Что такое Целостность? Значение слова Целостность в философском словаре. Понятие логической и физической целостности данных

Другой механизм в этой системе - оценка фотографий. Он особенно важен для девушек. Они отбирают свои лучшие фотографии, критически их отсеивают и постоянно обновляют. Почему? Потому что им ставят оценки - совершенно незнакомые люди.

Многие полагают, что для них неважно мнение других людей, и тем более незнакомых. На самом деле это самообман. Человек - социальное существо, и для него всегда важно мнение любых других людей:

Одноклассница выкладывает фотографии на сайт, потому что одноклассники на пятой воде ставят ей оценки

Итак, на «Одноклассниках» одновременно работают три разных формулы, дополняющие друг друга. Формула ностальгии - для первоначального интереса и привлечения аудитории. Оценки фотографий - для самоутверждения женской половины. Мужской интерес - для оценок фотографий женской половины.

Главная формула Ютуба - досуг. Но на входе его воронки работает подсистема вирусного распространения видеороликов:

Пользователи делятся видеороликами с друзьями, потому что хвастаются удачной добычей

А на выходе - подсистема удержания внимания - рекомендации:

Внимание пользователя притягивается к рекомендованным видеороликам,
поэтому он остаётся посмотреть ещё и ещё

На страницах фильмов и концертов сайта « Яндекс-афиша » была зелёная кнопка «Присоединиться»:


Когда пользователи на неё нажимали, число рядом с ней увеличивалось и показывало, сколько людей хотят посмотреть этот фильм или концерт. Полезное действие в том, чтобы Яндекс мог узнать, насколько популярно то или иное событие.

В чём проблема? На эту красивую блестящую кнопочку нажимало очень мало людей. Когда она только появилась, это число на самых популярных хитах измерялось единицами: два, три, десять человек. «Фильм „Годзилла“ - идут три человека». Потом картина несколько улучшилась. Но стоит иметь в виду, что показано количество всех людей, которые собирались на этот фильм во всех кинотеатрах в течение всего времени, что фильм в прокате. Для Москвы это ничтожное число.

Кнопке недостаточно красивого карамельного вида, чтобы на неё нажимали. Должна появиться сила, которая будет заставлять людей на неё нажимать.

Другой пример - сайт «Ласт.фм». На этом музыкальном сервисе тусуются любители музыки. На этом сайте есть страница концерта, в данном случае - Мэрилина Мэнсона 13 ноября 2009 года в Москве в клубе Б-2:


На странице тоже есть блок, в котором написано, что на концерт идут 208 человек. Это число сопоставимо с числом, что мы видели на Яндексе, но это концерт, который идёт один раз в конкретном месте. Значит, система работает гораздо более эффективно.

Секрет в том, что у каждого пользователя Ласт.фм на сайте есть профиль:


Мы видим страничку пользователя, на которой отображается список концертов, на которые он ходил. Люди общаются на сайте, и этот профиль является для них неким мерилом их статуса. Можно козырнуть в споре: «Я был на тридцати концертах, что вы мне лапшу на уши вешаете». Страсть к собирательству и тщеславие заставляют людей культивировать свой профиль.

Таким образом, две разные подсистемы - страницы концерта и профиля пользователя связаны в надсистеме. Авторы сайта организовали «сквозной проход тщеславия».

    В сфере услуг

    «Представьте, что вы работаете менеджером по продажам. Клиент звонит вам (потому что знает вас), чтобы рассказать о неприятной ошибке на вашем сайте. Естественно, вы перенаправляете проблему в отдел ИТ . Но как вы узнаете, решена ли проблема? Позаботился ли айтишник о клиенте? Вы узнаете, переспросив. Клиенты хотят, чтобы вы, их изначальный союзник, следили за решением таких вопросов, а не „ кто-то там из ИТ “, даже если вы по определению знаете, что айтишники лучше справятся».

    Леонардо Ингильери, Мика Соломон. Исключителный сервис, исключительная прибыль . 2010

Интернет-магазин «Амазон» одним из первых решил продавать огромное количество товаров через интернет. Если у вас пятьдесят тысяч товаров, нужно понять, как дать человеку к ним доступ.

    Вместо того, чтобы вываливать на пользователей тяжеловесное меню с классификатором товаров, «Амазон» построил сайт вокруг рекомендаций. Идея в том, чтобы на первый план вышел товар, который, вероятно, более интересен клиенту. (Тяжеловесное меню тоже имеется, но оно вываливается лишь при наведении мыши).

    Идеальное решение должно залезть в мозг к человеку. Как же это сделать? «Амазон» нашёл гениальное решение - использовать самого человека.

    Когда пользователь приходит в первый раз, он видит главную страницу и самые популярные товары. Если он заинтересовался продуктом на витрине, попадает на подробную страницу товара.

    Ему тут же предлагают похожие товары. Раз ему интересна эта книга, значит, будут интересны и другие, близкие по каким-то параметрам - например, по статистике покупок других пользователей.

    Переход на страницу товара тут же записывается. «Амазон» ещё не знает, как этого человека зовут и какая у него электронная почта, но на него уже есть досье. Всё что он делает, клики, история запросов и дальнейшие покупки запоминаются в базу данных. С помощью технологии «куки» в браузер кладётся числовой идентификатор, по которому человек, пользующийся конкретным компьютером, связывается со своим досье.

    Благодаря тому, что «Амазон» накапливает информацию о реальных действиях и интересах человека, рекомендации становятся всё более и более точными.

В «Амазоне» организован сквозной проход энергии и информации - пользователь елозит мышкой, греет стол, кликает по сайту, сам генерирует информацию о собственной истории посещений, запросов и покупок, и в итоге сам направляет на себя нужные товары.

В компаниях Элона Маска источником энергии выступает солнце, и полученная энергия буквально сквозь них проходит. Энергетическая сеть Соларсити питается от солнечного света. Компания разрабатывает, устанавливает и даёт в лизинг домашние и коммерческие системы преобразования солнечной энергии и накопления электроэнергии, то есть поставляет электроэнергию в частные дома и на станции бесплатной зарядки автомобилей другой его компании - Тесла.

Интерфейс - зло

С точки зрения теории систем любой интерфейс - узкое место с низким КПД , в котором теряется энергия, скорость, пропускная способность, время, аудитория и деньги. Самый неэффективный вид интерфейса - пользовательский. В отличие от аппаратных и программных, пользовательский интерфейс открывает безграничный простор для человеческих решений и ошибок.

Другой пример - обязательная регистрация в интернет-магазине. Покупатель вынужден придумать логин и пароль, а потом подтвердить почтовый адрес, как бы оправдываясь перед системой. Эти бессмысленные для пользователя действия оттягивают момент покупки, отсеивая неопытных покупателей и уменьшая оборот магазина.

Работоспособный магазин продаёт товар без искусственных преград:


Регистрация объединена с покупкой, как бы замаскирована там.

После регистрации в Апсторе все приложения покупаются в один-два клика:


Вся информация о пользователе и его банковской карточке хранится в системе, поэтому ему не нужно лезть за кошельком. Деньги списываются автоматически:


На первый взгляд кажется, что это невозможно - продать что-то человеку без его желания. Но мобильные операторы не дают в руки абонентов кнопку «купить СМС » или «купить минуты разговора». Если абонент не принимает всякий раз решение о покупке, ему проще тратить деньги с собственного счёта. Покупка есть, интерфейса нет.

Единственная задача подсистемы интерфейса - обеспечить проход информации между другими подсистемами. Идеально, если информация пройдёт напрямую.

Запуск и развитие

В бюро работают над продуктами итерационно по принципу «ФФФ» . Аббревиатура ФФФ означает fix time, fix budget, flex scope. Мы работаем с фиксированными сроками и бюджетом, а функциональность оставляем гибкой.

Если приближается дедлайн, приходится отказываться от отдельных функций или даже целых подсистем. Особенно важны эти решения при первом запуске продукта. Критический контур определяет, от каких функций можно временно отказаться, а без каких продукт не заработает вовсе.

Но продукт необязательно запускать целиком. Представление о критическом контуре помогает спланировать постепенный запуск автономных подсистем, входящих в критический контур будущего продукта.

    В авиации

    Пионер авиации Отто Лилиенталь продвигал концепцию «подпрыгнуть прежде, чем полететь», которая заключалась в том, что изобретатели должны начать с планеров и суметь их поднять в воздух, вместо того, чтобы просто разрабатывать машину с двигателем на бумаге и надеяться, что она будет работать.

Это дизайн более высокого уровня - система проектируется не на одном «чертеже», а на многоэкранной схеме - во времени. Каждый «экран» представляет собой работоспособное состояние системы на выбранном этапе развития.

Ниже представлена упрощённая многоэкранная схема развития экосистемы Эпла в течение последних пятнадцати лет. Для упрощения картины я исключил планшеты, часы и будущие телевизоры - логика их появления и взаимодействия с другими подсистемами мало чем отличается от генеральной линии.

Множество разных вещей каждый день тревожит современного человека. Сейчас открыт доступ практически к любой требуемой информации, что несколько усложняет жизнь. Поэтому многих начинает волновать вопрос целостности человека и всего мира.

Значение слова "целостность", согласно современному толковому словарю, заключается во внутреннем единстве объекта, в его тотальности и завершенности, а также в отрешенности от окружающего мира. Но данную информацию надо воспринимать относительно. Относиться к ней как к истине не стоит, потому как объект не может быть сам по себе, он в любом случае связан многочисленными ниточками с окружающей средой и существует только с ней в единстве.

Разнообразные науки, такие как философия, социология, психология, занимаются изучением понятия "целостность". Что такое эта целостность и с чем ее едят? На этот вопрос точного ответа пока нет. Но существуют некоторые сформированные теории по этому поводу. В этой статье будут рассмотрены основные из них.

Гармония

Целостность человека прежде всего заключается в гармоничной жизни с собой, природой и ее законами. Жить в слаженности с окружающим миром, знать суть принципов мироздания, понимать справедливость и объективность в характере их действий, воспринимать как опыт любое происшествие - это каноны целостного индивидуума. Такой человек постоянно чувствует себя умиротворенным, пребывает в равновесии и ощущает вселенскую благодать. Он не думает, что жизнь его чем-то обделила, и доволен всем, что имеет. Он знает, как действует причинно-следственный закон, поэтому ни о чем не жалеет и не причитает. Если делать для людей добро, оно обязательно возвратится в облике процветания, удачи и успеха.

Внутреннее счастье

Как понимать целостность? Что такое сделать, чтобы ее добиться? Это вопрос, волнующий многих. Большинство людей ставят перед собой как цель внешнюю успешность: головокружительную карьеру, прорыв к власти, материальную независимость. Но мало тех, кто действительно переживает о чистоте своих мыслей и действий. Вследствие этого появляется интересный парадокс. К примеру, чем богаче и успешнее человек, тем больше он ощущает внутреннюю пустоту, апатию и уныние. Разочарование идет с такими людьми за руку. На душе у них постоянное отвращение. Это происходит от того, что они ставили на первое место финансовые цели, а вот о развитии личности не задумывались. За это приходится расплачиваться депрессией и отчаянием. Когда становится полной чашей, тогда и приходит внутренняя успешность и счастье.

Реализация предназначения

Немаловажная составляющая целостности - это исполнение назначения в жизни и дальнейшее состояние удовлетворения от проделанного пути. Невозможно быть цельным человеком, не выполнив своей миссии. Что предполагает целостность? Что такое понятие, как вкус счастья, будет для индивида не пустым звуком. Для достижения внутреннего благополучия надо исполнить священное предназначение, которое индивидуально для каждого человека. Все люди обладают какими-то талантами в большей или меньшей степени. Главное - обнаружить в себе природный дар. Кто-то может быть великим художником, кому-то суждено стать умелым токарем, а некоторые находят свою роль в семье и заботе о близких. Но если человек с талантом художника работает сантехником, он никогда не станет счастливым и целостным.

Каждый имеет свой жизненный путь, по которому нужно идти, На этой дороге и находится счастье. Но когда человек сворачивает со своей тропы, упирается судьбе и выходит за границы своей сущности, то возможность поймать синюю птицу для него будет утеряна. Целостности ждать тоже не придется, ведь она развеется вместе с исконной личностью, которая разорвется жизненными обстоятельствами. Индивидуум будет целостным только при условии жизни в согласии с высшими силами и их волей, а также реализации своего назначения.

Избавление от пороков

Только когда человек не терзается противоречиями и не идет на поводу своих желаний, он сможет найти в себе целостность. Что такое порок? Это плохое личностное качество, с которым необходимо вести жесткую борьбу. Целостный индивидуум постоянно воспитывает в себе добродетель, чтобы она впоследствии вытеснила какую-нибудь плохую черту характера. Такой человек не переживает из-за своих пороков, так как они являются несущественными и не влияют на душу и разум.

Удовлетворение желаний

Чтобы сохранить целостность личности, необходимо удовлетворять целый ряд потребностей. Нельзя акцентировать внимание только на физическом и эмоциональном факторе. Особое внимание надо уделять интеллектуальному развитию и духовным тяготениям. При ином положении дел внутренний конфликт будет неминуем, а разговор о целостности индивида утратит весь смысл.

Не только получать

Цельный, завершенный человек не способен действовать односторонне. Он не эгоистичен, поэтому всегда учитывает пожелания окружающих. Любовь он не только принимает, но и отдает. Это показывает уровень духовного развития. всегда требует бескорыстности и безусловности. В одиночестве целостный индивидуум счастлив быть не может. Ему необходимо заботиться о ком-нибудь и любить кого-то. Делиться всем, в том числе и любовью, вот главный приоритет завершенного человека.

Другой вид целостности

Понятие "целостность" может относиться не только к человеку. Существует и целостность данных, под которой понимается точность и согласованность их содержимого. Целостность нарушается, когда присутствуют ошибки или сбои. В таких случаях система не может обеспечивать обычную обработку данных и их правильную выдачу. В некотором роде это понятие можно соотнести с целостностью человека. Ведь при наличии дисгармонии в душевных состояниях личность теряет свою цельность.

Контроль над собой

Чтобы ответить на вопрос о том, как проверить целостность человека, необходимо учитывать три важных фактора: физическая безупречность, моральная совершенность, душевное благополучие.

Для достижения физической безукоризненности и отличного здоровья человеку нужно вести дисциплинированный образ жизни. Ложиться спать до полуночи, вставать с первыми солнечными лучами, употреблять полезную пищу, регулярно общаться с противоположным полом. При реализации всех условий на человека снизойдет состояние внутреннего спокойствия, он сможет задумываться о достижении своих сокровенных желаний и целей.

Немаловажно и обладать чистой и светлой моралью. Ум тесно связан с эмоциональным диапазоном, разум может осуществлять контроль над ощущениями, а мнимое эго дает чувство свободы и самостоятельности. Поэтому необходимо честно контролировать свои проявления с помощью прозорливости и внимательности. Человек может вести себя как посторонний наблюдатель своих размышлений и эмоций, видя себя в чистом свете, без предубеждений и предрассудков.

И наконец, наивысшая степень развития сложившейся личности. У человека преобладают душевные, нравственные и интеллектуальные желания над приземленными. Материальная сфера волнует его намного меньше. Индивидуум способен воспринимать все неудачи и провалы как необходимый жизненный опыт. Проявления гнева, страха, стыда становятся великой редкостью.

Ни на один из вышеуказанных трех факторов не стоит закрывать глаза. Человек должен обращать внимание на все потребности и не обходить стороной ни одну из них. Счастья можно достигнуть только при условии взаимного единства всех трех сфер. Тогда личность будет чувствовать себя завершенной и в полной мере поймет целостность мира. Ведь всегда нужно начинать с себя. Надо уметь держать в дисциплине свои мысли и чувства. Только изменив свое состояние, человек по-другому будет относиться к окружающему миру.

– завершенность, тотальность, цельность и собственно закономерность вещи. Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое; сравните: организм (динамическая целостность). В психологии особенно назрела необходимость освободиться от механистического, атомистического способа рассмотрения, характерном для 18 и 19 вв., и сделать предметом исследования психологии целостности неискаженную, самобытную душевную жизнь, от которой до сих пор ускользало специфически душевное, т. е. смысл и значение В социологии сегодня понятие целостности превратилось в ведущее понятие универсалистского учения об обществе. Согласно этому учению, целостности составляют не только форму явлений, «структур», но являются движущими силами, носителями каузальности, которую нельзя определить, а можно только обнаружить. В педагогике новоепонимание целостности привело к преобразованию методов обучения чтению и письму: метод чтения по слогам был отброшен; слово больше не составлялось из отдельно заучиваемых букв или звуков, а буквы и звуки брались как части слова, запомнившегося как целостность. С помощью нового метода дети начали учиться читать и писать гораздо быстрее, чем раньше. В настоящее время начинает все более преобладать целостный способ рассмотрения всех явлений, в том числе в познании человека и мира: целостность истины в результате холистического синтеза научного, философского, ценностного, эзотерического, эстетического подходов в софийном постижении всего сущего.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

Т. н. системное качество организованных материальных объектов, выражающее их унитарную природу, нерасчлененность, континуальность. К такого рода качествам можно отнести также управляемость, способность проводить сигнал к каждому составному элементу, т. е. непрерывность...

Философский словарь

Завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. На рубеже 19 и 20 вв. стали употреблять это понятие для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре и, т. о., отдать справедливость тому факту,...

Философский словарь

Внутреннееединствообъекта, его отдифференцированность от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. Перечисленные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой,...

Психологическая энциклопедия

(Wholeness; Ganzheit) - состояние, в котором сознание и бессознательное сотрудничают вместе в гармоническом согласии.Согласно Юнгу, целостность соответствует здоровью, одновременно представляя потенциал и способность. Отсюда достижение целостности можно рассматривать как цель...

Завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. На рубеже 19 и 20 вв. стали употреблять это понятие для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре и, т. о., отдать справедливость тому факту, что указание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи; ибо отдельное, "часть" может быть понята только вне целого, а целое, как учил еще Аристотель, больше суммы своих частей. Целое не "составлено" из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое; ср. Организм (динамическая целостность). В психологии особенно назрела необходимость освободиться от механистического, атомистического способа рассмотрения, характерного для 18 и 19 вв., и сделать предметом исследования неискаженную, самобытную душевную жизнь; до сих пор от психологии ускользало специфически душевное, т.е. смысл и значение (см. Целостная психология). В социологии благодаря О. Шпанну понятие целостности превратилось в ведущее понятие универсалистского учения об обществе. Согласно этому учению, целостности составляют не только форму явлений, "структур", но являются движущими силами, носителями каузальности, которую нельзя определить, а можно только обнаружить. В педагогике новоепонимание целостности привело к преобразованию методов обучения чтению и письму (с самого начала целостное обучение): метод чтения по слогам был отброшен; слово больше не составлялось из отдельно заучиваемых букв или звуков, а буквы и звуки брались как части слова, запомнившегося как целостность. С помощью нового метода дети начали учиться читать и писать гораздо быстрее, чем раньше. С той же точки зрения было изменено первоначальное обучение счету. Целостное рассмотрение впервые находим у Альберта Великого, затем в классике и в идеализме 18 и нач. 19 в. В настоящее время преобладает целостный способ рассмотрения всех явлений; см. также Холизм.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

– завершенность, тотальность, цельность и собственно закономерность вещи. Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое; сравните: организм (динамическая целостность). В психологии особенно назрела необходимость освободиться...

Философский словарь

Т. н. системное качество организованных материальных объектов, выражающее их унитарную природу, нерасчлененность, континуальность. К такого рода качествам можно отнести также управляемость, способность проводить сигнал к каждому составному элементу, т. е. непрерывность...

Философский словарь

Внутреннееединствообъекта, его отдифференцированность от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. Перечисленные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой,...

Психологическая энциклопедия

Понятие целостности, как и, другие философские понятия, весьма сложно по своему содержанию и составу.

С одной стороны, в нем синтезируются те представления об особенностях целостных объектов, которыми в данный момент располагает конкретно-научное знание. С другой стороны, оно входит в систему философских понятий и категорий, которые в своей совокупности составляют теоретическую основу мировоззрения и выступают в качестве принципов познавательной и практической деятельности. В этом последнем случае понятие целостности играет не только синтезирующую, но и критическую роль по отношению к конкретно-научным представлениям, показывая их неполноту и ограниченность наличным уровнем знания. Выполнение такой роли становится возможным в силу абстрактности и относительной независимости философских понятий от наличного знания и вследствие обусловленности каждого из них содержанием других понятий, образующих философскую систему. Другими словами, здесь находит свое проявление специфика философского знания, отличающая его от знания конкретно-научного.

Важно, однако, отметить, что при всей сложности и неоднозначности взаимоотношений между философским и научным знанием, они всегда теснейшим образом связаны, и эта связь философии и науки в каждый исторический период подытоживается в содержании философских понятий. Понятие целостности - яркий тому пример. Для того чтобы сделать это рассуждение более конкретным, рассмотрим, как ставилась проблема целостности в науке и философии XVIII-XIX вв., т. е. того периода, когда окончательно сложились каноны классического естествознания.

Аналитическое естествознание и проблема целостности

Было бы неверно считать, что опытное естествознание, для которого идеалом научного знания была механика, и базировавшийся на нем механистический материализм вообще игнорировали проблему целостности. Вот что, например, писал П. Гольбах в «Системе природы»: «Если под природой

мы станем понимать груду мертвых, лишенных всяких свойств и чисто пассивных веществ, то, разумеется, мы должны будем искать вне этой природы принцип ее движений; но если под природой мы будем понимать то, что она есть в действительности, именно целое, разные части которого имеют разные свойства, действуют согласно этим свойствам, находятся в непрерывном взаимодействии между собой, имеют вес, тяготеют к общему центру, в то время как другие части удаляются по направлению к периферии - притягивают и отталкивают друг друга, соединяются и разъединяются, производят и разлагают своими непрерывными столкновениями и сближениями все наблюдаемые нами тела, - тогда ничто не заставит нас прибегать к содействию сверхъестественных сил, чтобы понять образование наблюдаемых нами вещей и явлений».

Это высказывание выдающегося французского материалиста XVIII в. позволяет судить о том, что и в то время понятие целого занимало важное место в структуре философского знания, выполняя при этом не только методологическую, но и мировоззренчески-идеологическую роль.

Подчеркивая данное обстоятельство, нельзя в то же время не отметить, что само это понятие получало здесь весьма узкую и ограниченную трактовку. Это явствует уже и из приведенной цитаты, в которой Гольбах, фактически имея в виду все многообразие природы, говорит лишь о механических свойствах и отношениях вещей. Различного рода сочетания и пропорции элементарных вещей, атомов, по мнению французских материалистов, дают начало как камню, так и мыслящему человеку; при этом качества вновь образующихся сочетаний находят свое объяснение в свойствах и качествах составляющих их элементов. Это характерная особенность суммативного понимания целого, то есть такого понимания, при котором целое, по сути дела, сводится к сумме его частей. Механистический материализм трактовал целое как простую совокупность частей, как «все вместе». Ему не удалось выработать понятия целостности как интегрированной совокупности .

Из такого подхода вытекает ряд важных следствий. Во-первых, все предметы, свойства и связи мира понимаются как однокачественные, поскольку в рамках этого подхода возникновение новых свойств (качеств) становится необъяснимым, или же требует обращения к сверхъестественным силам. Во-вторых, поскольку все свойства выводятся из единой для всех вещей элементарной основы (механически притягивающихся и отталкивающихся атомов), становится излишним такой объяснительный принцип, как редукция, т. е. сведение данной целостности к чему-то внешнему для нее, причем такому внешнему, которое уже получило научное объяснение; этот принцип становится излишним потому, что он, по сути дела, заранее, априорно, осуществлен в структуре научного знания. Иными словами, редукционизм как особый объяснительный принцип теряет смысл, поскольку все знание является насквозь редукционистским. В-третьих, познание любых целостностей не представляет принципиальных трудностей, поскольку существует единый метод, одинаково пригодный для изучения каждой из них. То, что наши знания пока еще неполны, объясняется недостаточным умением использовать этот метод или неполнотой фактического материала.

Наконец, рассматривая в качестве идеала научного знания механику (а позднее классическую физику, строившуюся, по существу, на тех же принципах однозначного причинного объяснения), наука того времени видела свою задачу в том, чтобы выразить изучаемые ею связи на языке механических отношений; характерным примером такого подхода в биологии является «механика развития» Вильгельма Ру, принципы которой были сформулированы уже в последней четверти XIX в. Таким образом, наука стремилась стать монодисциплинарной, т. е. опирающейся на постулаты одной отрасли знания, принятой в качестве фундаментальной.

Нельзя не отдать должное научному оптимизму, пронизывающему весь обрисованный нами строй мышления. Однако оптимизм этот во многом базировался на чрезвычайном упрощении путей познания целостных объектов. Единственно возможным и осуществимым признавался путь от частей к целому, путь аналитического расчленения целого. Иные способы рассуждения, исходящие из того, что целое не может быть сведено к сумме его частей, считались привнесенными из иной, вненаучной сферы. Такую познавательную схему и сейчас еще нельзя считать достоянием истории. В этом отношении представляется характерным высказывание Д. Лернера - редактора-составителя книги «Части и целые», опубликованной в Нью-Йорке и Лондоне в 1963 г. Во введении к этой книге он пишет о том, что и в наши дни остается в силе и продолжает вызывать беспокойство «та особенность эмпирического Знания, что оно имеет дело, с частями, а не с целыми».

Не следует, конечно, считать это высказывание характеристикой всего современного эмпирического знания. Уже в конце XIX-начале XX в. проблема целостности была поставлена по-новому, причем, как свидетельствуют хотя бы рассмотренные ранее примеры, поставлена именно на эмпирическом уровне, в таких науках, как биология и психология. Правда, представления о том, что научное знание способно двигаться лишь от частей к целому и принципиально не может преодолеть суммативный подход, настолько сильно укоренились в сознании ученых, что многие из них подвергли сомнению и критике эти новые опытные данные, доказывавшие объективно-целостный характер явлений органической и психической жизни. С другой стороны, для некоторой части ученых и философов эти же факты служили основой для идеалистических интерпретаций и нападок на материализм.

Имевший место на рубеже прошлого и нынешнего столетий длительный процесс отказа от отождествления научного познания вообще с теми его формами, которые безраздельно господствовали в предшествующее время, протекал весьма разнопланово, а порой и мучительно. Именно в это время приобретают известную популярность многие философские концепции, с иррационалистических позиций критикующие науку и научное мышление.

В значительной степени эта критика была сосредоточена вокруг проблемы целостности: действуя единственно присущим ей путем, т. е. расчленяя и анализируя целое, наука в ходе этих операций неизбежно теряет целостность, оказывается не в состоянии постигнуть ее. В качестве выхода из такого положения предлагался уход либо в мистическое «непосредственное переживание» целого, либо в мир искусства, которое только одно способно адекватно выразить целостность, либо, наконец, в сферу религиозной жизни. Ниже мы подробнее рассмотрим одну из таких концепций - интуитивизм, сейчас же отметим только, что в основе этой критики лежало упрощенное, одностороннее понимание научного мышления (отождествлявшегося с его механистической формой) и вследствие этого недооценка его принципиальных возможностей. Дальнейшее развитие науки показало, что сама проблема целостности обладает множеством таких граней и аспектов, которые даже не могли быть замечены в рамках механистического мировоззрения, т. е. оказывается значительно более сложной, чем это представлялось критикам научного знания. Кроме того, научное мышление, преодолевая серьезные трудности и заблуждения, выработало и продолжает вырабатывать новые, все более мощные методы исследований целостности объектов.

Философские споры вокруг проблемы целостности не затирают и до наших дней. Пользуясь тем, что в советской философской литературе эта идейная борьба получила достаточно обстоятельное освещение мы не будем подробно на ней останавливаться и подчеркнем только, что из всех философских течений прошлого и настоящего последовательное и правильное решение проблемы целостности сумел дать лишь диалектический материализм. Это решение базируется как на обобщении новейших данных конкретно-научного знания, так и на учете всего положительного, что было накоплено в этой области философской мыслью.

Попытаемся в сжатом и обобщенном виде представить те определения понятия целостности, которыми в настоящее время пользуется философское и научное знание. Отметим, что в данном случае мы имеем в виду определения такого типа, которые выражаются в виде известного набора характеристик, описывающих общие свойства целостных образований.

Понятие целостности как обобщение философских и конкретно-научных представлений

Такие определения целостности предназначены для выполнения обобщающей функции по отношению к достигнутому в данный момент уровню познания: каждое из них фиксирует то общее, что выделено в различных объектах, которые на данной стадии развития науки выступают как целостности.

На первое место в этом наборе характеристик целостных объектов различного рода следует, как нам представляется, поставить свойство интегративности: целостность характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей . Это действительно важнейшая особенность целостных образований, позволяющая понять и все остальные специфические черты целого. К этим чертам относятся: возникновение нового в процессе развития; появление новых типов целостности; появление новых структурных уровней и их иерархическая соподчиненность (что особенно ярко проявляется в развитии живой природы); разделение целостных систем на неорганичные и органичные, основанное на том, что в неорганичной системе свойства частей хотя и отражают природу целого, но все же определяются главным образом внутренней природой частей, тогда как в органичной системе свойства частей целиком определяются свойствами целого.

Желая кратко и афористично охарактеризовать существо понятия целостности, нередко пользуются известной формулой «целое больше суммы частей». Однако это выражение логически уязвимо, поскольку оно указывает лишь на количественную сторону дела («больше») и неявно исходит из предположения об аддитивности свойств целого: целостность здесь представляет своеобразный остаток от вычитания суммы частей из целого. Кроме того, в методологии научного познания нередки случаи, когда приходится пользоваться принципом «целое меньше суммы частей»; ниже мы остановимся на этом более подробно.

Заключает в себе логические противоречия и взятая в общем виде постановка вопроса, что чему предшествует - целое частям или наоборот. Как показал еще Гегель, в отношении части и целого ни одна из сторон не может рассматриваться без другой. Часть вне целого - уже не часть, а иной объект, так как в целостной системе части выражают природу целого и приобретают специфические для него свойства. С другой стороны, и целое без (до) частей немыслимо, поскольку абсолютно простое, лишенное структуры и неделимое даже в мысли тело не может иметь никаких свойств и взаимодействовать с другими телами.

Таким образом, попытки, подобные вышеприведенным, краткой формулой охватить суть любой целостности нельзя признать удачными. Столь же мало дают и попытки экстраполировать свойства какого-либо одного, пусть даже наиболее высокоорганизованного, типа целостности на все остальные типы целостных объектов. Обратившись к истории развития науки, в частности, к истории биологии, можно заметить, что понимание целостности, сформировавшееся на одном уровне изучения живой материи, далеко не в первоначальном виде переносилось на другие уровни. Известно, какой большой вклад в понимание проблемы целостности в биологии внес И. И. Шмальгаузен, начиная с появления работы «Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии» (1942 г.). Однако сформулированные им представления о целостности, весьма детальные и точные, отнюдь не сразу были использованы на других уровнях изучения жизни, в частности, на молекулярном или популяционном. Нельзя было просто взять эти представления и пользоваться ими как неким трафаретом, в соответствии с которым можно было бы строить понимание других уровней развития живой материи. Даже в пределах одной области знания - биологии должны были быть выработаны различные представления о целостности применительно к различным уровням

Еще более сложным и опосредованным образом формируются и используются философские представления, которые по самой своей природе не могут ориентироваться на какой-то один тип целостности, а должны брать наиболее общие черты всякой целостности.

Детальная конкретизация определенной целостности, предпринимаемая в общетеоретическом плане, на нынешнем этапе развития науки кажется нам излишней. По-видимому, можно ограничиться кратким перечнем общих черт целостных объектов, определяемых свойством интегративности. Один из примеров такого перечня мы привели выше, разумеется, отнюдь не рассматривая его как сколько-нибудь исчерпывающий.

Нам представляется, что одной только обобщающей функцией не исчерпывается методологическое значение понятия целостности в научном познании. Ограничиваясь лишь этой функцией, мы пришли бы к чрезмерно упрощенному пониманию взаимосвязи философии и науки. Философия при этом выступала бы как простое обобщение опыта конкретных наук, имеющее целью сформулировать такие общие определения, которые можно было бы «прикладывать» к любой сфере знания.

С нашей точки зрения, методологический анализ позволяет выявить наиболее эффективные способы изучения целостных объектов из числа фактически используемых в конкретных науках. Методолог выделяет способы исследования, первоначально вырабатываемые в науке применительно к некоторому узкому классу объектов, и оценивает возможности их приложения к более широкому кругу объектов. Методология, таким образом, не только не ограничивает исследовательский аппарат конкретных наук, но, напротив, способствует его обогащению. Иными словами, она не налагает запретов, а открывает новые горизонты для творческой деятельности ученого.

Следует отметить и то обстоятельство, что в процессе теоретического воспроизведения сложного объекта его расчленение, т. е. выделение в нем элементов, частей, подсистем и т. п., может производиться различными способами (некоторые из них будут охарактеризованы нами в ходе дальнейшего изложения). Поэтому на сложный объект не может быть «наложено» какое-то единственное теоретическое представление о целом. Исследуя такой объект, мы имеем дело не с одним целым или одним уровнем целостности, а с различными «срезами» с этого объекта, каждый из которых представляет определенную картину целого; степень совмещения всех таких отдельных изображений в единой картине во многом зависит от уровня научных знаний и методологической оснащенности науки.

Возможность различных расчленений сложного объекта и их смены в ходе развития науки обусловливает необходимость перехода на определенном этапе исследования к новому системному изображению объекта, к новому типу связей (скажем, от организменных к молекулярным при переходе от онтогенетического к молекулярно-генетическому уровню изучения жизни). При этом происходит трансформация существующих представлений о целостности - одни из них сохраняют свое значение, некоторые же становятся непригодными, причем заранее предсказать судьбу тех и других, как правило, не удается.

Все это показывает, что любое обобщающее определение понятия целостности носит исторически обусловленный, преходящий характер. Критерии целостности устанавливаются при этом на основании рассмотрения некоторой совокупности объектов, заранее считающихся целостными, с тем чтобы в дальнейшем именно эти объекты удовлетворяли дефиниции. Определение такого типа соотносительны с наличными в данный момент в конкретных областях знания представлениями о целостности, поскольку они строятся для прояснения и оправдания этих представлений. В результате при каждом значительном повороте в научном мышлении, когда изменяется сам состав совокупности объектов, считающихся в данное время бесспорно целостными, дефиниция такого рода оказывается непригодной.

Если рассмотренные определения фиксируют достигнутый уровень знания, то определения второго типа выступают в роли ориентиров, обозначающих направление дальнейшего движения научного мышления. Такого рода определения можно было бы назвать методологическими - они характеризуют не сами целостные объекты, а те познавательные ситуации, которые складываются при изучении этих объектов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: