Командный язык операционной системы MSDOS и Windows. Основные функции ОС. Эта тема принадлежит разделу

Как и в большинстве интерактивных систем, традиционный интерфейс с пользователем ОС UNIX основан на использовании командных языков. Выражаясь несколько тавтологично, можно сказать, что командный язык - это язык, на котором пользователь взаимодействует с системой в интерактивном режиме. Такой язык называется командным, поскольку каждую строку, вводимую с терминала и отправляемую системе, можно рассматривать как команду пользователя по отношению к системе. Одним из достижений ОС UNIX является то, что командные языки этой операционной системы являются хорошо определенными и содержат средства, приближающие их к языкам программирования.

Если рассматривать категорию командных языков с точки зрения общего направления языков взаимодействия человека с компьютером, то они, естественно, относятся к семейству интерпретируемых языков. Коротко охарактеризуем разницу между компилируемыми и интерпретируемыми компьютерными языками. Язык называется компилируемым, если требует, чтобы любая законченная конструкция языка была настолько замкнутой, чтобы обеспечивала возможность изолированной обработки без потребности привлечения дополнительных языковых конструкций. В противном случае понимание языковой конструкции не гарантируется.

Основным преимуществом интерпретируемых языков является то, что в случае их использования программа пишется "инкрементально" (в пошаговом режиме), т.е. человек принимает решение о своем следующем шаге в зависимости от реакции системы на предыдущий шаг. В принципе, предпочтение компилируемых или интерпретируемых языков является предметом личного вкуса конкретного индивидуума.

Особенностью командных языков является то, что в большинстве случаев они не используются для программирования в обычном смысле этого слова, хотя на развитом командном языке можно написать любую программу. Правильным стилем использования командного языка является его применение в основном для непосредственного взаимодействия с системой с привлечением возможностей составления командных файлов (скриптов или сценариев в терминологии ОС UNIX) для экономии повторяющихся рутинных процедур.

Программы, предназначенные для обработки конструкций командных языков, называются командными интерпретаторами. В отличие от компилируемых языков программирования (таких, как Си или Паскаль), для каждого из которых обычно существует много различных компиляторов, командный язык, как правило, неразрывно связан с соответствующим интерпретатором. Когда ниже мы будем говорить о различных представителях командных языков ОС UNIX, относящихся к семейству shell, то каждый раз под одноименным названием мы будем подразумевать и соответствующий интерпретатор.

Лабораторная работа № 1: Знакомство с процессором командного языка ОС семейства Windows .


Для того чтобы сдать лабораторную работу, все примеры, приводимые в теоретическом материале, должны быть представлены преподавателю в виде созданных студентом bat – файлов.

Вопросы:

  1. Дайте определение командного файла? Какое расширение имеет командный файл?
  2. В чем отличие использования > и >>, при организации перенаправления вывода?
  3. Как перенести длинную строчку в командном файле?
  4. Каким образом передаются параметры командному файлу? Приведите пример командного файла с параметрами.
  5. Объясните назначение команды set. В чём преимущество использования переменных? Приведите пример командного файла, использующего команду set.
  6. Чем отличаются параметры командного файла от его переменных?
  7. В каких случаях может быть использована команда for? Приведите пример командного файла, использующего команду for.
  8. Какая команда применяется для вызова из одного командного файла другого командного файла? Приведите пример подобного командного файла (-ов).

Используйте дополнительный материал для подготовки ответов на следующие вопросы:

  1. Что означает: экранировать любой другой символ с безусловным приоритетом.
  2. Объясните назначение операторов: <, >, >>, &, && и ||.


«Исполняемые файлы DOS »

(Язык командных файлов MS-DOS).

Указания : Задание выполняется под эмулятором командной строки Windows XP.

Введение

В операционной системе MS-DOS и во всех операционных системах семейства Microsoft Windows простейшим средством автоматизации обработки файлов (и каталогов) служат так называемые командные файлы. Командные файлы — не единственное средство автоматизации работы пользователя даже из числа встроенных. В операционных системах семейства Microsoft Windows, начиная с версии 98, имеется еще Windows Script(ing) Host. Кроме того в этих целях может быть использован интерпретируемый язык Perl, Python или Ruby. Перечисленные средства, достаточно мощны, но требуют умения программировать, т.е. составлять и, что немаловажно, отлаживать программы, хотя бы на неплохом любительском уровне. Использование же командных файлов доступно всякому без особенной подготовки, вполне достаточно внимательности и здравого смысла.

Командный процессор

В состав многих операционных систем, в том числе, разработанных корпорацией Microsoft, входит командный процессор. Так называется программа, которая инициирует выполнение всевозможных действий в ответ на команды, вводимые пользователем с клавиатуры. В основном эти действия заключаются в запуске нужных программ с теми или иными параметрами. Но некоторые команды выполняются непосредственно командным процессором. В основном это те команды, которые служат для управления контекстом и последовательностью выполнения команд. Любая программа, которую технически возможно запустить из командной строки, рассматривается командным процессором как команда. Он не делает различий между «родными» командами, изначально встроенными в операционную систему, и программами, которые были установлены поверх нее.

Задание №1

Для того чтобы запустить командный процессор:

  1. Нажмите на кнопку Пуск . На экран будет выведено главное меню.
  2. Выберите в главном меню пункт Выполнить. На экран будет выведено диалоговое окно Запуск программы .
  3. В поле Открыть введите строку cmd .
  4. Нажмите на кнопку OK . На экран будет выведено окно командного процессора.

Командная строка и команды

Окно командного процессора в первозданном виде выглядит мрачно, и работать с ним большинству людей не очень удобно. Намного проще пользоваться файловыми менеджерами в стиле Norton Commander или FAR . В них предусмотрены как средства для быстрой навигации по файловой системе, так и срока для ввода команд.

Задание №2

Для того чтобы ввести команду:

  1. Наберите текст команды в командной строке (например команда ‘ dir ’).
  2. Нажмите на клавишу Enter .

Командный процессор и команды операционной системы описаны в эксплуатационной документации на последнюю. Эта документация частично содержится внутри самой операционной системы. Для доступа к ней предназначена команда help. По этой команде на экран выводится список доступных команд. Для того чтобы получить описание конкретной команды, в качестве параметра команды help следует указать ее имя (либо указать команду и через пробел /?).

Задание №3

Для того чтобы посмотреть список доступных команд:

  1. Наберите текст команды help в командной строке.
  2. Нажмите на клавишу Enter .

Перенаправление ввода-вывода

Результат выполнения команды help не умещается на один экран (та же проблема возникает с текстом описания команды for). Это неудобство можно избежать благодаря перенаправлению выдачи результата в файл.

Задание №4

Для того что бы перенаправить результат выполнения команды в файл используется символ ‘>’:

  1. Откройте FAR (через мню Пуск, или введя команду far в «Запуске программы» - см. задание №1)
  2. Перейдите в вашу рабочую папку (в FAR e : нажмите Alt+F1, выберите диск «Z: сетевой») и далее переедите в свою папку
  3. Нажмите сочетание клавиш Ctrl + O (переход к командой строке, чтобы вернуться в оболочку FAR , нажмите Ctrl + O снова)
  4. Наберите текст команды help > a . txt в командной строке.
  5. Нажмите на клавишу Enter .
  6. FAR вновь созданный файл a . txt .
  7. Наберите текст команды help >> a . txt в командной строке.
  8. Нажмите на клавишу Enter .
  9. Посмотрите результат: Откройте через файловый менеджер FAR вновь созданный файл a . txt (выберите соотв. файл и нажмите клавишу F 4).
  10. Определите в чем разница использования ‘>’ и ‘>>’ (Для этого соответствующие команды можно выполнить несколько раз, при этом каждый раз необходимо оценивать полученный результат)?
  11. Ознакомьтесь со списком доступных команд.

Задание №5

Ознакомьтесь с тем как работают команды move и ren :

  1. Изучите справку по этим командам.
  2. Создайте в вашем рабочем каталоге каталоги box и table .
  3. В каталоге box создайте файл test 1. txt .
  4. Переместите файл test 1. txt из каталога box в каталог table с помощью команды: move box\ test 1.txt table .
  5. Переименуйте файл test 1.txt в файл test 2.txt с помощью команды: ren test 1.txt test 2.txt.

Текущий каталог. Абсолютные и относительные пути

При работе с файловыми командами исключительную важность приобретает понятие текущего каталога. Дело в том, что при указании файла в качестве параметра команды мы всегда используем один из двух возможных способов указания на них: либо абсолютный путь, либо относительный путь. В полном пути мы указываем все, начиная с диска (или сетевого имени компьютера), например d:\misha\box\ test 1.txt. Какой бы каталог ни оказался текущим в момент ввода команды, полный путь будет соответствовать одному и тому же файлу. Для относительного пути текущий каталог служит отправной точкой. Простейший случай относительного пути — имя файла. В контексте выполнения команды оно означает файл с таким именем, расположенный в текущем каталоге.

Для записи относительного пути к текущему каталогу существует условная запись. (точка). Для записи относительного пути к каталогу, в котором содержится текущий каталог, существует условная запись.. (две точки). Команда copy *.* .\ table копирует все файлы из текущего каталога в каталог table , расположенный рядом с ним.

Командные файлы

До сих пор, приводя примеры, мы считали, что всякий раз вводим команды вручную. При обработке большого количества файлов или при систематическом выполнении одних и тех же команд это становится обременительно. Поэтому в командном процессоре предусмотрена возможность выполнения командных файлов. Командный файл — это текстовый файл, в котором набраны команды (или хотя бы одна команда). Пример командного файла :

help copy > copy.help

help move > move.help

md msdos-help

move *.help msdos-help

Задание №6

  1. Объясните, что происходит в ходе выполнения указанных команд.

Командным файлам принято давать расширение bat. По нему файлы этого типа опознаются командным процессором. Этот файл можно назвать, например, make-help.bat.

Для того чтобы запустить командный файл:

  1. Введите его имя в качестве команды. После этого командный файл будет выполнен.

В командном файле каждая команда занимает одну строку. Точнее, существует способ расположить одну команду на нескольких подряд идущих строках, для этого непосредственно перед каждым переводом строки следует поставить символ «крышка» ^. (Необходимо, чтобы каждая «крышка» была последним символом в своей строке; после нее не должно быть пробелов и табуляций). Пример :

if exist Z:\test.txt ^

copy test.txt ^

Z:\test\

При выполнении командного файла командный процессор просматривает его сверху вниз от первой строки к последней и выполняет команды в том порядке, в котором их обнаруживает. Выполняет он в целом их так, как если бы каждая из них вводилась вручную.

При необходимости последовательность выполнения команд можно изменить с помощью управляющих.

Не путайте текущий каталог с каталогом, в котором находится запускаемый командный файл. Предположим, текущим каталогом является work, в нем находится каталог tools, а в каталоге tools хранятся командные файлы. Вы запускаете один из них командой tools\collect-images.bat. Так вот, «с точки зрения» этого командного файла, текущим каталогом все равно окажется work, а не tools.

Комментирование командного файла и его выдачи.

Команды echo и rem

Командный файл, по существу, представляет собой программу, написанную на языке командного процессора операционной системы. Текст программы полагается снабжать комментариями, чтобы, вернувшись к нему некоторое время спустя, не вспоминать мучительно, для чего эта программа нужна, и как она устроена.

В системе команд MS-DOS для оформления комментариев предусмотрена команда rem. Это фиктивная команда, которая не предполагает выполнения каких бы то ни было действий, но позволяет написать в строке после своего имени произвольный текст. Причем командный процессор не воспринимает его как синтаксическую ошибку.

Пример:

rem *****************************************************

rem Формируем файлы справки

help copy > copy.help

help move > move.help

md msdos-help

move *.help msdos-help

Обратите внимание на пустые строки, которыми командный файл разбит на «абзацы». Этот простой прием позволяет сделать командный файл более читабельным.

При выполнении приведенного выше командного файла все команды будут выводиться на экран по мере их выполнения, что не всегда удобно. Выдачу команд можно отключить с помощью команды @echo off. Символ «собака» перед командой echo означает, что и сама эта команда должна выполняться в «молчаливом» режиме. С таким же успехом мы могли бы не пользоваться командной echo off, а поместить «собаку» перед каждой командой.

Во многих случаях требуется, чтобы командный файл выводил на экран (или в файл) те или иные сообщения. В одних случаях это могут быть сообщения об ошибках, в других информационные сообщения, объясняющие пользователю командного файла, что происходит в данный момент. Для вывода сообщений применяется та же самая команда echo. В качестве параметра ей передают текст выводимого сообщения. Пример усовершенствованного командного файла:

@echo off

rem *****************************************************

rem Формирование файлов справки по командам copy и move

rem *****************************************************

@echo Формируем файлы справки. Одну секундочку...

rem Формируем файлы справки

help copy > copy . help

help move > move . help

rem Создаем каталог для хранения файлов справки

md msdos-help

rem Перемещаем файлы справки в подготовленный каталог

move *.help msdos-help

echo Готово !

Передача командному файлу параметров

Предположим, мы хотим создать командный файл, который сначала формирует справку с описанием заданной пользователем команды, а потом загружает его для просмотра в блокнот. Фокус в том, чтобы при очередном запуске командного файла каким-то образом сообщить ему, какая именно команда нас интересует на этот раз.

Для решения этой задачи предусмотрен механизм обработки параметров. Работает он довольно просто. Если при запуске командного файла пользователь указал несколько параметров, то в тексте командного файла первый из них мы обозначаем записью %1, второй записью %2, третий записью %3 и т.д. Этими обозначениями мы пользуемся в тексте командного файла примерно так же, как в естественной речи местоимениями.

Текст командного файла, решающего поставленную задачу, приведен наниже. Обратите внимание на команду help. В качестве ее параметра ей передается первый параметр командного файла.

@echo off

rem Формируем файл с описанием команды,

rem имя которой передано параметром

help %1 > help.tmp

rem Загружаем файл описания в редактор Блокнот

notepad help.tmp

Предположим, что мы присвоили этому командному файлу имя show-help.bat. Для того чтобы загрузить в блокнот описание команды, например, dir, мы должны ввести команду следующим образом: show-help.bat dir

Следующий командный файл создает каталог с именем, указанным в первом параметре, и записывает в него файл с текстом описания команды, указанной во втором параметре:

rem Пример командного файла с двумя параметрами

rem Создаем каталог с именем, заданным первым параметром

md %1

rem Создаем в нем файл с описанием команды,

rem заданной вторым параметром

help %2 > %1\%2.help

Что произойдет, если пользователь при запуске этого командного файла укажет не два, а четыре параметра? Ничего страшного, они ничему не помешают, просто не будут использованы. А что будет, если пользователь укажет только первый параметр? Второй параметр окажется пустым. Эффект получится такой: командный файл будет выполнен, но так, как будто на месте записи %2 ничего нет. Команда help сформирует список всех команд и поместит его в файл с пустым именем и расширением.help. Если же пользователь запустить этот файл, не указав ни одного параметра, то при попытке командного процессора выполнить команду md (предназначена для создания каталога), будет выдано сообщение о синтаксической ошибке, поскольку у команды md обязательно должен быть параметр.

Таким образом, использование параметров создает большие возможности, но может существенно усложнить дело. Для того чтобы командный файл всегда работал корректно, необходимо проверять корректность указания пользователем параметров и каким-то образом реагировать на неполные или неверные входные данные.

Переменные. Команда set

Переменной называется поименованное значение. Для объявления переменной и одновременно для присвоения ей значения применяется команда set. Пример записи этой команды показан на следующем листинге.

rem Компилятор хел-пфайлов в формате CHM

set help_compiler=

Для извлечения значения переменной ее имя помещают между двумя знаками процента, как показано ниже.

rem Компилятор хелп-файлов в формате CHM

set help_compiler= C:\Program Files\HTML Help Workshop\hhc.exe

rem Проект хелп-файла модуля "Склад"

set store_hpj=”Z:\store.hpj”

rem Проект хелп-файла модуля "Продажи"

set sales_hpj=”Z:\sales.hpj”

rem Компилируем хелп - файлы

%help_compiler% %store_hpj%

%help_compiler% %sales_hpj%

Данный пример показывает, в чем польза переменных.

Во-первых, они позволяют вместо длинного фрагмента (например, пути к компилятору хелп-файлов) использовать внутри командного файла синонимичный ему короткий – это удобно.

Во-вторых, они позволяют избежать повторения в тексте командного файла фрагментов, которые в дальнейшем могут меняться.

Параметры командного файла тоже являются переменными, но от обычных переменных отличаются тем, что их значения задаются при запуске командного файла. В дальнейшем, говоря о переменных, в особенности о работе с их значениями, мы будем иметь в виду и параметры командного файла тоже, во всяком случае, в отсутствие явных оговорок на это счет.

При написании командных файлов часто применяют следующий прием: несколько значений переменных указывают рядом (или перемежая их какими-либо символами или строками), так, чтобы получить некоторое новое осмысленное значение.

Пример:

set help_compiler=" C:\Program Files\HTML Help Workshop\hhc.exe "

set project_path=”Z:\<ваша_папка>\help”

Проверка условий и выбор вариантов. Команды if и goto

Команда if позволяет выделять в командном файле группы команд, которые выполняются или не выполняются в зависимости от определенных условий. Для чего это нужно?

Проверка условия — почти необходимая мера при создании командных файлов, использующих параметры. Перед тем, как начинать работу, командный файл, вообще говоря, должен удостовериться в том, что ему передан корректный набор параметров. В противном случае велик риск, что он выполнится неверно или безрезультатно, а пользователю останется только гадать, в чем же проблема. Более того, если командный файл удаляет, перемещает или перезаписывает какие-либо данные, то при некорректных параметрах он может даже нанести ущерб.

На следующем примере показан уже знакомый вам командный файл компиляции хелп-файла. В начало командного файла добавлена проверка первого параметра на непустоту. Обратите внимание на такую особенность синтаксиса: для операции сравнения используется сдвоенный знак равенства. Если первый параметр оказывается непустым, срабатывает команда goto, которая «перебрасывает» командный процессор к указанной метке. В данном случае имя этой метки compile. Обратите внимание, что там, где метка находится, ее имя предваряется двоеточием, а в команде goto нет. При пустом первом параметре командный процессор переходит к следующей строке, которая выдает сообщение об ошибке. А потом к следующей, которая перебрасывает его в самый конец файла к метке с именем finish.

@echo off

if not "%1"=="" goto compile

echo Не указано имя проекта хелп-файла

rem и переходим в конец командного файла

rem к метке finish

goto finish

rem Это метка с именем compile

:compile

rem Путь к компилятору хелп-файлов

set help_compiler="c:\Program Files\HTML Help Workshop\hhc.exe"

rem Путь к каталогу, в котором находятся проекты хелп-файлов

set project_path=”Z:\<ваша_папка>\help”

rem Вызываем компилятор для обработки конкретного проекта,

rem имя которого передаем в первом параметре

%help_compiler% %project_path%\%1.hpj

rem Это метка с именем finish

:finish

Предложенный способ проверки параметра не самый удачный.

Во-первых, если пользователь по ошибке укажет в качестве параметра имя несуществующего файла, командный файл этим удовлетворится и предпримет попытку компиляции. Более правильный способ — проверить, существует ли такой файл в действительности. Для этого в языке команд MS-DOS предусмотрено специальное слово exist. Поэтому лучше было бы написать: if exist %1.hpj goto compile.

Во-вторых, активное использование команды goto (т.н. безусловного перехода) и меток сильно запутывают код. Технически они ничем не плохи, но отлаживать и сопровождать командный файл, написанный в таком стиле, довольно неудобно. Поэтому программисты издавна считают безусловный переход приемом нежелательным. Ниже показан более правильный, с точки зрения стиля программирования, структурированный вариант, в котором используется конструкция if…else. Работает она так: если условие истинно, выполняются команды в скобках после if, а если ложно, то в скобках после else.

@echo off

rem Проверяем, задан ли параметр

if not exist %1.hpj (

Rem Если параметр пуст, выдаем сообщение об ошибке

) else (

Rem Ниже расположены команды компиляции

Rem Путь к компилятору хелп-файлов

Set help_compiler=" C:\Program Files\HTML Help Workshop\hhc.exe"

rem Путь к каталогу, в котором находятся проекты хелп-файлов

Set project_path=”Z:\<ваша_папка>\help”

rem Вызываем компилятор для обработки конкретного проекта,

Rem имя которого передаем в первом параметре

%help_compiler% %project_path%\%1.hpj

Приведем еще один пример работы с проверками. Следующий командный файл создает каталог с именем help-files (предположим, для выгрузки в него скомпилированных хелп-файлов). При этом, если каталог с таким именем уже существует (и в нем, вероятно, находятся старые хелп-файлы, которые не хотелось бы терять: вдруг новые окажутся хуже?), командный файл присваивает ему расширение bak. Но если каталог help-files.bak уже существовал, то командный файл его удаляет (будем считать, что одной резервной копии нам хватит).

if exist help-files.bak rd help-files.bak

if exist help-files ren help-files help-files.bak

md help-files

Массовая обработка файлов. Команда for

Команда for позволяет организовать выполнение повторяющихся однотипных действий. Можно использовать ее для того, чтобы вывести на экран числа от одного до десяти, как показано на следующем листинге.

for /l %%i in (1,1,10) do echo %%i

Переменная i называется счетчиком цикла. В силу своеобразия синтаксиса команды for, имя счетчика цикла должно состоять из одной буквы. Причем, если пишем командный файл, то перед именем счетчика цикла надо поставить сдвоенный знак процента, если же мы просто набираем команду в командной строке, то одиночный.

Логика работы этой команды такова. После слова in указан диапазон изменения счетчика цикла. В данном варианте команды это тройка чисел: начальное значение счетчика, шаг счета, предельное значение счетчика. При выполнении команды командный процессор сначала присвоит переменной i значение 1, а потом на каждом шаге цикла будет увеличивать его на 1, пока оно не превысит 10. Очевидно, таких шагов получится десять. Если бы в качестве шага счета мы указали число 2, то цикл выполнился бы пять раз. На каждом шаге цикла выполняется тело цикла, написанное после слова do. В приведенном примере это команда echo, которая выводит на экран текущее значение счетчика цикла.

Наверно можно придумать ситуацию, когда что-то подобное на самом деле требуется, но обычно команда for используется для перебора и обработки файлов. Надо сказать, что в достаточно простых случаях массовая обработка файлов выполняется с помощью подстановочных символов. Если, мы хотим всем файлам в текущем каталоге заменить расширение.htm на.html, мы вводим команду ren *.htm *.html. Но если то же самое надо сделать не в одном каталоге, а в дереве каталогов, то без команды for не обойтись. Приведенный ниже командный файл выполняет эту операцию для всех htm-файлов в подкаталоге website текущего каталога. Точнее, во всем дереве каталогов, которое находится внутри website.

for /r website %%i in (*.htm) do ren %%i %%~ni.html

Ключ /r указывает на необходимость обхода каталога website и всех его внутренностей. Если его не указать (но тогда и каталог указывать не разрешается), то обработаны будут только файлы в текущем каталоге. Диапазоном значений счетчика цикла в данном варианте команды является множество всех файлов с расширением.htm, находящихся внутри каталога (точнее, дерева) website. Странная на первый взгляд запись ~ni означает, что из значения переменной i требуется выделить только имя файла. В языке команд MS-DOS предусмотрено несколько таких модификаторов, например, запись ~хi обозначает расширение файла. Все модификаторы описаны в справке по команде for.

Тело цикла может состоять из нескольких команд, заключенных в скобки.

@echo off

for /r website %%i in (*.htm) do (

rem Выводим имя файла

Echo %%i

Rem Переименовываем файл

Ren %%i %%~ni.html

Передача управления другому командному файлу. Команда call

Существует возможность вызвать из одного командного файла другой командный файл. Для этого служит команда call. Замечательно, переменные, заданные в вызывающем командном файле «видны» вызванному. И наоборот, после того, как вызванный файл закончит работу и вернет управление вызвавшему, последний будет «видеть» переменные, оставленные ему вызванным «в наследство». Это позволяет разработчику командных файлов действовать, например, следующим образом. Если несколько командных файлов должны пользоваться одними и теми же значениями, допустим, путями к каким-то файлам, их можно вынести в отдельный командный файл, который будет играть роль конфигурационного файла. Каждый рабочий командный файл будет начинаться вызовом конфигурационного. Выигрыш в том, что при изменении путей вносить изменения придется только в один конфигурационный файл, а не во множество рабочих.

«Конфигурационный» командный файл config.bat .

rem Путь к компилятору хелп-файлов

set help_compiler="C:\Program Files\HTML Help Workshop\hhc.exe"

rem Путь к каталогу, в котором находятся проекты хелп-файлов

set project_path="Z:\<ваша_папка>\help"

«Рабочий» командный файл.

@echo off

rem Настраиваем переменные

call config.bat

rem Проверяем, задан ли параметр

if not exist %1.hpj (

Rem Если параметр пуст, выдаем сообщение об ошибке

Echo Такого проекта хелп-файла не существует.

) else (

Rem Ниже расположены команды компиляции

Rem Вызываем компилятор для обработки конкретного проекта,

Rem имя которого передаем в первом параметре

%help_compiler% %project_path%\%1.hpj

ПРИМЕЧАНИЯ

Команды FAR (сочетания клавиш):

  • Ctrl+ O – переключение между консолью и оболочкой
    • Alt+F1 – выбор диска для левой панели
    • Alt+F2 – выбор диска для павой панели
    • F1 – помощь
    • F 2 – сохранение редактируемого файла
    • F 3 – открыть файл для просмотра
    • F 4 – открыть файл для редактирования
    • Shift + F 4 – создать новый файл
    • F5 – копирование файла/каталога
    • F5 – перемещение файла/каталога
    • F 7 – создать новый каталог
    • F8 – удалить текущий (выделенный) файл/каталог
    • F9 – главное (верхнее) меню
    • F 10 – выход
    • Enter – запуск текущего (выделенного) файла с программой (в т.ч. командного)

Производственно-внедренческий кооператив

"И Н Т Е Р Ф Е Й С"

Диалоговая Единая Мобильная

Операционная Система

Демос/P 2.1

Командный язык

Москва

АННОТАЦИЯ

Описывается интерпретатор командного языка C-shell .
Описаны элементы языка, оператор И структура программ на C-
shell , а также встроенные возможности.

1. Командный язык C-shell

Взаимодействие пользователя и операционной системы осу-
ществляет интерпретатор команд - программа связи между поль-
зователем и операционной системой. Основная функция интерп-
ретатора - создание процессов, выполняющих задание (одну и
более команд) пользователя, сформулированное в виде предло-
жений (командных строк) некоторого формализованного языка -
языка взаимодействия с операционной системой. Такой язык
называют командным.

Командный язык позволяет выполнять различные задания
пользователя и управлять работой операционной системы.
Пользователи ДЕМОС используют несколько стандартных
командных языков, однако авторы решили ограничиться подроб-
ным описанием наиболее развитого и популярного из них -
командного языка C-shell .

C-shell - язык управления заданиями со свойствами уни-
версального языка программирования. Совмещение свойств
языка управления заданиями и универсального языка программи-
рования делает C-shell во многом схожим как с универсальными
алгоритмическими языками, так и с наиболее развитыми команд-
ными языками. Это отражено в самом названии языка C-shell :
C - от имени универсального языка программирования Си и
shell - язык взаимодействия пользователя с системой (бук-
вально "оболочка"). В качестве программы связи между поль-
зователем и операционной системой используется интерпретатор
csh , предназначенный для разбора и выполнения предложений на
языке C-shell . Интерпретатор csh работает в двух режимах:
интерактивном и неинтерактивном.

В интерактивном режиме пользователь формулирует задание
обычно в виде одной командной строки, после выполнения кото-
рого формулируется следующее, в виде другой командной
строки. В этом режиме можно выполнять задание из нескольких
командных строк, образующих фрагмент программы или всю прог-
рамму целиком. Такая программа может содержать условные
выражения и циклы.

В неинтерактивном режиме выполняется командный файл
(программа на языке C-shell ), в котором содержатся командные
строки и управляющие конструкции (операторы языка C-shell ).

1.1. Лексическая структура языка C-shell

Предложение на языке C-shell формулируется в виде
командной строки, которая может содержать команду ДЕМОС
(например, /bin/cat ), внутреннюю команду интерпретатора csh
(например, cd ), оператор языка программирования C-shell
(например, оператор цикла while ).

- 3 -

Командная строка состоит из списка слов и их разделите-
лей. Слово может включать имя переменной, файла, метасим-
волы и конструкции из них. Интерпретация слова может при-
вести к тому, что слово будет заменено списком слов, т.е.
строкой. В число переменных могут входить переменные, опре-
деленные программистом, так называемые переменные окружения
(с ними мы познакомимся ниже), и предопределенные переменные
интерпретатора csh . В общем случае интерпретатор csh выде-
ляет следующие лексемы в командной строке: слово, раздели-
тель слов и метасимвол.

Слово - это завершенная конструкция, которую распознает
интерпретатор csh . Разделителями слов в командной строке
могут быть пробелы, табуляции и перечисленные ниже символы:

; () <& lt; >& gt; & |

Если необходимо использовать эти символы в качестве части
слова, а не разделителя, то применяется экранирование симво-
лом \ . Например, если символу ; предшествует символ \ , он
будет восприниматься не как разделитель группы команд, а как
символ ";" слова, которому принадлежит. Некоторая часть
символов образует класс так называемых метасимволов - симво-
лов, имеющих специальное значение. Каждый из перечисленных
ниже символов имеет специальное значение в языке C-shell .
Специальное значение символа определяется контекстом слова
или командной строки

! # $ % : * , ?

{ } @ ~ . ^

Символ \ отменяет специальное значение части указанных мета-
символов.

После разбора командной строки и подстановки значений
переменных слово может "превратиться" в строку или остаться
словом, например именем файла. Интерпретатор csh позволяет
оперировать строками, полученными в результате интерпретации
слов в командной строке, осуществлять различные преобразова-
ния:

"строка " "строка " `строка `

Кавычки используются для управления режимом грамматического
разбора и интерпретации командной строки. Двойные и одинар-
ные кавычки можно экранировать символом \ . Если командная
строка занимает более одной строки, то ее можно продолжить
на следующей, поставив в конце символ \ .

Строка, заключенная в двойные кавычки, интерпретируется
csh , в ней используются специальные значения метасимволов и
выполняются подстановки значений переменных.

- 4 -

Строка, заключенная в одинарные правые кавычки (апост-
рофы), не интерпретируется. Все метасимволы и их последова-
тельности теряют свое специальное значение. В некоторых слу-
чаях символы

? . * ! ~

Сохраняют свое специальное значение и интерпретируются в
такой строке.

Строка, заключенная в левые одинарные кавычки, интерп-
ретируется как командная строка. Эта командная строка выпол-
няется и заменяется результатом ее выполнения.

Ниже перечислены лексемы - имена операторов языка C-
shell и внутренних команд интерпретатора csh :

alias endsw logout suspend
alloc eval newgrp switch
bg exec nice time
break exit nohup umask
breaksw fg notify unalias
case foreach onintr unhash
cd glob popd unlimit
chdir goto pushd unset
continue hashstat rehash unsetenv
default history repeat wait
dirs if set while
echo jobs setenv
else kill shift
end limit source
endif login stop

Имена предопределенных внутренних переменных интерпретатора
csh :

argv history nonomatch status
cdpath home notify time
checktime ignoreeof path verbose
child mail prompt
cwd noclobber savehist
echo noglob shell

В некоторых случаях одна лексема определяет и имя перемен-
ной, и имя внутренней команды интерпретатора csh . Тип лек-
семы определяется по контексту. Например, команда time хро-
нометрирует выполнение простой командной строки, а предопре-
деленная переменная с именем time используется для указания
интерпретатору, о каких заданиях выводить результаты хроно-
метрирования.

1.2. Форматы командных строк, перемещения по файловой сис-
теме

Интерпретатор csh получает задание в виде командной
строки или командного файла. Последовательность символов от
приглашения до символа перевод строки (\n ) является команд-
ной строкой. Командная строка может включать простую
команду, последовательность команд, группу команд, конвейер.
Задание может выполняться в синхронном или асинхронном режи-
мах. В результате разбора командной строки интерпретатор csh
запускает на выполнение один или более процессов.

Командой мы называем любой объектный или командный
файл, который может быть выполнен под управлением ДЕМОС.
Например, команда

pr -2 -w 39 -l 24 -t file

Выведет на экран дисплея содержимое файла file в две
колонки, строками по 39 символов и страницами по 24 строки.
Команда pr (объектный выполняемый файл которой размещен в
каталоге /bin ) выполняет собственно форматирование перед
выводом файла. Режимы работы команды pr задаются ключами, им
в командной строке предшествуют знаки минус или плюс. Знак
используется, чтобы можно было ключ отличить от имени файла.
Кроме того, в командной строке указано имя файла file , кото-
рый необходимо обработать команде pr . Прежде чем команда pr
начнет выполняться, интерпретатор выполнит следующую работу:

Проанализирует ошибки в командной строке;

Найдет выполняемый файл в одном из каталогов (в данном
случае - в /bin );

Передаст его на выполнение операционной системе вместе
с ключами и именем файла.

По завершению выполнения командной строки интерпретатор
csh напечатает приглашение (форма приглашения устанавлива-
ется пользователем). Это значит, что можно вводить следую-
щую командную строку. Командная строка объединяет несколько
слов, разделенных пробелами, первое из которых - собственное
имя команды.

Часто бывает необходимо выполнить последовательность
команд, в этом случае можно использовать символ ; , например:

cat <& lt; file ; pr -2 -w 39 -l 24 -t file

Эта командная строка приводит к выполнению двух команд:

- 6 -

Сначала file будет выведен на дисплей таким, какой он есть,
затем командой pr со всеми указанными преобразованиями.

Для управления последовательностями команд допускается
использование логических связок && и || , например:

cat <& lt; file && pr -2 -w 39 -l 24 -t file

В этом случае вторая команда выполнится, если успешно выпол-
нится первая, т.е. если file существует и его разрешено
читать.

cat <& lt; file1 || pr -2 -w 79 -l 24 -t file

И в этом случае вторая команда будет выполнена, даже если
первая не выполнится, например если file1 отсутствует.
Слова успешно выполнится имеют определенный смысл - завер-
шившийся процесс должен вернуть код завершения, равный нулю.
В некоторых версиях команд код нормального завершения про-
цесса не равен нулю.

Для группирования команд используются круглые скобки.
Группа команд, заключенная в скобки, выполняется как самос-
тоятельная командная строка и не влияет на внутренние пере-
менные других частей командной строки, например:

ls -l; (cat <& lt; f1 && cat <& lt; f2 ) && date

Сначала выдается листинг рабочего каталога, затем выполня-
ется группа команд в скобках и, если оба файла существуют и
разрешено их чтение, выполняется команда date . Для безоши-
бочного разбора командной строки интерпретатором csh требу-
ется, чтобы около скобок находились либо ; , либо && , либо | ,
либо || , либо метасимволы перенаправления ввода-вывода.

Когда бывает необходимо организовать последовательную
обработку потока данных, используются межпроцессные каналы.
Один процесс выводит поток данных в канал, другой читает из
него. Если необходимо расширить число взаимодействующих про-
цессов, то образуется конвейер команд. Для обозначения в
командной строке межпроцессного канала выделен символ | ,
например:

cat -n <& lt; file | pr -2 -w 39 -l 24 -t

Команда cat проставляет номера строк в file (ключ n ), и ее
вывод передается команде pr для форматирования. Результат
выводится на экран дисплея.

sort file | cat -n | pr -2 -w 39 -l 24 >& gt;>& gt; file2

Команда sort сортирует файл; cat - проставляет номера строк;
pr - форматирует вывод и дописывает его в file2 . Команды в

- 7 -

Конвейере можно разделять с помощью логических связок && и
|| , группировать круглыми скобками, разделять ; , например:

(cat <& lt; f1 && date ) && (cat -n <& lt; f1 | sort ); date

Если имеется файл f1 , он выводится на дисплей, затем выво-
дится дата, а команда cat , пронумеровав строки, направляет
файл на сортировку. На экран выводятся результат сортировки
и дата. Если f1 отсутствует или его нельзя читать, то выво-
дится только дата.

Интерпретатор позволяет перейти к приему новой команд-
ной строки, не дожидаясь завершения предыдущей. Такой режим
выполнения называют асинхронным или параллельным. Это дает
возможность пользователю запустить на выполнение несколько
командных строк и продолжать работу в интерактивном режиме.
Символ & в конце командной строки используют, когда необхо-
димо выполнить ее асинхронно, например:

cat -n <& lt; f1 | pr -2 -w 39 -l 24 -t >& gt; f2 &

Команда cat выводит строки с номерами, команда pr формати-
рует их, вывод направляется в f2 .

Часто при наборе командной строки возникают ошибки,
которые можно исправить простыми средствами.

Клавиша ЗБ (DEL ) дисплея используется для удаления сим-
вола, около которого находится курсор.

Символ СУ/W (CTRL/W ) позволяет удалить последнее слово
командной строки.

Символ СУ/U (CTRL/U ) позволяет удалить всю строку.

Перемещения по файловой системе выполняются командами
cd , popd и pushd . Интерпретатор хранит путь от регистраци-
онного к рабочему каталогу (его имя хранится в предопреде-
ленной переменной cwd ), а также поддерживает стек каталогов,
содержимое которого выводится по команде dirs . Команды
pushd и popd используются для переходов по дереву каталогов
файловой системы и модификации содержимого стека каталогов.
Команда cd не меняет содержимого стека каталогов. Элементы
стека нумеруются от 1, начиная от вершины стека.

Команда popd без аргументов равносильна команде cd
имя_номер_2 стека имен каталогов, т.е. осуществляется пере-
ход в новый каталог, имя которого определяется автомати-
чески. Имя _номер _1 из стека имен каталогов удаляется,

Команда popd +число удаляет имя _номер _(1+число ) из стека,
остальные элементы стека сохраняются с новыми номерами. При
этом переход в другой каталог не осуществляется.

- 8 -

Команда pushd меняет порядок имен в стеке имен катало-
гов и увеличивает их число на 1. Команда pushd без аргумен-
тов равносильна команде cd имя _номер _2 стека. При этом
имя _с _номером _2 ставится в вершину, а имя _с _номером _1 - на
его место в стеке (остальные элементы стека остаются на
своих местах). Команда pushd каталог равносильна команде cd
каталог, при этом каталог записывается в вершину стека,
остальные элементы стека сохраняются с новыми номерами.
Команда pushd +число равносильна команде cd
имя _с _номером _(1+число ). При этом имя _с _номером _(1+число )
ставится в вершину стека, а число имен переписывается в
конец стека в том порядке, в котором они следовали от вер-
шины стека. Другие элементы стека остаются без изменений.

1.3. Управление вводом и выводом

В ДЕМОС используются так называемые стандартный ввод,
стандартный вывод и стандартный вывод диагностических сооб-
щений. Стандартный ввод определяет источник данных для
команды, стандартный вывод - приемник данных, стандартный
вывод диагностических сообщений - приемник сообщений об
ошибках.

Существуют два режима управления вводом и выводом: пер-
вый - режим умолчания; второй - режим с явным указанием
источника и/или приемника данных. В режиме умолчания в
качестве стандартного ввода (источника) используется клавиа-
тура дисплея, в качестве стандартного вывода и стандартного
вывода ошибок (приемники) - экран дисплея. Интерпретатор
позволяет менять (переадресовывать) источник и приемники
данных. Переадресация осуществляется с помощью разделителей
специального вида. Для указания направления ввода (источ-
ника) используются следующие разделители:

<& lt;, <& lt;<& lt;, <& lt;<& lt; слово

Если разделитель не указан, ввод осуществляется с клавиатуры
дисплея (стандартный ввод).

Для указания направления вывода (приемника) использу-
ются следующие разделители:

>& gt; >& gt;>& gt; |
>& gt;& >& gt;>& gt;& |&
>& gt;! >& gt;>& gt;!
>& gt;&! >& gt;>& gt;&!

Если разделитель не указан, вывод осуществляется на экран
дисплея (стандартный вывод и стандартный вывод ошибок).

Метасимвол & используется, когда необходимо сообщения
об ошибках выводить вместе со стандартным выводом, а не на
экран. Метасимвол ! используется, когда необходимо временно

- 9 -

Отменить действие некоторых ключей.

Для управления режимами ввода-вывода используются зна-
чения ключей noclobber , noglob и nonomatch . Если ключи уста-
новлены, то выполняется особый режим выполнения операций
ввода-вывода. Установку и отмену ключей выполняют с помощью
команд set и unset . Например:

set noclobber или unset noclobber

Рассмотрим подробнее управление вводом:

<& lt; имя _файла
открывается файл, который читается вместо чтения с кла-
виатуры дисплея;

<& lt;<& lt; слово
в качестве ввода используется ввод с клавиатуры дисп-
лея. Ввод прекращается, когда введенная строка будет
идентична слову. Например:

cat >& gt; file <& lt;<& lt; mmm
0123
3456
6789
mmm

Команда cat создает file и ждет ввода с клавиатуры
дисплея. Каждая введенная строка сравнивается с mmm .
Если она отличается от mmm , то записывается в file .
Если она идентична mmm , ввод прекращается и file закры-
вается. Строка mmm в выходной файл не вводится. Ана-
логичную конструкцию можно использовать в командном
файле.

Рассмотрим подробнее управление выводом:

>& gt; имя _файла
результат направляется в указанный файл.

>& gt;! имя _файла
восклицательный знак отменяет действие ключа noclobber .
Ключ запрещает вывод в файл, если он к этому моменту
существует и не является специальным файлом (например,
/dev /tty *). Допустим, существуют файлы с именем file1
и file2 и выполнена команда

set noclobber

Тогда команда

cat <& lt; file2 >& gt; file1

Не выполнится, а команда

cat <& lt; file2 >& gt;! file1

Выполнится. Предопределенная переменная noclobber
используется как ключ, запрещающий случайное поврежде-
ние существующих файлов. Конструкции >& gt;! , >& gt;>& gt;! , >& gt;&! и
>& gt;>& gt;&! отменяют действие этого ключа для указанного в
командной строке файла.

>& gt;& имя _файла или >& gt;&! имя _файла
в первом случае диагностические сообщения направляются
в файл, во втором - будет сделано то же, но с отменой
действия ключа noclobber .

>& gt;>& gt; имя _файла или >& gt;>& gt;! имя _файла
вывод помещается в конец файла. Если файл отсутствует,
то он создается, во втором - будет сделано то же, но с
отменой действия ключа noclobber .

>& gt;>& gt;& имя _файла или >& gt;>& gt;&! имя _файла
в первом случае csh добавит диагностические сообщения в
файл, во втором случае будет сделано то же, но с отме-
ной действия ключа noclobber .

Можно запретить изменение расширения имени файла. Для
этой цели используется ключ noglob . В общем случае имя
файла имеет вид: основа _имени . суффикс . Если установлен ключ
noglob , изменение суффиксов имен существующих файлов будет
порождать состояние ошибки. Чтобы отменить действие этого
ключа для конкретных файлов, в командных строках можно ука-
зывать те же конструкции, что и при использовании ключа
noclobber .

Существует возможность перенаправления сообщений об
ошибках в конвейере. С этой целью используется конструкция
|& . Ее использование в конвейере приведет к тому, что все
диагностические сообщения будут направлены не на экран дисп-
лея (стандартный вывод ошибок), а вместе с остальным выво-
дом. Например, сообщения об ошибках в конвейере

cat <& lt; file1 |& pr -w 79 -l 24 >& gt; file2

Будут направлены не на стандартный вывод (экран дисплея), а
через pr в file2 .

1.4. Управление процессами

Процесс является основным объектом ДЕМОС, может выпол-
няться синхронно и асинхронно. Синхронный процесс - это

- 11 -

Процесс, который на все время выполнения прерывает связь
между пользователем и интерпретатором, асинхронный процесс
выполняется параллельно с csh . Командная строка может
порождать несколько процессов, каждому из которых присваива-
ется уникальный номер - идентификатор. Идентификатор исполь-
зуется для управления процессом. Существуют два типа иденти-
фикаторов процесса: системный и внутренний. Системный иден-
тификатор процесса выводится командой ps и относится к каж-
дому процессу. Каждому системному идентификатору процесса
ставиться в соответствие уникальный внутренний идентифика-
тор. Внутренний идентификатор процесса известен только
пользователю, относится ко всем процессам, порожденным одной
командной строкой, и используется для управления процессом в
командах fg , bg , stop , kill , notify . Процесс может нахо-
диться в двух состояниях - выполняться или быть приостанов-
ленным. Механизм управления процессом включает следующие
средства:

Завершение выполнения синхронного (асинхронного) про-
цесса;

Приостановление (возобновление) выполнения синхронного
(асинхронного) процесса;

Изменение режима выполнения процесса с синхронного на
асинхронный и наоборот;

Вывод сообщения о состояниях асинхронного процесса
после его завершения или в момент изменения;

Управление вводом-выводом при выполнении процесса;

Послать сигнал процессу;

Управление ресурсами процесса.

Сведения о процессах хранятся интерпретатором в виде
таблицы. Актуальное состояние таблицы можно получить,
выполнив команду jobs или jobs -l . Во втором случае выво-
дится более подробная информация. После выполнения команды
jobs получим, например:

Остановлен cc -c *.o
- Остановлен make install
+ Остановлен red file
Выполняется sort file >& gt; result &
Выполняется mx -q -N -u -s *.m >& gt; out &

Каждая строка таблицы содержит сведения о конкретном про-
цессе. В квадратных скобках указан внутренний идентификатор
процесса. Существует несколько способов указания идентифи-
катора в командной строке при ссылке на элемент таблицы про-
цессов:

% или %+
последний из приостановленных;

%-
предпоследний из приостановленных;

% номер
любой с таким внутренним идентификатором;

% символы
любой с такими первыми символами строки;

%? шаблон ?
любой процесс с таким шаблоном в строке.

Запуск синхронного процесса осуществляется в результате
выполнения командной строки, на конце которой нет символа & .
Чтобы прекратить выполнение синхронного процесса, необходимо
напечатать символ СУ/C (CTRL/C ). Если нужно прекратить
выполнение синхронного процесса с сохранением в файле образа
памяти, то необходимо напечатать символ СУ/\ (CTRL/\ ). При
этом в рабочем каталоге будет записан файл с именем core .
Файл core является копией памяти, которую занимал в ОЗУ про-
цесс в момент, когда был послан сигнал СУ/\ .

Синхронный процесс может выводить информацию на экран
дисплея. В этом случае, чтобы приостановить вывод, необхо-
димо напечатать символ СУ/S (CTRL/S ), чтобы продолжить
выполнение, необходимо напечатать символ СУ/Q (CTRL/Q ).
Если синхронный процесс не выводит информацию на дисплей,
чтобы его приостановить, необходимо напечатать символ СУ/Z
(CTRL/Z ), а чтобы продолжить - напечатать fg или % . Описан-
ные способы управления синхронным процессом существенно раз-
личны. Первый используется только в случае вывода на дисп-
лей, второй можно использовать в любом случае. Кроме того,
при использовании СУ/Z синхронный процесс приостанавливается
с возобновлением работы csh , а при использовании СУ/S этого
не происходит. Существует возможность перевести процесс из
синхронного в асинхронный режим выполнения. Для этого необ-
ходимо приостановить его, используя СУ/Z , затем напечатать

- 13 -

bg . С этого момента и до своего завершения процесс будет
выполняться асинхронно.

Запуск асинхронного процесса осуществляется в резуль-
тате выполнения командной строки, в конце которой указан
символ & . После запуска асинхронного процесса на экран
дисплея выводится сообщение вида

[число ] число

Число в квадратных скобках - внутренний идентификатор про-
цесса, число без скобок - системный идентификатор процесса.
Чтобы приостановить выполнение асинхронного процесса, необ-
ходимо напечатать

stop % идентификатор _процесса
или
stop % строка

В формате stop % строка в качестве строки используется одна
из форм ссылки на таблицу процессов. Допустим, имеется нес-
колько асинхронно выполняемых процессов:

1 sort file >& gt; /tmp /result &
2 cc *.c >& gt;& errors &
3 lint *.c >& gt;& mymsg &

Первый можно остановить так: stop % 1 или stop %sort ; второй
- stop % 2 или stop %c ; третий - stop % 3 или stop %li , или
stop %? mymsg ? . Чтобы возобновить выполнение приостановлен-
ного процесса, используется команда fg для запуска его как

Арендный блок

Процессор командного языка - программа специального назначения. Она предназначена для ввода и обработки команд ОС, вводимых пользователем, а также для вывода сообщений системы на дисплей компьютера. Стандартным командным процессором ОС MS DOS является программа COMMAND.COM.

Основными элементами, составляющими операционную систему MS DOS, являются следующие компоненты:

1) BIOS - Base Input Output System, базовая система ввода/вывода - включает в себя программы начального тестирования функционирования узлов компьютера; эти программы проверяют работу устройств ПК и памяти при включении электропитания. Помимо этого BIOS включает в себя программу начальной загрузки ОС и драйверы стандартных устройств.

2) Загрузчик ОС - короткая программа, находящаяся в первом секторе дискеты или диска MS DOS. Назначение этой программы - прочитать в память две программы MS DOS, составляющие ядро этой ОС (файлы io.sys, msdos.sys).

3) Файлы IO.SYS и MSDOS.SYS - составляют ядро ОС. Эти файлы загружаются на начальном этапе и фактически представляют собой операционную систему, обеспечивая функционирование всех элементов ОС и организацию ввода-вывода.

4) COMMAND.COM - командный процессор. Осуществляет ввод команды с клавиатуры и выдает сообщения пользователя на дисплей.

· автоматически, по включению питания;

· при нажатии кнопки “Reset”, на лицевой панели системного блока;

· при нажатии комбинации клавиш Ctrl-Alt-Del (золотая комбинация).

а) запускается программа начальной загрузки из BIOS;

б) программа начальной загрузки пытается прочесть загрузчик ОС с дискеты A:, затем диска C:, затем c CD-ROM. Или в другом порядке, в соответствии с порядком указанным в CMOS;

в) загрузчик считывает ядро системы IO.SYS, MS-DOS.SYS и передает управление;

г) после загрузки ядро системы в первую очередь читает из корневого каталога файл CONFIG.SYS. По мере исполнения этого файла загружаются драйверы ВУ и устанавливаются параметры ОС. Если CONFIG.SYS отсутствует, то выставляются параметры ОС по умолчанию;

д) ядро ОС запускает командный процессор COMMAND.COM и ему передается управление;

е) программа COMMAD.COM читает и выполняет из корневого каталога файл AUTOEXEC.BAT. Если этот фал отсутствует, то программа запрашивает текущее дату и время. Значение этих параметров может быть оставлено по умолчанию нажатием клавиши ;

ж) ОС выдает подсказку-приглашение. Это означает, что система готова к работе.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Операционные системы

Задачи операционных систем. Программное обеспечение, программные средства, функции ОС, программные модули, Управление процессами. Центральный процессор. Алгоритмы.

Формування цінової політики

Сутність і роль цінової політики в сучасній економіці. Основні принципи формування цінової політики. Ціноутворення на ринках різних типів. Ціноутворення за різних видів цінової політики. Ціноутворення на різних етапах життєвого циклу товару

Общая хирургия. Вопросы

Экономические системы, их основные типы.

Экономическая теория. Экономические системы. Собственность как основа производственных отношений. Формы собственности

Система права: понятие и структура

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности.

Отводы в исполнительном производстве: основания и порядок.

Отвод заключается в выражении недоверия субъекту исполнительного производства, в объективности и беспристрастности которого имеются сомнения, и требование дальнейшего его устранения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: