Какой размер поставить файл подкачки. Правильные размеры файла подкачки для разных объемов памяти. Зачем указывать одинаковые размеры

В целях наиболее эффективного использования системных ресурсов необходимо уметь правильно настраивать размер файла подкачки . Что же такое и как с его помощью можно ускорить работу Windows?
Во время работы за компьютером мы запускаем различные приложения. Каждое из них потребляет определенное количество оперативной памяти. Если в какой-то момент физической памяти начинает не хватать, система может использовать так называемую виртуальную память, которая располагается на жестком диске компьютера в виде файла подкачки. Он называется , является скрытым и лежит в корневой папке диска. В случае необходимости система обращается к этому файлу, храня в нём данные, не поместившиеся в оперативную память.

Дисковая память работает намного медленнее оперативной, поэтому для увеличения быстродействия своего компьютера лучше приобрести и установить дополнительные модули физической памяти. Но если у вас старый компьютер и при этом нет возможности увеличить количество оперативки – можно увеличить файл подкачки, чтобы объем доступной памяти стал больше.

Установить нужный размер файла подкачки можно следующим образом:

В Windows XP : щелкаем правой клавишей мыши по “Мой компьютер” – “Свойства” – вкладка “Дополнительно” – “Быстродействие” – “Параметры” – “Дополнительно” – “Виртуальная память” – “Изменить”.

В Windows 7 : щелкаем правой клавишей мыши по “Компьютер” – “Свойства” – слева выбираем “Дополнительные параметры системы” – вкладка “Дополнительно” – “Быстродействие” – “Параметры” – “Дополнительно” – “Виртуальная память” – “Изменить”.

Перед вами откроется подобное окошко:По умолчанию Windows сама выбирает размер файла подкачки и тот располагается на системном диске. На самом деле этот файл рекомендуется размещать на любом разделе отличном от системного.

Замечу, что файл подкачки должен находиться на системном диске для корректной записи отладочной информации (дампа памяти ). Если мы его отключаем, то в случае отказа системы (появления так называемого синего экрана смерти) не получится проанализировать дамп памяти и найти виновника BSoD. Но для тех, кто вообще не знает, что такое дамп памяти, это вряд ли будет проблемой. Большинство ищут причину BSoD по коду ошибки на синем экране. В любом случае придется выбирать между быстродействием и возможностью сбора данных о возникших проблемах.

Итак, сначала мы убираем файл подкачки с диска С . Для этого выделяем данный диск и ставим маркер в пункте “Без файла подкачки” – жмем кнопку “Задать”:Для увеличения производительности компьютера исходный размер файла подкачки должен быть в 1,5-2 раза больше размера физической оперативной памяти . Т.е. если у меня на компьютере 768 Мб оперативной памяти – значит в поле “Исходный размер” я выставляю 1152 Мб.
Если вы не знаете сколько на вашем ПК оперативной памяти, можете сделать следующее: щелкните правой клавишей мыши по значку “Мой компьютер” – “Свойства” – на вкладке “Общие” внизу посмотрите объем ОЗУ:Максимальный размер лучше ограничить той же цифрой , что указали в поле “Исходный размер”. Это позволит избежать фрагментации файла подкачки.

Итак, задаем размер файла подкачки. В своем примере я выделяю диск D – ставлю маркер в пункте “Особый размер” (в Windows 7 данный пункт называется “Указать размер”) – ввожу число 1152 в окошке “Исходный размер” – его же ввожу в окошке “Максимальный размер” (кстати, все вводимые здесь значения должны быть кратны 8) – нажимаю кнопку “Задать” – “ОК”:Перезагружаем компьютер, чтобы все изменения вступили в силу.

Windows позволяет создать файл подкачки на нескольких дисках сразу. Но я не рекомендовал бы вам так поступать – увеличить производительность компьютера таким образом все равно не получится.

В заключение хотел бы сказать, что все действия по настройке файла подкачки, описанные в статье, имеет смысл производить, если у вас слабый компьютер и в нем маловато оперативной памяти. В том случае, если в вашем ПК установлено 4 Гб (и более) оперативки – я не вижу особого смысла заниматься настройкой файла подкачки. В такой ситуации даже будет лучше наоборот – отключить его (в окне “Виртуальная память” поставить маркер в пункте “Без файла подкачки” и нажать кнопку “Задать”).

Терминология:

Оперативная память . Синонимы : RAM (Random Access Memory ) – память (запоминающее устройство) с произвольной выборкой; оперативное запоминающее устройство, ОЗУ. При выключении компьютера данные, хранящиеся в ОЗУ, утрачиваются. Как правило, чем больше объем установленной в компьютере оперативной памяти, тем быстрее работают программы.

Файл подкачки (swap-file , paging-file ) – файл на жестком диске (pagefile.sys ; имеет атрибуты Скрытый , Системный ), используемый Windows для хранения частей программ и файлов данных, не помещающихся в оперативной памяти. По мере необходимости Windows перемещает данные из файла подкачки в оперативную память (для их использования программами) и обратно (для освобождения места для новых данных).

Синонимы : своп-файл; свопинг-файл; файл виртуальной памяти.

Виртуальная память – совокупность оперативной памяти и файла подкачки.

Свопинг (swapping) – подкачка в оперативную память недостающей страницы виртуальной памяти, затребованной программой.

В случае появления сообщений об ошибках, вызванных нехваткой виртуальной памяти, необходимо либо увеличить объем оперативной памяти, либо увеличить размер файла подкачки.

Windows , как правило, автоматически контролирует размер файла подкачки, но если размер по умолчанию недостаточен для удовлетворения потребностей пользователя и системы (или, наоборот, избыточен, что случается чаще!), то его можно изменить вручную.

Как изменить размер файла подкачки

Нажмите Пуск –> Панель управления –> Система,в окне Панель управления –> Все элементы панели управления –> Система выберите меню Дополнительные параметры системы, окне Свойства системы откройте вкладку Дополнительно ;

В разделе Быстродействие нажмите кнопку Параметры, в окне Параметры быстродействия откройте вкладку Дополнительно ;

В разделе Виртуальная память нажмите кнопку Изменить, в окне Виртуальная память снимите флажок Автоматически выбирать объем файла подкачки ;

Выберите диск, на котором будет расположен файл подкачки, установите переключатель Указать размер, в соответствующих полях задайте исходный и максимальный размер файла подкачки в мегабайтах (например, при объеме ОЗУ – 3 ГБ установите размер файла подкачки 1024 МБ , – и исходный, и максимальный);

Нажмите кнопку Задать –> OK, появится окно Свойства системы с сообщением «Для того чтобы сделанные изменения вступили в силу, следует перезагрузить компьютер» , нажмите OK –> OK –> OK, появится окно Microsoft Windows с сообщением ;

Сохраните и закройте все открытые файлы, закройте все запущенные вами программы, нажмите кнопку Перезагрузить сейчас .

Как оптимизировать файл подкачки
Windows активно использует файл подкачки, значительно разгружая оперативную память ПК. По умолчанию (ох уж это пресловутое умолчание Windows!) Microsoft сделала файл подкачки динамическим, то есть размер файла изменяется автоматически, в зависимости от текущей потребности операционной системы, хотя наилучшая производительность системы достигается при статическом файле (не требуется каждый раз изменять размер файла подкачки, исчезает его фрагментация).

Если у вас установлено 2 (или более) жестких диска, рекомендуется перенести файл подкачки с диска, где у вас установлена Windows, на другой жесткий диск.
Если у вас один жесткий диск, создайте на нем дополнительный раздел объемом 2 – 3ГБ. Конвертируйте его в FAT32. Выполните дефрагментацию этого раздела. Укажите расположение файла подкачки на этом разделе. Используйте весь объем этого раздела только для файла подкачки.

Примечания:
1. Чтение данных из оперативной памяти выполняется значительно быстрее, чем с жесткого диска, поэтому для увеличения быстродействия ПК предпочтительнее увеличение объема ОЗУ, чем увеличение размера файла подкачки.
2. Windows 7 задает текущий размер файла подкачки, равный объему установленной оперативной памяти: если объем ОЗУ вашего ПК – 3ГБ, то система автоматически задаст текущий размер файла подкачки – 3ГБ.
3. Как правило, после увеличения размера файла подкачки перезагрузка не требуется, но в случае уменьшения – ПК следует перезагрузить, чтобы изменения вступили в силу.
4. Microsoft не рекомендует отключать и удалять файл подкачки.
Если на Windows XP при достаточном объеме ОЗУ можно было безболезненно отключить файл подкачки (это обратимый процесс – в любой момент вы можете вновь включить использование файла подкачки, если вам покажется, что система стала работать хуже), то на Vista и Windows 7 не рекомендуется это делать, так как при запуске ресурсоемких приложений ОС «достанет» вас сообщениями о «нехватке виртуальной памяти». В таких случаях (при объеме ОЗУ 3ГБ и более), вместо полного отключения, можно уменьшить размер файла подкачки до 500 – 800МБ.

Вконтакте

Начиная с Windows 95, операционные системы Windows, основанных на использовании специального файла подкачки, который действует, как своего рода "блокнот" для хранения модифицированных страниц, все еще используют какой-то процесс. В общих чертах, файл подкачки в windows 10, 8, 7 и XP, используется операционной системой для временных данных, которые поменялись в физической памяти для обеспечения большего объема виртуальной памяти. Обычным словом, разгружает отдельные фрагменты памяти с оперативной памяти "ОЗУ" в отдельное место на жестком диске.

Как правильно настроить файл подкачки в Windows 10 и Windows 7

Собственный проверенный совет. Для создания правильного файла подкачки, лучше всего создать отдельный локальный диск FAT32 на котором будет только файл подкачки, и туда ничего больше не пихать: ни фильмы, ни музыку. Почему? Потому что, если файл подкачки ставить по умолчанию диск "С" на котором находится сама система, то виртуальная память будет грузить диск "С" вместе с системой. По этому легче создать отдельный локальный диск для файла подкачки и пусть себе работает спокойно. Рекомендую создать раздел размером 10-20 Гб. Еще можно сделать .

Я тестировал разные оптимальные размеры виртуальной памяти в windows 10, 7, 8, XP и никто точно не знает, какие нужно размеры задавать. Все зависит от множества факторов: какой windows 10 или xp, 32 бита или 64, какой пик дампа при нагрузке на систему, сколько ошибок страниц в секунду и много еще каких замутных параметров, которые нужно сидеть, смотреть и вычислять. Я подобрал по работоспособности компьютера с разными цифрами. Советую ставить файл подкачки по выбору системы на отдельный локальный диск . Если кто хочет задать размеры, то оптимальные размеры виртуальной памяти:

  • 512 Mb на компе. - ставим 2248-2248 Mb
  • 1024 Mb на компе. - ставим 2048-2048 Mb
  • 2048 Mb на компе. - ставим 1512-1512 Mb
  • 4096 Mb на компе. - ставим 1024-1024 Mb
  • 8 Гб и больше на компе. - без файла подкачки (отключен)

Как задать оптимальный размер виртуальной памяти в windows 10 и windows 7

  • Открываем "мой компьютер", жмем на пустом поле ПКМ- правая клавиша мыши, выбираем "свойства".

  1. Дополнительные параметры системы.
  2. Дополнительно.
  3. Параметры.
  4. Изменить.
  5. Убрать галочку "автоматически выбрать объем файла подкачки".
  6. Указать созданный нами отдельный локальный диск для файла подкачки, что описывал выше.
  7. Выбрать пункт "размер по выбору системы".
  8. Нажать кнопку "задать".

Как увеличить файл подкачки в Windows xp

  • Открываем "Мой компьютер", жмем на пустом поле ПКМ и "Свойства".
  • 1. Вкладка дополнительно, жмем "Параметры".
  • 2. В следующим окне жмем вкладку "дополнительно".
  • 3. Нажимаем "изменить".

Как настроить файл подкачки? Что это такое? Как влияет на производительность всей системы?

В Windowsе есть такой файл, он называется свип файл, который является продолжением оперативной памяти компьютера, так называемая виртуальная память или файл подкачки. Так вот, к этому файлу Windows обращается постоянно, что-то туда пишем и что-то от туда читает, в процессе выполнения программ. Самое интересное, что к этому файлу Windows обращается независимо от объема ОЗУ. Единственное когда памяти мало, то обращается чаще. Когда памяти много, обращается реже, но всё равно обращается. Даже если на компьютере установленно 16 ГБ ОЗУ, Windows продолжает работать с файлом подкачки, что притормаживает работу системы.

В добавок этот файл имеет динамический размер, который вычисляется при каждом обращении, а это затраты времени. К тому же если файл будет не целым, то он будет читаться еще медленнее. А целым динамический файл не может быть в принципе, так как расширяясь он заполняет пустоты между файлами. Из сказанного напрашивается такой вывод: если сделать размер этого файла постоянным и записать его на диск цельным, то обращения Windows к нему будут происходить быстрее. И главное это ускорение будет распространяться на работу всей системы.

Настройку файла подкачки будем рассматривать на примере Windows 7. Поскольку принцип работы всех виндовсов одинаковый и интерфейсы крайне похожи, то всё описанное в этой статье полностью соответствует и windows 10 / 8 / 8.1 / xp. И так, чтобы выполнить настройки этого файла необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по значку компьютера и зайти в свойства компьютера или через панель управления в свойства системы. Далее открываем "Дополнительные параметры системы".

Потом открываем вкладку "Дополнительно", далее в разделе "Быстродействие" жмем кнопку "Параметры".

В открывшемся окне выбираем вкладку "Дополнительно" и нажимаем кнопку "Изменить".

Открывается окно "Виртуальная память".

Это окно разбито на две части. В первой, большей части, выполняется настройка файла подкачки. Во второй части, меньшей, отображаются рекомендации размеров и суммарный размер существующего файла подкачки на всех дисках.

В самом верху окна "Виртуальная память" есть пункт "Автоматически выбирать объем файла подкачки". Если в этом пункте стоит галочка, окно настроек становится недоступным и все режимы файла подкачки выбирает система. Для выполнения ручной настройки галочку в этом пункте надо убрать.По умолчанию система располагает файл подкачки на системном диске, как правило это диск С, и размер его динамический, то есть меняющийся в зависимости от нужд от 16 МБ минимум до стольки (МБ, ГБ, ТБ) сколько нужно системе. Максимальный размер файла подкачки теоретически ограничен только свободным пространством диска, на котором он расположен. Естественно системе с таким файлом работать быстро в принципе не возможно. На практике максимальный объем редко доходит до рекомендованного.

Представьте паровоз, тянущий состав с вагонами, в которых лежат разные грузы. На каждой станции паровоз останавливается и начинается работа по формированию нового состава. Одни вагоны отцепляются, другие прицепляются. И каждый раз разное количество вагонов. Как вы понимаете процедура достаточно долгая. Толи дело состав с фиксированным количеством вагонов или вагонеток. Подъехал поезд к станции, засыпали в вагонетки груз и поезд пошел дальше. На следующей станции нужные вагонетки перевернули т.е. освободили и поезд снова поехал без задержек. Так и здесь фиксированный объем файла подкачки работает быстрее чем динамический (нет вычислений, связанных с объемами). Остается только определить какой объем нам нужен.

Как вы помните жесткий диск в компьютере это самое медленное устройство. В идеале во время выполнения программ желательно чтобы к нему вообще не было обращений, только так можно достичь максимальной производительности системы. Но дело в том, что Windows задуман как многозадачная система и к тому же способная реализовывать режим многозадачности при небольших объемах памяти. Этому как раз и способствует файл подкачки, в который выгружаются неактивные задачи. Когда памяти мало, например 512 МБ, система обращается к файлу подкачки при каждом переключении с задачи на задачу (с программы на программу). И чем больше программ у нас включено одновременно, тем больший потребуется файл подкачки. Реально понадобится объем около 2,5 ГБ. Конечно же это условное приближение и оно очень сильно зависит от объемов используемых программ.

Теперь представьте что мы увеличили объем оперативной памяти вдвое до 1 ГБ. Что теперь произойдет? Несколько программ например 2-3 (в зависимости от их размеров) смогут работать находясь полностью в памяти. Система начнет обращаться к файлу подкачки, только когда памяти не станет хватать, а произойдет это если добавить количество активных задать. В результате вам станет хватать уже 2 ГБ.

Давайте теперь объем памяти увеличим еще в двое - до 2 ГБ. Вы заметили, что происходит? Объем, используемой памяти, перекочевывает из файла подкачки в оперативную память. То есть теперь нам должно хватить файла подкачки в пределах 1,5 ГБ. А если память увеличить еще в двое до 4 ГБ, на всё про всё должно хватить и 1 ГБ. Исходя из такой последовательности можно предположить, что при наличии 8 и более ГБ от файла подкачки можно отказаться совсем. И эта теория в какой-то мере верна. Но всё зависит, как я говорил, от загруженности системы, т.е. от количества активных программ и от их тяжести то есть объема. У меня например, при 2-х ГБ памяти, система создает файл подкачки 2,7 ГБ, а рекомендует 3 ГБ.

Так что я предлагаю начинать пробовать с объемов равных рекомендованному системой. Далее в зависимости от ваших потребностей, если этого объема будет много или мало, то вы всегда сможете разумно его уменьшить или увеличить опираясь на предыдущий абзац и довести объем файла подкачки до идеального размера. И так вы получили достаточно информации, что бы принять правильное решение в отношении объема.

Но вот вопрос, как сделать файл подкачки целым? Возникает мысль, а можно ли дефрагментировать файл подкачки? На прямую файл подкачки система не дефрагментирует. Но есть способ сделать его таковым. И так, первым делом нам необходимо отключить, образованный после установки виндовса, файл подкачки. Делаем это так.

Выбираем пункт "без файла подкачки" и нажимаем кнопку "Задать". Система заругается и выдаст окно с предупреждением:
Как настроить файл подкачки - Предупреждение

Поскольку мы делаем это намеренно, то жмем "Да". И у нас появляется новое окно с предложением перезагрузить систему чтобы изменения вступили в силу.
Как настроить файл подкачки - Предложение перезагрузить

Жмем "ОК" и перезагружаем систему. Теперь Windows загружается без файла подкачки. Чтобы новый файл подкачки оказался целым, необходимо дефранментировать пространство на диске. Поскольку мы стремимся к максимальной производительности системы, то располагать файл будем на диске С (это в случае с одним физическим диском). Следовательно Диск С и будем дефрагментировать. Для этого открываем вкладку мой компьютер. Наводим мышку на диск С, жмем правую кнопку мыши и выбираем свойства. Открываем вкладку "Сервис" и нажимаем на кнопку "Выполнить дефрагментацию".

Как настроить файл подкачки - Дефрагментация диска

Запустится программа дефрагментатора. Выбираем диск С и нажимаем "Дефрагментация Диска".
Как настроить файл подкачки - Дефрагментация диска С

Если вдруг по каким-то причинам у вас не установлен дефрагментатор от Windows или он вас не устраивает, то ничего страшного. Закачайте например бесплатную Auslogics Disk Defrag и выполняйте дефрагментацию диска С, как показано на рисунке ниже.
Как настроить файл подкачки - Auslogics

Далее возвращаемся в окно настройки файла подкачки. Как настроить файл подкачки - Установка размера файла

Выбираем дефрагментированный диск С или другой, специально подготовленный пустой жесткий дик. Выбираем раздел "Указать размер" в окошки вводим "Исходный" и Максимальный" размеры в мегабайтах. Я в данном случае указал рекомендованный системой размер в 3070 МБ. Числа должны быть одинаковые это важно для создания фиксированного размера файла подкачки. Далее нажимаем кнопку задать. Указанные цифры отобразятся в строке диска С, как на рисунке. Далее нажимаем кнопку "ОК". Перезагружаем компьютер. Теперь Windows во время загрузки создаст новый нефрагментированный файл подкачки в новом месте.

Внимание: ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ момент!!!

Если у вас есть два и более Жестких Диска (не разделов, а именно физических дисков), то лучше файл подкачки разместить на другом диске, не на том где расположен системный диск С, желательно на самом быстром. Это даст существенное ускорение производительности всей системы. Для этого необходимо подготовить первый раздел на другом диске. Желательно чтобы диск был пустой и тогда файл подкачки расположится в самом начале первого раздела и сразу же займет целое пространство. Это даст еще небольшой прирост ускорения работы всей системы.

После такой настройки файла подкачки система начнет работать быстрее, а в случае с двумя дисками, значительно быстрее.

Удачного вам УСКОРЕНИЯ. Надеюсь что вы поняли "Как настроить файл подкачки?" и для вас теперь это не большая проблема.

Если есть вопросы, задавайте в комментариях.

Выбираем размер файла подкачки

Вопрос о размере файла подкачки довольно часто встречается на различных технических ресурсах, однако однозначных рекомендаций на этот счет нет. Попадаются как советы установить файл подкачки в 1.5-2 раза больше объема установленной памяти, так и полностью отключить его. И то и другое абсолютно бессмысленно с практической точки зрения. Поэтому сегодня речь пойдет о том, что такое файл подкачки (он же своп-файл, он же страничный файл) и как правильно выбрать и настроить его размер.

Чтобы понять, для чего нужен файл подкачки, стоит сначала разобраться в принципах работы памяти в Windows. Поэтому начнем с теории.

Виртуальная память

Как правило, говоря о памяти мы имеем в виду модули оперативной памяти, физически установленные на компьютере, или физическую память . Объем доступной физической памяти жестко ограничен и зависит от возможностей оборудования, разрядности операционной системы и условий лицензирования. Для того, чтобы обойти эти ограничения, в операционных системах Windows используется такой ресурс, как виртуальная память .

Операционная система Windows работает не с физической, а именно с виртуальной памятью. Технически виртуальная память состоит из физической памяти (ОЗУ) и специального файла(-ов) подкачки, объединенных в единое виртуальное адресное пространство. Для каждого запущенного процесса выделяется собственное, отдельное от других процессов адресное пространство в виртуальной памяти, в котором он выполняется и которым управляет. Для обращения к памяти используются указатели на адреса в виртуальном адресном пространстве, при этом сам процесс не в курсе 🙂 того, где именно хранятся его данные — в ОЗУ или в файле, это решает операционная система.

Максимально возможный объем доступной виртуальной памяти зависит от разрядности операционной системы. Так в 32-разрядной системе процесс может адресовать не более 4 гигабайт (2 32) памяти. Для 64-разрядного процесса теоретическое ограничение составляет 16 экзабайт (2 64), а практически в современных 64-разрядных версиях Windows поддерживается адресное пространство объемом до 16 терабайт.

Примечание. Некоторые 32-разрядные версии Windows Server используют технологию PAE, позволяющую адресовать до 64ГБ памяти. Подробнее о PAE можно узнать .

В отличии от физической, виртуальная память имеет гораздо более гибкие ограничения. Это позволяет одновременно выполняться большому количеству процессов, которые не смогли бы поместиться в физической памяти. Таким образом, основная задача механизма виртуальной памяти — расширение доступной памяти компьютера.

Управление памятью происходит примерно так.

Виртуальное адресное пространство поделено на блоки равного размера, которые называют страницами (pages). Отсюда кстати и название page file — страничный файл. Физическая память также поделена на разделы, называемые страничными фреймами (page frames), которые используются для хранения страниц.

Каждому процессу при старте выделяется ″кусок″ адресного пространства в виртуальной памяти. Соответственно в каждый момент времени в памяти находятся страницы из виртуального адресного пространства каждого процесса. Страницы, находящиеся в физической памяти и доступные немедленно, называются действительными (valid pages), а страницы, которые в данный момент недоступны, например находящиеся на диске — недействительными (invalid pages).

При обращении процесса к странице памяти, помеченной как недействительная, происходит страничное прерывание (page fault). При возникновении прерывания диспетчер виртуальной памяти находит запрашиваемую страницу и загружает ее в свободный страничный фрейм физической памяти. Собственно этот процесс и называется подкачкой (paging).

При дефиците физической памяти диспетчер памяти выбирает фреймы, которые можно освободить и переносит их содержимое на диск, в файл подкачки. Принцип переноса такой: когда процесс использовал все выделенные ему фреймы, то при каждом страничном прерывании в этом процессе система удаляет из физической памяти одну из его страниц. Выбор страницы осуществляется по принципу первым пришел — первым ушел (first in, first out, FIFO), т.е. в файл подкачки переносится страница, дольше всех находившаяся в памяти.

У каждого процесса есть свой рабочий набор (working set) — набор страниц, находящихся в физической памяти. Рабочий набор определяет размер физической памяти, выделенной процессу, он имеет минимальный и максимальный размер. В момент запуска процессу назначается минимальный размер рабочего набора, т.е. минимальное количество страниц, которые гарантированно будут находится в оперативной памяти. При достаточном количестве свободной физической памяти процесс может увеличивать свой рабочий набор до размера, равного максимальному рабочему набору. Когда же начинается нехватка памяти, диспетчер виртуальной памяти начинает урезать рабочий набор всех процессов до минимального, удаляя лишние страницы из физической памяти.

После уменьшения рабочего набора процесса до минимума диспетчер памяти отслеживает страничные прерывания, генерируемые каждым процессом. При большом количестве прерываний диспетчер может увеличить размер рабочего набора процесса, при отсутствии — продолжает уменьшать рабочий набор до тех пор, пока не произойдет прерывание. Появление прерывания говорит о том, что достигнут минимальный размер памяти, необходимый процессу для работы. Таким образом достигается баланс между потреблением физической памяти и производительностью.

На самом деле это очень примерное описание работы виртуальной памяти, но для общего понимания его вполне хватит. Поэтому завязываем с теорией и переходим к практике.

Текущие настройки файла подкачки

Посмотреть текущий размер файла можно в оснастке Свойства системы (System Properties). Для этого надо нажать Win+R и выполнить команду sysdm.cpl . Затем перейти на вкладку «Advanced», в поле «Performance» нажать на кнопку «Settings» и в открывшемся окне перейти на вкладку «Advanced».

Здесь указан суммарный размер файла подкачки на всех дисках, а по кнопке «Change» можно перейти к его настройкам.

По умолчанию включено автоматическое управление размером файла подкачки. Это значит, что операционная система создает один файл подкачки pagefile.sys в корне системного диска и устанавливает его размер автоматически, исходя из своих потребностей.

Дамп памяти

Чтобы понять, чем руководствуется система при выборе размера файла подкачки, опять перейдем к теории и обратимся к такому понятию как дамп памяти (memory dump). Дело в том, что кроме расширения физической памяти файл подкачки имеет еще одно назначение — он используется при создании аварийных дампов памяти при сбоях системы. Происходит это следующим образом.

Во время загрузки операционная система создает карту секторов, занимаемых на диске файлом подкачки и сохраняет ее в памяти. При сбое системы проверяется целостность этой карты, драйвера диска и управляющей структуры дискового драйвера. Если целостность их не нарушена, то ядро системы вызывает специальные функции ввода\вывода, предназначенные для сохранения образа памяти после системного сбоя и записывает данные из памяти на диск, в файл подкачки, используя сохраненную карту секторов.

При следующей загрузке системы диспетчер сеанса (Session Manager Subsystem Service , SMSS) инициализирует файл подкачки и проверяет наличие в нем заголовка дампа. Если заголовок есть, то данные копируются из файла подкачки в файл аварийного дампа и делается соответствующая запись в системном журнале.

Соответственно при автоматическом управлении файлом подкачки система ориентируется на настройки создания аварийного дампа памяти, выбирая размер файла в соответствии с типом дампа:

Полный дамп памяти (Complete memory dump) — в дамп записывается все содержимое оперативной памяти на момент сбоя, поэтому размер файла подкачки должен быть равен размеру физической памяти + 1Мб (для заголовка). Этот тип выбирается по умолчанию при количестве физической памяти меньше 4ГБ;
Дамп памяти ядра (Kernel memory dump) — в дамп записывается только память, выделенная для ядра ОС, драйверов устройств и приложений, работающих в режиме ядра. Дамп ядра занимает гораздо меньше места, чем полный дамп, при этом его как правило достаточно для определения причин сбоя. Этот тип дампа выбирается по умолчанию для систем с объемом ОЗУ 4ГБ и более. Минимальный размер файла подкачки должен составлять примерно 1/3 от объема физической памяти;
Малый дамп памяти (Small memory dump) — мини-дамп, в котором содержатся минимально необходимые данные: стоп-код и описание ошибки, список загруженных драйверов и информация о запущенных в момент сбоя процессах. Этот дамп требует файл подкачки не менее 2Мб;
Автоматический дамп памяти (Automatic memory dump) — новый тип дампа, появившийся в Windows 8\Server 2012 и более новых. На самом деле это тот же дамп ядра, единственная разница в том, что он позволяет системе динамически управлять размером файла подкачки, выбирая наиболее оптимальный размер.

Настройки дампа памяти находятся в расширенных свойствах системы, в разделе Загрузка и восстановление (Startup and Recovery). Здесь можно один из четырех типов дампа либо совсем отключить его создание.

Даже зная настройки дампа и объем физической памяти, не получится точно сказать, какого размера файл подкачки создаст система. Поэтому я решил немного поэкспериментировать, для чего взял в качестве подопытных 2 системы — клиентскую Windows 8.1 (x64) и серверную Windows Server 2012 R2 и проверил, как размер файла подкачки зависит от объема физической памяти и настроек дампа. Вот что получилось:

Как видите, размер файла напрямую зависит не только от объема ОЗУ и настроек дампа, но и от типа операционной системы. Кроме того, отключение дампа не означает полное отсутствие файла подкачки.

Также стоит напомнить, что это начальные значения. При нехватке виртуальной в процессе работы памяти система может увеличивать файл подкачки вплоть до максимального значения, которое при автоматической настройке составляет 3 объема физической памяти.

Определение необходимого размера файла подкачки

Хотя размером файла подкачки и можно управлять через настройки дампа памяти, однако это не самый прямой способ. Гораздо правильней настроить размер файла вручную. Остается только выяснить, какой размер можно считать достаточным.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Единственный способ более-менее точно установить размер файла подкачки — это собрать в данной конкретной системе данные по потреблению памяти и использованию файла подкачки, выяснить, какой максимальный объем памяти может быть занят службами\приложениями и насколько реально используется файл подкачки. На основании полученных данных и следует выбирать размер файла.

Оперативно оценить текущее потребление виртуальной памяти можно в Task manager, в разделе Performance (производительность). В поле Commited показано отношение используемой виртуальной памяти к ее общему количеству. В моем примере на компьютере установлено 64Гб оперативной памяти и такого же объема файл подкачки. Текущий объем виртуальной памяти составляет 128Гб, занято 65Гб. Из них 62,4Гб приходятся на оперативную память и 2,6Гб на файл подкачки.

Также для сбора информации можно воспользоваться счетчиками производительности. Счетчики предоставляют больше информации, а также позволяют собрать статистику за определенное время, что позволит более точно определить потребности системы в виртуальной памяти. Нам потребуются следующие счетчики производительности:

Memory, Commited Bytes — этот счетчик показывает, какое количество байт в виртуальной памяти занято текущими процессами. Когда значение Commited Bytes превышает объем физической памяти, система начинает активно использовать файл подкачки;
Memory, Available Bytes — объем свободной физической памяти на компьютере. Этот параметр показывает загруженность оперативной памяти, а чем меньше физической памяти остается, тем активнее система использует файл подкачки.
Memory, Commit Limit — значение, равное сумме объема оперативной памяти и текущего размера файла подкачки. По другому — максимальное количество виртуальной памяти, которое может быть выделено всем процессам без увеличения размера файла подкачки.
Memory, %Commited Bytes In Use — показывает процент использования виртуальной памяти. Представляет из себя отношение Commited Bytes \Commit Limit.
Paging File, %Usage — процент использования файла подкачки, текущее значение.
Paging File, %Usage Peak — процент использования файла подкачки, пиковое значение.

Для более глубокого анализа потребления памяти можно дополнительно использовать такие счетчики:

Memory, Page Fault\sec — количество страничных ошибок (прерываний) в секунду при обращении к страницам памяти. Напомню, что страничное прерывание возникает при обращении к странице памяти, которая была выгружена на диск.
Memory, Pages\sec — показывает, сколько страниц в секунду было прочитано\записано в рамках страничного прерывания. Проще говоря, этот счетчик показывает интенсивность обмена данными между оперативной памятью и файлом подкачки. Представляет из себя сумму счетчиков Pages Input\sec и Pages Outpit\sec .
Process, Working Set — показывает текущее использование физической памяти активными процессами. Значение Total выдает суммарный объем по всем процессам, но можно вывести данные отдельно и по каждому конкретному процессу. Этот счетчик не имеет прямого отношения к файлу подкачки, но может помочь при диагностике проблем с производительностью.

Как видно на примере, 64-гигабайтный файл подкачки реально используется всего на 2-3%. То есть для нормальной работы с избытком хватит файла подкачки размером 4Гб. И это при том, что сервер очень прилично нагружен, для менее загруженного компьютера цифры будут еще меньше.

Отдельно стоит упомянуть о выборе размера файла подкачки для компьютеров с ролью Hyper-V. Дело в том, что в силу особенностей архитектуры гипервизор не использует файл подкачки для виртуальных машин даже в случае нехватки физической памяти. На серверах Hyper-V файл подкачки нужен исключительно для целей хостовой системы, в которой используется лишь небольшая часть ОЗУ (обычно не более 2-4ГБ). Поэтому создавать файл подкачки, исходя из общего объема физической памяти в данном случае абсолютно бессмысленно.

Настройка

Определив необходимый размер, переходим непосредственно о настройке. Для изменения размера файла подкачки открываем свойства виртуальной памяти и отключаем автоматический выбор размера. Затем в поле «Drive» выбираем логический диск, на котором будет располагаться файл, выбираем опцию «Custom size», указываем начальный и максимальный размер файла подкачки и жмем «Set». Для того, чтобы изменения вступили в силу, после настройки может потребоваться перезагрузка системы.

Для файла подкачки существуют некоторые ограничения:

Максимальный размер файла может быть не более 16ТБ для 64-битной и не более 4ГБ для 32-битной системы;
Можно создавать до 16 файлов подкачки, но каждый должен быть расположен на отдельном томе (логическом диске);
Для возможности создания аварийного дампа памяти необходимо, чтобы файл подкачки (хотя бы один) находился на системном диске.

Для автоматизации процесса настройки можно использовать вот такой PowerShell скрипт (подставив свои значения):

# Disable automatic management for pagefile
$ComputerSystem = Get-WmiObject -Class Win32_ComputerSystem -EnableAllPrivileges
if ($ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile) {
$ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile = $false
$ComputerSystem.Put()
}
# Set manual size for pagefile
$PageFile = Get-WmiObject -Class Win32_PageFileSetting -EnableAllPrivileges
$PageFile.InitialSize = 4096
$PageFile.MaximumSize = 8192
$PageFile.Put()

Заключение

В заключение некоторые практические советы, которые могут помочь в настройке.

При ручной настройке необходимо указать начальный и максимальный размер файла. В этом случае система создает файл начального размера, при необходимости увеличивая его до тех пор, пока он не достигнет максимального. При увеличении размера возможна фрагментация файла подкачки, что скажется на его быстродействии. Для борьбы с фрагментацией можно изначально указать начальный и максимальный размер одинаковыми. Тогда система сразу выделит под файл все необходимое место, а статический размер файла исключит возможную фрагментацию в дальнейшем.
Для увеличения производительности системы файл подкачки можно перенести на другой раздел. Уточню, что переносить файл стоит только на раздел, находящийся на другом физическом диске. Размещение файла подкачки на дополнительном раздел одного и того же диска не приведет к повышению быстродействия. На практике имеет смысл перенос файла подкачки на отдельный SSD-диск, это может дать заметный прирост производительности.
Еще один теоретический 🙂 способ повысить скорость работы с файлом подкачки — разместить его на отдельном, специально выделенном только под него разделе, для которого установить размер кластера 64Кб (вместо 4Кб по умолчанию). При работе с большими файлами (такими, как файл подкачки) большой размер кластера может повысить производительность файловой системы. Чем больше размер кластера, тем большими блоками читаются\пишутся данные, соответственно для одинакового объема данных при размере кластера 64Кб потребуется в 16 раз меньше операций чтения\записи, чем для 4Кб.
Кое где встречаются советы полностью отключить файл подкачки. Действительно, в отдельных случаях это может дать некоторый прирост производительности, хотя лично я не вижу в этом большой пользы. Как можно убедиться с помощью счетчиков производительности, при наличии свободной физической памяти ОС и так использует файл подкачки по минимуму, поэтому прирост будет незначительный. Если же при отключенном файле подкачки в процессе работы закончится физическая память, то приложение, потребляющее память, будет остановлено, что чревато сбоем в работе и потерей данных. Кроме того, при отсутствии файла подкачки Windows не сможет сохранить дамп памяти в случае сбоя.
И последнее. Манипуляции с файлом подкачки не особо сильно влияют на производительность системы в целом. Повторюсь, при достаточном количестве физической памяти файл подкачки используется по минимуму. Если же в системе постоянно не хватает памяти и она активно использует файл подкачки, то в первую очередь стоит подумать о расширении физической памяти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: