Понятие информационной сферы общества. Информационная сфера. Структура информационной сферы

Cтраница 1


Информационная сфера - это сфера частотно-резонансных (и) волновых микро - и макродинамических процессов, которые можно аналитически описать синусоидой и трансцендентными (гармоническими) функциями. Информация - понятие безальтернативной глубинной сушности мироздания, явления и процессы которого осуществляются на основе поликорреляционных микро - и макродинамических взаимоотношений материализованных и дематериализованных сред, полей и их следов. Фундаментальными проявлениями информационных процессов являются электромагнитные, гравитационные (информационно-материальные), сильные и слабые ядерные поля. Все поля внутри однородной и изотропной среды обладают близкодействием. Электромагнитные и гравитационные (материальные) поля - дальнодействующие, так как распространяются на большие расстояния.  

Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.  

Информационная сфера представляется понятиями, с помощью которых можно формально описать и проанализировать информацию об объектной системе.  

Направленность современной информационной сферы характеризуется рядом особенностей, как-то: формирование информационных коммуникаций, глобальных информационных систем, единого мирового информационного поля. Эти особенности существенно изменяют концепцию организации информационной отрасли.  

Вспомогательные отрасли информационной сферы включают сферы деятельности и виды производств по обслуживанию основных информационных отраслей первичного информационного сектора и информационной деятельности отраслей вторичного информационного сектора. Это прежде всего отрасли, обслуживающие информационные технику, технологии и системы, а также их компоненты.  

Такое положение информационной сферы современного постиндустриального информационного общества обусловливает целый ряд его специфических черт.  

Модель построена наложением ограничений информационная сфера деятельности и диагностика творческих способностей с помощью эвристических игр на модель формирования мировоззрения личности.  

К этим проблемам развития информационной сферы регионов относятся следующие: проблемы индустриализации получения и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные.  

Очевидно, чтобы превратить информационную сферу в целостность, необходимо создать эти недостающие органы управления.  

Анализируется текущая ситуации в информационной сфере Республики Беларусь, рассматривается организационная структура формирования и реализации государственной политики развития информатизации и системы научно-технической информации, определяются основные направления развития систем информатизации в рамках государственной программы Электронная Беларусь, механизмы управления реализацией программы.  

В результате требуется ужесточение управления информационной сферы, что выразилось как в создании информационного монстра в виде соответствующего министерства, так и назначения на пост его главы.  

При принятии разработанной выше концепции информационной сферы народного хозяйства не представляет труда вычислить ее вес в экономике СССР, который представляет собой сумму весов отдельных отраслей, входящих в ее состав. По моим ориентировочным подсчетам, он превышает 50 % ВНП, что соотносится с показателями развитых капиталистических стран. Следовательно, и внимание к этой сфере со стороны нашего государства и правительства должно соотноситься с вниманием, которое оказывается ей в этих странах.  

Новые составляющие организационной структуры в информационной сфере народного хозяйства имеют двойственную природу. Во-первых, это - отражение того факта, что применение средств информатики вносит изменения в традиционные информационные виды деятельности и виды производства. Эти изменения выражаются в том, что информационная деятельность в них осуществляется в рамках новых информационных технологий и автоматизированных информационных систем. Во-вторых, появляются новые, нетрадиционные сферы деятельности и виды производств.  

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Информация и информационная сфера

Похожие рефераты:

Государственная политика в области информационных технологий. Правовое регулирование отношений в области разработки и использования средств связи и телекоммуникаций, использование информационных систем с архитектурой "электронного правительства".

Сущностные характеристики информации, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования. Виды информации, которые включены в перечень сведений конфиденциального характера. Специфика информации как объекта гражданских прав.

Понятие и классификация информации. Сущность, предмет, источники и принципы информационного права, направления его научного исследования. Описание императивных и диспозитивных методов правового регулирования. Характеристика информационных правоотношений.

Особенности правовой защиты информации как ресурса. Основные требования информационной безопасности и структура правовых актов. Сущность специального законодательства в области безопасности информационной деятельности, положения Федерального закона.

Нормативное регулирование правоотношений и государственной политики в области сети Интернет как базы информационных массивов, регулируемых в законодательстве Республики Беларусь. Задачи регулирования распространения вредной и незаконной информации в сети.

Рассмотрение особенностей режимов свободного и ограниченного доступа, документированной информации как основных разновидностей законодательного регулирования интеллектуальной продукции. Понятие коммерческой, банковской, служебной и государственной тайны.

Информационные отношения как основной предмет правового регулирования информационного права. Основные положения закона "Об информации, информатизации и защите информации". Оценка защиты сведений, составляющих государственную и коммерческую тайны.

Специфические особенности и юридические свойства информации. Субъекты информационных отношений и правовое регулирование отношений информационной собственности: Конституция РФ, патентное законодательство, законодательство о ноу-хау, авторское право.

Понятие и основные принципы обеспечения информационной безопасности. Важнейшие составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Понятие информационной войны.

Задача информационно-правового обеспечения государственной тайны - сохранение сведений, составляющих государственную тайну при соблюдении информационных прав и интересов личности и общества. Информационно-правовое обеспечение государственной тайны в РФ.

Особенность, виды, состав и классификация информационно-правовых норм. Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил с помощью санкций. Примеры диспозитивных и императивных информационно-правовых норм. Понятие гипотезы, диспозиции и санкции.

Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об отнесении сетевых информационных ресурсов (сайтов) к разновидности средств массовой информации. Освобождение от регистрации средства массовой информации.

Порядок поиска, получения и передачи информации, реализация права на них при обороте документированной и массовой информации согласно Конституции РФ. Ответственность за отказ в предоставлении информации и принципы правового регулирования отношений.

Информация как объект правоотношений. Понятие и основной предмет правового регулирования информационного права. Сущность и субъекты информационных отношений. Источники, нормы, основные вопросы стандартизации и сертификации информационного права.

Анализ имущества, работы, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности и нематериальных благ как объектов гражданских прав. Характеристика свойств (физическая неотчуждаемость, обособляемость, тиражируемость, релевантность) информации.

Незаконное распространение информации – то есть распространение информации, обращение которой ограничено законом. Поиск, сбор и накопление информации. Незаконное изменение информации и ее последующее распространение и иные нарушения порядка обращения.

Информационное пространство и его эффективность. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. Принципы государственной политики обеспечения информационной безопасности. Нормативно-правовые акты об информационной безопасности в РФ.

Сущность понятия "информационное право". Принцип приоритетности прав личности. Принцип свободного производства и распространения любой информации. Основные субъекты информационного права. Система информационного права, структура общей и особенной части.

Информация, как важнейшая часть современной коммуникативной системы. Правовое регулирование в области безопасности информации. Нормативно-правовые документы, регулирующие защиту информации. Организационно-правовые формы защиты государственной тайны.

Прежде всего, необходимо отметить, что понимание информационной сферы тесно связано с понятием природы информации, главным содержанием которой является образ отражения существующей действительности, т.е. той, которая связана с человеческой деятельностью. Нет такой ее области, которая бы не отражалась в сознании человека. Поэтому информационная сфера имеет непосредственное отношение или связь со всеми областями деятельного человеческого поведения.

Известно, что человеческая деятельность проходит в определенных пространствах и имеет какую-то протяженность, что отражается в соответствующих формах информации. При этом необходимо отметить, что информационная деятельность в современных информационно-телекоммуникационных формах, как правило, не ограничивается территориальными границами, поскольку распространение сигнала в физической среде практически безгранично.

Нельзя не отметить и временной фактор распространения информации. Совершенствование физических и технологических возможностей передачи и получения электронного сообщения, с помощью которого передается информация, активно влияет на длительность ее распространения, т.е. на скорость. Иначе говоря, временные интервалы информационного обмена постоянно изменяются.

Движение человеческой деятельности, а вместе с ней и информации в обществе проходит в нескольких формах.

Первой формой является поиск информации.

Пожалуй, одно из самых серьезных проблем современной жизни – найти важную информацию и в нужное время. Сегодня уже не объем информации и не ее разнообразие, а точность и скорость поиска интересны для пользователя.

Следующей формой движения информации является ее обработка. Как известно, мало найти нужную информацию - не менее важно ее сохранить, защитить и обработать. Здесь многое зависит от технических возможностей компьютера, программного обеспечения и умения пользователя.

Формой существования, точнее, движения информации является и ее передача . И здесь технические характеристики телекоммуникационных средств (средств связи) играют ведущую роль при передаче информации. Современные мобильные телефоны подчеркивают эту качественную характеристику систем связи. На рубеже 1970-х гг. прошлого века произошли революционные телекоммуникационные преобразования. Вначале была создана цифровая технология передачи информации, а затем на основе лазерных технологий появились оптико-волоконные каналы связи. Такие открытия позволили создать уникальные технические и технологические возможности передавать на большие расстояния огромные объемы информации и с высокой скоростью. На основе цифровых технологий были созданы возможности существенно преобразовать глобальные телекоммуникационные сети, в том числе глобальную сеть Интернет, которая в 80-90-е гг. революционно изменила систему передачи информации. Разновидностью передачи информации является ее обмен – взаимная передача информации.


Наконец, последней формой движения информации является ее использование . Думается, что не нужно представлять названную форму существования информации, поскольку она самая распространенная.

Итак, информация проходит во времени несколько этапов: поиск, обработка, передача и использование. Прохождение информации по названному кругу и приобретение соответствующих форм ее существования обычно связывают с термином «оборот информации» . Постараемся запомнить его, поскольку мы не один раз будем использовать этот термин при характеристике информационной темы.

Область любого вида человеческой деятельности принято называть сферой. Человек может заниматься производством товаров, что будет являться производственной деятельностью. Область человеческой деятельности, связанной с движением денежных средств именуется финансовой деятельностью. Включаясь в область получения знаний, человек погружается в научную и образовательную деятельность. При использовании правовых средств защиты своих интересов человек вступает в сферу права.

При использовании одной из названных форм информации человек, следовательно, погружается в сферу информации или информационную сферу.

Рассмотрев все формы движения информации характере информационной человеческой деятельности, можно определить информационную сферу как пространственно-временную область человеческой деятельности, связанную с поиском, обработкой хранением (защитой), передачей и использованием информации.

Для понимания информационной сферы человеческой деятельности, связанной с информацией, немалое значение имеет определение понятия «информационная среда» .

В научной литературе этому понятию уделяется внимание не только в контексте рассмотрения его соотношения с категорией «информационная сфера» (38), но и с понятиями, определяющими физико-технические сущности информационных процессов (1, 119-141).

Необходимо отметить, что такие сопоставления представляют довольно сложные теоретические конструкции и носят преимущественно строго научный характер, хотя и на образовательном уровне они имеют значение, поскольку позволяют правильно определить границы информационных процессов в юридической практике.

Понятие «информационная сфера» описывает самые широкие, практически не определяемые, границы информационной человеческой деятельности. Такое наиболее обобщенное понимание не дает возможности «увидеть» более конкретные пространственные области общественных отношений, возникающих по поводу информации и, в частности, в ситуациях применения различных технических средств и информационных технологий.

В связи с этим И. Л. Бачило правильно определяет значение выбора термина «информационная среда» для обозначения жестких границ конкретной информационной деятельности, и отмечает, что только в пространстве среды можно определить конкретного субъекта такой деятельности, его цель и интересы (38, 20).

Авторы Глоссария по информационному обществу (Институт развития информационного общества) определяют информационную среду как «совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации» (177, 59).

Это правильно, поскольку информационные интересы конкретных субъектов человеческой деятельности реализуются не в абстрактно существующей пространственно-временной области информационного общества, а в реально существующих условиях существования окружающей технической и технологической обстановки информационного среды.

Правильно организованные и технологически (на физико-техническом уровне) обустроенные условия производства документов, их передачи и использования создают благоприятные условия принятия правильных управленческих решений (1, 131).

Действительно, среда как часть сферы представляет собой более конкретное начало, она несет в себе иную смысловую нагрузку, нежели понятие «сфера». К информационной среде относятся та конкретная обстановка или совокупность условий, в которых осуществляется человеческая деятельность, связанная с информацией, использованием информационных технологий и других информационных элементов инфраструктуры.

В литературе по теории и методологии систем исследователи, описывая состав элементов любой системы, включают среду существования системы как обязательный элемент и определяют ее как «окружение любой системы» (76, 46 – 55).

Иначе говоря, информационная среда является не только необходимым структурным элементом информационной деятельности как системы, но важной совокупностью условий (параметров) , которые влияют на существование и развитие информационных процессов, складывающихся по поводу использования объектов информационной инфраструктуры. В состав таких параметров входят организационные, организационно-технические, организационно-технологические, организационно-правовые условия. От того, как и каким образом сформулированы, смоделированы, структурированно описаны и скоординированы названные условия, зависит эффективность и устойчивость информационной деятельности.

Названная совокупность параметров (условий) характеризующих функционирование системы может быть представлена как состояние (76, 55) информационной системы, а совокупность правовых и связанных с ними организационных и технологических параметров (условий) может определять уровень устойчивости информационного обеспечения любой человеческой деятельности.

Среда благоприятна, когда условия (обстановка) реализации информационных интересов являются предпочтительными и более приемлемыми. И наоборот, когда такие условия затрудняют реализацию информационных потребностей, то информационная среда является неблагоприятной, а может быть и агрессивной. К таковой относится, допустим, среда сети Интернет. Для того, чтобы Интернет-среда была более благоприятной, необходимо на организационно-правовом и технологическом уровне исключить, например, несанкционированные почтовые рассылки (спам), создать технологические гарантии против воздействия вирусов, способных вывести из строя пользовательские системы многомиллионной аудитории глобальных сетей и т.д.

Таким образом, информационная среда представляет собой совокупность наиболее оптимальных благоприятных организационно-правовых, технических и технологических условий реализации конкретных (ситуационных) информационных потребностей субъектов информационной сферы.

ТЕМА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы для семинара:

1. Определение понятия «информация». Информация как основной объект информационной сферы и правовой системы. Информация в актах законода­тельства Российской Федерации.

2. Юридические особенности и свойства информации. Классификация ин­формации по роли, в которой она выступает в правовой системе Классифика­ция информации по доступу к ней

3. Структура информационной сферы, основные и обеспечивающие области информационной сферы

4. Информационные процессы. Информационные системы

Информационное право составляет правовой фундамент инфор­мационного общества, а следовательно, без скорейшего формирова­ния такого права невозможно и нормальное развитие информацион­ного общества XXI в.

В основе деятельности членов информационного общества лежат информация, информационные ресурсы и информационные продук­ ты, а само существование информационного общества основано на об­ ращении информации. В этой связи основным назначением информа­ ционного права является регулирование отношений, возникающих при обращении информации.

Правовые проблемы обращения инфор­ мации исследуются на основе модели информационной сферы - сфе­ ры производства, преобразования и потребления информации.

Вполне очевидно, что основным объектом информационного права явля­ется собственно информация. Сам термин "информация" в переводе с латинского означает ознакомление, разъяснение, изложение.

"Отец кибернетики" Н. Винер при определении информации указывает лишь то, что "это информация, а не энергия и не материя". Это определе­ние, хотя и интересно с философской точки зрения, для практического ис­пользования непригодно, т. к. лишь говорит о невозможности идентифици­ровать информацию с другими известными объектами материального мира.

Информация не относится к энергии и материи, однако связана с ними. Она в широком смысле присуща любой материи, по определению академи­ка В.М.. Глушкова: "Информация представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изме­нений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы" .

Толковый словарь СИ. Ожегова дает определение информации, со­гласно которому это, во-первых, сведения об окружающем мире и проте­кающих в нем процессах и, во-вторых, - сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

Современное легальное понятие информации сформулировано в Фе­деральном законе "Об информации, информатизации и защите инфор­мации" (далее - Закон об информации), согласно которому информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явле­ниях и процессах независимо от формы их представления.

Информация в качестве объекта правового регулирования обладает специфическими особенностями и юридическими свойствами, которые во многом определяют и отношения, возникающие при ее обращении между субъектами, и характер их поведения.

В.А. Копылов выделяет следующие свойства информации как объекта правового регулирования :

- физической неотчуждаемости - информация практически не можетбыть отчуждена от создателя или иного обладателя, т. е. при передачеинформации другому лицу (лицам) она по-прежнему остается у пер­воначального носителя;

- обособляемости - для включения в оборот информация должна быть овеществлена, т. е. закодирована в виде волн {в т. ч. звуковых), сим­волов, знаков и т. п. Вследствие этого она обособляется от создателя(носителя) и существует независимо от него;

- информационной вещи (информационного объекта) - при овеществлении и включении в оборот информация обычно закрепляется на каком-то материальном носителе и распространяется с его помощью;

- тиражируемости (распространяемости) - информация может тиражи­роваться и распространяться в неограниченном количестве экземпля­ров без изменения ее содержания;

- организационной формы - информация, находящаяся в обороте, как правило, является документированной, т. е. существует в виде доку­мента или массива документов;

- экземплярности - информация распространяется, как правило, не са­ма по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих ин­формацию.

Информация может проявляться в различных формах . Основными фор­мами информации являются:

Документированная;

Недокументированная.

Документированная информация - это информация, закрепленная на материальном носителе. Понятие документированной информации (до­кумента) содержится в ст. 2 Закона об информации и обозначает "зафик­сированную на материальном носителе информацию с реквизитами, по­зволяющими ее идентифицировать"

Практически только документированная информация может быть объектом правоотношения; недокументированная информация находится за пределами правового регулирования.

Понятие "документированная информация" основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отраже­на в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. Примером документированной информации является книга, CD-диск и др.

В древние времена документирование информации осуществлялось посредством ее закрепления на каких-либо материальных объектах: камне, дереве, глине, коже животных и др. Позднее наиболее распространенным носителем информации стала бумага. Созданный на таком носителе до­кумент, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко используется в различных правоотношениях и сегодня.

Достоинством данного способа фиксации информации является воз­можность установления в большой долей вероятности ее автора по почерку. Это несколько усложнилось с массовым внедрением машинописи, однако оставалась возможность установления авторства по подписи.

С развитием информационных технологий в качестве материальных носителей информации стали использоваться машиночитаемые (элек­тронные) носители информации: дискеты, CD-диски, постоянная и опе­ративная память компьютеров, электромагнитные волны и т. п.

Электронная информация представляет собой сведения о лицах, предме­тах, фактах, событиях, явлениях и процессах, представленные в форме, по­зволяющей провести их непосредственную машинную обработку.

Электронная информация обладает следующими специфическими свойс­твами:

- трудностью установления авторства - авторство электронной ин­формации чаще всего невозможно установить, если создателем в це­лях защиты своих прав не использовались специальные технические средства типа электронной цифровой подписи;

- изменяемостью - технически несложно произвести несанкциониро­ванное изменение электронной информации без ведома автора. В наибольшей степени это относится к информации, распространяе­мой посредством глобальных электронных сетей;

- распространяемостью - электронная информация легко копируется и может сравнительно легко тиражироваться в большом количестве эк­земпляров, что заметно усложняет охрану ее институтом авторского пра­ва (если таковое на нее распространяется).

В.А. Копылов указывает, что на документированную (овеществлен­ную) информацию распространяется одновременно действие двух инсти­тутов: вещной и интеллектуальной собственности: «Совместное исследование информационных, процессов в инфор­мационной сфере, правовых норм, регулирующих отношения, возни­кающие в этих процессах, с действиями над информацией, позволяет установить такие особенности и свойства. К основным из них можно отнести следующие: … Свойство информационной вещи (информационного объекта). Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя и проявляется как «двуединство» информа­ции (ее содержания) и носителя, на котором эта информация (содер­жание) закреплено. Это свойство позволяет распространить на ин­формационную вещь (объект) совместное и взаимосвязанное действие двух институтов - института авторского права и института вещной собственности»

Однако это далеко не всегда является верным.Во-первых, как совершенно справедливо отмечено А.Е Шерстобитовым, "...далеко не во всех случаях материальный носитель информации носит вещный характер" .

С.В. Петровский приводит в связи с этим сле­дующий пример: в случае передачи результатов сканирования по каналам сети Интернет материальный результат деятельности будет присутство­вать в виде изменения магнитных характеристик накопителя информации (жесткого диска) в компьютерной системе заказчика после получения им заказа. Такой материальный результат не имеет признаков вещи .

Во-вторых, не всегда информация является объектом интеллектуаль­ной собственности. Например, в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 09.07.1993 г. № 5351-Т "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. От 19.07.1995 г.) (далее - Закон об авторском праве) не являются объек­тами авторского права официальные документы (законы, судебные ре­шения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);-произведения народного творчества; сообщения о со­бытиях и фактах, имеющие информационный характер.

По роли в правовой системе информация разделяется на правовуюи неправовую.

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах..

Ненормативная правовая информация создается, как правило, в по­рядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления.

К ненормативной правовой информации относятся:

1) общая информация о состоянии законности и правопорядка;

2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по испол­нению нормативных предписаний;

4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебныерешения и т.п.);

5) информация, связанная с раскрытием и расследованием право­нарушений.

По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой воз­можно в условиях конфиденциальности или секретности.

Документированная информация может быть подразделена и на другие виды. Так, ее можно разделить по создателям, по владельцам, по способам хранения и т. д.

Модель информационной сферы

Прежде чем перейти к изучению вопросов правового регулирова­ния общественных отношений, связанных с информацией, нужно хо­рошо исследовать ту сферу, в которой возникают общественные отно­шения, регулируемые информационным правом или подлежащие та­кому регулированию, определить состав объектов, которые наличествуют в этой сфере, выявить и установить особенности поведе­ния субъектов, действующих в информационной сфере и участвующих в информационных процессах.

Законодатель определил:

Информационную сферу, как «сферу дея­тельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации» (Федеральный закон «Об участии в между­народном информационном обмене»),

А информационные процессы как процессы производства, передачи, поиска, получения и распростране­ния информации {Федеральный закон «Об информации, информатиза­ции и защите информации», а также Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»).

К информационным сле­дует также относить и процессы создания и применения информацион­ных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Общественные отношения, подлежащие правовому регулирова­нию в информационной сфере, возникают при выполнении именно этих информационных процессов. Такие общественные отношения называют информационными, а деятельность по осуществлению ин­формационных процессов - информационной деятельностью.

Информационная сфера , исходя из видов и способов представле­ния информации, особенностей ее преобразования и обращения, мо­ жет быть разделена на две части:

Основную часть или часть собствен­но обращения информации

И часть, обес­печивающую обращение информации.

Каждая из них в свою очередь подразделяется на области:

- основ­ ная часть включает три области:

Область поиска, получения и потребления информации

Область производства и распространения исходной и производной информации

Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг

- обеспечивающая – две:

Область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения

Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности

Разделение информационной сферы на области условно, посколь­ку все они тесно связаны между собой. Исходная информация создает­ся под воздействием окружающей среды, а также на основе производ­ной информации и сведений из информационных ресурсов. Произ­водная информация создается на основе как исходной информации, так и сведений из информационных ресурсов. Информационные же ресурсы формируются на основе исходной и производной информа­ции, прежде всего как «запасы» ретроспективной информации. И, на­конец, в результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формиру­ются или дополняются информационные ресурсы. Таким образом, за­мыкается кругооборот движения информации в информационной сфере (обращение информации).

Для выявления субъектов, участвующих в информационных про­цессах, установления разновидностей информации, циркулирующей в информационной сфере, рассмотрим более подробно каждую из ука­занных выше областей на протяжении «жизненного цикла» обраще­ния информации.

Жизненный цикл (обращение) информации

Область поиска, получения и потребления информации - в определенном смысле «задающая» обращение ин­формации. Именно здесь возникают потребности в информации и обеспечивается информацией широкий круг ее потребителей. Основ­ ные субъекты данной области - потребители, или получатели инфор­ мации.

Информация в область создания и распространения исходной и производной информации создается с целью удовлетворения информационных потребностей субъектов рассмотренной выше об­ласти поиска и получения информации. Субъектами, обеспечивающи­ ми функционирование данной области, выступает широкий круг произ­водителей информации .

В области формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг в отличие от предыдущей сосредоточена ретроспек­тивная документированная информация в форме информационных ресурсов как аккумуляторов (запасов) совокупных знаний человечества, накопленных за долгие годы цивилизации. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» дает определе­ние понятия информационных ресурсов: «...информационные ресур­ сы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архи­ вах, фондах, банках данных, других информационных системах )» (ст. 2).

К объектам в области создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологии, средства их обеспечения. Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» - организационно упо­ рядоченная совокупность документов (массивов документов) и информа­ционных технологий, в том числе с использованием средств вычислитель­ной техники и связи, реализующих информационные процессы {ст. 2)

Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности. В соответствии с Федеральным законом «Об участии в междуна­родном информационном обмене» под информационной безопасно­стью понимается состояние защищенности информационной среды об щества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Чаннов С.Е. Информационное право России: Учебник для ссузов. - М: "Приор-издат", 2004.

См.: Бачило И.Л. Методология решения правовых проблем в области информа­ционной безопасности// С.б. Информатика и вычислительная техника. 1992. № 2-3.

Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.

При определении понятия "информационная сфера" следует учитывать, что в настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия. Если рассмотреть понятие "информационная сфера" (среда), под которой в законодательстве понимается "сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации" (Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене"), то оно носит, на наш взгляд, слишком общий характер.

Кроме того, в Законе, например, отсутствует признак хранения информации, названный одним из основных для документа; вместо признаков, указанных в Конституции РФ (ст. 29, п. 4), предложены другие: вместо "производство" - "создание и преобразование", вместо "поиск, получение, передача, распространение" - "потребление", хотя это признаки не одного порядка. Ниже приведено определение, данное в привязке к объектам и их основным признакам.

Информационная сфера - это среда оборота информации (производство - распространение -потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации.

Основными объектами информационной сферы являются:

1. Информация, в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и

знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

2. Информационная инфраструктура, включающая в себя совокупность информационных систем:

а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;

в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

г) системы средств массовой информации.-

Структуру общественных отношений и производных от них правоотношений следует определять исходя из стандартного цикла обращения информации, который можно представить в виде простейшей формулы: производство - распространение - потребление -производство, и основных правомочий субъектов в информационной сфере, установленных, прежде всего, в Конституции РФ: свободно искать, получать, передавать,

производить, распространять информацию, а также иметь право на неприкосновенность частной жизни, на тайну и защиту от так называемой "вредной информации".

При этом необходимо учитывать три основных случая перехода общественных отношений в правоотношения: 1) по воле субъекта, 2) помимо воли и желания субъекта, 3) регулируемые моралью, обычаями, обыкновениями, этическими нормами, где право лишь

гарантирует свободу поведения. Для эффективного регулирования общественных отношений нормами права следует учитывать объективные законы, действующие как в целом в информационной сфере, так и в отдельных ее областях, которые можно выделить на основе общих законов развития природы, общества, мышления применительно к информационной сфере.

Объективные законы развития информационной сферы и информационных отношений

К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях многократно возрастающего объема потребляемой информации, формирования информационного общества, при отсутствии гражданского общества, ответственность за социальное регулирование этих процессов лежит, прежде всего, на государстве. Это положение нашло отражение в Доктрине информационной безопасности РФ, где сделан вывод: "совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ".-

Другим объективным законом развития информационной сферы, что находит свое отражение и в переходном периоде к информационному обществу, является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности, что дает возможность полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им, проводить согласованную политику в различных сферах. Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах. Из этого следует и обратное - нерешение проблем информационного взаимодействия или запаздывание здесь обязательно приведет к серьезному отставанию и в других сферах социальной деятельности, что сегодня и происходит. По-видимому, и этим продиктован призыв руководителей "восьмерки" в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества (2000) ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также обусловлен вывод о том, что "солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире".

К общим законам информационного взаимодействия следует отнести и группу законов, касающихся организации и деятельности сложных систем, которые открыл еще в начале XX в. А. А. Богданов в своей "Тектологии"-. Суть этих законов (законы аддитивности, (от лат. addere - добавлять) заключается в том, что суммарный потенциал системы

определяется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) к друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала

самой слабой из подсистем.

И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Это закон сверхаддитивности, когда целое больше суммы его частей.

В области производства информации действует объективный закон неполного использования информации, в том числе при принятии решений в управленческой деятельности, что определяется как парадоксом избыточности информации, так и неспособностью (недобросовестностью) субъектов к ее полному использованию. В действующем законодательстве в этой области выделяют "производство", "создание", "преобразование" информации. Правовое регулирование присутствует здесь в виде регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования информационного производства; в виде гарантий свободы творчества, поведения, образования и т. п.; в виде охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в виде запретов на производство "вредной" информации.

В области распространения информации действует объективный закон искажения информации по мере ее движения, что связано с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. Законодатели здесь едины, выделяя только "распространение" информации. В то же время отношения, связанные с передачей информации, что закреплено в ст. 29 Конституции РФ и также относится к распространению информации, не нашли должного отражения в законодательстве. По способу распространения можно выделить непосредственное и опосредованное распространение.

При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (собственно общение, передача идей в воспитательно-образовательной среде, (лекции, конференции, семинары, митинги, театрализованные представления и другие культмассовые мероприятия). Правовое регулирование предусматривает здесь установление запретов на распространение конфиденциальной и "вредной" информации, включая недостоверные сведения и клевету, и ответственности за это, а также правовую охрану и защиту авторских и смежных прав.

Рис. 1. Информационная сфера как объект права ИБОД - информация без ограничения доступа, ИОД - информация с ограничением доступа, ОИС - интеллектуальная собственность, ВрИ - вредная информация, ОДИ - общедоступная информация

При опосредованном распространении между создателем информации и потребителем стоит посредник - средство фиксации и передачи информации, наличие которых предопределяет массовость таких информационных отношений. По мере исторического развития средств и технологий распространения информации росли массовость информационного обмена и значимость информации в обществе, что предопределило высокую степень правового урегулирования в этой сфере, в том числе охрану и защиту прав на целостность и конфиденциальность распространяемой информации, на объекты интеллектуальной собственности, на информационные системы, на защиту от распространения "вредной информации".

В области информационного потребления действует объективный закон принудительного отчуждения и обобществления информации, что связано, как с нежеланием субъектов добровольно отдавать свою информацию, так и необходимостью обобществления информации в интересах реализации информационных прав граждан, построения информационного общества и сохранения и развития единого информационного пространства страны. В действующем законодательстве в этой области выделяют ряд понятий: "потребление", "поиск", "сбор", "получение", "накопление", "хранение". Правовое регулирование должно предусматривать здесь охрану и защиту прав на доступ к информации, прав на неприкосновенность частной жизни, на тайну и на объекты интеллектуальной собственности, прав на защиту от воздействия "вредной" информации, прав на информационные системы и интересов государства по сохранению единого информационного пространства страны.

"Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

2 Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих

законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их

совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной

безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая

пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за

соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа

данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях

их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и

процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а

также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов

правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной

ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский,

административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной

службе. 3 Богданов А. А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М, 1989. С. 304, 351; Бодякин В.

И. Куда идешь, Человек? Основы эволюциологии (информационный подход). М., 1998. С. 332.

Еще по теме 4.1. Понятие и структура информационной сферы. Объективные законы ее развития:

  1. Понятие и структура информационных технологий социально-культурного сервиса и туризма
  2. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент
  3. Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ
  4. 2.1. Объективные основания для формирования отрасли информационного права
  5. 2. Информационно-правовые отношения: понятие, виды, соотношение с правовой нормой, структура и защита
  6. Деньги, кредит и финансы как объективно необходимая форма развития рыночного хозяйства
  7. § 16. Понятие о законном рождении и законных детях. - Удостоверение законности рождения. - Римское предположение о законности детей, рожденных в браке.
  8. § 4. Тенденции развития социальной структуры и их проявление на современном этапе развития российского общества
  9. Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием сферы сервиса
  10. I Применение понятия корреальности вне первоначальной сферы. Противоположение с солидарностью.

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право -

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: