Современные информационные технологии управления предприятием. Информационная технология управления. Функциональные изменения в сфере использования ИТ

Необходимость государственного регулирования денежного обращения. Все глобальные проблемы современности (защита окружающей среды, военная угроза, международный терроризм, колоссальный разрыв в уровне жизни между «золотым миллиардом» и остальным населением Земли, рост народонаселения, неоплатные долги правительств и др.) имеют такое финансовое измерение, которое не может быть увязано с потенциальными экономическими и финансовыми ресурсами. Вместе с тем глобальные вызовы порождают глобальные финансовые риски, требуют дополнительных управленческих усилий на национальном и международном уровнях. Глобальные финансовые риски связаны с неопределенностью цен на финансовые активы, экстремальной волатильностью цен на сырьевые и потребительские товары, энергоносители, кризисами ликвидности транснациональных компаний, глобальными платежными дисбалансами.

Роль и значимость государственного регулирования денежного обращения в условиях экономической и финансовой глобализации значительно возрастает, поскольку должно учитывать:

  • 1) периодически повторяющиеся глобальные финансовые кризисы;
  • 2) вспыхивающие время от времени валютные войны;
  • 3) безудержную эмиссию резервных валют, особенно долларов США;
  • 4) направленность неконтролируемых финансовых потоков на глобальных рынках денег и капиталов;
  • 5) политику международных финансовых организаций, прежде всего МВФ;
  • 6) интернационализацию процессов отмывания денег, нажитых преступным путем;
  • 7) вводимые со стороны недружественных государств финансово-экономические санкции;
  • 8) внешнее информационное воздействие, имидж страны на мировой арене и др.

Цели государственного регулирования денежного обращения.

В основе государственного регулирования обращения денег лежит множественность целей, преследуемых управляющей системой. В условиях рынка основными объектами государственной регулирующей деятельности являются: денежное обращение и цены, условия конкуренции, экономический цикл, условия инвестирования, поддержание уровня занятости, торговый и платежный баланс страны, внешнеэкономические связи, социальные отношения (социальное обеспечение, трудовые и иные отношения), окружающая среда.

Реализация определенного вида государственного регулирования связана с разработкой методов управления объектом.

Метод регулирования - это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Методы регулирования обращения денег, как составная часть денежно-кредитной политики государства, в целом подразделяются иа: прямые и косвенные. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения.

Прямые методы государственного регулирования представляют собой непосредственное вмешательство органов власти в процесс денежного обращения.

Косвенные методы государственного регулирования связаны с опосредованным воздействием на экономическое поведение участников денежного обращения и носят безадресный характер.

По содержанию методы государственного регулирования связаны с организационно-распорядительными, экономическими, социально-психологическими способами воздействия на обращение денег. С точки зрения мотивационного критерия выделяют методы материальной, моральной и властной, принудительной мотивации деятельности объекта управления. В той или иной мере они используются при регулировании государством денежного обращения.

Так, введение налога на покупку иностранной валюты формирует материальную мотивацию для обращения национальных денежных знаков. Властная, принудительная мотивация может проявляться, например, через установление Центральным банком доли обязательной продажи валюты фирмами-экспортерами от объема выручки.

Организационно-распорядительные методы регулирования обращения денег. Включают в себя построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентацию прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание носящих методический характер административных распоряжений, инструкций и руководящих документов.

Классификация организационно-распорядительных методов обусловливается разделением ветвей власти на законодательную, административную и судебно-надзорную. В области государственного регулирования денежного обращения основное внимание уделяется его законодательным и административным аспектам.

Для законодательного регулирования современного устройства денежной системы Российской Федерации наибольшее значение имеют ГК РФ, Закон о валютном регулировании, Закон о Банке России, Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) и др.

Так, в соответствии со ст. 140 ГК РФ «рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке».

Согласно ст. 141 ГК РФ «Валютные ценности» «виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле».

На базе законодательных актов строятся административные способы государственного воздействия на денежное обращение. Они связаны с управляющей системой (исполнительной властью страны и ее организациями) и управляемой системой. К управляющей системе относятся соответствующие правительственные министерства и комитеты (прежде всего Министерство финансов), Банк России, которые издают постановления, приказы, относящиеся к вопросам денежного обращения.

Судебно-надзорные методы регулирования денежного обращения связаны:

  • а) с контролем за деятельностью учреждений, обеспечивающих исполнение принятых законов, соблюдение изданных указов, постановлений, инструкций (например, о наличных и безналичных расчетах, о купле-продаже иностранной валюты и др.);
  • б) разбирательствами в арбитражных судах по вопросам банкротства финансовых организаций;
  • в) подавлением теневой экономики, разрушительно влияющей на национальную хозяйственную систему, и др.;
  • г) защитой государственных интересов.

Экономические методы государственного регулирования обращения денег. Приоритет в области регулирования денежного обращения принадлежит экономическим методам.

Экономические методы государственного регулирования основываются на экономических интересах (общегосударственных, корпоративных, индивидуальных).

По сфере применения экономические методы могут быть общими, направленными на всю систему денежного обращения, и локальными, используемыми к ее отдельным частям, скажем, только к безналичным расчетам или валютным операциям. Общие методы совершенствования денежного обращения представляют собой денежные реформы. Введение (отмена) налога на покупку иностранной валюты - примеры локального экономического метода государственного регулирования денежного обращения.

Раздел 1. Сущность и роль финансов, денег и кредита

Тема 1. Деньги и денежное обращение…………………………………4

Вопросы для самопроверки……………………………………………..15

Словарь…………………………………………………………………...16

Тема 2. Сущность кредита, его формы и виды………………………...18

Вопросы для самопроверки……………………………………………..24

Словарь…………………………………………………………………...25

Тема 3. Сущность и функции финансов……..………………………...27

Вопросы для самопроверки……………………………………………..28

Раздел 2. Финансовая система

Тема 4. Финансовая система…………..………………………………..30

Вопросы для самопроверки……………………………………………..36

Словарь…………………………………………………………………...38

Тема 5. Централизованные финансы…………………………………...40

Вопросы для самопроверки……………………………………………..52

Словарь…………………………………………………………………...53

Тема 6. Финансы организаций (предприятий)………………………...56

Вопросы для самопроверки……………………………………………..66

Словарь…………………………………………………………………...68

Раздел 3. Кредитная система

Тема 7. Кредитные организации и их операции...……………………..69

Вопросы для самопроверки……………………………………………..75

Словарь…………………………………………………………………...76

4. Итоговые тестовые задания по дисциплине ………………………...78

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ, ДЕНЕГ И КРЕДИТА.

Тема 1. Деньги и денежное обращение

Происхождение и сущность денег

Деньги уже давно знакомы людям. Они возникли при определенных условиях осуществления производства и экономических отношениях в обществе. Первоначально роль денег выполняли различные товары: шкуры животных, табак, скот. Постепенно из общей массы товаров выделился один товар – благородные металлы, ставшие всеобщим эквивалентом. Всеобщим эквивалентом они стали потому, что обладали такими качествами, как однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность и др.

В конце 19 века роль всеобщего эквивалента сначала утратило серебро, а затем и золото. Произошел процесс ихдемонетизации.

Причины демонетизации: ограниченные возможности добычи драгоценных металлов, в то время как рост товарооборота требовал увеличения массы денег; огромные расходы на организацию обращения денег из драгоценных металлов; высокая потребительная стоимость драгоценных металлов (используются в промышленности, медицине и т.п.), но товар тем лучше выполняет функции денег, чем незначительнее его потребительная стоимость.

Началось постепенное вытеснение денег из драгоценных металлов бумажными и кредитными деньгами. Некоторое время кредитные деньги, находящиеся в обращении, свободно разменивались на драгоценные металлы по твердому курсу. Однако сформировавшиеся в ХХ веке мировые валютные системы сначала узаконили процесс прекращения свободного обмена банкнот на золото, а затем и отменили официальный масштаб цен , т.е. весовое содержание золота в национальной валюте. Таким образом, деньги перестали приравниваться к золоту. Ямайская валютная система официально закрепила юридическую демонетизацию золота.

Определения сущности денег, признаваемого всеми экономистами, в настоящее время нет. В марксистской теории дается следующее определение:

Деньги – это особый товар, выделившийся стихийно из массы других товаров и служащий всеобщим эквивалентом.

Однако многие современные экономисты определяют деньги как специальный инструмент, стихийно выработанный рыночной экономикой для решения проблем товарного хозяйства. Сущность денег определяется выполняемыми ими функциями.

Функции денег

Выделяют следующие функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.

Деньги как мера стоимости используются для сравнения и соизмерения стоимостей различных товаров и услуг. Величина стоимости любого товара определяется путем приравнивания его к определенному количеству денег.

Содержанием функции денег как средства обращения является использование денег в роли посредника при обмене одних товаров на другие. Для этой функции характерно встречное движение денег и товаров: деньги передаются продавцу, товары - покупателю. Передача товара покупателю и его оплата происходят одновременно. Функцию денег как средства обращения выполняют наличные деньги.

Деньги выполняют функцию накопления , когда они после реализации товаров и услуг, временно изымаются из обращения и используются для совершения покупок в будущем.

Функция средства платежа характеризуется односторонним движением денег и наличием разрыва во времени между передачей товара покупателю и денег поставщику, эту же функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении кредитов, осуществлении налоговых платежей и др. Функцию денег как средства платежа выполняют в основном безналичные деньги.

Функция мировых денег обусловлена развитием международных экономических отношений, созданием мирового финансового рынка. Деньги используются для оплаты товаров и услуг, совершения кредитных и иных операций. Первоначально роль мировых денег выполняли благородные металлы: золото, серебро. После утверждения мирового стандарта (Париж, 1867г) в качестве мировых денег, вместе с золотом, стали выступать и национальные деньги разменные на золото (доллар США). В 1970 году международный валютный фонд ввел в обращение международную счетную денежную единицу – специальные права заимствования – СДР.

В 1979 году странами-членами Европейской валютной системы была введена новая международная денежная единица - ЭКЮ. С 1 января 1999 года, после введения единой валюты ЕВРО, ЭКЮ упразднена.

Виды денег

Различают металлические, бумажные и кредитные деньги.

Металлические деньги - это полноценные монеты, реальная стоимость которых (содержание благородного металла) соответствует номинальной, и разменные монеты , номинальная стоимость которых выше стоимости содержащегося в них металла.

Бумажные деньги это денежные знаки, замещающие в обращении полноценные деньги. Они выпускаются государством или другим органом для покрытия расходов, не размениваются на металл и наделены принудительным курсом.

Кредитные деньги – это денежные документы, являющиеся чьим-либо долговым обязательством или обязывающие кого-либо уплатить определенную сумму. К кредитным деньгам относятся: вексель, банкнота, чек, пластиковая карточка, банковский сертификат.

Вексель представляет собой безусловное письменное обязательство должника об уплате обозначенной в нем суммы в указанный срок. Вексель может быть простым и переводным (тратта). Передача простого и переводного векселя от одного векселедержателя к другому происходит посредством специальной надписи – индоссамента. Если записей очень много они могут быть продолжены на специальном листе аллонже, прикрепляемом к векселю.

В том случае, если вексель гарантирован третьим лицом (обычно банком или иным кредитным учреждением), на векселе проставляется подпись гаранта. Такая гарантия называетсяаваль. Лицо, давшее гарантию – авалистом, чем выше имидж авалиста, тем надежнее вексель.

В России вексельное обращение регулируется Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе».

Банкноты – это кредитные деньги, выпускаемые Центральным банком (ЦБ) России. Они обладают всеобщей обращаемостью, т.к. обеспечиваются гарантией государственного банка. Банкнота является бессрочным долговым обязательством. В настоящее время в России банкноты выпускается достоинством 10,50,100,500,1000 рублей.

Выпуск банкнот в обращение происходитследующим образом:

1) посредством кредитования коммерческих банков, обычно путем учета векселей, до истечения срока оплаты по ним. ЦБ покупает векселя, банки кредитуют народное хозяйство.

2) посредством кредитования государства, для погашения бюджетного дефицита.

Чек – это разновидностьпереводного векселя, который вкладчик выписывает на обслуживающий банк. Он представляет собой документ установленной формы, содержащий приказ владельца счета кредитному учреждению о выплате держателю чека определенной суммы. Банк оплачивает выставленные чеки наличными либо путем перечисления средств со счета чекодателя в этом или другом банковском учреждении.

Пластиковые карточки представляют собой средство расчетов, замещающее наличные деньги и чеки в обращении, а также позволяющие владельцу получить в банке краткосрочную ссуду. Различают дебетовые и кредитные пластиковые карточки.

Дебетовыепластиковые карточки позволяют расходовать деньги, заранее зачисленные на специальный карточный счет в банке, причем только в пределах его остатка. Кредитные пластиковые карточки дают возможность их владельцу получить в какой-то период времени большую сумму денежных средств, чем находится на счете, т.е. получить банковский кредит.

Банковские сертификаты – ценные бумаги, удостоверяющие внесение в банк срочного вклада и дающие право вкладчику по истечении установленного срока получить обратно сумму вклада и проценты по нему. Банковский сертификат называют депозитным, если вкладчик – юридическое лицо, и сберегательным , если вкладчик – физическое лицо.

Правила по выпуску и оформлению банковских сертификатов регулируются Письмом Центрального банка РФ от 10 февраля 1992г. № 14-3-20 «Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций» (в ред. от 29 ноября 2000г.)

Некоторые авторы относят к кредитным деньгам электронные деньги. Электронные деньги - представляют собой систему, которая посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей, осуществляет кредитные и платежные операции.

Денежное обращение

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров, услуг и расчеты в хозяйстве. Денежное обращение может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной.

Налично-денежное обращение – это движение наличных денег, обслуживаемое банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами. Предназначено для обслуживания, в основном, розничного товарооборота, проведения расчетов с физическими лицами по выплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, при уплате налогов и коммунальных и других платежей.

Безналичное обращение – это движение денег безналичного платежного оборота, в виде перечислений денежных средств по счетам кредитных учреждений и зачетов взаимных требований. Обслуживается платежными поручениями, требованиями, чеками, пластиковыми карточками, векселями и т.п.

Методы регулирования денежного обращения

Регулирование денежного обращения осуществляет Центральный Банк Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятым Государственной Думой 27 июня 2002 года. Основными методами регулирования денежного обращения в рамках проводимой ЦБ денежно-кредитной политики являются:

1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ. Процентные ставки ЦБ - это минимальные ставки, по которым оносуществляет свои операции, их изменение воздействует на рыночные процентные ставки.

2. Установление нормативов обязательных резервов кредитных учреждений. Обязательные резервыэто беспроцентные обязательные вклады кредитных учреждений в ЦБ. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров ЦБ в процентах к обязательствам кредитных организаций. Кроме основного назначения (регулирования денежного обращения), эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

3. Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения.

4. Рефинансирование кредитных организаций – это кредитование ЦБ коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. ЦБ устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки ведет к подорожанию кредитов и уменьшению денежной массы в обращении, снижение – к удешевлению кредитов и росту денежной массы.

5. Валютные интервенции - это купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Установление ориентиров денежной массы. ЦБ устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

7. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций, проведение отдельных банковских операций (например, проведение валютных операций).

8. Эмиссия облигаций от своего имени . ЦБ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

Информационная технология в управлении предприятие имеет основной целью создание информационного продукта, позволяющего формировать управляющие воздействия на производство. Для повышения эффективности управления создается автоматизированная информационная система управления предприятием, основой которой является информационная технология.

Информационная технология в управлении предприятием учитывает сложившиеся на предприятии информационные потоки и их содержание. На любом крупном предприятии, где имеет смысл создавать автоматизированную систему управления предприятием, можно выделить типовые блоки организационной структуры, к главным из которых относятся автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУТП) и автоматизированная система управления производством (АСУП).

4.1. Автоматизированная система управления технологическими процессами

Автоматизированная система управления технологическими процессами представляет собой замкнутую систему, обеспечивающую автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления технологическим объектом в соответствии с принятым критерием, и реализацию управляющих воздействий на технологический объект. Технологический объект управления – это совокупность технологического оборудования и реализованного на нём технологического процесса. В зависимости от уровня АСУТП технологическим объектом управления могут быть технологические агрегаты и установки, группы станков, отдельные производства (цехи, участки), реализующие самостоятельный технологический процесс.

Реализация целей в конкретных АСУТП достигается выполнением в них определенной последовательности типовых операций и вычислительных процедур, объединяемых в комплексы, реализующие типовые функции:

    измерение физических сигналов и параметров процессов;

    формирование управляющих сигналов;

    контроль функционирования технических и программных средств.

Функции АСУТП подразделяются на управляющие, информационные и вспомогательные.

К управляющим функциям относятся регулирование отдельных технологических параметров, логическое управление операциями или аппаратами, адаптивное управление объектом в целом.

К информационным функциям относятся сбор, обработка и представление информации для последующей обработки.

Вспомогательные функции состоят в обеспечении контроля за функционированием технических и программных средств.

Автоматизированные системы управления технологическими процессами, созданные для объектов основного и вспомогательного производства, представляют собой низший уровень автоматизированной системы управления предприятием.

4.2. Автоматизированная система управления производством

Автоматизированная система управления производством представляет собой сложную иерархическую управляемую систему, состоящую из работников аппарата управления и комплекса технических средств, включающего компьютеры, базы данных и средства связи. Объектом управления является совокупность процессов, свойственных данному предприятию, по преобразованию материальных, энергетических, финансовых, трудовых и прочих ресурсов в готовую продукцию. Сложность управления в АСУП обусловлена следующими причинами:

    большим числом разнородных элементов;

    высокой степенью их взаимосвязи в процессе производства;

    неопределенностью результатов выполнения многих процессов (брак, сбои, несвоевременные поставки, нерегулярность спроса и т.д.);

    объектами управления являются люди, управление поведением которых не столь очевидно и прямолинейно;

    предприятие постоянно изменяется, то есть является нестационарным объектом.

В управлении предприятием информационным процессам должно уделяться не меньшее внимание, чем производственным. В структуре АСУП обычно выделяют функциональные и обеспечивающие системы. Подсистемой называют часть автоматизированной системы управления, выделенную по функциональному или структурному признаку и отвечающую за решение конкретной задачи.

Типовая структура предприятия представлена на рис. 6.

Во главе предприятия стоит директор, решения которого реализуются в производстве администрацией. Обычно в администрацию входят заместитель директора по экономике, руководящий планово-экономическим отделом и бухгалтерией, служба главных специалистов, включающая главного инженера, под чьим руководством находится служба технической подготовки производства, и заместитель директора по общим вопросам, в функции которого входит решение различных вопросов, не отнесенных к перечисленным службам, а так же руководство службой хранения и сбыта продукции.

Администрация со своими службами управляет, планирует и регулирует основное производство, которое состоит из производственных подразделений, таких как производственные бригады, участки, цехи. В составе АСУП может быть выделена автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУТП), охватывающая основное производство, где реализуются технологические процессы, и службу главных специалистов.

Рис. 6. Типовая структура предприятия

Государственный Университет -

Высшая Школа Экономики

Факультет Менеджмента

Кафедра Информационных Технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Информационные системы в управлении преприятием.

Студент группы №410

Шибагутдинов Илья Евгеньевич менеджмент, дневное отделение

Научный руководитель:

Наумова Нина Леонидовна

Москва, 2002 содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Введение в информационные технологии управления предприятием………………………………………………………...6

1. практика выдвигает новые требования……………………6

2. Взаимоотношения в сфере ИТ………………………………..7

3. Функциональные изменения в сфере использования ИТ…8

1. Системы автоматизации управления предприятием…………..13

1. Системы начального уровня…………………………..……..13

2. Системы среднего уровня…………………………….………13

3. Системы высшего уровня…………………………….………14

2. Выбор, внедрение и эксплуатация системы………………..…...15

1. Проблемы выбора информационной системы……….…..15

1. требования к информационной системе….…..15

2. проблемы выбора……………………………….…..17

2. Критерии выбора…………………………………………..…..18.

1. Функциональные возможности…………….…...18

2. Совокупная стоимость владения………….……18

3. Перспективы развития системы………….……19

4. Технические характеристики……………….…...19

5. Минимизация рисков………………………….……19

3. Методы внедрения системы.…………………………….…..20

3. Краткий обзор существующих систем…………………………....23

1. R/3…………………………………………………………………..23

2. ORACLE…………………………………………………………...23

3. BAAN IV…………………………………………………………...24

4. БОСС……………………………………………………………....24

Заключение…………………………………………………...…………26

Список использованной литературы………………………………...27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно- управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.

В современных условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является его автоматизация. Но то, что действительно, скажем, для строго формализованного производственного процесса, отнюдь не столь очевидно для такой изящной сферы, как управление. Трудности, возникающие при решении задачи автоматизированной поддержки управленческого труда, связаны с его спецификой. Управленческий труд отличается сложностью и многообразием, наличием большого числа форм и видов, многосторонними связями с различными явлениями и процессами. Это, прежде всего, труд творческий и интеллектуальный. На первый взгляд, большая его часть вообще не поддается какой-либо формализации. Поэтому автоматизация управленческой деятельности изначально связывалась только с автоматизацией некоторых вспомогательных, рутинных операций. Но бурное развитие информационных компьютерных технологий, совершенствование технической платформы и появление принципиально новых классов программных продуктов привело в наши дни к изменению подходов к автоматизации управления производством.

Термины, используемые в работе:

Управленческая деятельность - это совокупность действий руководства предприятия и других сотрудников аппарата управления по отношению к объекту управления - трудовому коллективу или производственной системе. Эти действия заключаются в выработке некоторого управленческого решения, являющегося по сути продуктом управленческого труда, и доведении этого решения до исполнителей с последующим выяснением результатов его выполнения.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология
(далее ИТ) - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники.

По мнению американского специалиста в области управления Г. Поппеля, под информационными технологиями (ИТ) следует понимать использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни.

Информационная система управления - это система информационного обслуживания работников управленческих служб. Таким образом, она выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Цели исследования:

Выделить проблемы, возникающие при введении информационной системы в действие.

Осуществить обзор существующих систем на предмет соответствия выдвигаемым компаниями требованиям.

Задачи исследования:

Исследовать внутрифирменные проблемы при использовании ИСУ;

Определить стратегию внедрения ИС на предприятиях.

В начале работы я ознакомлю Вас с информационными технологиями вообще, проведу небольшую классификацию информационных систем, определю возникающие при внедрении в организацию проблемы и проведу краткий обзор уже существующих систем.

1. Введение в информационные технологии управления предприятием.

1.1. Практика выдвигает новые требования.

Сегодня положение дел в рассматриваемой области характеризуется крайней неопределенностью. Во-первых, это связано с непрерывным увеличением объема технологических предложений, требующих высоких инвестиций, и соответственно с усилением зависимости от внешних услуг (например, от поставщиков программного обеспечения). Внутрифирменные ассигнования на нужды ИТ растут опережающими темпами по сравнению с другими затратами предприятия. При этом высший менеджмент мало осведомлен об общих расходах в сфере ИТ. Так, компетентные решения фирменного руководства охватывают примерно лишь 5% соответствующих затрат.

Во-вторых, изменяется роль ИТ в хозяйственной деятельности многих предприятий. При выполнении внутрифирменных процессов функция ИТ перестала быть вспомогательной, превратившись в важнейшую составную часть продукта или производственных мощностей. Хозяйственные риски в настоящее время во многом определяются рисками в данной сфере. Реализация же современных высокопроизводительных организационных проектов (например, "виртуальных организаций" без жесткой привязки производственных участков к определенному месту), требует полного использования потенциала ИТ с помощью телекоммуникационных средств.

Не способствует стабилизации быстрый рост издержек в сфере ИТ. Чтобы контролировать их увеличение и добиться большей гибкости в решении информационно-технологических проблем, многие предприятия идут в основном двумя путями. Первый заключается в том, что фирма создает внутрифирменный информационно-технологический участок, который предлагает услуги и внефирменному рынку, доказывая тем самым возможность рентабельного использования своих мощностей.

Чаще предприятия выбирают другой путь, когда большая часть собственного информационно-технологического персонала переводится в распоряжение вновь создаваемых дочерних компаний или совместных со специализированными информационно-технологическими партнерами предприятий, также самостоятельно выступающих на рынке. На материнском предприятии остается небольшая группа сотрудников, на которую возлагаются функции информационного менеджмента.

Высший менеджмент начинает осознавать, какое важное воздействие оказывают информационно-технологические решения на сам хозяйственный процесс и культуру предприятия. Поэтому он чувствует себя все более ущемленным в том плане, что вынужден делегировать соответствующие вопросы внутрифирменным подразделениям или внешним организациям. К тому же первый опыт работы внефирменных информационно-технологических служб не дает особых поводов для оптимизма относительно эффективности решения указанных проблем.
В этой связи возникают следующие ключевые вопросы:

Каково отношение ведущего персонала к ИТ, какие последствия вытекают из более эффективной ее организации и использования в производстве новых товаров и услуг;

Что должно знать высшее руководство фирмы в области ИТ, чтобы принимать компетентные решения, в частности в отношении инвестиций;

В какой мере допустимо делегирование функций в сфере ИТ;

Какова должна быть роль высшего менеджмента в управлении информационно- технологическим потенциалом.

1.2. Взаимоотношения в сфере ИТ

Можно выделить шесть заинтересованных групп, от которых зависит принятие решений в сфере ИТ:

Высшее руководство, которое должно управлять ИТ как стратегическим потенциалом предприятия;

Специалисты, занимающиеся поиском системных решений для оптимизации специальных функциональных задач;

Менеджеры отдельных хозяйственных подразделений, которые должны использовать ИТ в силу логики своей хозяйственной деятельности, чтобы удовлетворять запросы клиентов, снижать издержки и т.д.;

Менеджеры служб бухгалтерско-финансового учета, если таковые предусмотрены организационной структурой предприятия:

Поставщики ИТ, которые должны предлагать услуги в строгом соответствии с проблемными установками своих потребителей;

Собственное информационно-технологическое подразделение.

На многих предприятиях подобные группы интересов не получают признания. Высшее руководящее звено часто делегирует соответствующие функции группе руководителей, следя за выполнением нескольких заданных показателей. Сознательный отказ высшего менеджмента от своих обязанностей приводит к принятию малокомпетентных решений, постановке нереальных плановых задач. Отсутствует также должная мотивация в этой сфере.

В связи с ростом значения ИТ в обеспечении успеха фирмы подобная политика неприемлема. Общефирменное руководство должно в настоящее время найти ответы на следующие два вопроса.

Во-первых, нужно точно определить, какой вклад должна внести ИТ в процесс производства товаров и услуг. Внимания здесь заслуживают главным образом три аспекта: 1) ИТ как функция обеспечения производственного процесса, например в области коммуникаций или автоматизации производства, а также при генерации и передаче управленческих знаний и информации для управления хозяйственными операциями; 2) ИТ как интегральная составная часть продукта; 3) ИТ как организационный инструмент для создания виртуальных форм предприятия.

Во-вторых, кто должен выполнять перечисленные и другие функции. На первый план выдвигается вопрос о координационном механизме для отдельных видов информационно-технологических услуг. Решение может быть найдено в использовании указанных выше специализированных внутрифирменных подразделений и внефирменных филиалов. Возможно и промежуточное решение в виде создания стратегических альянсов между собственным подразделением и внешними партнерами. В двух последних случаях предприятие теряет прямой контроль над своим информационно-технологическим потенциалом. Следует отметить, что подобные услуги могут быть эффективны только при тесном сотрудничестве с их поставщиками. Общефирменный менеджмент должен искать пути устранения или компенсации слабых мест в своей работе.

1.3. Функциональные изменения в сфере использования ИТ

Рассмотренные изменения требований к группам интересов в сфере ИТ обусловлены динамикой развития предприятий и внешней среды. Основные аспекты этого развития и их влияние на роль ИТ в управлении предприятием состоят в следующем.

Децентрализация и рост информационных потребностей

Ориентация на максимальное сближение с клиентом потребовала от предприятий перехода к горизонтальным, децентрализованным структурам.
Принятие решений в условиях децентрализации привело к резкому росту потребностей в информации относительно процесса производства товаров и услуг. Возникла необходимость в более подробном ознакомлении третьей стороны с состоянием дел в соответствующих хозяйственных областях. В новой обстановке обеспечение информацией по всем направлениям должно функционировать безупречно.

Использование ИТ призвано нивелировать организационную сложность предприятия. Ранее это достигалось благодаря возложению на компьютеры сложных вычислений и обработки документации в очень больших объемах. Сейчас речь идет о том, чтобы непрерывно усложняющиеся горизонтальные и вертикальные модели взаимосвязей (структуры которых в свою очередь постоянно меняются) совершенствовались с помощью новой коммуникационной технологии.

Ранее на предприятиях устанавливались мощные обрабатывающие системы, готовившие огромное количество цифровых отчетов, на базе которых в последующем осуществлялось управление хозяйственной деятельностью. Сейчас вопрос стоит о том, чтобы разработать такую технологию, с помощью которой можно было бы постоянно держать в курсе событий менеджеров и их партнеров, принимающих решения в условиях децентрализации. Новые информационно- технологические системы должны обеспечивать не какую-то абстрактную хозяйственную систему, а конкретных партнеров, которые в разнообразных формах участвуют в хозяйственном процессе.

От обработки данных через информационные системы к управлению знаниями

Уже давно отпала необходимость рассматривать ИТ как средство обработки данных. С помощью этой технологии из данных надо извлекать информацию для нужд пользователя, а возникающая в этой связи проблема "информационных перегрузок" требует массивных средств отбора, дальнейшей обработки и обновления информации. При этом следует продумать вопрос о коммерчески выгодных интерфейсах и сжатии внутрифирменной и внешней информации, а также о трансфере совместно используемых знаний между организационными подразделениями и партнерами по кооперации.

Быстрое развитие сетей локальных систем с сверхрегиональной и даже интернациональной структурой приводит к отказу от классических рабочих полей информатики и широкому привлечению средств телекоммуникаций.
Организационно это ведет к ликвидации границ предприятия. Все труднее становится определить, где оно начинается и где кончается. Создание и эксплуатация соответствующей коммуникационной структуры для подобных
"виртуальных предприятий" относятся к задачам информационного менеджмента, так же как и классическая функция обеспечения производственного процесса или разработки товаров и услуг на базе ИТ. Дело при этом состоит не только в обработке информации, но и рациональном распределении знаний.

Кроме того, организация должны учитывать на профессиональном уровне все новые и важные для ИТ аспекты. Примером может служить вопрос о технологическом и хозяйственном значении системы "Интернет". Именно на информационно-технологической службе лежит ответственность за создание здесь платформы, на которой станет возможной квалифицированная психологическая подготовка персонала, включая общефирменный менеджмент.

Интеграция децентрализованных систем

Сейчас информация на предприятиях обрабатывается в рамках самых разнообразных систем. Обеспечение их широкой доступности для всех сотрудников (а также внешних партнеров) и облегчение тем самым принятия творческих решений может стать критически важным фактором успеха для многих предприятий. Вместе с тем объединение по вертикали и горизонтали информационно-технологических систем, возникших в условиях децентрализации, кажется почти невозможным. Во всяком случае в классических областях ИТ опыт на этот счет отсутствует. Тем не менее интеграция должна произойти.

Постановка подобной цели необходима высшему менеджменту для управления изменениями. Организационным рычагом в ее достижении могут стать виртуальные, сверхотраслевые предпринимательские интеграционные группы.
Возможно, такие группы смогут даже управлять функцией ИТ. Целью в этом случае мог бы стать интеграционный подход к взаимосвязанным технологическим, социальным, функциональным и хозяйственным процессам.

Будущие зависимости

Капиталовложения в ИТ сегодня влекут за собой многочисленные последствия. С одной стороны, они открывают определенные перспективы, а с другой - могут лишить предприятие некоторых возможностей в будущем из-за зависимостей, связанных с быстрыми технологическими изменениями. Поэтому решения о капиталовложениях в ИТ не должны приниматься, пока не получен ответ на вопрос, по какому пути пойдет развитие следующего поколения технологии.

Психологический фактор

Естественно, что новая технология повышает производительность, помогает фирме добиться лучших хозяйственных результатов. Наряду с этим менеджеры должны знать о том, как мыслят и как работают люди, использующие новую технологию. Фирмам, которым это удается лучше, могут надеяться на большую отдачу от средств, вложенных в ИТ.

Языковые уровни

Изготовители информационной техники должны научиться делать предложения не только в узкоспециальных терминах. На переговорах партнер будет ставить вопросы, имеющие принципиальное значение для высшего менеджмента. Здесь важно, чтобы обе стороны вышли на новый переговорный уровень, на котором стороны говорили бы на одном языке. Речь в этом случае идет скорее не о качестве техники, а о качестве услуг в сфере ИТ. Техника, разумеется, должна хорошо работать, быть на высоком уровне. Вместе с тем ее изготовитель должен почувствовать себя на месте менеджера, который с помощью ИТ стремится добиться конкурентных преимуществ. Чистый продавец в системе сбыта ИТ уходит в прошлое.

Таким образом, можно резюмировать, что сегодня между рассмотренными группами интересов отсутствует необходимое взаимодействие. Из-за различий в
"языках" и "культурах" возникают проблемы кооперации и коммуникации.
Властные устремления и профессиональный эгоизм мешает принятию решений по существу. К кооперации и интеграции информационно-технологические отделы подготовлены слабо. Часто устанавливаются критерии, которые напрямую не связаны с успехом предприятия. Общие цели ставятся (если это имеет место) на крайне ограниченную временную перспективу. Управление реализацией общих проектов организуется очень плохо. Сферы компетенций и ответственности за решение задач распределяются нечетко. Очевидно, что в сфере управления ИТ необходимы новые правила игры.

Использование информационной технологии (ИТ) относится к наиболее противоречивым внутрифирменным проблемам. Руководство предприятий часто отказывается их решать, так как не чувствует себя достаточно компетентным.
Решения обычно возлагаются на руководителей информационных служб или специализированные внешние организации. Хозяйственные риски, связанные с
ИТ, постоянно растут, и неясно, до каких пор руководство предприятий будет недооценивать этот важный стратегический ресурс. Правда, в последнее время высший менеджмент стал внимательнее относиться к ИТ. Именно от него должны исходить решающие инициативы по изменению ситуации в данной сфере
2. Характеристика систем автоматизации управления предприятием.

2.1. Системы начального уровня.

Системы начального уровня широко распространены среди предприятий небольшого размера, которые успешно используют их в своей повседневной деятельности. Отличительной чертой таких информационных систем является ограниченный охват бизнес-процессов предприятия.

Программные продукты данного класса могут сильно отличаться друг от друга по целевому назначению: сюда можно отнести как бухгалтерские, так и складские и торговые системы. Но, тем не менее, эти системы имеют много общих черт:

Невысокая требовательность к выделяемым ресурсам. Системы данного класса могут работать под управлением современных промышленных СУБД, однако могут эксплуатироваться и на небольших предприятиях. Количество возможных пользователей такой системы колеблется от 1 до нескольких десятков.

Подразумевается, что пользователь может приобрести, установить и начать эксплуатацию самостоятельно, однако разработчики стараются делать программы с как можно более широкими возможностями, что позволяет интегрировать такие системы с другими системами этого и более высокого классов.

2.2. Системы среднего уровня.

Появление систем среднего уровня обусловлено потребностью в программном продукте с более широкими возможностями, нежели системы начального уровня. Таким образом, некоторые производители на основе современных способов и средств разработки создали готовые решения для довольно широкого круга потребностей предприятия. В состав таких систем обычно входят следующие подсистемы:

Бухгалтерский учет

Управление производством

Материально-техническое снабжение и сбыт

Планирование

Производство.

Несмотря на способность таких систем вести учет практически по всем направлениям деятельности предприятия, некоторые подсистемы реализованы в них в весьма усеченном виде. Тем не менее, количество различных параметров настройки у такой системы достигает значительного числа, что приводит потребителя к неспособности самостоятельно установить продукт. Зачастую, большую часть стоимости программного продукта среднего уровня составляют услуги по установке и настройке системы, сервисное обслуживание.
Дороговизна таких систем делает их недоступными для небольших фирм.

Немаловажным минусом подобной системы является то, что успех внедрения системы среднего уровня во многом зависит от качества выполнения анализа деятельности предприятия.

2.3. Системы высшего класса.

Современные версии систем высшего уровня обеспечивают планирование и управление всеми ресурсами организации. Количество различных параметров настроек достигает десятков тысяч. Однако одновременно возрастает и стоимость внедрения подобной системы.

Следует также учитывать следующий набор минусов, возникающих при введение в строй подобной системы:

Может потребоваться привлечение внешних консультантов, что приведет к значительному росту затрат;

Внедрение сложной системы зачастую требует некоторой реорганизации деятельности;

Необходимо наличие специального подразделения, которое бы перенастраивало систему под требования бизнеса.

С другой стороны, руководители организации и ее персонал получают великолепный инструмент, позволяющий планировать и управлять производством.

3. Выбор, внедрение и эксплуатация системы

3.1. Проблема выбора информационной системы.

3.1.1. Требования к информационной системе.

Информационная система управления для промышленного предприятия не должна замыкаться только в рамках управления бизнес-процессами. Данная система должна объединить в себе все три уровня управления процессами происходящими на предприятии:

Управление бизнес процессами

Управление проектно-конструкторскими разработками

Управление технологическим процессом производства.

Единство информационной системы управления предприятием состоит в том, что данные, полученные или введённые на любом уровне системы, должны быть доступны всем её компонентам (принцип однократного ввода).

Мировой опыт применения информационных технологий говорит что структура такой единой информационной системы управления предприятием должна быть следующей:

“Становым хребтом” единой информационной системы управления предприятием является система управления бизнес процессами предприятия - система класса ERP (Enterprise Resources Planning - Планирование ресурсов предприятия). Необходимым элементом являются системы автоматизации проектно конструкторской деятельности и технологической подготовки производства
(САПР/АСТПП - CAD/CAM/CAE/PDM), обеспечивающие снижение времени производственного цикла и повышения качества продукции. Третий элемент - системы управления технологическим процессом производства. Связующее программное обеспечение обеспечивает взаимодействие всех ранее описанных решений в рамках единой информационно - аналитической системы управления предприятием.

Система управления бизнес процессами промышленного предприятия

Классические системы ERP обеспечивают управление следующими задачами:

Управление финансами.

Планирование и управление производством.

Управление размещением и распределением запасов.

Управление реализацией и маркетингом.

Управление снабжением.

Управление проектами.

Управление сервисным обслуживанием.

Управление процедурами обеспечения качества продукции.

Современная автоматизированная система управления должна сочетать в себе максимально возможный комплекс функций для управления всеми бизнес-процессами предприятия: управления маркетингом и продажами, управления снабжением, управление финансами, жизненный цикл изделия от конструкторских разработок до массового производства и сервисного обслуживания.

В системе должна быть реализована стратегия производства, ориентированного на потребителя, независимо от того, разрабатывает предприятие продукцию под заказ, производит на склад, ведет единичное, мелкосерийное или крупносерийное производство.

Система должна управлять производственным процессом и непрерывно контролировать его параметры на отклонение от допустимых значений, начиная со стадии планирования заказа на реализацию до отгрузки готовой продукции потребителю

Система должна реализовывать методику управления затратами и центрами затрат. Такая методика требует планирования себестоимости изделий, утверждения плановых нормативов и контроль отклонений фактических затрат от их нормативов для своевременного принятия мер. Учет затрат должен осуществляться по местам их возникновения и позволять управленческому персоналу вести анализ.

На основе производственного плана и нормативной себестоимости система должна рассчитать смету затрат на производство. Система должна обеспечить единство данных финансового и управленческого учета.

В современных условиях функционирования предприятия совершенно необходимо, чтобы данные, введенные в систему, были доступны сразу после регистрации хозяйственной операции всем, кто испытывает в них потребность: от учетчика в цеху до управляющего предприятием. Например, единство данных финансового и управленческого учета. Финансово-хозяйственные операции должны регистрироваться в системе сразу после их совершения. Это позволит осуществлять контроль за производством на уровне производственных смет.

3.1.2.Проблемы выбора

Сталкиваясь с потребностями во внедрении на предприятии информационных систем, руководство оказывается перед проблемой выбора. Разрабатывать самим или покупать, и если покупать - то что.

Объективно оценивая вероятность самостоятельной разработки современной системы управления, можно смело сказать что она равна нулю. То что разработано или разрабатывается сейчас на российских предприятиях является отражением вчерашних взглядов управленческого персонала предприятия и требует постоянной переработки. И это не вина отделов АСУ, это объективный процесс.

Если предприятие решило ориентироваться на готовые системы - то ему нужно решить, с кем ему работать, какую систему выбрать - с российскими разработчиками или с поставщиков готовых систем ведущих западных производителей.

При всем уважении к нашим разработчикам можно сказать с уверенностью, что если они и смогут разработать систему управления предприятиями, то очень не скоро. История развития наиболее популярных современных систем управления имеет 20-25 лет и многие тысячи работающих установок. А ведь каждая установка системы - это не только деньги на новые разработки, это в первую очередь обратная связь с потребностями клиента.

Российским разработкам еще очень далеко до уровня полнофункциональной системы. Выросшие из автоматизации рабочих мест советских бухгалтеров, они несут в себе эти следы. Решив функции автоматизации бухгалтерии они только пытаются двинуться в направлении производства, а это задача по объемам несравнимая с бухгалтерским учетом.

По моему мнению, крупным предприятиям следует ориентироваться на западные системы. И следующий вопрос, на который необходимо дать ответ - какую западную систему выбрать?

Для российского пользователя выбор таких систем ограничен. Не так уж много западных фирм вышли на российский рынок. Реально это SAP, Computer
Associates, BAAN и ISF. Попытки выйти делали ORACLE, JDEdvards, SSA, JBA и
QAD. Причем реальные внедрения имеются только у продуктов SAP и Computer
Associates. Кроме того, различные системы предназначены для разных предприятий. Одни, такие как SAP или CA-Masterpiece, ориентированны на корпоративный рынок, другие, как BAAN или MK Enterprise (ранее MANMAN/X) на рынок промышленных предприятий или компаний. И предприятию нужно сделать правильный выбор, чтобы в результате ошибки не оказаться обладателем системы не подходящей для него.

3.2. Критерии выбора системы.

3.2.1. Функциональные возможности

Под функциональными возможностями системы понимается ее соответствие тем бизнес-функциям, которые уже существуют или только планируются к внедрению в организации. Например, если целью организации является снижение финансовых потерь за счет уменьшения брака, то выбранная система должна обеспечивать автоматизацию процесса контроля качества.

Обычно для определения соответствия системы выдвигаемым функциональным требованиям достаточно иметь четкое представление о стратегии развития бизнеса, контекстного описания бизнеса и формализованного описания деятельности предприятия. Если все эти компоненты, необходимые для выбора системы отсутствуют, то их включают в этап по подготовке исходных данных для выбора системы. Для осуществления подобного масштаба работ необходимо наличие довольно большого числа сотрудников, но поскольку содержать такой штат на предприятии постоянно не имеет смысла, то наиболее целесообразным представляется приглашение внешних консультантов.

Четко структурированное понимание бизнес процессов собственной организации, полученное в результате взаимодействия с внешними консультантами, помогает не только в построении информационной системы предприятия, но и высшему руководству лучше представить себе работу своей организации, а также позаимствовать опыт других организаций.

3.2.2. Совокупная стоимость владения.

Совокупная стоимость владения – сравнительно новое понятие. Под ним понимается сумма прямых и косвенных затрат, которые несет владелец системы за период ее жизненного цикла.

Необходимо четко определить жизненный цикл каждой из предложенных систем, куда входит время жизни существующей системы, время на проектирование новой, время на закупку компонентов и внедрение новой системы, время эксплуатации, которое ограничивается сроком, когда возвращается 90% стоимости системы от результата ее работы, и сумму всех прямых и косвенных затрат.

3.2.3. Перспективы развития.

Перспективы развития закладываются в систему поставщиком системы и комплексом стандартов, которым она удовлетворяет.

Очевидно, что на перспективу развития также огромное влияние оказывает и устойчивость поставщика системы на рынке. Дляределения устойчивости необходимо четко знать какова форма собственности на систему у поставщика, какую долю он занимает на рынке, сколько он существует на рынке.

3.2.4. Технические характеристики.

Понимание технических характеристик в наибольшей степени гарантирует соответствие системы поставленным перед ней задачам. К техническим характеристикам можно отнести:

Архитектуру системы,

Надежность,

Масштабируемость,

Способность к восстановлению,

Наличие средств резервного копирования,

Средства защиты от технических нападений,

Возможность интеграции с другими системами.

3.2.5. Минимизация рисков.

Под риском обычно понимается некая вероятность того, что при внедрении информационной системы управления какие-то цели так и не будут достигнуты.
Очевидно, что в этом случае организацию может ожидать как единовременная потеря денег, что существенно влияет на жизненный цикл системы, так и долгосрочная и постоянная утечка средств.

Для снижения такой вероятности проводится комплексный анализ факторов риска и поэтапное воплощение решения. Каждый этап предваряется новой оценкой действительности и решение модифицируется определенным образом.

Для минимизации инвестиционных рисков выделяют следующие объекты затрат:

Процесс создания системы

Оборудование

Программное обеспечение

Персонал

Управление задачами

Для каждого объекта затрат выдвигается целый ряд характеристик, которому он должен удовлетворять с целью снижения рисков.

3.3. Методы внедрения системы.

Компания, собирающаяся внедрить компьютерную систему управления, как правило, дает следующую установку: система должна начать действовать как можно скорее, в срок и в рамках бюджета.

Некоторые организации избегают внедрять подобные системы, опасаясь, что ее не будут использовать, а если будут, то неэффективно. К тому же сотрудники, которые приобретут новые навыки в процессе внедрения системы, покинут компанию, и тогда будет трудно найти технические ресурсы для поддержания ee функционирования. Не получится ни экономии ресурсов, ни реализации функционального предназначения внедренной системы.

Эти опасения вполне оправданны. Проекты по внедрению систем и в самом деле терпят неудачу, даже в компаниях с эффективным в остальных отношениях управлением. В тех же случаях, когда все идет более или менее нормально, зачастую не выполняются сроки начала промышленной эксплуатации и не удается остаться в рамках выделенного бюджета. Тем не менее, описанные ниже методы при их правильном применении могут способствовать сведению риска неудачного внедрения к минимуму. При надлежащем планировании и управлении вполне можно соблюсти намеченные сроки и остаться в рамках бюджета.

С самого начала необходимо убедиться, что проект правильно организован.

Необходимо:

1. Добиться веры в успех и преданности делу со стороны тех, кто играет ключевую роль в реализации проекта.

2. Определить, кто будет штатным руководителем проекта по внедрению системы. Этот человек должен обладать необходимыми навыками для выполнения такой работы, желательно, чтобы он имел опыт внедрения систем.

3. Четко определить и отразить в документах функции и обязанности, а также сферу компетенции каждого члена группы специалистов по работе над проектом.

4. Убедиться, что люди, выполняющие эти функции, обладают необходимыми навыками.

5. Разработать подробный план работы, разбить его на этапы, определите сроки выполнения задач и придерживаться их.

Прежде чем приступить к внедрению системы, необходимо продумать организационную структуру и бизнес-процессы:

1. Убедиться, что правила и процедуры бухучета зафиксированы в документах по установленной форме и понятны работникам бухгалтерии.

2. Описать методы ведения хозяйственной деятельности и действия, которые должны быть выполнены в результате их применения.

3. При необходимости изменить эти методы так, чтобы они обеспечивали более эффективную работу и интеграцию новой системы.

4. Описать организационную структуру и подумать о том, в максимальной ли степени она отвечает целям предприятия.

5. Изучить наиболее эффективные методы, применяемые в отрасли.

Обеспечить создание необходимой технической инфраструктуры:

1. Поручить соответствующим специалистам оценку нынешней инфраструктуры на основе требований, предъявляемых новой системой. Определить роль отдела информационных систем и продумать, каким изменениям он подвергнется в новой среде.

2. Осуществить необходимые изменения в перечисленных областях перед тем, как передать систему в промышленную эксплуатацию. Убедиться, что система отвечает основным потребностям всех пользователей.

3. Документально зафиксировать потребности бизнеса с той степенью подробности, которой будет достаточно для сравнения одной системы с другой.

4. Пользоваться полученными документами, чтобы убедиться, что реализованные функции отвечают потребностям.

Управлять изменениями, подстраиваясь под сотрудников.

1. Проводить изменения постепенно, не забывая о том, что за один раз сотрудники могут освоить лишь определенное количество информации.

2. С самого начала задействовать всех, кто играет основную роль в осуществлении проекта. Хороший способ добиться этого - попросить их высказывать свое мнение в процессе подробного определения потребностей бизнеса.

3. Регулярно общаться с такими сотрудниками, давая им возможность быть услышанными.

4. Разработать план обучения таким образом, чтобы люди не просто научились осуществлять ввод данных в систему, но поняли, как изменится их работа.

После проведенных мероприятий можно приступать непосредственно к внедрению системы. Типовой план внедрения был разработан в компании Oliver
Wight, но опыт показывает, что в той или иной степени практически все фирмы следуют этой стратегии.

Данный план состоит из следующих этапов:

1. Предварительное обследование и оценка состояния компании.

2. Предварительная переподготовка.

3. Техническое задание (анализ проблемы построения системы)

4. Технико-экономическое обоснование (анализ «затраты-эффект»)

5. Организация проекта (назначение ответственных лиц, состав комитетов)

6. Выработка целей (что мы ожидаем от проекта)

7. Техническое задание на управление процессами

8. Начальная переподготовка (переподготовка сотрудников)

9. Планирование и управление верхнего уровня

10. Управление данными

11. Одновременное внедрение различных технологий организации и управления

12. Программное обеспечение

13. Опытный пример

14. Получение результатов

15. Анализ текущего состояния

16. Постоянная переподготовка

4. Краткий обзор существующих систем.

Мною не случайно были выбраны нижеприведенные системы для краткого обзора. Все эти системы относятся к классу MRPII/ERP и являются лидерами на международном и, в частности, российском рынке.

1. R3 от SAP AG

На сегодняшний день компания SAP лидирует среди независимых производителей бизнес-приложений и занимает 36% этого рынка ПО. В России инсталлировано более 100 SAP систем, на локализацию систем R2 и R3 компания затратила более 6 млн. немецких марок.

Описание системы:

Основные модули:

Финансовая бухгалтерия

Контроллинг

Управление материальными потоками

Техническое обслуживание и ремонт оборудования

Продажа, отгрузка, фактурирование

Система проектов

Управление, планирование и контроль основных средств

Управление персоналом.

Базовая система R3 предоставляет набор функциональных возможностей для решения организационно-экономических задач, включая гибкое производство, планирование производственных мощностей и техническое обслуживание предприятия, систему сбыта, прием и исполнение заказов в условиях существования различных валют, языков, прочих особенностей, планирование и осуществление транспортных операций.

2. Oracle Applications от Oracle

Представляет собой набор из более чем 35 интегрированных приложений, в которые входят:

Приложения для управления финансами

Приложения для управления материальными потоками

Приложения для управления производством

Приложения для управления проектами

Приложения для управления персоналом

Приложения для управления маркетингом

Данные программные модули для автоматизации всех аспектов деятельности предприятия.

4.3.BAAN IV от BAAN

Базовая система BAAN IV создана для комплексной поддержки системы управления предприятием. Все подсистемы конфигурируются под конкретные процедуры и задачи управления. Самое главное в системе – ее гибкость и функциональное наполнение.

Состав базовой системы BAAN IV.

Программные инструментальные средства

Производство

Сбыт, снабжение, склады

Финансы

Транспорт

Организатор

Несомненным плюсом системы является то, что она легко может быть адаптирована к любому пользовательскому интерфейсу. Доступ к базе данных системы возможен из любых прикладных программ.

Программно обеспечение BAAN может применяться в широком диапазоне предприятий – от средних до самых крупных.

4.4.Система управления БОСС компании АйТи.

Функциональные возможности комплексной интегрированной системы управления БОСС охватывают все основные бизнес процессы организации:

Управление и бухгалтерский учет

Финансовый менеджмент

Управление персоналом

Логистика

Маркетинг и продажи

Управление производством

Делопроизводство и документооборот.

Система состоит из отдельных, полностью самостоятельных и в то же время интегрированных продуктов. Это позволяет создавать систему предприятия поэтапно, начиная с того функционального подразделения, автоматизация которого наиболее актуальна в настоящий момент.

БОСС-КОРПОРАЦИЯ – полномасштабная система управления финансово- хозяйственной деятельностью, разработанная для крупных корпораций и торговых объединений. Состоит из четырех взаимодействующих подсистем
(финансы, логистика, маркетинг и персонал).

Эту систему отличает легкость настройки и адаптации, открытость исходных материалов, масштабируемость, надежность, ориентация на российскую специфику ведения учета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на сравнительную молодость отрасли как таковой, это уже вполне сформировавшийся рынок, с брэндами-лидерами и лидирующими продуктами.

На настоящий момент существует достаточно широкий спектр продукции, призванной удовлетворить самые разнообразные нужды, как небольших компаний, так и компаний-гигантов. Эти программные продукты в полной мере охватывают все аспекты деятельности предприятий, от логистики, маркетинга, производства, сбыта, до бухгалтерского учета и управления персоналом.

Для решения определенных проблем, испытываемых организацией при переходе к новой информационной системе управления или введении оной в эксплуатацию, уже разработана методика преодоления, позволяющая сравнительно легко осуществлять внедрение ИТ.
Список использованной литературы.

Использованы материалы с сайтов:

18. www.terna.ru

Сегодня положение дел в области информационных технологий характеризуется крайней неопределенностью. Во-первых, это связано с непрерывным увеличением объема технологических предложений, требующих высоких инвестиций, и соответственно с усилением зависимости от внешних услуг (например, от поставщиков программного обеспечения). Внутрифирменные ассигнования на нужды ИТ растут опережающими темпами по сравнению с другими затратами предприятия. При этом топ- менеджмент мало осведомлен об общих расходах в сфере ИТ. Так, компетентные решения фирменного руководства охватывают примерно лишь 5 % соответствующих затрат.

Во-вторых, изменяется роль ИТ в хозяйственной деятельности многих предприятий. При выполнении внутрифирменных процессов функция ИТ перестала быть вспомогательной, превратившись в важнейшую составную часть продукта или производственных мощностей. Хозяйственные риски в настоящее время во многом определяются рисками в данной сфере. Реализация же современных высокопроизводительных организационных проектов (например, "виртуальных организаций" без жесткой привязки производственных участков к определенному месту), требует полного использования потенциала ИТ с помощью телекоммуникационных средств.

Не способствует стабилизации быстрый рост издержек в сфере ИТ. Чтобы контролировать их увеличение и добиться большей гибкости в решении информационно-технологических проблем, многие предприятия идут в основном двумя путями. Первый заключается в том, что фирма создает внутрифирменный информационно-технологический участок, который предлагает услуги и внефирменному рынку, доказывая тем самым возможность рентабельного использования своих мощностей.

Чаще предприятия выбирают другой путь, когда большая часть собственного информационно-технологического персонала переводится в распоряжение вновь создаваемых дочерних компаний или совместных со специализированными информационно-технологическими партнерами предприятий, также самостоятельно выступающих на рынке. На материнском предприятии остается небольшая группа сотрудников, на которую возлагаются функции информационного менеджмента.

Можно выделить шесть заинтересованных групп, от которых зависит принятие решений в сфере ИТ:

        высшее руководство, которое должно управлять ИТ как стратегическим потенциалом предприятия;

        специалисты, занимающиеся поиском системных решений для оптимизации специальных функциональных задач;

        менеджеры отдельных хозяйственных подразделений, которые должны использовать ИТ в силу логики своей хозяйственной деятельности, чтобы удовлетворять запросы клиентов, снижать издержки и т. д.;

        менеджеры служб бухгалтерско-финансового учета, если таковые предусмотрены организационной структурой предприятия;

        поставщики ИТ, которые должны предлагать услуги в строгом соответствии с проблемными установками своих потребителей;

        собственное информационно-технологическое подразделение.

На многих предприятиях подобные группы интересов не получают признания. Высшее руководящее звено часто делегирует соответствующие функции группе руководителей, следя за выполнением нескольких заданных показателей. Сознательный отказ топ- менеджмента от своих обязанностей приводит к принятию малокомпетентных решений, постановке нереальных плановых задач. Отсутствует также должная мотивация в этой сфере.

В связи с ростом значения ИТ в обеспечении успеха фирмы подобная политика неприемлема. Общефирменное руководство должно в настоящее время найти ответы на следующие два вопроса.

Во-первых, нужно точно определить, какой вклад должна внести ИТ в процесс производства товаров и услуг. Внимания здесь заслуживают главным образом три аспекта: 1) ИТ как функция обеспечения производственного процесса, например, в области коммуникаций или автоматизации производства, а также при генерации и передаче управленческих знаний и информации для управления хозяйственными операциями; 2) ИТ как интегральная составная часть продукта; 3) ИТ как организационный инструмент для создания виртуальных форм предприятия.

Во-вторых, кто должен выполнять перечисленные и другие функции. На первый план выдвигается вопрос о координационном механизме для отдельных видов информационно-технологических услуг. Решение может быть найдено в использовании указанных выше специализированных внутрифирменных подразделений и внефирменных филиалов. Возможно и промежуточное решение в виде создания стратегических альянсов между собственным подразделением и внешними партнерами. В двух последних случаях предприятие теряет прямой контроль над своим информационно-технологическим потенциалом. Следует отметить, что подобные услуги могут быть эффективны только при тесном сотрудничестве с их поставщиками. Общефирменный менеджмент должен искать пути устранения или компенсации слабых мест в своей работе.

Рассмотренные изменения требований к группам интересов в сфере ИТ обусловлены динамикой развития предприятий и внешней среды. Основные аспекты этого развития и их влияние на роль ИТ в управлении предприятием состоят в следующем.

Децентрализация и рост информационных потребностей . Ориентация на максимальное сближение с клиентом потребовала от предприятий перехода к горизонтальным, децентрализованным структурам. Принятие решений в условиях децентрализации привело к резкому росту потребностей в информации относительно процесса производства товаров и услуг. Возникла необходимость в более подробном ознакомлении третьей стороны с состоянием дел в соответствующих хозяйственных областях. В новой обстановке обеспечение информацией по всем направлениям должно функционировать безупречно.

Использование ИТ призвано нивелировать организационную сложность предприятия. Ранее это достигалось благодаря возложению на компьютеры сложных вычислений и обработки документации в очень больших объемах. Сейчас речь идет о том, чтобы непрерывно усложняющиеся горизонтальные и вертикальные модели взаимосвязей (структуры которых, в свою очередь, постоянно меняются) совершенствовались с помощью новой коммуникационной технологии.

Ранее на предприятиях устанавливались мощные обрабатывающие системы, готовившие огромное количество цифровых отчетов, на базе которых в последующем осуществлялось управление хозяйственной деятельностью. Сейчас вопрос стоит о том, чтобы разработать такую технологию, с помощью которой можно было бы постоянно держать в курсе событий менеджеров и их партнеров, принимающих решения в условиях децентрализации. Новые информационно-технологические системы должны обеспечивать не какую-то абстрактную хозяйственную систему, а конкретных партнеров, которые в разнообразных формах участвуют в хозяйственном процессе.

От обработки данных через информационные системы к управлению знаниями . Уже давно отпала необходимость рассматривать ИТ как средство обработки данных. С помощью этой технологии из данных надо извлекать информацию для нужд пользователя, а возникающая в этой связи проблема "информационных перегрузок" требует массивных средств отбора, дальнейшей обработки и обновления информации. При этом следует продумать вопрос о коммерчески выгодных интерфейсах и сжатии внутрифирменной и внешней информации, а также о трансфере совместно используемых знаний между организационными подразделениями и партнерами по кооперации.

Быстрое развитие сетей локальных систем со сверхрегиональной и даже интернациональной структурой приводит к отказу от классических рабочих полей информатики и широкому привлечению средств телекоммуникаций. Организационно это ведет к ликвидации границ предприятия. Все труднее становится определить, где оно начинается и где кончается. Создание и эксплуатация соответствующей коммуникационной структуры для подобных "виртуальных предприятий" относятся к задачам информационного менеджмента, так же как и классическая функция обеспечения производственного процесса или разработки товаров и услуг на базе ИТ. Дело при этом состоит не только в обработке информации, но и рациональном распределении знаний.

Кроме того, организация должна учитывать на профессиональном уровне все новые и важные для ИТ аспекты. Примером может служить вопрос о технологическом и хозяйственном значении системы Интернет. Именно на информационно-технологической службе лежит ответственность за создание здесь платформы, на которой станет возможной квалифицированная психологическая подготовка персонала, включая общефирменный менеджмент.

Интеграция децентрализованных систем . Сейчас информация на предприятиях обрабатывается в рамках самых разнообразных систем. Обеспечение их широкой доступности для всех сотрудников, а также внешних партнеров, и облегчение тем самым принятия творческих решений может стать критически важным фактором успеха для многих предприятий. Вместе с тем объединение по вертикали и горизонтали информационно-технологических систем, возникших в условиях децентрализации, кажется почти невозможным. Во всяком случае в классических областях ИТ опыт на этот счет отсутствует. Тем не менее интеграция должна произойти.

Постановка подобной цели необходима высшему менеджменту для управления изменениями. Организационным рычагом в ее достижении могут стать виртуальные, сверхотраслевые предпринимательские интеграционные группы. Возможно, такие группы смогут даже управлять функцией ИТ. Целью в этом случае мог бы стать интеграционный подход к взаимосвязанным технологическим, социальным, функциональным и хозяйственным процессам.

Будущие зависимости . Капиталовложения в ИТ сегодня влекут за собой многочисленные последствия. С одной стороны, они открывают определенные перспективы, а с другой – могут лишить предприятие некоторых возможностей в будущем из-за зависимостей, связанных с быстрыми технологическими изменениями. Поэтому решения о капиталовложениях в ИТ не должны приниматься, пока не получен ответ на вопрос, по какому пути пойдет развитие следующего поколения технологии.

Психологический фактор . Естественно, что новая технология повышает производительность, помогает фирме добиться лучших хозяйственных результатов. Наряду с этим менеджеры должны знать о том, как мыслят и как работают люди, использующие новую технологию. Фирмы, которым это удается лучше, могут надеяться на большую отдачу от средств, вложенных в ИТ.

Языковые уровни . Изготовители информационной техники должны научиться делать предложения не только в узкоспециальных терминах. На переговорах партнер будет ставить вопросы, имеющие принципиальное значение для высшего менеджмента. Здесь важно, чтобы обе стороны вышли на новый переговорный уровень, на котором стороны говорили бы на одном языке. Речь в этом случае идет скорее не о качестве техники, а о качестве услуг в сфере ИТ. Техника, разумеется, должна хорошо работать, быть на высоком уровне. Вместе с тем ее изготовитель должен почувствовать себя на месте менеджера, который с помощью ИТ стремится добиться конкурентных преимуществ. Чистый продавец в системе сбыта ИТ уходит в прошлое.

Таким образом, можно резюмировать, что сегодня между рассмотренными группами интересов отсутствует необходимое взаимодействие. Из-за различий в "языках" и "культурах" возникают проблемы кооперации и коммуникации. Властные устремления и профессиональный эгоизм мешает принятию решений по существу. К кооперации и интеграции информационно-технологические отделы подготовлены слабо. Часто устанавливаются критерии, которые напрямую не связаны с успехом предприятия. Общие цели ставятся (если это имеет место) на крайне ограниченную временную перспективу. Управление реализацией общих проектов организуется очень плохо. Сферы компетенций и ответственности за решение задач распределяются нечетко. Очевидно, что в сфере управления ИТ необходимы новые правила игры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: