. Названные препятствия привели к роспуску CL9, но один из её работников продолжил дело под маркой Celadon.

К началу 2000-х количество бытовых электроприборов резко возросло. Для управления домашним кинотеатром может потребоваться пять-шесть пультов: от спутникового приёмника, видеомагнитофона, DVD-проигрывателя, телевизионного и звукового усилителя. Некоторые из них требуется использовать друг за другом, и, из-за разобщённости систем управления, это становится обременительным. Многие специалисты, включая известного специалиста по юзабилити Jakob Nielsen и изобретателя современного пульта ДУ Роберта Адлера, отмечают, сколь запутанно и неуклюже использование нескольких пультов.

Появление КПК с инфракрасным портом позволило создавать универсальные пульты ДУ с программируемым управлением. Однако в силу высокой стоимости этот метод не стал слишком распространён. Не стали широко распространёнными и специальные универсальные обучаемые пульты управления в силу относительной сложности программирования и использования. Также возможно использование некоторых мобильных телефонов для дистанционного управления (по каналу Bluetooth) персональным компьютером.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: