Влияние информационных технологий на саморазвитие личности килимова людмила викторовна. Влияние элементов информационного общества на личность будущего специалиста

“В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе… Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владеет современными ИКТ. Кроме этого, на сегодняшний день уровень и темпы внедрения, использования информационных и коммуникационных технологий во многом определяют состояние экономики, качество жизни населения, национальную безопасность, место государства в современном мире”. .

В последние годы персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. Увеличивается их число в индивидуальном пользовании. Есть различные мнения о целесообразности использования компьютерных технологий в образовании, но этот вопрос представляется в значительной мере решенным. Компьютерные технологии являются мощным информационным средством, доступным и интересным для детей, поэтому они уже участвуют в процессе образования. Влияние новых технологий на образование неизбежно.

Остается определить наиболее эффективный способ применения компьютерных технологий в образовании, найти ответ на два вопроса: “Какие задачи образования должен помочь решить компьютер?”, и “Какова технология их решения?”. Скорее всего, внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки.

В течение нескольких лет я использую информационные технологии в качестве инструментария диагностики лингвистической компетентности учащихся и в качестве средства для создания продукта проектной деятельности во внеклассной работе. Таким образом, информационные технологии выступают средством развития личности учащихся.

Диагностику лингвистической компетентности учащихся по русскому языку я рекомендую осуществлять при помощи электронных образовательных ресурсов, таких программ, как: “Страна Лингвиния. Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей”, “Обучающая программа-тренажер “Фраза”, “Мультимедиа-комплекс “1С: Репетитор”, ПМК “Семейный наставник”, “Менеджер тестов” (Приложение 2) и электронной таблицы Microsoft Excel (Приложение 3).

Оригинально представлена в “Стране Лингвинии”, во “Фразе”, мультимедиа-комплексе “1С: Репетитор” и в ПМК “Семейный наставник” система контрольно-диагностических тестов и задания, которые контролируют уровень владения орфографией и пунктуацией по темам, выявляют в ходе тестирования причины ошибок и обеспечивают пользователя индивидуальными рекомендациями, помогающими избежать ошибки в дальнейшем.

Данные программы удобны тем, что диагностические процессы (подведение итогов работы, формирование рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебных элементов, построение графиков и т.д.) происходят в компьютере автоматически. Но в рамках классно-урочной системы использование некоторых комплексов не совсем удачно, так как на выполнение предложенных заданий уходит большое количество времени, тесты, представленные в комплектах, не рассчитаны на разноуровневую подготовку учеников. Поэтому эффективнее использовать мультимедиа-комплекс “1С: Репетитор” и ПМК “Семейный наставник” для индивидуальной работы при подготовке к централизованному тестированию, единому государственному экзамену.

Отбирать тестовые задания с учетом времени, изучаемого материала и индивидуальных особенностей учащихся позволяют программа “Менеджер тестов” и электронная таблица Microsoft Excel.

Эти программы можно применять для преобразования тестов с бумажного носителя в компьютерное приложение. С их помощью можно очень быстро создавать программы-тесты, что позволяет без проблем многократно использовать тесты, не заботясь о подсчете баллов. Программа “Менеджер тестов” и электронная таблица Microsoft Excel имеют простую форму, но удобны и практичны в работе. Они дают учителю возможность быть самому “программистом”.

Составляя тест, необходимо придерживаться некоторых требован2ий:

  1. Тесты должны нести в себе содержательную валидность: включать задания по возрастающей трудности, включать правдоподобные ответы (при выборе ответа).
  2. Тесты должны быть функционально валидны, то есть соответствовать выявленному уровню.
  3. Тесты должны быть просты, то есть в одном тесте должны быть представлены задачи одного уровня.
  4. В тестах не должно быть двусмысленных формулировок.
  5. В тестах должна быть однозначность и правильность решения эталона.

Использование компьютерных технологий не заменяет традиционных видов и форм проверки знаний, а лишь дополняет их. Опыт показывает, что систематическое и целенаправленное использование программно-методических комплексов, являющихся логическим продолжением традиционной работы над орфографическими и пунктуационными правилами и ставящих своей целью организовать индивидуальную работу учащихся по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения дает более высокий уровень грамотности учащихся.

И все-таки при использовании информационных технологий возникают некоторые риски:

  • снижение мотивации к традиционным формам обучения;
  • снижение уровня коммуникативной компетентности.

Поэтому еще раз обращаю внимание на то, что информационные технологии на уроках русского языка необходимо применять в сочетании с традиционными формами и методами работы.

Результат работы по данной методической модели замеряется с помощью диагностики усвоения знаний, предложенной В.П. Беспалько, и мониторинговыми исследованиями уровня обученности и обучаемости.

По подходам В.П.Беспалько степень выполнения теста измеряется по формуле:

где K – коэффициент усвоения знаний,

N – число выполненных операций,

M – общее число операций.

В среднем у большего числа учащихся коэффициент усвоения знаний не менее 0.7, иногда 0,9 и 1 – значит, процесс обучения на данном этапе завершен, и дальше учащийся способен совершенствовать свои знания. Но есть и такие случаи, когда коэффициент менее 0.7, значит, учащийся не усвоил знания данного уровня и поэтому обучение на данном этапе не закончено. Учителю придется поработать с данными учащимися индивидуально для того, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, а затем опять провести тестирование по этой же теме.

Мониторинговые исследования позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности по пройденным темам у большинства учащихся выше среднего.

Следует обратить внимание на психологическое состояние учащихся, а именно на уровень тревожности, во время работы на компьютере. Диагностика уровня тревожности осуществлялась с помощью тестирования Спилбергера, был выявлен положительный результат: при работе на компьютере уровень тревожности ниже по сравнению с уровнем тревожности при работе по карточкам.

Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации школ многие учебные заведения получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.

Уже стал очевидным тот факт, что использование информационных технологий в учебно-воспитательной работе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся,
  • совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
  • повышать уровень работы с информационными ресурсами,
  • развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,
  • развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Виды работ учащихся с применением ИТ:

  • Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.
  • Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.
  • Поиск нужной информации в Internet.
  • Подготовка коллективных проектов, их презентаций.
  • Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц
  • Внеклассные и внеурочные мероприятия.
  • Классные часы (с демонстрацией мультимедийной презентации).
  • Создание видеофильмов.

Вот уже почти 10 лет в нашей школе под моим руководством действует литературное творческое объединение “Мир слова”. Объединение занимается разными видами деятельности: участие в конкурсах чтецов, создание рукописных книг, работа над проектами, создание видеофильмов и др. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”, происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знаниево-ориентированной педагогике. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проектирование - это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте. Это “деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть”.

Формат проекта в зависимости от целей и задач обучения задается по некоторым параметрам. По месту – школьный, внешкольный. По масштабу субъекта: индивидуальный, групповой, коллективный, корпоративный. По времени, которое может потребоваться по реализации проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. По территории распространения: международный, внутришкольный, сетевой. По содержанию: предметный, межпредметный, интегративный. По характеру приоритетной деятельности – исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникационный.

Упорядочить работу учащихся и педагога помогает составление памяток, перечня этапов, плана работы над проектом. Например, обозначение этапов работы на стороне преподавателя и учащихся может выглядеть так.

  1. Введение учащихся в проектную деятельность.
  2. Определение и утверждение тематики проектов.
  3. Составление графика работы над проектом.
  4. Подбор и анализ литературных источников.
  5. Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации).
  6. Контроль за выполнением проекта.
  7. Организация и проведение предзащиты проекта.
  8. Контроль за доработкой проекта.
  9. Защита проекта.
  10. Подведение итогов проекта.
  1. Получение информации о проекте.
  2. Выбор темы проекта.
  3. Составление индивидуального графика работы.
  4. Осуждения хода выполнения проекта.
  5. Оформление проекта.
  6. Предзащита в группе.
  7. Доработка проекта.
  8. Защита проекта.

Внедрение проектной методики в свою педагогическую деятельность я начала с изучения программы Intel “Обучение для будущего”, поэтому продукт проектной деятельности мы оформляем с помощью информационных технологий. Для меня программа Intel была начальным этапом знакомства с проектированием. С творческой группой ребят мы начали работать над проектом “Поэт “невольничьей музы”. Проект был посвящен изучению творчества украинского поэта Т.Г.Шевченко, связи поэта с Оренбургским краем. В итоге работы над проектом был создан слайд-фильм в программе Power Point “Страницы Оренбургской ссылки Т.Г.Шевченко”, путеводитель по оренбургскому музею-гауптвахте Шевченко, web-страница “Жизненный путь Тараса Шевченко”. В результате проектной деятельности ребята смогли реализовать свой творческий потенциал, расширить кругозор и получить интеллектуальное удовлетворение от процесса работы. Но это лишь некоторые положительные черты проектной деятельности, на самом деле каждый отдельный проект имеет свой перечень целей и задач, позволяющих сделать образовательный процесс разносторонним и современным.

В дальнейшем большая часть творческих работ стала сопровождаться проектированием.

Новый учебный год, 2006-2007, принес в нашу проектную деятельность некоторое усовершенствование. Мы получили возможность создавать видеофильмы также в рамках проектов с помощью программы Pinnacle Studio. Медиатека личных работ пополнилась первым видеофильмом “И ходит по Земле Босая Память…”, посвященным жизненному пути дубровского учителя, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, проектная деятельность способна развивать практически все личностные структуры человека. Те, кто много участвовал в проектировании, безусловно, отметили, что на каждом этапе проектной деятельности помимо запланированного продукта формируются свои личностные “приращения”. Становится заметна динамика ценностей, норм, установок, овладение новыми процедурами, смена отношений с окружающими людьми. Личностно-деятельностное начало проектирования содержит в себе глубокий стимул к самосовершенствованию.

В заключение отмечу самые яркие результаты проектной деятельности, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • 2004 год - участие во Всероссийском конкурсе литературно-творческих работ, посвященном 190-летию украинского поэта Т.Г.Шевченко (слайд-фильм “Страницы Оренбургской ссылки Т.Г.Шевченко”);
  • 2005 год – 1-е место в областном конкурсе исследовательских работ “Моабитская тетрадь”, посвященном 100-летию со дня рождения М.Джалиля (слайд-фильм “Лишь в отважном сердце вечность есть!”);
  • 2006 год – видеофильм “И ходит по Земле Босая Память …”. Этот фильм мы представили на конкурсы разных уровней: муниципальном, региональном, федеральном, и везде он был отмечен. На районном конкурсе, посвященном 80-летию, занял 1 место, на областном конкурсе исследовательских работ “Со школьного порога – в вечность” - 2 место, на областном конкурсе видеофильмов “Юные патриоты России” объединение стало Лауреатом, со Всероссийского конкурса исследовательских работ “Россия. Человек: XX век” ребятам были присланы свидетельства участников этого конкурса.
  • 2007 год – проект “Живи, моя родина!”. Проект состоит из трех видеофильмов: “Возникла среди лесов…”, “Судьба деревни”, “Дубровка сегодня”, посвященных истории возникновения села Дубровка и современной жизни в этом селе. Проект занял 2-е место в областном конкурсе видеофильмов в номинации “Памятники Отечества”. Планируем отправить проект на другие конкурсы.

Возможности внеклассной работы во многом шире, чем в пределах классно-урочной системы. Это объясняется тем, что внеклассная работа изначально ориентирована на развитие личности и не подразумевает выравнивание учащихся под единый шаблон. Внедрение новых информационных технологий во внеклассную работу позволяет придать новое качество традиционным формам работы во внеурочное время. Таким образом, практика показывает, что в образовательных учреждениях необходимо вести активную работу по внедрению новых информационных технологий не только в учебный процесс, но и во внеклассную и внеурочную работу.

Список литературы

  1. Болотов В.А. Основные направления информатизации общего образования // Вестник образования. - 2003. - № 4
  2. Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft. 4-ое изд., испр. – М., 2004. – С.5.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2005.
  4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М., 2005.
- 100.00 Кб

Создание единой научной, социально-общественной информационной среды дает возможность получать качественное образование в любом месте и времени. При таком подходе сильно увеличивается роль самообразования и саморазвития личности. Влияние отдельной личности на информационные процессы всего общества повышаются. В связи с этим актуальным становится вопрос об этической и нравственной сторонах процесса обучения. Возрастает стремление воспитать разносторонне развитую личность. Идеал разносторонне развитой личности - это гармоничное развитие. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может им дать. Гармоничная личность находится в единстве с миром, людьми и самой собой. Это нравственная личность. Становление личности и профессиональное самоопределение активно идет в подростковом и юношеском возрасте. В этом возрасте детьми приобретаются трудовые умения и навыки, от которых зависит их профессиональная работа в будущем. Развитие любых профессиональных умений и навыков зависит от общего уровня сформированности интеллекта. Конечно же, ИТ стимулируют и повышают интеллектуальное развитие.

В процессе обучения в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании ИТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся. При использовании ИТ возрастает эффективность самостоятельной работы, появляются совершенно новые возможности для творчества. Компьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося. Впервые возникает такая ситуация, когда ИТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей практической профессиональной деятельности человека. Образование по истине интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.

Для жизни в информационном обществе становится важным сочетание устойчивого мировоззрения, личностной свободы с высокой психологической лабильностью, способностью творчески усваивать, перерабатывать и создавать информацию. Новый тип жизнедеятельности личности в таком обществе предполагает изменения в существе образования, его целях, содержании, методах и технологиях.

При использовании ИТ необходимо стремится к реализации всех потенциалов личности. А именно: познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Для того, чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне необходима педагогическая компетенция в области ИТ. Развитие этой компетенции надо начинать еще при обучении педагогов в ВУЗах. Характеристиками компетенции в области ИТ можно назвать: способность к оценке и интеграции опыта деятельности в современной инфосреде; стремление к развитию личных творческих качеств; наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия; наличие потребности к саморефлексии; освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования способов представления, передачи и интеграции информации.

3. Роль информационных технологий на развитие личности студента

Современное образование направлено на подготовку нового поколения к жизни в новых информационных условиях, к восприятию различной информации, на формирование умений понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, на овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий. Следовательно, цель политики профессионального образования состоит в том, чтобы формировать у учащихся научное мировоззрение, основываясь на данных современной науки, используя научный метод познания, руководствуясь системно-информационным подходом к анализу окружающего мира.


Развитие личности студента является основной задачей информационного общества, ставящей его в прямую зависимость от качества образования. Высокие информационные технологии, внедряемые в образовательный процесс, направлены на то, чтобы образование создавало для них необходимую интеллектуальную базу.
В настоящее время информационным технологиям, методам и средствам получения, преобразования, хранения и использования информации, уделяется значительное внимание. Они создают принципиально новые возможности для организации учебного процесса; являются современным набором методов и приемов обучения; глубже и точнее отображают способы и средства доставки информации; позволяют осуществлять поддержку учебного процесса с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемых; оказывают существенное влияние на личность обучающихся.


Информационные технологии – это вся совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах. В сфере образования они представляют собой один из ведущих факторов формирования личности. Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова преподавателя и предъявляемого обучающимся изображения в процессе обучения. В связи с этим, применение информационных технологий позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего, на первоначальный этап усвоения знаний – ощущение и восприятие. Процесс запоминания, как логическое завершение процесса усвоения изучаемого материала, способствует закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогает запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Таким образом, информационные технологии дают возможность значительно экономить ресурсы учебного времени, уделять больше внимания содержательным аспектам учебной деятельности и тем самым повысить качество образовательного процесса и уровень обученности студентов.


В аспекте реализации инноваций в педагогическом поиске преподавателя, отметим, что «информационное общество и компьютер породили новый компонент феномена «культура» – «культуру информационную», которая является подсистемой общей культуры и обладает рядом специфических черт, благодаря которым мы имеем основание рассматривать ее как самостоятельное понятие» . Кроме того, переход к информационному обществу имеет базовые образовательные ориентиры – образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь, а значит и к самообразованию . Это способствует разностороннему развитию личности современного студента, а также построению открытой образовательной системы, позволяющей каждому обучающемуся выбирать свою собственную траекторию обучения посредством более эффективной организации познавательной деятельности в ходе учебного процесса.


В ходе освоения и использования компьютера в психике обучающихся возникает ряд изменений, связанных с преобразованием и « обогащением психической деятельности за счет ее опосредования информационными технологиями, алгоритмизация мышления, углубление символического опыта и развитие воображения, усиление позитивных интересов» . Значит, применение современных технологий дает большие возможности для развития у обучающихся соответствующих типов мышления, способности читать информацию в виде таблиц, графиков и др., создает условия для саморазвития и самообразования на компьютерной основе.


Информационные технологии в обучении при правильном их использовании обеспечивают ряд преимуществ:
- позволяют добиваться повышения результативности процесса обучения за счет его технологичности;
- обеспечивают деятельностную основу подготовки обучаемых, при которой формирование и развитие умений и качеств обучаемого становится основой учебно-воспитательного процесса;


- обеспечивают индивидуализацию учебного процесса по содержанию материала, объемам и темпам его усвоения;
- повышают эффективность использования учебного времени, как следствие быстроты формирования основных умений учащихся; обеспечивают объективность оценки знаний обучаемого;


- позволяют организовать оптимальное управление образовательным процессом за счет внедрения информационных систем.
Таким образом, информационные технологии являются активным средством развития личности студента, с их помощью легче осуществляется переработка и усвоение различного вида информации, как на подсознательном, так и на сознательном уровнях, они способны существенно повысить уровень овладения знаниями учащихся по любой учебной дисциплине и способствовать их становлению в конкурентоспособных и высокопрофессиональных специалистов. Кроме того, информационные технологии создают условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, воображения, восприятия и оптимизируют познавательный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Применение ЭВМ стало обыденным делом, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Информационные технологии открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека.

Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро.

С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.

Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.

Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

Социально-экономическое планирование и управление, производство и транспорт, банки и биржи, средства массовой информации и издательства, оборонные системы, социальные и правоохранительные базы данных, сервис и здравоохранение, учебные процессы, офисы для переработки научной и деловой информации, наконец, Интернет - всюду ИТ. Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 1998.

2. Информационные технологии управления: Учебн. пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

4. Макарова Н. В., Матвеева Л. А., Бройдо В. Л. Информатика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1997.

5. Нейл Дж. Рубенкинг. Эффективный поиск в Интернете// PC Magazine. – 2001. – №6.

6. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Школа-Пресс, 1994.

7. Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике // Финансы и статистика – 2000 - № 9.

8. Талантов М. Поиск в Интернете: использование имён// Компьютер Пресс. – 2000. – №2.

9. Тумалева Е.А. Использование информационных технологий в процессе обучения студентов // Сб. науч. тр.: Дистанционное образование: Проблемы и перспективы. СПб., 1996. С.62-69.

10. ЦИЭС «Бизнес-Программы-Сервис»// Финансовая газета. – 2001. – № 27.

11. Ядов Г.Б. Информация и общество// Вокруг света. – 2004. - № 2.

12. Информационные системы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islu.ru/k_inform/ infsystekst.html.

13. Информационные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kunegin.narod.ru/index. html.

14. Использование современных информационных технологий в работе с населением. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://koi.www.expos.ru/it/it. shtml. 3. Роль информационных технологий в развитии личности
студента 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В числе отличительных свойств информационных технологий, целесообразным выделить следующие семь наиболее важных.

    Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

    Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания.

    Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, “интеллектуальные” функции этих технологий.

    Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы

    Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа - технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования.

    Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом, на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

    Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития информационных технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Ведь именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную для общества.

Информационные технологии в развитии личности

Тип работы: Реферат Предмет: Информационные технологии Страниц: 16

Оригинальная работа

Тема

Выдержка из работы

Введение Информационные технологии получили широкое развитие в настоящее время.

Создание единой информационной среды дает реальную возможность получать дистанционно отличное образование. При таком подходе увеличивается роль самообразования.

В процессе обучения в школе с помощью информационных технологий дети учатся работать с текстами, создавать картинки, базы данных, использовать электронные таблицы. При использовании ИТ возрастает эффективность самостоятельной работы, появляются лучшие возможности для творчества. Компьютер открывает новые возможности для образования /6, "www.сайт"/.

Для жизни в информационном обществе становится важным сочетание устойчивого мировоззрения, свободы личности, способной творчески усваивать, перерабатывать и создавать информацию.

Количество молодежи, общающейся в сети и ищущей информацию в Интернет растет очень быстро. Вышеназванные факторы формируют проблему влияния современных информационных технологий на развитие личности как актуальную проблему психологии личности.

Введение 2

1 Психологические аспекты развития информационных технологий на современном этапе 3

2 Особенности самовыражения и восприятия при использовании информационных технологий 5

3 Игровая деятельность 7

4 Коммуникативная деятельность 9

5 Информационная культура личности 12

Список литературы 16

Список литературы

1. Бабаева Ю. Д. , Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, № 1

2. Войскунский А. Е. «Групповая игровая деятельность в Интернете», в печати. 1998.

3. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты.- М: Технологическая школа бизнеса, 2002.

4. Дормашев Ю. Б. , Романов В. Я. Поглощенность деятельностью/Психология внимания. — М., 1995

5. Доронина О. В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление// Вопросы психологии, 1993, № 1.

6. Килимова Л. В. Роль информационных технологий в саморазвитии личности: Научное издание. — Курск: Курск, гос. техн. ун-т. 2003. — 63с.

Ефименко Владимир Николаевич, Коновалов Сергей Николаевич

Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики (СКФ МТУСИ), г. Ростов-на-Дону

Рассмотрены проблемы влияния информационных компьютерных технологий на развитие личностной компоненты студента в ходе профессиональной подготовки. Определены свойства компьютерных технологий, которые влияют на личностный контекст студента в процессе профессиональной подготовки. Показана взаимосвязь между личностным и информационным контекстами.

Проблема развития субъекта деятельности в области инфокоммуникации, в контексте информации, как базовой компоненты подготовки специалиста многогранна в силу многовекторности движения каждого конкретного человека в предметном пространстве. Исходя из этого, в научно-теоретическом и практическом аспекте данная проблема может быть решена на основе таких методологических ориентиров, которые учитывали бы место и роль самого человека в процессе его профессиональной подготовки. С другой стороны, само предметное пространство является сутью развития личности: в этом смысле, – определяя роль и место подготовки как основы изменений личности, мы имеем возможность, отталкиваясь от сущности и структуры подготовки как таковой, подходить к освещению объективных начал человека определённого типа.

Таким образом, дуализм ответа на проблему развития личности в информационном пространстве требует освещения взаимоотношения между обучаемым и предметным пространством.

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) в процессе подготовки студента по дисциплинам учебного плана позволяет посмотреть на проблему развития личности с точки зрения контекста пребывания студента в информационном пространстве. Информационное пространство, формируемое с посредством ИКТ для решения задачи развития личности должно обладать следующими свойствами:

  • формировать представления о сущности и структуре реального и потенциального основания позитивно-конструктивного развития человека;
  • четко определять сущностно-структурные границы деятельности человека в пространстве изменяющейся действительности;
  • позволять апробировать различные педагогические приемы развития человека в информационном пространстве;
  • проводить мониторинг динамики развития специалиста в конкретной области знаний, представляемой ИКТ;
  • предлагать перспективы развития личности специалиста в адекватном ему информационном контексте бытия.

Возможность позитивно-конструктивного развития студента объективно связана с определением смыслового поля любого акта деятельности человека, как в личностном, так и профессиональном плане. После определения смыслового поля может быть обнаружено расширение (сатурация) или сужение (консулизация) информации, что требует корректировки степени присутствия в ИКТ вышеперечисленных свойств. Критерием оценки вектора формирования личности студента, при использовании ИКТ, является персонифицированное восприятие контекста реализации своего собственного “Я” в информпространстве.

Конструктивизм связи информационного и личностного смысла зависит от усилий, которые необходимо затратить студенту на освоение представляемого материала. Величина этих усилий определяется не столько личностью студента, а, сколько параметрами информационного пространства, реализуемого с помощью ИКТ.

Данные параметры по своей сути определяют:

  • потенциал самой информации (какой импульс изначально заложен в неё, что и как она несёт в себе);
  • интенсивность освоения студентом предъявленной информации.

При этом, позитивное значение, как в первом, так и втором случае, отражает согласованность информационного и субъектного контекстов, а негативное – рассогласованность этих контекстов. Согласование информационного и личностного контекстов зависит уже от того, как человек реализует в себе самом возможность фиксации информации. От этого, в свою очередь, собственно зависит полнота реализации смыслового контекста в его целостном варианте: как в информационном, так и в личностном. Согласование, имеющихся контекстов – явление, постоянно изменяющееся как в содержательном, так и в структурном аспектах. Причинами изменения степени согласования контекстов являются:

  • непрерывная координация множества восприятий информации, когда студент пытается на основе интерпретации отдельных частей знаний, представленных с помощью ИКТ, получить целое;
  • изменение согласования контекстов на основе развития интерпретации, где проявляется вся критериальная целостность различных частей информационного пространства;
  • трансцендентность восприятия студентом смысловых элементов информационного пространства;
  • координация смысловых отношений между информацией и студентом в плоскостях внутреннего содержания информационного пространства, его трансцендентного наполнения и объектного восприятия.

Таким образом, выше обозначенные приоритеты при их практической реализации в ИКТ должны опираться на две компоненты системы подготовки специалиста – личностную и профессиональную. Вопрос состоит не в различии этих компонент, а в адресности и направленности. Личностная компонента рассматривается как общекультурное направление развития субъекта в информпространстве, то есть она контекстна всей культуре, а профессиональная – направлена лишь на освоение субъектом определённого сегмента знаний. Интеграционная составляющая данных компонент является информационной по типу, индивидуальной по содержанию, локальной по характеру и контекстной по области применения.

Таким образом, для развития личности специалиста в ИКТ должны найти отражение следующие аспекты, влияющие на формирование:

  • определённого типа культурного существования студента, где происходит акцентуация усилий личности на овладение информации как базисом современного существования;
  • индивидуального развития личности, где скорость и качество изменений зависят, прежде всего, от субъектных способностей;
  • локального развития личности специалиста, где проявляются особенности и специфика типа и характера деятельности конкретного профессионала, находящегося в том или ином информопространстве;
  • возможности использования информации в позитивно-конструктивном направлении личностно-профессионального развития специалиста.

На наш взгляд, данное пространство в контексте развития личности специалиста имеют объективную природу. Объективность определятся жизненной и профессиональной необходимостью конкретного человека познать своё место в культуре, трансформировать его в профессиональную составляющую, и, в конце концов, сбыться в реальных и потенциальных векторах существования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: