Программирование что значит; определение термина значение. Что такое программирование? Языки программирования. Компьютерное программирование

В век компьютерных технологий возникло множество терминов и понятий, которые связаны с этой средой. Многие люди старшего поколения с трудом понимают эти термины, потому что технический прогресс произошел очень быстро, и не все смогли угнаться за ним. Поэтому такие понятия как программирование, программист, язык программирования и другие компьютерные термины, связанные с этой сферой, не всегда знают даже пользователи компьютеров и не всегда могут объяснить их правильно.

Программирование

Программирование - это создание компьютерных программ, которые выполняют какую-нибудь функцию в программной среде компьютера. Следовательно, программист - это человек, который создает эти программы.

Программисты создали операционную систему Windows, компьютерные игры и множество других программ, которые мы используем в повседневности.

Язык программирования

Язык программирования - это своего рода система знаков и правил, наподобие современных языков, но только для компьютеров, с помощью которых создаются компьютерные программы. Со времени возникновения компьютеров было придумано более восьми тысяч языков программирования, в том числе и совсем нестандартные языки, основанные на визуальных данных.

Без языка программирования невозможно записать программу, которая бы работала, потому что язык программирования выступает в роли структуры программы и организатора процессов. Без правил невозможно составить работающую структуру программы.

В чем суть программирования

Значимость программирования сегодня трудно переоценить, ведь без программ не работала бы ни одна система, компьютер и другие электронные вещи. Любой компьютер при включении запускает процесс активации определенных программ, чтобы пользователь мог использовать вычислительную силу компьютеров. Любая компьютерная игра - это набор программ, которые работают совместно в одной системе.

Чтобы получить любую программу, программист пишет на нужном языке программирования последовательность действий и функций программы. После этого он проверяет работоспособность программы, чтобы избежать ошибок. Сегодня многие программы очень сложны и огромны. Часто их пишут по несколько дней или даже месяцев.

В узком смысле (так называемое кодирование ) под программированием понимается написание инструкций (программ) на конкретном языке программирования (часто по уже имеющемуся алгоритму - плану, методу решения поставленной задачи). Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами (на профессиональном жаргоне - кодерами), а те, кто разрабатывают алгоритмы - алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками.

В более широком смысле под программированием понимают весь спектр деятельности, связанный с созданием и поддержанием в рабочем состоянии программ - программного обеспечения ЭВМ. Иначе это называется «программная инженерия» («инженерия ПО»). Сюда входят анализ и постановка задачи, проектирование программы, построение алгоритмов, разработка структур данных, написание текстов программ, отладка и тестирование программы (испытания программы), документирование, настройка (конфигурирование), доработка и сопровождение.

Программирование для ЭВМ основывается на использовании языков программирования, на которых записывается программа. Чтобы программа могла быть понята и исполнена ЭВМ, требуется специальный инструмент - транслятор.

В настоящее время активно используются интегрированные среды разработки, включающие в свой состав также редактор для ввода и редактирования текстов программ, отладчики для поиска и устранения ошибок, трансляторы с различных языков программирования, компоновщики для сборки программы из нескольких модулей и другие служебные модули.

Текстовый редактор среды программирования может иметь специфичную функциональность, такую как индексация имен, отображение документации, средства визуального создания пользовательского интерфейса. С помощью текстового редактора программист производит набор и редактирования текста создаваемой программы, который называют исходным кодом. Язык программирования определяет синтаксис и изначальную семантику исходного кода. Компиляторпреобразует текст программы в машинный код, непосредственно исполняемый электронными компонентами компьютера. Интерпретатор создаёт виртуальную машину для выполнения программы, которая полностью или частично берёт на себя функции исполнения программ.

Стадии программирования

Программирование в широком смысле можно разбить на несколько стадий:

  • Анализ
  • Проектирование - разработка комплекса алгоритмов
  • Кодирование и компиляцию - написание исходного текста программы и преобразование его в исполнимый код с помощью компилятора
  • Тестирование и отладку - выявление и устранение ошибок в программах,
  • Испытания и сдачу программ
  • Сопровождение

Первое программируемое вычислительное устройство, Аналитическую машину, разработал Чарлз Бэббидж (но не смог её построить). 19 июля 1843 года графиня Ада Августа Лавлейс, дочь великого английского поэта Джорджа Байрона, как принято считать, написала первую в истории человечества программу для Аналитической машины. Эта программа решала уравнение Бернулли, выражающее закон сохранения энергии движущейся жидкости. В своей первой и единственной научной работе Ада Лавлейс рассмотрела большое число вопросов. Ряд высказанных ею общих положений (принцип экономии рабочих ячеек памяти, связь рекуррентных формул с циклическими процессами вычислений) сохранили свое принципиальное значение и для современного программирования. В материалах Бэббиджа и комментариях Лавлейс намечены такие понятия, как подпрограмма и библиотека подпрограмм, модификация команд и индексный регистр, которые стали употребляться только в 1950-х годах. Однако ни одна из программ написанных Адой Лавлейс никогда так и не была запущена.

Языки программирования

Большая часть работы программистов связана с написанием исходного кода, тестированием и отладкой программ на одном из языков программирования. Исходные тексты и исполняемые файлы программ являются объектами авторского права и являются интеллектуальной собственностью их авторов и правообладателей.

Различные языки программирования поддерживают различные стили программирования (парадигмы программирования). Отчасти искусство программирования состоит в том, чтобы выбрать язык программирования, наиболее полно подходящий для решения поставленной задачи. Разные языки требуют от программиста различного уровня внимания к деталям при реализации алгоритма, результатом чего часто бывает компромисс между простотой и производительностью (или между временем программиста и временем пользователя ).

Единственный язык, напрямую выполняемый ЭВМ - это машинный язык (также называемый машинным кодом и языком машинных команд ). Изначально все программы писались в машинном коде, но сейчас этого практически уже не делается. Вместо этого программисты пишут исходный код на том или ином языке программирования, затем, используя компилятор, транслируют его в один или несколько этапов в машинный код, готовый к исполнению на целевом процессоре, или в промежуточное представление, которое может быть исполнено специальным интерпретатором - виртуальной машиной. Но это справедливо только для языков высокого уровня. Если требуется полный низкоуровневый контроль над системой на уровне машинных команд и отдельных ячеек памяти, программы пишут на языке ассемблера, мнемонические инструкции которого преобразуются один к одному в соответствующие инструкции машинного языка целевого процессора ЭВМ. (По этой причине трансляторы с языков ассемблера - ассемблера - получаются алгоритмически простейшими трансляторами.)

В некоторых языках вместо машинного кода генерируется интерпретируемый двоичный код «виртуальной машины», также называемый байт-кодом (byte-code ). Такой подход применяется в Forth, некоторых реализациях Lisp, Java, Perl, Python, языках для.NET Framework.

Литература

  • Дейкстра Э. Дисциплина программирования = A discipline of programming. - 1-е изд. - М.: Мир, 1978. - 275 с.
  • Бьярне Страуструп. Программирование: принципы и практика использования C++, исправленное издание = Programming: Principles and Practice Using C++. - М.: Вильямс, 2011. - С. 1248. - ISBN 978-5-8459-1705-8
  • Александр Степанов, Пол Мак-Джонс. Начала программирования = Elements of Programming. - М.: Вильямс, 2011. - С. 272. - ISBN 978-5-8459-1708-9
  • Роберт У. Себеста. Основные концепции языков программирования / Пер. с англ. - 5-е изд. - М.: Вильямс, 2001. - 672 с. - ISBN 5-8459-0192-8 (рус.) ISBN 0-201-75295-6 (англ.)
  • Иан Соммервилл. Инженерия программного обеспечения / Пер. с англ. - 6-е издание. - М.: Вильямс, 2002. - 624 с.
  • Иан Грэхем. Объектно-ориентированные методы. Принципы и практика / Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Вильямс, 2004. - 880 с.

В период появления первых компьютерных систем остро встал вопрос того, как «научить» машину воспринимать указываемые к исполнению задачи человеком. Тут и появился термин «компьютерное программирование». Сегодня многие пользователи, не знакомые с основами и тонкостями этих процессов, считают, что это что-то из области фантастики, недоступное рядовому обывателю. Однако при желании можно освоить программирование и самому. Но не будем забегать вперед и разложим все, как говорится, по полочкам.

Что такое программирование в общем понимании?

Если посмотреть на основные трактовки данного термина, нетрудно сделать простейший вывод. Что такое программирование? Это написание программ.

Тут же возникает вопрос того, что же такое программа. Программа или приложение - это, грубо говоря, набор специализированных команд, инструкций, директив или исполняемых сценариев, которые подлежат исполнению машиной, причем на уровне и «железных» устройств, и других задействованных средств.

Чтобы было понятно, что такое программирование, можно привести самый простой пример. Установленное пользовательское приложение, нацеленное на выполнение конкретной задачи, обращается не только к оперативной памяти и процессору, но и задействует другие физические устройства через инструменты управления ими, называемые драйверами, которые тоже представляют собой программы.

Немного истории

Говоря о том, что такое программирование в современной трактовке, стоит обратить свой взгляд на историю его возникновения. По сути, автоматизированное выполнение каких-то определенных действий, например, в области математических вычислений, известно человечеству достаточно давно.

Вспомнить хотя бы Древнюю Грецию, в которой было использовано устройство с шестернями разной величины, позволявшее производить простейшие арифметические действия. Это был самый настоящий прототип современного калькулятора.

В 1206 году появился уникальный аппарат по отслеживанию так называемого метонова цикла, построенный Аль-Джазари, который использовал сложные на то время механизмы, основанные на зажимах и кулачках.

Только в 1804 году свет увидел жаккардовый ткацкий станок, который был способен воспроизводить узоры на тканях, созданные на основе перфокарт.

Но настоящим прорывом стало программируемое аналитическое устройство, разработанное Чарльзом Бэббиджем, которое, к сожалению, при его жизни так и не было построено.

Зато в 1846 году дочь Байрона создала первую в мире программу для аналитической машины, которая решила уравнение Бернулли. Конечно, алгоритмы программирования, которые применяла графиня Ада Августа Лавлейс, были весьма примитивными, но именно они заложили то самое зерно, которое было использовано при создании современных компьютерных программ. И именно ее считают во всем мире прародительницей программирования.

Каким образом компьютер воспринимает команды?

Любая компьютерная программа должна машиной каким-то образом выполняться. Ей мало написать, мол, сделай то-то и то-то. Для этого были созданы языки программирования.

Но написать последовательность команд на каком-то языке, которых сегодня существует очень много, оказывается недостаточно. Машина все равно не воспримет текстовые фразы или математические формулы.

Универсальным средством стало использование двоичного (бинарного) кода, состоящего из последовательностей нулей и единиц, которые воспринимаются любым компьютерным устройством. Но как перевести смысловые фразы и формулы в такой вид? Для этого используются компиляторы, которые и преобразовывают список команд в понятный машине двоичный код. Можно встретить и троичные, и шестнадцатиричные коды, но они используются крайне редко.

Мнемокоды

Понятно, что вводить двоичные команды даже на примитивных устройствах было крайне затруднительно, ведь запомнить такие последовательности человек по природе своей просто не в состоянии.

Поэтому, чтобы унифицировать такие процессы, были придуманы так называемые мнемокоды, которые в виде текстовых команд являлись полными аналогами двоичных сочетаний. Текстовую команду, как уже понятно, запомнить намного легче, нежели длинную последовательность, состоящую из нулей и единиц.

Понятие переменных

Но и этим дело не ограничилось. Применяемые на заре развития алгоритмы программирования потребовали ввода новой величины, получившей название переменной.

Суть ее использования в любом языке программирования состоит в присвоении определенной области памяти, в которой хранится какое-то значение, буквенного обозначения. Для того чтобы перевести мнемокоды в инструкции, а переменные в области памяти, использовались инструменты, называемые трансляторами. И все языки, использовавшие такую методику, получили название ассемблеров.

Языки программирования

Сами же языковые средства, на которых пишутся (или в свое время писались) компьютерные программы, условно можно разделить на низко- и высокоуровневые.

Если кто из старшего поколения помнит, даже в советские времена в школах на уроках информатики преподавался язык Basic. С его помощью на тогдашних машинах Yamaha КУВТ можно было создавать примитивные программы математических вычислений, программировать простейшие картинки или музыку, звучащую из системного динамика. Для математики можно было использовать и логические операторы вроде «если», «то», «иначе». Но проблема всех тех, кто хорошенько обучился этому языку, состояла в том, что они никак не могли освоить новые средства.

Не говоря о том, что язык Ассемблер своим появлением произвел настоящую революцию и используется до сих пор, появились достаточно специфичные средства, например, языки структурного или объектно-ориентированного программирования (ООП).

К ООП смело можно отнести язык C+/++, на основе команд которого созданы те же операционные системы Windows. Программирование на «Си» является достаточно сложным, тем не менее при желании можно освоить и его. Как говорится, было бы желание. Можно пойти на те же курсы программирования или использовать для обучения соответствующую литературу. Правда, как считает большинство специалистов, самому вникнуть в основы языка еще можно, а вот развивать свои знания на практике буде крайне сложно. Тут никакие труды вроде книг «Программирование для чайников» не помогут.

Но вернемся к языкам. Относительно недавно появились языки, работающие на основе интерпретаторов (.NET Framework, Python, Java, Perl и т.д.). В них вместо машинного кода генерируется особый байт-код, который представляет собой двоичный код виртуальной машины.

Кстати сказать, программирование на Java можно без особых усилий освоить самому. Например, для мобильных устройств на основе Android-систем можно параллельно использовать Android Studio и пакет Java SDK, а в качестве тестировщика установить Genymotion. Можно поступить еще проще, обратившись к онлайн-конструктору App Inventor, в котором создание последовательности команд производится наподобие складывания пазлов.

Понятие парадигм

Понятие парадигм возникло не на пустом месте. В самом общем понимании парадигмы представляют собой некий взгляд на окружающий мир и действия, которые в его отношении можно предпринять. В компьютерном мире под таким термином понимается некое обобщение по отношению к работе программы.

Существуют приложения, ориентированные исключительно на одну парадигму или выполнение только одной задачи, но все современные языки и программы, создаваемые на их основе, решают несколько задач. Отсюда и появился термин многозадачности.

Современное программирование и его особенности

На современном этапе развития компьютерных технологий приоритетным для многих программистов являются ООП и программирование на Java. Заметьте, пакеты Java-платформы поддерживаются любой из ныне известных операционных систем, не говоря уже о мобильных устройствах.

И хотя, как считается, язык C+/++ является доминирующим, не стоит сбрасывать со счетов и Ассемблер. Удивительно, но большинство вирусов написано именно на нем. А если взять в расчет веб-программирование, скажем, на основе Delphi, тут вообще открываются такие широкие возможности и перспективы, что многие начинающие программисты об этом даже не догадываются.

Можно ли самому научиться программированию?

Вопросы, связанные с самостоятельным обучением, напрямую зависят от того, чему именно хочется научиться. Литература в виде книг «Программирование для чайников» дает лишь частичные ответы без конкретизации основных аспектов с учетом применения того или иного языка. Это, так сказать, для общего понимания. Курсы программирования - тоже вопрос спорный, ведь в данном случае все зависит не только от восприятия обучаемым, но и от того, какими знаниями обладает преподаватель, как он подает материал и т.д. Но если уж возникла необходимость изучения какого-то определенного языка или метода программирования, в наш век интернета проблемой это не является. Можно найти даже онлайн-курсы или подробное описание уроков по той же платформе Java, программированию Android- или iOS-устройств.

Краткие итоги

Что такое программирование в общих чертах, думается, уже понятно любому человеку. Здесь, правда, были затронуты только общие вопросы без конкретики использования каждого языка, средств написания приложений или сопутствующих программных модулей, интерпретации или трансляции команд, равно как и то, каким образом все это выполняется на уровне процессора, оперативной памяти или операционной системы. Все это достаточно сложно для понимания, а неподготовленному человеку вникнуть в суть всех этих процессов будет не так уж и просто. Тем не менее при желании и достаточно высокой степени мотивации изучить любой язык можно, а в дальнейшем стать высококлассным программистом.

В современном мире человек постоянно находится в информационной экосистеме, созданной для упрощения его жизни. Различные электрические гаджеты, компьютеры, мобильные телефоны, интеллектуальные системы управления транспортными средствами - всеми этими достижениями технологического прогресса мы пользуемся ежедневно. И вполне естественно, что с развитием человечества спектр возможных сфер применения таких устройств также растёт. Именно поэтому деятельность, связанная с IT, сегодня считается наиболее динамично развивающейся, а значит, и крайне прибыльной, так что уроки программирования лишними ни для кого не будут.

Как работают цифровые устройства?

Принцип действия большинства современных устройств состоит во взаимодействии двух сред - аппаратной и цифровой. Первая - это набор микросхем, датчиков и других физических элементов, которые необходимы для корректного функционирования устройства. Зачастую она проектируется таким образом, чтобы техника могла выполнять сразу несколько заданий и при этом не была узкоспециализированной. Современные процессоры, которые являются «сердцем» любого высокотехнологического гаджета, позволяют решать разнообразные задачи. Однако для того, чтобы эти устройства начали корректно функционировать, производители активно развивают различные технологии программирования. Это и есть вторая, «цифровая» часть любого компьютеризированного аппарата.

Что подразумевается под программированием?

Так что такое программирование? На первый взгляд может показаться, что ответ на этот вопрос вполне очевиден. На самом же деле есть ряд нюансов, которые нельзя упускать из виду.

Технологии программирования - это процесс написания упорядоченного набора инструкций для аппаратуры устройства. Именно они указывают процессору и всем связанным с ним деталям, какие вычисления им необходимо производить и в какой последовательности.

Благодаря корректно написанным системам кодов, мобильные телефоны способны безошибочно определить номер звонящего нам человека, предоставить доступ к почтовым ящикам, а современные автомобили могут совершать без участия водителя.

Высококвалифицированным программистам ежедневно приходится выполнять работу по созданию алгоритмов, с помощью которых устройства смогут решать новые задачи, без необходимости физического усовершенствования или модификации. Отчасти поэтому многие молодые люди при выборе своего карьерного будущего обращают внимание на эту интенсивно развивающуюся индустрию.

Вопрос изучения

Следует отметить, что обучение программированию - это сравнительно недорогое занятие. В отличие от других профессий, где навыки, необходимые для присвоения квалификации, можно получить лишь в высших учебных заведениях или непосредственно на месте работы, составлять качественный код можно научиться самостоятельно, в домашних условиях.

Найти необходимую информацию совершенно не сложно - учебные пособия, специальная литература имеются практически в свободном доступе. Таким образом, не составляет труда подобрать систему обучения должного уровня сложности на русском, английском или любом другом языке.

Этому посвящают различные конференции, тема горячо обсуждается преподавателями и профильными специалистами, поскольку сегодняшняя индустрия крайне нуждается в потоке свежих умов, способных ускорить общее развитие технологии.

Примеры программирования детям начинают показывать ещё на этапе начального образования, в школах. Конечно, на таких уроках рассматриваются лишь простейшие варианты кодов, а зачастую преподаватели просто знакомят молодое поколение с той или иной операционной системой.

С научной точки зрения информатика, программирование - это схожие Однако первая - это более общее понятие, включающее в себя не только написание программного кода, но и изучение различных подходов к проектированию цифровых систем в целом.

Процесс обучения

Практически каждый юноша и девушка, которые активно пользуются Интернетом и современными информационными технологиями, в состоянии ответить на вопрос, что такое программирование. Тем не менее, далеко не все чётко понимают, с чего нужно начинать изучать эту науку, чтобы добиться прогресса и не потерять интерес на половине пути.

Существует множество различных методик, предлагающих обучение программированию - от экспресс-обучения, подразумевающего интенсивный практический курс, знакомящий учеников с синтаксисом и особенностями выбранной технологии, до глубоких теоретических программ, направленных на изучение основных парадигм и концепций до того, как будет написана первая строчка кода. Таким образом, подобрать подходящий способ не так уж и сложно.

Чаще всего программирование для начинающих сводится к демонстрации основных возможностей выбранного языка. Одновременно ведется работа по вовлечению субъекта в процесс, а в дальнейшем переходят к изучению особенностей технологии.

Редко можно встретить уроки программирования, в которых не предложат в конце написать собственный код, который наглядно продемонстрирует изучаемую концепцию или особенность языка. Это позволяет не только подвести своего рода итог, но и определить дальнейшую систему действий.

Программирование для начинающих представляет определенные трудности, поэтому каждый урок должен вести к конечной цели - тогда у изучающего будет возможность каждую конкретную концепцию языка проследить на практике, что улучшит конечное восприятие материала.

Выбор технологии программирования для изучения

Интенсивное развитие компьютерного мира поспособствовало тому, что на рынке существует несколько десятков различных языков для написания кодов. Такое многообразие привело к тому, что процесс освоения науки начинается с детального рассмотрения рынка и выбора подходящей технологии.

Еще одна возможность

Второй по популярности сферой деятельности является web-разработка. Это создание программных продуктов, связанных с деятельностью сайтов и различных Интернет-платформ. В этой части индустрии существует гораздо большее количество языков программирования и используемых технологий, поэтому выбор велик. Начинающие часто спорят о существовании единственного «верного» способа начать изучение, однако это слишком абстрактное понятие, и каждый выбирает то, что ему больше по душе.

Следует учитывать, что эта сфера требует большего объема знаний, так как для успешной приходится решать большое количество задач, связанных не только с самим продуктом, но и со смежными технологиями - хранением данных, функционированием и настройкой серверов и т. п.

Чем писать

Особой категорией считаются так называемые «функциональные» языки программирования. Они не так широко распространены в коммерческой разработке, однако их часто используют для подтверждения научных гипотез и симулирования сложных расчётов.

Эти языки зачастую разрабатываются и поддерживаются университетскими командами по всему миру, и поэтому динамически развиваются, позволяя решать всё новые и новые задачи.

Особые варианты

Отдельно существует группа так называемых эзотерических языков программирования, которые не так широко распространены, и их использование ограничено одной-единственной концепцией, для подтверждения которой они, собственно, и были разработаны. В таких случаях ответ на вопрос "Что такое программирование?" будет совершенно особенным, в силу специфики деятельности.

Для чего стоит изучать?

Большинство энтузиастов, начинающих изучение, преследуют какую-то цель. Одних манит перспектива карьерного роста и материальная обеспеченность. Это не иллюзия - хорошие специалисты могут попробовать себя в самых различных ролях, и их заработок напрямую зависит от набора технологий, которыми они в состоянии оперировать.

Другие изучают эту науку «для себя», ведь программирование, как и любая точная дисциплина, развивает логическое и учит строить алгоритм для решения поставленной задачи, искать наиболее оптимальные пути достижения результата.

Поэтому ответ на вопрос, что такое программирование, не так уж прост. По сути, это не только средство достижения материального достатка путём участия в интенсивно развивающейся индустрии, но и крайне полезное занятие для стимулирования критического и логического мышления, способ решения поставленных задач путём разбиения алгоритма на отдельные небольшие части.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: