Сабвуфер — блажь молодежи или незаменимая вещь в автомобиле? Чем сабвуфер отличается от динамиков. Пассивные и активные сабвуферы

20.09.2017, 17:47

Сабвуфер (от англ. subwoofer) - акустическая система, воспроизводящая низкочастотный звук в диапазоне от 5 до 300 Гц, представляющая собой динамик в отдельном корпусе увеличенного размера, выполненного из плотного материала на основе дерева (фанера, МДФ, ДСП).

Применение

Сабвуфер применяют с целью локализации низких частот в многополосных аудиосистемах, используемых для просмотра фильмов и прослушивания музыки. При использовании сабвуфера качество низких частот заметно улучшается, что значительно усиливает впечатления от звуковых эффектов. Поэтому сабвуфер незаменим в системах домашних кинотеатров, на современных танцполах и рок- концертах, где нужен звук с мощной подачей низких частот.

Чтобы низкие частоты в общем балансе звучали правильно, сабвуферу необходимо придать правильное расположение относительно сателлитов и по возможности произвести его дополнительную частотную подстройку, устраняющую провалы и пики, которые могут возникать из-за несоответствия частотного диапазона звуковых излучателей акустической системы.

Виды сабвуферов: активный

Сабвуферы делят на два основных типа: активные и пассивные. К основным преимуществам активного сабвуфера следует отнести наличие таких опций, как:

  • усилитель мощности на корпусе;
  • активный кроссовер (частотный фильтр);
  • регулятор уровня громкости;
  • регулятор или переключатель сдвига фазы;
  • регулятор среза частоты;
  • низкоамплитудные входы (разъёмы RCA);
  • высокоамплитудные входы и выходы (speaker input и amplifier output).

Встроенный усилитель в активных сабвуферах позволяет экономить мощность внешнего усилителя/ресивера, используя ее только на сателлиты.

Функция регулировки среза частоты дает возможность разграничить использование частот по установленному уровню, чем значительно улучшает согласованность сабвуфера с сателлитами.

Регулятор сдвига фазы обеспечивает сбалансированное звучание всей АС независимо от размещения сабвуфера по отношению к другим динамикам.

Низкоамплитудные входы позволяют коммутировать саб с внешним усилителем, при наличии у того выхода SUB OUT.

Высокоамплитудные входы и выходы предназначены для подключения выхода на стереопару с усилителя. То есть, саб подключается к ресиверу, а колонки к сабу.

Пассивный сабвуфер

Из-за отсутствия встроенного усилителя требует подключения к внешнему ресиверу, что характеризуется более низкими показателями уровня громкости и качества выходного звука за счет нагрузки на усилители стереоканалов. За неимением каких-либо встроенных опций настройки пассивный сабвуфер требует правильного расположения в помещении относительно других динамиков АС.

Акустическое оформление сабвуферов

По конструкции корпуса сабы бывают следующих типов:

  • закрытый корпус (closed box);
  • фазоинвертор (vented box);
  • пассивный радиатор (passive radiator);
  • бандпасс или полосовой резонатор (bandpass);
  • четвертьволновой резонатор или лабиринт (quarter wave box);
  • открытый корпус (free air);
  • рупорный сабвуфер (Horn loaded).

Закрытый корпус сабвуфера отличается полностью герметичной конструкцией, обеспечивающей ровную и без задержек передачу звука, но имеет слабую частотную отдачу на нижних границах диапазона и плохое охлаждение катушки из-за отсутствия вентиляции корпуса.

Фазоинверторные сабвуферы имеют конструкцию корпуса с тоннелем для воздуха на одной из стенок. Фазоинвертор (вентиляционный канал) помогает воспроизводить максимально низкие частоты в слышимом диапазоне. Звук у фазоинверторных сабов на настроенной частоте чище и мощнее чем у закрытых, при условии правильно рассчитанной конструкции фазоинвертора. Минус фазоинверторных сабов в сложном расчете их конструкции и определенной капризности, когда любая погрешность в работе фазоинвертора или факторы окружающей среды, как то повышенная влажность или температура, могут негативно повлиять на качество воспроизведения, делая бас размытым или глухим.

Сабвуфер с пассивным радиатором представляет собой конструкцию из двух динамиков внутри корпуса, один из которых пассивный, без катушки и магнита. Звуковая волна, идущая от пассивного динамика, накладывается на волну от активного излучателя. Чем больше масса пассивного диффузора, тем ниже граница диапазона низких частот сабвуфера.

Бандпасс корпус представляет собой конструкцию из двух камер, верхней фазоинверторной и нижней герметичной. Такой тип бандпассов называется single vented и относится к простейшим конструкциям бандпасс корпусов 4 категории. Существуют также более сложные бандпассы 6 категории, которые имеют 2 камеры с независимым фазоинвертором в каждой, и 2 камеры с 2 фазоинверторами, один из которых общий для двух камер. Бандпасс сабвуферы отличаются высоким КПД, но громоздкими размерами и низкой добротностью.

Четвертьволновой резонатор работает на ограничение резонанса и поглощения обратной волны. Из–за своеобразной конструкции корпуса в виде зигзагообразной шахты определенной продолжительности, имеющей ряд переборок, получил название «лабиринт». Quarter wave box обладает высокой низкочастотной характеристикой, значительно превышающей эффективность фазоинверторных и закрытых боксов, но в силу своей сложной конструкции встречается редко и требует тщательных и выверенных расчетов при сборке.

Сабвуферы открытого типа чаще всего применяются в автомобильных акустических системах с инсталляцией в заднюю полку. Для таких динамиков корпусом служит багажник автомобиля.

Принцип рупорного сабвуфера происходит от его названия. Это также очень сложный вид конструкции корпуса, который применяется в основном для концертного звука и обладает высокой чувствительностью и самым высоким КПД среди всех других типов сабвуферов.

Главное отличие сабвуфера от классических акустических систем – это мощная целенаправленная передача звука в низкочастотном диапазоне, недоступном для воспроизведения классическими динамиками. Сабвуферы, как правило, являются дополнением к стандартным многополосным акустическим системам, имеющим цифровое обозначение по принципу «количество сателлитов - количество сабвуферов». Для примера: популярная система 5.1. означает наличие 5 динамиков среднего и высокого частотного диапазона и 1 сабвуфера.

Если вы являетесь киноманом, или любителем слушать музыку, внимая всем ее оттенкам, улавливая каждый звук, значит, вы знаете, что без хорошего сабвуфера в акустической системе вам не обойтись.

Наш интернет-магазин предлагает широчайший выбор аудиосистем и сабвуферов различных типов и характеристик. У нас вы обязательно выберете себе ту модель, которая полностью удовлетворит вас как качеством, так и ценой.

Помимо широкого ассортимента, способного удовлетворить даже самого требовательного покупателя, мы предлагаем вам воспользоваться следующими возможностями:

На нашем сайте вы всегда найдете профессиональное техническое описание и качественные фото каждого предлагаемого товара, которые всегда помогут вам сделать правильный выбор.

Станьте нашим гостем, и вы не уйдете от нас с пустыми руками!

Желание создать в автомобиле мощную аудиосистему, способную воспроизводить весь частотный диапазон, привело к использованию акустики, содержащий высокочастотные (твитеры), среднечастотные и низкочастотные (сабвуферы) компоненты. Здесь поговорим об НЧ-звене аудиосистеме — сабвуферах, их типах, характеристиках, конструкциях и особенностях установки.

Назначение сабвуфера

  • Бесконечный акустический экран (открытое оформление, free air);
  • Закрытый ящик (ЗЯ, closed box);
  • Фазоинвертор (ФИ, vented box);
  • Полосовой ящик (bandpass);
  • Пассивный излучатель (пассивный радиатор, passive radiator, radpass).

Каждый тип сабвуфера имеет свои преимущества и недостатки.

Бесконечный акустический экран. Наиболее простой тип акустического оформления, в «исконном» варианте динамик помещается в центр большой доски. Однако чаще используется другой вариант динамика — ящик большого размера. В случае автомобиля таким ящиком служит багажник. Данную схему можно реализовать только в автомобилях в кузове седан, однако она позволяет добиться отличных результатов — очень глубокий и мощный бас.

Закрытый ящик. Эта схема проста (а поэтому дешева), так как динамик просто помещается в герметичный ящик того или иного объема. Чем объем больше — тем лучше, однако всегда есть ограничение. Недостатком схемы ЗЯ является низкая эффективность — она не позволяет воспроизводить самые низкие частоты, поэтому сейчас используется редко и только в недорогих аудиосистемах.

Фазоинвертор. Самая распространенная на сегодняшний день схема, она позволяет добиться воспроизведения самых низких частот. Фазоинвертор представляет собой ящик, в котором предусмотрен канал определенной площади и длины — это и есть фазоинвертор. Параметры фазоинвертора подбираются таким образом, чтобы проходящие через него волны от обратной стороны диффузора динамика встречались с волнами от передней стороны диффузора в одной фазе.

Полосовой ящик. Это разновидность фазоинвертора, сегодня она получила широчайшее распространение. Представляет собой ящик с перегородкой и фазоинвертором (иногда с двумя и более), динамик установлен внутри ящика, в перегородке, а звук излучается через порт фазоинвертора. Полосовой ящик позволяет создать сабвуфер малых габаритов, но с отличной способностью воспроизводить даже самые низкие частоты.

Пассивный излучатель. Интересное решение, эффективность которого в ряде случаев превышает эффективность ФИ и бандпасса. Представляет собой закрытый ящик, в котором установлена активная головка и идентичная ей по характеристикам пассивная (так называемый радиатор). При работе активного динамика диффузор радиатора движется в такт, но в противофазе, и при определенном соотношении расстояний между динамиками и их размерами достигается высококачественное воспроизведение самого глубокого и насыщенного баса. Однако данная конструкция имеет существенный недостаток — она сложна в настройке и характеристики воспроизведения звука зависят от очень многих параметров.

Также в отдельную категорию можно выделить компактные сабвуферы (compact sub), обустроенные в передней панели автомобиля или под пассажирским сиденьем. Однако это в любом случае будет либо закрытый ящик, либо фазоинвертор, но более дешевый и с несколько заниженными характеристиками.

Пассивные и активные сабвуферы

Все обычные акустические системы для автомобиля пассивные, то есть они подключаются к автомагнитоле или к отдельному усилителю. Однако сабвуферы могут быть как пассивными, так и активными, причем активные сейчас получили наибольшее распространение, что, в общем-то, и неудивительно.

Низкочастотные динамики всегда имеют более высокую мощность, чем среднечастотные и высокочастотные, поэтому для их питания необходимы мощные усилители. Оптимальное решение — предусмотреть в сабвуфере собственный усилитель, вход которого просто подключается к линейному выходу магнитолы или к соответствующим выходам кроссовера.

Активные сабвуферы безразличны к мощности головного устройства автомобильной аудиосистемы, однако они более сложные и дорогие. Пассивные сабвуферы более простые и дешевые, но подключить их можно только к магнитоле, у которой есть отдельный усилитель и специальный выход на сабвуфер.

Выбор типа сабвуфера зависит от типа аудиосистемы, и этот выбор необходимо сделать так, чтобы по максимуму реализовать возможности системы.

Характеристики сабвуферов

Сабвуферы обладают теми же характеристиками, что и другие акустические системы, хотя здесь есть свои особенности. Наибольшее значение имеют следующие характеристики:

  • Диапазон воспроизводимых частот;
  • Мощность;
  • Калибр;
  • Чувствительность;
  • Импеданс (номинальное сопротивление);
  • Резонансная частота;
  • Эквивалентный объем.

Диапазон частот. Показывает, какие частоты способен воспроизводить сабвуфер, сегодня чаще всего встречаются сабвуферы с воспроизводимым диапазоном частот от 20 до 200 Гц, однако верхняя граница может быть намного ниже — 150 или даже 100 Гц.

Мощность. Сабвуферы — это мощные акустические системы, в автомобили редко ставят сабвуферы мощностью менее 100 Вт, чаще всего мощность лежит в пределах 150-250 Вт (этого в большинстве случаев достаточно). Но в продаже есть и изделия мощностью до 1000 Вт и более.

Калибр. Здесь речь идет о диаметре НЧ-динамика. Наибольшее распространение получили динамики диаметром 8, 10, 12 и 15 дюймов (20, 25, 30 и 38 см). Чаще всего находят применение НЧ-головки калибра 10 и 12 дюймов.

Чувствительность. Этот параметр важен для пассивных сабвуферов и отдельных НЧ-динамиков. Чувствительность невысока (в пределах 90 дБ), хотя это и неудивительно — диффузор большого диаметра «раскачать» очень непросто. Отсюда и такая высокая мощность НЧ-динамиков.

Импеданс. Эта характеристика тоже важна для пассивных сабвуферов и отдельных НЧ-динамиков. Оптимально импеданс сабвуфера должен совпадать с выходным сопротивлением усилителя магнитолы.

Резонансная частота и эквивалентный объем — характеристики, важные для отдельных НЧ-динамиков, на основе которых планируется собрать сабвуфер. Они определяют, какое акустическое оформление будет лучшим для данного динамика. Для готовых корпусных сабвуферов эти параметры вторичны (точнее — они вторичны для покупателя).

Особенности установки и подключения сабвуфера

Способ установки сабвуфера зависит от типа кузова автомобиля и типа сабвуфера. Чаще всего используются следующие схемы.

Седан. Сабвуфер устанавливается в багажнике, динамик и фазоинвертор (или фазоинвертор в случае бандпасса) направляются в сторону спинки сиденья, либо непосредственно под сиденье в центре. При этом между стенкой и сабвуфером должно быть расстояние 8-10 см.

Хэтчбек (короткое багажное отделение). Сабвуфер располагается таким образом, чтобы динамик и порт фазоинвертора были направлены либо вверх (лучше даже под некоторым углом, то есть — вверх и назад), либо вдоль длинной стороны багажника. Направив динамик в сиденье, вы рискуете значительно потерять в мощности и качестве звука.

Универсал (большое багажное отделение). Лучшее решение — установить сабвуфер динамиком и портом фазоинвертора назад.

При установке сабвуфера сразу необходимо подумать о его подключении к аудиосистеме и (в случае активного сабвуфера) к электропроводке автомобиля. Этому необходимо уделить самое серьезное внимание, ведь сабвуфер потребляет большую мощность, а значит, при работе аудиосистемы на высоких уровнях громкости по автомобильной проводке будут протекать значительные токи (десятки ампер) — это грозит чрезмерным нагревом и даже пожаром.

Поэтому подключать активный сабвуфер к проводке необходимо с применением проводов большого сечения (для этого продаются специальные провода) с установкой соответствующих предохранителей. Причем подключение производится одним проводом, а второй подключается к «массе», то есть — непосредственно к кузову автомобиля.

Провода большого сечения необходимо использовать и для подключения НЧ-динамика или пассивного сабвуфера — по ним, особенно на больших уровнях громкости, тоже протекают немалые токи, да и в проводах малого сечения значительны потери мощности.

Правильно установленный сабвуфер — это и глубокий бас, и пожарная безопасность. Поэтому данной операции необходимо уделять самое серьезное внимание.

Выбор сабвуфера зависит от многих факторов, и очень часто этот выбор сводится к череде вопросов и ответов.

Самостоятельная сборка или готовый корпусный сабвуфер? Если вы самостоятельно хотите изготовить сабвуфер, то выбор нужно делать в пользу отдельных НЧ-динамиков, если же вы хотите без лишних забот получить бас в машине, то берите готовый (корпусный) сабвуфер.

Активный или пассивный? Здесь все зависит от того, какая магнитола установлена в машине: если в ней предусмотрен отдельный усилитель для сабвуфера, то выбор очевиден — недорогой пассивный сабвуфер. Если же такого усилителя в магнитоле нет, то решением станет активный сабвуфер. В последнем случае можно приобрести сабвуфер практически любой мощности.

Большой или маленький? Выбор калибра динамика и размера корпуса зависит от габаритов автомобиля — в компактную машину просто не влезет большой сабвуфер, а маленький не обеспечит достаточного количества баса в большом автомобиле. На практике чаще выбирают сабвуферы с головками калибра 10 и 12 дюймов.

Остальные характеристики сабвуферов — материал диффузора, магнит, внешнее оформление — играют уже не такую важную роль (конечно, профессионалы это утверждение оспорят, но для автовладельца неважно, из чего сделан диффузор, или из какого металла выполнена катушка — для непрофессионала все НЧ-динамики издают одинаковый звук).

Эксплуатация сабвуферов мало чем отличается от эксплуатации обычных акустических систем , хотя здесь и есть некоторые особенности. Для обеспечения долгой и надежной работы можно следовать нескольким простым рекомендациям.

Прогрев нового сабвуфера. Новый динамик не всегда обладает заявленными характеристиками, так как его подвес еще не приобрел необходимую эластичность, а движущиеся детали не притерты. Решает эту проблему так называемый прогрев — работа акустики со все возрастающим уровнем громкости в течение 20-30 часов (конечно, с перерывами). Чтобы прогреть динамики, рекомендуется прослушивать самую разную музыку, и лучше такую, в которой присутствует достаточно количество басов. Еще лучше использовать диски со специальными треками.

Включение и выключение аудиосистемы. Включать и выключать акустику лучше на небольших уровнях громкости — подача сигнала слишком высокого уровня чревата выходом акустики из строя. Современные системы обычно имеют защиту от подобных ситуаций, но лучше не рисковать.

Защита сабвуфера от пыли, грязи и механических повреждений. Располагаясь в багажнике, сабвуфер подвергается негативным воздействиям — пыль, грязь, наличие инструментов, багажа и т.д. Все это может отрицательно сказываться на динамике (особенно, если он выведен наружу, в этом отношении бандпасс очень привлекателен, так как динамик спрятан внутри ящика), корпусе и проводах. Предотвратить неприятные ситуации можно только аккуратностью и защитой багажника от грязи.

При правильной эксплуатации сабвуфер, как и вся аудиосистема, будет работать долго и надежно, обеспечивая музыку качественным, содержательным, глубоким и насыщенным басом.

Многие автолюбители не представляют себя за рулем автомобиля без прослушивания хорошей музыки. Ведь в салоне они находятся достаточно времени, и хочется сочетать полезное занятие с приятным. Преимущества приобретения акустической системы в авто налицо: музыка помогает снять стресс от многочасового вождения. Однообразное напряженное занятие является причиной стресса.

Прослушивание приятных мелодий отвлекает от рутины, помогает успокоиться и расслабиться, но только в том случае, если из динамиков не доносятся хрипы, и мелодия в целом больше похожа на набор всевозможных скрипов, стуков и скрежета. От качества звучания напрямую зависит восприятие звуков и эффект от звукового воздействия. Оптимальный вариант для качественного прослушивания музыкальных композиций – автомобильный сабвуфер в дополнение к уже имеющимся динамикам.

Чем сабвуфер отличается от динамиков

«Сабвуфер» представляет собой конструкцию акустического типа, которая способна воспроизводить звуковые басы низких частот высокой мощности. Сабвуфер – это не самостоятельное устройство, а дополнение к акустике с целью улучшить качество звука.

Саб отличается от динамиков не только внешне, но и большинством технических характеристик. Он больше по диаметру диффузора и рассчитан на воспроизведение звуков с диапазоном от 10 до 150 Гц. Обычно о приобретении саба задумываются автолюбители, в салоне автомобиля которых уже установлены передние и задние динамики.

Перед тем как сделать выбор в пользу приобретения того или иного устройства, нужно иметь представление об особенностях системы звучания в машине.

Критерии выбора сабвуфера

Многие автовладельцы ориентируются на стоимость саба, не принимая во внимание ни основные акустические характеристики, ни производителя. Однако затраты на приобретение могут оказаться неоправданными, если учесть еще и установку саба в салон, в зависимости от ее типа. По совету специалистов, стоимость сабвуфера не должна превышать двадцати процентов стоимости машины.

При покупке сабвуфера следует учесть:

  • наличие свободного места в автомобиле, пригодного для размещения аппаратуры;
  • мощность колонок;
  • качество звука;
  • мощность сабвуфера и качество его работы.

Исходя из этих показателей можно уже поконкретнее определиться с выбором, опираясь на предпочтительные параметры и технические характеристики.

Если требования к качеству звука для автовладельца – не на первом месте, тогда лучше подойдет пара «усилитель + активный сабвуфер». Также второй вариант идеально подойдет для тех, кто не хочет дополнительно тратить средства и время на установку и настройку пассивного саба. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.

  • — Sony
  • — Pioneer
  • — Alpine
  • — Helix
  • — Yamaha
  • — Supra
  • — JBL
  • — Mystery
  • — Kicx
  • — EDGE
  • — Blaupunkt

Выбрав производителя, рассмотрите следующий критерий – мощность и частотность. Ориентируясь на «золотую середину» (частота 200 ГЦ, мощность 800 Вт по максимуму), остановитесь на стоимости – зачем переплачивать за одинаковые характеристики? На стоимость саба оказывает влияние и материал изготовления и тип корпуса. Самый распространенный и приемлемый по цене – фазоинверторный закрытого типа.

Сабвуферные динамики в салоне автомобиля подходят не только меломанам, предпочитающих наслаждаться громкими низкочастотными звуками, но и водителям, которые после напряженного вождения хотят расслабиться, отвлечься на некоторое время на прослушивание тихой, спокойной мелодии.

У этого технического средства существуют свои особые характеристики, которые скрупулёзно изучаются знатоками перед покупкой. «Басы» придают звучанию брутальности и дарят ощущение полной вовлечённости в атмосферу полёта, гармонии и единения с музыкальным произведением.

Впрочем, не все автолюбители сведущи в аудиотехнике, зато многие из них ценят отличное и качественное звучание любимых мелодий. Сталкиваясь с выбором аудиотехники для своих транспортных средств, у них возникает простой и закономерный вопрос - что же такое сабвуфер? На него, в первую очередь, и следует дать ответ.

Сабвуфером называют динамик, работающий на низкочастотных волнах и отвечающий за качественное воспроизведение самых нижних звуковых частот диапазона выбранного вами музыкального произведения.

Различают несколько типов сабвуферов. Корпусные динамики отличаются наличием акустической оболочки - специального корпуса, в который встроен динамик. Конструкция является единым целым - каждая её деталь обеспечивает гармонию звукового сопровождения. Динамики типа «free-air» при установке встраиваются в поверхность салона автомобиля и декорируются или маскируются при помощи специальной сетки и кольца.

Виды корпусов

Сабвуферы также принято различать по видам корпусов. Динамики, обладающие герметичным типом корпуса, отличаются полной изоляцией внутреннего воздушного пространства, где располагается сам динамик, от внешнего. Заключённое внутри корпуса воздушное пространство обеспечивает поддержку мембраны динамика, вследствие чего увеличивается предельная мощность, которую способен выдержать динамик.

Фазоинверсный корпус отличается наличием вентиляционного канала, стимулирующего и улучшающего качество воспроизведения самых низкочастотных звуков, которые только способен воспринять человек.

Корпус типа «bandpass» является своеобразной комбинацией двух типов, описанных выше. Данный вид отличается разделённым на 2 части корпусом. Одна из частей абсолютно герметичная, а другая фазоинверсная. Между этими двумя различного типа камерами вмонтирован сам динамик. Этот тип представляет собой «золотую середину» среди возможных вариантов и становится всё более популярным среди автовладельцев, обладая преимуществами как герметичных, так и фазоинверсных сабвуферов.

Изобарический тип корпуса характеризуется наличием сразу двух динамиков. Воздушная прослойка между мембранами обоих динамиков постоянно находится под давлением, вследствие чего и обеспечивается низкочастотное звучание устройства.

Все существующие сейчас типы корпусов сабвуферов, вне зависимости от своего строения и принципов действия, выполняют одну общую задачу - они обеспечивают изоляцию фронтальной звуковой волны, которая появляется благодаря движению мембраны динамика вперёд, и ограждает её от обратной волны, возникающей вследствие того, что мембрана возвращается назад. При отсутствии обеспечиваемой корпусом изоляции, волны будут взаимодействовать между собой и поглощать друг друга, снижая силу и качество звука.

Выбор конструкции

Определяясь с видом конструкции корпуса сабвуфера, необходимо принимать во внимание множество различных параметров. Следует учитывать мощность динамика, технические характеристики прочих элементов аудиосистемы, модель транспортного средства и - самое главное - мнение и пожелания заказчика.

К требованиям, которым должен отвечать корпус вашего сабвуфера, относятся герметичность, жесткость и демпфирование (иначе называемое звукоизоляцией). Не менее важны прочность корпуса и его устойчивость к вибрациям. Если эти параметры не будут соблюдены, то корпус в процессе работы станет производить собственные вибрации, тем самым искажая звуковое воспроизведение.

При желании он может быть собран индивидуально, с учётом всех желаемых характеристик. Если вам проще приобрести уже готовую конструкцию, производители готовы предоставить широкий выбор типовых моделей. Последний тип обычно демонстрирует оптимальное сочетание цены и качества и является наиболее популярным вариантом. Звучание динамиков в данном случае обеспечивается вполне приемлемое, а установить сабвуфер такого типа в автомобиле довольно просто, особенно ту его разновидность, которая обладает встроенным усилителем. Стоимость готовых сабвуферов колеблется в пределах 150-300 долларов США.

Как уже было сказано выше, сабвуфер является одним из основных компонентов аудиосистемы автомобиля и, следовательно, должен выбираться с учётом характеристик прочих её элементов. Первостепенное значение при выборе звуковой системы имеют, как правило, высоко- и среднечастотные динамики.

Будучи простым автолюбителем и не обладая достаточными техническими познаниями, человеку может оказаться достаточно сложно принять верное решение. Сам выбор лучше всего предоставить профессионалу, который сможет быстро определиться с необходимыми техническими характеристиками устройства. А вам лишь потребуется предварительно озвучить ему свои предпочтения.

Специалист принимает решение, основываясь на ваших требованиях. Он способен подобрать вариант, который будет распространять звуковую вибрацию по всему салону автомобиля, обеспечивая эффект полного присутствия в самом центре звучания. Если же для вас важнее чистота звука, а не его способность сотрясать пространство, специалист сумеет подобрать устройство, соответствующее и этим требованиям.

Выбор корпуса может зависеть даже от того, какому музыкальному стилю заказчик отдаёт своё предпочтение. Корпус будет подобран индивидуально для того, чтобы передать всю гамму звучания хард-рока, блюза или классических произведений. И при всём при этом, если вы решите прослушать композиции, принадлежащие к иному стилевому направлению, нежели привычное для вас, звучание всё равно будет на первоклассном уровне.

Где лучше разместить сабвуфер?

Профессионал способен установить его таким образом, что он идеально впишется в интерьер, не займёт дополнительного пространства и обеспечит отличное музыкальное звучание.

Проще всего разместить в салоне автомобиля модель типа «freeair» — ее можно установить куда угодно, благодаря наличию акустической оболочки, а не каркасного корпуса.

Большинство автовладельцев помещают сабвуфер в багажное отделение, хотя его можно встроить и в подлокотник, расположенный между двумя передними сидениями транспортного средства. Ещё одним оптимальным вариантом расположения устройства является помещение его под сидение.

Часто автолюбитель предпочитает конструкцию, в которой два небольших сабвуфера встраивают в двери автомобиля друг напротив друга, или же один встраивается в приборную доску, а другой - сзади, над багажным отделением. Отличительной особенностью «freeair» является то, что он способен идеально вписаться в интерьер посредством декоративной решётки, которую можно подобрать на любой вкус.

Если же используется корпусный сабвуфер, вы успешно можете обыграть его присутствие в салоне, сделав подходящий декор или выбрав для него стильный корпус.

16/09/2013 , Posted in

Существует целый ряд принципов, по которым можно классифицировать все сабвуферы для , или комнаты прослушивания. Далее мы перечислим основные из них, в каждом случае указывая преимущества и недостатки каждого вида.

Наличие встроенного усилителя

В зависимости от наличия или отсутствия встроенного усилителя различают Активные и Пассивные сабвуферы.

Активные сабвуферы в настоящее время наиболее распространены и, по большому счету, являются оптимальным выбором для использования в или . Активные сабвуферы, попросту говоря, наиболее гибки и удобны в плане инсталляции. Однако они совершенно не обязательно звучат наилучшим образом. Самый простой активный сабвуфер несет на борту усилитель, регулятор частоты раздела кроссовера (LPF или ФВЧ – Low Pass Filter или Фильтр Высоких Частот), переключатель фазы и два типа входных соединений. Наличие встроенного усилителя обуславливает необходимость отдельного шнура питания от розетки 220В до сабвуфера. Регулятор частоты раздела кроссовера позволяет вам ограничить сверху диапазон, который будет воспроизводить сабвуфер. Регулятор (чаще переключатель) фазы позволит вам лучше интегрировать сабвуфер с остальными колонками вашей системы. Он предназначен для инвертирования или плавного изменения фазы аудио сигнала, поступающего на вход сабвуфера. Для его правильной установки вам, скорее всего, придется послушать, как играет система в обоих режимах (0 и 180), и выбрать вариант с наиболее приятным и глубоким басом. Ну, и, конечно же, активному сабвуферу нужно подать сигнал с соответствующего линейного выхода вашего AV ресивера или процессора.

Активные сабвуферы LJAudio и SVSound

Преимущества активных сабвуферов:

  • Очень удобны в использовании (как и AV ресиверы по сравнению с набором отдельных компонентов);
  • Легче в установке и настройке за счет того, что в них уже встроено все необходимое;
  • Как правило, являются менее дорогими (как и AV ресиверы по сравнению с набором AV процессор + многоканальный усилитель).

Недостатки активных сабвуферов:

  • Встроенные усилители на большинстве, хотя и не на всех, сабвуферов являются относительно менее качественными;
  • Менее удобны в плане установки, т.к. всегда требуется тянуть 2 кабеля (питание и сигнал);
  • Если что-то нехорошее случается с усилителем, ему не так просто найти замену или отремонтировать;
  • Производители далеко не всегда продают запасные части к старым моделям;
  • Некоторые активные сабвуферы не включаются автоматически, если на них подается низкий по уровню аудио сигнал (плохо работает система автоотключения\включения).

Пассивные сабвуферы изначально созданы для использования в паре с внешним усилителем. Усилитель может использоваться как выделенный (наилучший вариант), так и интегрированный (к примеру, можно задействовать свободные каналы AV ресивера). Важный момент состоит в том, что, поскольку сабвуфер изначально требует больше мощности для воспроизведения НЧ-звуков, усилитель должен быть достаточно мощным. В дополнение к этому, если сабвуфер не имеет встроенного фильтра высоких частот (а, как правило, пассивный сабвуфер его не имеет), сигнал должен быть отфильтрован на стороне AV ресивера прежде, чем он попадет на сабвуфер.

Пассивные сабвуферы PRO, RBH и JBL

Преимущества пассивных сабвуферов:

  • Внешние усилители обычно более добротны, у них правильные массивные блоки питания, качественная разводка сигнальных цепей;
  • Способны переварить большую мощность и выдать большее количество дБ;
  • Многоканальный усилитель может заставить играть несколько пассивных сабвуферов в вашем ;
  • Пассивные сабвуферы более просты и дешевы в производстве;
  • Внутренний полезный объем корпуса получается больше при тех же размерах, что позволяет более гибко подходить к размещению динамика и портов фазоинвертора;
  • Если усилитель начинает барахлить, его легко можно заменить на любой другой;
  • Менее пожароопасен (электрика и деревянный корпус разнесены в пространстве);
  • Один из главных плюсов – большая гибкость при установке. Вы можете установить усилитель в стойке вместе с остальным оборудованием вашего ДК, а к сабвуферу протянуть лишь один обычный акустический провод. Питание к ним тянуть не нужно!
  • Длинные акустические (колоночные) провода, как правило, дешевле специальных сабвуферных кабелей аналогичной длины;
  • Акустические провода (могут быть исполнены совершенно плоскими) гораздо легче спрятать, нежели сабвуферные кабели.

Внешний сабвуферный усилитель

Недостатки пассивных сабвуферов:

  • Значительно сложнее в организации и установке;
  • Внешние усилители могут быть дороже, чем встроенные.

Направленность излучателя

В зависимости от того, в какую сторону смотрит динамик, сабвуферы можно разделить на:

Излучающие вниз (Down Firing). Этот тип сабвуферов имеет динамик, установленный в нижнюю стенку корпуса и направленный в пол. Сабвуферы данного типа выглядят больше похожими на некую мебель, нежели на акустическую систему. Им не нужен защитный гриль. Играть они могут даже более эффективно, чем их сородичи, потому следует избегать их установки в углах комнат и в непосредственной близости к стенам (касается варианта с одним сабвуфером в системе). Иначе звук может быть слишком гулким.

Down Firing cабвуферы Yamaha и Atlantic Tech

Излучающие вперед (Front Firing). Динамик у этого типа сабвуферов установлен на одной из фронтальных стенок корпуса и направлен параллельно плоскости пола. Сабвуферы данного типа нуждаются в защитном гриле, оберегающем от повреждений динамик, и больше похожи на обычную акустическую систему.

Front Firing cабвуферы Earthquake и Rhythmic Audio

Тип акустического оформления

Данная классификация является наиболее обширной и уходит глубоко корнями в раздел Акустика науки Физика. В качестве минимального ликбеза немного расскажем о предназначении и функции какого бы то ни было акустического оформления динамика. Динамик излучает звук не только вперед, но и назад. Фронтальная и тыловая звуковые волны при этом противоположны по фазе. В связи с этим, существует термин “акустическое замыкание” при котором волны с обеих сторон диффузора динамика складываются и (если они целиком противоположны по фазе) гасят друг друга. В теории вы вообще не должны слышать звук от голого динамика, на практике же звук будет, но сильно далеким от оригинала. Корпус (ящик) акустической системы, в который устанавливается динамик, позволяет это замыкание ликвидировать и придать звуковым волнам требуемые параметры по динамике и частотной характеристике.

Мы опустим дальнейшую теорию и постараемся кратко рассмотреть наиболее часто встречающиеся типы акустического оформления, не забыв рассказать о достоинствах и недостатках каждого из них.

Закрытый ящик (ЗЯ, Закрытый корпус, Enclosure) . Динамик установлен в закрытый воздухонепроницаемый корпус. Такое решение полностью изолирует тыловую звуковую волну динамика от фронтальной.

Достоинства:

  • Легкость конструирования и производства (нужно учесть всего два параметра: объем ящика и добротность динамика);
  • Относительно небольшой объем корпуса;
  • Превосходные импульсные характеристики (отклик на кратковременный сигнал, способность компонента точно воспроизводить кратковременные музыкальные события);
  • Нет нужды в применении сабсоник фильтра (ФНЧ), т.к. присутствует естественная склонность ЗЯ к подавлению частот, ниже резонансной частоты динамика;
  • Быстрый, натуральный, гладкий, упругий, четкий, контролируемый и теплый – вот ряд субъективных характеристик, очень часто используемых при описании баса, воспроизводимого хорошим сабвуфером данного типа.

Недостатки:

  • Относительно высокая нижняя частотная граница, редко находящаяся ниже 30 Гц (по уровню -3 дБ);
  • Самый низкий КПД в сравнении с другими типами акустического оформления.

Фазоинвертор (ФИ , Ported, Vented, Bass-Reflex) . Динамик установлен в корпус, который имеет тоннель, продолжающийся внутрь в виде трубы, короба или щели на определенную длину. Этот тоннель называется портом фазоинвертора. За счет него внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством. Длина и площадь сечения тоннеля являются критически важными параметрами для корректной работы этого типа акустического оформления. И динамик и порт фазоинвертора работают в тандеме, образую вторую колебательную систему, излучающую (уже в фазе с диффузором динамика) дополнительную звуковую энергию тыловой волны. Динамик, как правило, устанавливается во фронтальную стенку корпуса. Порт фазоинвертора чаще всего располагается на той же стенке, реже на перпендикулярной (в случае вниз смотрящего динамика) стенке корпуса и настраивает аппарат на максимальную отдачу в определенном (редко шире 1-2 октав) диапазоне частот. В этом диапазоне динамик работает с минимальной нагрузкой, колебаниями и искажениями (большую часть звука излучает порт), позволяя сабвуферу переваривать большую максимальную мощность. Выше частоты настройки тоннель становится все менее «прозрачным» для звуковых колебаний, и динамик работает, будто в закрытом ящике. Ниже частоты настройки происходит обратное: инерция порта постепенно сходит на нет, и на самых низких частотах динамик работает практически без нагрузки, как если бы его вынули из корпуса. Амплитуда колебаний быстро возрастает, а вместе с ней и риск выплевывания диффузора динамика или повреждения звуковой катушки от удара о магнит. Это особенность обуславливает необходимость применения в сабвуферах фазоинверторного типа фильтров инфранизких частот (сабсоников).

Достоинства:

  • Более низкая граница АЧХ, спокойно располагающаяся в районе или даже ниже 20 Гц (по уровню -3 дБ);
  • Позволяет подводить большую мощность за счет меньшей амплитуды колебаний диффузора динамика, особенно в районе и выше частоты настройки;
  • Более производительны, превосходя в среднем на 3дБ по уровню звукового давления своих собратьев в закрытом ящике;
  • Глубокий, мощный, полный, громкий, вдохновляющий, потрясающий и сотрясающий землю – такие эпитеты часто сопровождают описание НЧ эффектов, воспроизводимых сабвуферами данного типа.

Недостатки:

  • Требует большего размера корпуса;
  • Сложнее получить желаемый результат при конструировании и производстве;
  • Требуют наличия дополнительного фильтра инфранизких частот (сабсоника) или ограничения громкости, т.к. велика вероятность повреждения динамика на частотах ниже частоты настройки;
  • Импульсные характеристики хуже ЗЯ, что сказывается на субъективном восприятии басовых нот, особенно в музыке;
  • Диаметр порта должен быть относительно большим, чтобы избежать нежелательных призвуков проходящего через него воздуха. Это тянет за собой необходимость увеличения длины тоннеля, что, в свою очередь, влечет необходимость увеличивать сам корпус. В итоге может получиться ящик совершенно непотребных размеров;
  • Гулкий, спертый, вялый, однонотный, медленный и неточный – часто встречающиеся субъективные эпитеты относительно баса от неудавшихся сабвуферов данного типа.

Большинство представленных на рынке потребительской электроники сабвуферов являются фазоинверторными. Аппараты данного типа позволяют получить самый глубокий и самый громкий бас, пускай местами и за счет качества воспроизведения особо тонких и требовательных к точности музыкальных деталей.

Полосовой громкоговоритель 4-го порядка (Bandpass Vented\ Sealed, Бэндпасс, БП) . Бэндпасс 4 порядка характеризуется динамиком, фронтальная и тыловая части которого установлены в двух отдельных камерах единого корпуса. Причем тыловая часть динамика находится в закрытом ящике, а фронтальная в ящике с портом (туннелем) либо наоборот. Корпус такого сабвуфера создается, как закрытый ящик, но с добавлением акустического фильтра (порта). Данный фильтр, работая в тандеме с фронтальной звуковой волной динамика, ограничивает полосу пропускания аппарата, попутно поднимая уровень звукового давления в этом частотном диапазоне.

Достоинства:

  • Достижима довольно низкая граница АЧХ (по уровню -3 дБ), но лишь за счет меньшей отдачи и большего уровня искажений;
  • Достижимы экстремально высокие уровни звукового давления, ценой которым будет более высокая частота настройки и узкая полоса пропускания;
  • Требуется меньший совокупный ход динамика, меньше вероятность его повредить;

Недостатки:

  • Трудно сконструировать все правильно. Результат сильно зависит от точности полученных объемов обеих камер, а также от частоты настройки;
  • Склонен к однонотному басу, особенно если сконструирован недостаточно корректно;
  • Для достижения широкой полосы пропускания придется смириться с невысокой чувствительностью и наличием искажений в некотором диапазоне;
  • Слабые импульсные характеристики;
  • Ширина полосы пропускания и чувствительность связаны обратно пропорционально.


Bandpass сабвуферы Lanzar и Sonance

Наиболее часто сабвуферы подобного типа встречаются в автомобильных инсталляциях, нацеленных на участие в соревнованиях по автозвуку в категории максимального звукового давления (SPL).

Полосовой громкоговоритель 6-го порядка (Bandpass Vented) . Бэндпасс 6 порядка характеризуется динамиком, фронтальная и тыловая части которого установлены в двух отдельных камерах единого корпуса. Причем и тыловая и фронтальная часть динамика находятся в ящике с портом (туннелем). Каждая камера настраивается на свою расчетную частоту. Результирующая АЧХ по идее должна быть лучше, чем у всех описанных ранее вариантов оформления. Правами на данный тип акустического оформления и секретами принципов расчета корпуса владеет компания Bose. Они объясняют теорию таким образом: «НЧ динамики располагаются между двумя отдельными акустически упругими объемами внутри запатентованного Bose модуля «Acoustimass». Когда диффузор динамика двигается, он возбуждает воздух в камерах. Находящийся в камере воздух, играя роль акустической пружины, взаимодействует с воздухом, находящимся в туннеле, и выдает больше НЧ звука при меньшей мощности усиления. Система более чувствительна и требует меньшей амплитуды колебаний диффузора динамика, что, в свою очередь, рождает меньшее количество искажений. Даже если каким-то образом искажение было создано, благодаря запатентованной технологии оно останется в плену акустических объемов корпуса и никогда не достигнет ваших ушей».

Достоинства:

Недостатки:

  • Общий объем двух камер выливается в довольно громоздкий ящик;
  • Трудно сконструировать. Результат сильно зависит от точности реализации расчетных параметров;
  • Нет четких формул расчета объемов и размеров портов из-за патента, принадлежащего компании Bose;
  • Динамик довольно легко может выйти из строя в результате постоянного высокого давления, влекущего за собой перегрев его частей;
  • Слабые импульсные характеристики.

EBS (Extended Bass Shelf, Расширенная Басовая Полка) . EBS – это разновидность фазоинверторного оформления корпуса динамика. Различие в том, что рабочий объем корпуса нарочно выбирается больше на 25-75% от оптимального расчетного, а порт настраивается на частоту, близкую к резонансной частоте динамика. Как результат мы получаем приличную прибавку в нижней граничной частоте сабвуфера. Если измерить АЧХ такого аппарата, становится видна та самая «Полка», находящаяся сразу выше частоты настройки.

Достоинства:

  • Низкая граница АЧХ (по уровню -3 дБ), легко достигающая значений далеко вниз за 20 Гц;
  • Инфранизкий, содрогающий землю бас;
  • Увеличенная отдача на частотах ниже 25 Гц за счет уменьшенной отдачи выше 30 Гц (частоты зависят от параметров внутреннего объема и частоты настройки порта).

Недостатки:

  • Гигантский размер корпуса;
  • Динамик способен выдержать на 25-50% меньшую максимальную мощность прежде, чем начнет разрушаться;
  • Нехватка эффекта присутствия, недостаток атаки – такие эпитеты встречаются при описании EBS;
  • Общий эффект от баса значительно смягчен. Сигналы на частотах от 40 до 60 Гц крайне низки по уровню;
  • Сложнее «продать», т.к. большинство людей слабовосприимчивы к звукам на таких низких частотах;
  • Нужно в 8 раз больше мощности (впрочем, как и объема передвинутого воздуха), чтобы сделать звук на 20 Гц таким же громким, как на 40 Гц.

Бесконечный экран (Infinite baffle, IB). IB – это разновидность открытого оформления динамика, в котором экран, разделяющий фронтальную и тыловую звуковые волны представляется в виде бесконечной плоскости. Данная конструкция подразумевает монтаж НЧ-динамиков в очень большой изолированный рабочий объем, размеры которого позволяют пренебречь силой сопротивления, создаваемой при сжатии воздуха в других типах оформления. Такой тип оформления не влияет на изменения резонансной частоты динамика, что неминуемо происходит в остальных случаях. Зачастую в качестве «изолированного» объема используют соседнее с комнатой домашнего кинотеатра помещение (подвал, чердак, погреб, кладовку, гараж и т.д.). В отличие от своих фазоинверторных и закрытых собратьев, IB-сабвуферы отличает отсутствие посторонних призвуков, так часто создаваемых портами фазоинверторов и стенками корпуса ЗЯ. Как говорят сторонники IB: «Слушайте бас, а не корпус (Hear The Bass, Not The Box)».

Достоинства:

  • Максимально низкая граница АЧХ (по уровню -3 дБ), достигающая значения в 5 Гц;
  • Экстремально инфранизкий, содрогающий землю и перехватывающий дыхание бас;
  • Отсутствие посторонних призвуков и окраса звучания;
  • Экономия внутреннего пространства – нет нужды устанавливать большие ящики в помещении ;
  • Скрытность установки – находка для дизайнера интерьера.

Недостатки:

  • Всегда сложный кастомный инсталляционный проект. IB не бывают промышленного исполнения;
  • Наличие соответствующего смежного помещения для установки динамиков;
  • В смежном помещении баса будет столько же, сколько и в вашем кинотеатре (встает вопрос дополнительной звукоизоляции);
  • Требуется большее количество динамиков, т.к. их максимальная мощность уменьшается на 50% (нет акустического сопротивления воздуха, легче повредить динамик);
  • Сложность расчета и настройки, требующая профессионального калибровочного оборудования и эквалайзеров.

Варианты организации IB сабвуферов

Такие сабвуферы вы встретите лишь дома у продвинутых энтузиастов домашнего кинотеатра, которых по праву называют «Bass Head» (Басовая голова). Эти ребята не знают компромиссов и строят сабвуферы, выделяя для них целую смежную комнату, монтируют несколько пар 15-18” динамиков, подводят 3-4 кВт усилительной мощности – все ради достижения того самого эффекта присутствия. И, видимо, не зря, ведь LFE канал саундтрека целого ряда фильмов содержит НЧ-эффекты, опускающиеся вплоть до 5 Гц!

Реальный пример АЧХ IB сабвуфера (красный график)

Пассивный излучатель (ПИ, Passive Radiator, PR). Пассивный излучатель используется всегда в сочетании с активным и служит в качестве замены туннелю фазоинвертора. АС с пассивным излучателем больше всего похожа на АС с фазоинвертором в плане своих акустических характеристик, однако, с возросшей чувствительностью. Пассивные излучатели часто исполняются в виде обычного динамика, у которого отсутствует магнит и катушка, или просто в виде плоской диафрагмы на подвесе. Излучатель должен быть больше или как минимум таких же размеров, как и активный динамик.

Достоинства:

  • Отсутствие призвуков и окраса звучания, создаваемых портом фазоинвертора;
  • Простота настройки. Простым добавлением или отыманием небольших значений массы ПИ настроечная частота корпуса может быть изменена на значение от 0,1 до 15 Гц. Легкодостижима точная настройка;
  • Возможность настройки небольших корпусов на более низкую частоту – нет ограничений по длине туннеля;
  • Меньше угроза выхода динамика из строя на инфранизких частотах, нет нужды в применении сабсоника.

Сабвуферы с пассивным излучателем Paradigm, Definitive Tech и Mirage

Недостатки:

  • Возможны искажения в связи с эффектом «пинг-понга» (если кратко, колебания ПИ могут повлечь колебания основного динамика);
  • Немногим более высокая нижняя граница АЧХ сабвуфера по сравнению с ФИ;
  • Самый крутой спад (36 дБ/октава) ниже частоты настройки;
  • Более дорогие в производстве (ПИ стоит дороже пластмассовой трубы ФИ).

Трансмиссионная линия (ТЛ, Лабиринт, Transmission Line, TL). Динамик устанавливается в корпус, внутри которого организован акустический лабиринт или длинная труба, которую и называют трансмиссионной линией. Длина такого лабиринта зависит от резонансной частоты динамика и материала, из которого изготовлен демпфирующий состав, покрывающий стенки всего лабиринта. ТЛ может сужаться и расширяться или по всей своей длине оставаться с неизменной площадью поперечного сечения, а также иметь целый ряд изгибов и поворотов для уменьшения итоговых размеров корпуса АС. Длина трансмиссионной линии соответствует 1/4 длины волны резонансной частоты динамика. Лабиринт обычно наполнен демпфирующим материалом различного типа, что помогает абсорбировать большую часть энергии обратной звуковой волны и позволяет использовать более короткую ТЛ при сохранении целевой частоты настройки АС.

Достоинства:

  • Отличные импульсные характеристики, равные (а зачастую и превосходящие) закрытые конструкции (ЗЯ) и значительно превосходящие фазоинверторные исполнения (ФИ);
  • Априори более жесткая конструкция корпуса избавляет от вносимых его стенками искажений;
  • Низкая крутизна спада АЧХ (в районе 10 дБ/октава и менее), влекущая увеличение отдачи в зоне глубокого баса;
  • Меньше окрас верхних басовых нот в связи с уменьшенными пиками импенданса;
  • Более живой, чистый и глубокий бас.

Transmission Line сабвуферы PMC и Earthquake

Недостатки:

  • Сложность проектирования и постройки;
  • Далеко не все динамики проявят себя хорошо в лабиринте, а конкретных рекомендаций по их выбору не существует;
  • Отсутствуют четкие методики проектирования и расчетные формулы для создания ТЛ, по большому счету это всегда метод проб и ошибок;
  • Размер корпуса может оказаться внушительным.

В домашних кинотеатрах встречается редко. В большинстве своем АС на основе лабиринта – удел энтузиастов Hi-Fi и Hi-End.

Изобарик (Compound, Isobaric) с двумя динамиками. Два динамика устанавливаются вместе в корпус, имеющий замкнутое пространство определенного объема между ними. Динамики должны работать друг с другом в фазе. Объем замкнутого между динамиками пространства должен быть минимальным, насколько это возможно для беспрепятственного хода диффузоров. В процессе моделирования корпуса данного типа берут вдвое меньший внутренний объем ЗЯ, что позволяет исполнить любой сабвуфер вдвое более компактном виде по сравнению с любым другим типом акустического оформления.

Достоинства:

  • Вдвое меньшие размеры корпуса для любого динамика относительно ЗЯ – основной плюс;
  • Улучшенная отдача на самых низких частотах;
  • Более плотный, быстрый, четкий и натуральный – эпитеты, встречающиеся при описании баса, воспроизводимого изобариком.

Недостатки:

  • Для работы внутреннего динамика требуется дополнительная аналогичная по величине мощность усиления, расходуемая «зря»;
  • Чувствительность системы ниже на 3 дБ по сравнению с ЗЯ за счет увеличенной вдвое массы диффузоров и уменьшенного вдвое внутреннего объема;
  • Чувствительность системы ниже на 6 дБ по сравнению с двумя ЗЯ аналогичного объема и с аналогичными динамиками.

В настоящее время сабвуферы такого типа встречаются крайне редко и лишь там, где есть большие проблемы с пространством для их установки, а бас требуется скорее четкий, нежели громкий.

Тяни/Толкай (Push/ Pull) с двумя динамиками. В закрытый корпус с единым внутренним объемом устанавливаются два динамика особым способом. Оптимальным считается вариант, когда динамики устанавливаются в одной плоскости корпуса, причем один направлен наружу, а второй направлен внутрь. Подключение к усилителю осуществляется в противофазе, когда в реальности работа диффузоров динамиков получается синфазной. Нечетные гармоники, согласно теории Венса Дикесона (Vance Dickason) самоустраняются. А если верить фирме, M&K, специализирующейся на производстве Push/Pull сабвуферов, такой подход позволяет избавиться даже и от четных гармоник. Так или иначе, гармонические искажения рожденные аномалиями динамика и его составных частей, сокращаются за счет аналогичных инвертированных аномалий второго динамика. Звук, как говорят сторонники данного вида оформления, получается настолько натуральным и естественным, насколько это возможно за счет коррекций, вносимых динамиками друг в отношении друга. Часто встречается вариант Push/Pull дизайна, когда оба динамика смотрят наружу, что выглядит более эстетично и привычно. Хотя в этом случае эффект сокращения искажений выражен слабо, все остальные плюсы подхода сохраняются. Размер корпуса должен быть вдвое большим, нежели чем при его расчете для одного динамика. Система получается более чувствительной (на 3 дБ) по сравнению с ЗЯ половинного объема и одним динамиком на борту при полностью аналогичной кривой АЧХ. Сабвуфер становится способен выдержать вдвое большую мощность.

Достоинства:

  • Лучшая чувствительность;
  • Возросшая вдвое максимальная мощность;
  • Отсутствие гармонических искажений;
  • Соответствующие способности к созданию высоких уровней звукового давления (SPL).

Недостатки:

  • Единый большой корпус сабвуфера, который может быть как с виду уродлив, так и сложен в конструировании и дальнейшем перемещении.
  • АЧХ, по большому счету, соответствует двум отдельным сабвуферам в корпусах вдвое меньших габаритов, однако, здесь вы не имеете возможности разнести их по разным частям комнаты при настройке, что зачастую крайне необходимо.

Push/Pull сабвуферы от Blue Sky, MK Sound, а также 3D DIY модель

Компании, достигшие совершенства в производстве сабвуферов по технологии Push/Pull, такие как MK Sound и Ken Kreisel (основатель MK), сегодня предлагают превосходно выглядящие сабвуферы и АС, обладающие непревзойденными характеристиками и звучанием. Это подтверждается использованием их продукции в ведущих киностудиях Голливуда и звукозаписывающих студиях Лондона. Добавим лишь то, что Кен Крейсел является изобретателем сабвуферов как таковых и систем типа «сателлит-сабвуфер».

Размер громкоговорителя (динамика)

Очень часто сабвуферы делят на классы согласно размеру (чаще диаметру) рабочей поверхности диффузора установленного динамика. Применяемые в строительстве сабвуферов динамики (вуферы) имеют, как правило, наибольшие размеры, т.к. они должны двигать большое количество воздуха для создания низкочастотных звуковых волн. Для получения того же уровня громкости на частоте на одну октаву ниже (например на 30 Гц вместо 60 Гц) вам потребуется в четыре раза больше мощности. Чем ниже резонансная частота динамика, тем меньшей частоты звуки способен воспроизвести громкоговоритель с заданным уровнем искажений. Резонансная частота динамика (обозначается Fs) определяется комбинацией массы его подвижных частей (диффузора, защитного колпачка, катушки и ее основания) и гибкости подвеса. При нормальных условиях нам потребуется более мощный усилитель, чтобы «раскачать» динамик сабвуфера, нежели обычную акустическую систему. Однако важно помнить, что хотя вы и должны иметь усилитель с запасом по мощности, чтобы избежать искажений (клипинг), основной задачей все же является согласование сабвуфера с основными акустическими системами. На любом уровне громкости сабвуфер не должен выделяться и локализироваться, а лишь невидимо расширять границу звучания системы вниз по кривой АЧХ.

Самыми распространенными размерами динамиков для использования в сабвуферах являются 8″, 10″, 12″, 15″ или 18″ (речь о диаметре круглого диффузора). Несмотря на то, что 18″ сабвуфер способен воспроизвести бас самой низкой частоты и на максимальной уровне громкости, самый большой динамик далеко не всегда является наилучшим выбором для оптимального воспроизведения басовых нот. Большие вуферы сложнее контролировать и настраивать. В наши дни на рынке присутствуют 10″ сабвуферы, способные двигать столько же воздуха, сколько могли переместить старые 15″ модели. Это стало возможным благодаря очень длинноходному диффузору 10″ динамика, спроектированному с учетом сохранения параметров линейности на протяжении всего своего рабочего хода, и высокомощному цифровому усилителю класса D, способному как следует раскачать такой вуфер в корпусе небольших размеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: