Условный оператор if else в c. Условные операторы. Операторные скобки и составной оператор в Паскале

В повседневной жизни часто необходимо принять какое не-будь решение, в зависимости от какого то условия. Например, если на выходные погода будет теплой, то мы поедим на море, иначе, если будет пасмурно, то посидим дома.

В программировании это тоже встречается очень часто. Для этого существуют два условных операторов, это if-else и switch-case . В этой статье я Вам расскажу об операторе if-else, а в следующей статье об switch-case.

Синтаксис условного оператора if-else следующий:


Если условие истина (true), то выполняется код из блока if, иначе, если условие ложь, то выполняется код из блока else.

Для лучшего понимания возьмем такой простой пример, у нас есть некая сумма денег и мы хотим купить автомобиль, и здесь сразу возникает такое условие, если у нас есть достаточно денег то мы можем купить данный автомобиль, иначе не можем.

Var money = 35000; // Допустим у нас есть 35 000 евро //Машину которую мы хотим купить стоит 50 000 евро. И возникает такое условие if(money > 50000){ document.write("Мы можем купить автомобиль"); }else{ document.write("Недостаточно денег для покупки машины"); }

Сохраняем документ, открываем его в браузере и видим, что на странице вывелось такое сообщение "Недостаточно денег для покупки машины". Если же у нас было бы больше 50 000 евро, то выполнился бы код из блока if. Если бы у нас было бы ровно 50 000 евро, то мы также не смогли бы купить автомобиль, потому что 50 000 не больше 50 000. Для того чтобы условие в данном случае было истина, то нужно написать знак больше либо равно (>=).

Замечание! Логическая операция равно пишется двумя знаками равенства (==) . Также присутствует и логическая операция меньше или равно (

использование фигурных скобок

Если присутствует только один оператор то фигурные скобки ставить необязательно, если в блоке больше чем один оператор, то фигурные скобки нужны обязательно.

Пример приведенный выше, будет прекрасно работать и без фигурных скобок, так как в обоих блоках находятся только по одному оператору.

Внутри if можно написать любые логические операции , будь то они простые или сложные. Можно использовать и операторы AND (&&) и OR (||).

Замечание! Присутствие блока else, не является обязательным .

Например, если a равен b, и c равен d, то выводим соответствующее сообщение, иначе если отсутствует блок else, то просто идем дальше, к следующей строчке.

Var a = 4, b = 4, c = 8, d = 8; if((a == b) && (c == d)) document.write("a равен b И c равен d"); document.write("Следующая строчка кода");

Оператор if - else if - else

После блока if, может последовать один и больше блоков else if, и в конце уже блок else. Это удобно в случае, когда нужно использовать больше чем одно условие.


Для лучшего понимания возьмем какой-то пример из повседневной жизни. Например, у нас есть определенное кол-во розеток. Если у нас в комнате только одна розетка, то мы можем подключить только одно устройство, если две розетки то мы можем подключить две устройства и если больше, то мы можем подключить к электрической сети, все устройства из дома.

Теперь перейдем к программированию.

Var socket = 2; // Кол-во розеток в доме if(socket == 1)  document.write("

Мы можем подключить только одно устройство

"); else if(socket == 2){ document.write("

Мы можем подключить только две устройства

"); document.write("

Например телевизор и ноутбук

"); }else{ document.write("

Мы можем подключить к электрической сети все устройства из дома

"); }

В зависимости от значения переменной socket, сработает тот или иной блок кода. Как Вы уже наверняка поняли, что если socket равен 1, то сработает первый блок кода. Если socket равен 2, то сработает второй блок кода и если socket имеет любое другое значение (даже отрицательное число) то сработает третий блок кода.

Сокращенная запись if else

Сокращенную запись можно использовать в случае, когда в зависимости от некого условия, переменная может получить то или иное значение.


Например, если значение переменной a больше значения переменной b, то в переменную x запишем такое сообщение, "Переменная a больше переменной b" , иначе запишем что "Переменная a меньше переменной b".

Var a = 50, b = 100, x; x = (a > b) ? "

Переменная a больше переменной b

" : "

Переменная a меньше переменной b

"; //Выводим полученный результат document.write(x);

Вот и все о чем я хотел Вам сказать в этой статье. Условный оператор if-else используется, нежели в каждом скрипте, поэтому очень важно его знать и понимать. В следующей статье я Вам расскажу об еще одном условном операторе switch-case.

Пожалуйста, приостановите работу AdBlock на этом сайте.

Теперь, когда с условными выражениями разобрались, можно переходить к основной теме урока – условному оператору .

Шаблон оператора if -- else

Тут возможны два основных варианта:

Листинг 1.

// первый вариант if (условное_выражение) оператор_1; // второй вариант if (условное_выражение) оператор_1; else оператор_2;

Ну и картинки, конечно. Куда же без картинок?

Рис.1 Блок-схемы оператора if-else.

Работает этот оператор так. Вычисляется значение условного выражения. Если получается истина, то выполняется оператор_1 из основной ветки, а если ложь, то либо ничего не происходит (в первом варианте), либо выполняется оператор_2 из побочной ветки (во втором варианте).

Предлагаю сразу на примерах разбираться. Например, как вы думаете, что выведет на экран следующий код? Проверьте свою догадку.

Листинг 2.

#include int main(void) { if (1) printf("TRUE!\n"); else printf("FALSE!\n"); return 0; }

Ну да, правильно, он выведет TRUE! . Условие же истинно. Вы же ещё не забыли, что единица – это истина? Я сейчас страшное скажу. Любое ненулевое число воспринимается как истина. Проверьте это самостоятельно.

Ну ладно, а теперь вот такой пример. Что по-вашему выведет данная программа?

Листинг 3.

#include int main(void) { if (0) printf("FALSE!\n"); return 0; }

Надеюсь, вы дали правильный ответ и вас не смутила строчка с выводом FALSE! , которое я специально добавил, чтобы запутать вас. Да, эта программа ничего не выведет. Условие в скобах ложно, а значит, оператор не будет выполнен. Всё по правилам.

Давайте ещё один примерчик, для закрепления. Будьте предельно внимательны, я там подготовил для вас всякого. Итак, что выведет данный код?

Листинг 4.

#include int main(void) { int x = 12; if (!(!(x%3 == 0) && !(x%2 == 0))) printf("kratno\n"); else printf("ne kratno\n"); return 0; }

Верю, что у вас всё получилось! Если не получилось, не расстраивайтесь – ещё будет время потренироваться.

Ну а сейчас давайте о нюансах – они, как обычно, имеются.

В каждой ветке условного оператора может быть записан лишь ОДИН оператор.

Вот, посмотрите на пример.

Листинг 5.

#include < 0) printf("x = %d\n", x); x = (-1)*x; printf("%d\n", x); return 0; }

Кажется, что программа должна работать следующим образом. Пользователь вводит целое число. Если число меньше нуля, то меняем его знак на противоположный. В противном случае ничего не делаем. После этого выводим число на экран консоли.

А теперь внимание на экран.


Рис.2 Результат работы программы Листинг 11

Но решение есть! И это решение – составной оператор {} . Если мы заключим несколько операторов в фигурные скобки, то они будут восприниматься как один единый оператор. Поэтому, чтобы программа заработала правильно, добавим в неё составной оператор:

Листинг 6.

#include int main(void) { int x = 0; scanf("%d", &x); if (x < 0){ printf("x = %d\n", x); x = (-1)*x; } printf("%d\n", x); return 0; }

Ну вот, теперь всё как надо. Проверьте самостоятельно. Кстати, из опыта. Я вам настоятельно советую всегда использовать фигурные скобки, даже если внутри них будет один оператор. Очень часто это позволяет избежать глупых ошибок.

Внутри управляющей конструкций if-else можно использовать любые конструкции языка, в том числе ещё одну конструкцию if-else .

Вот так например:

Листинг 7.

#include int main(void) { int x = 0; scanf("%d", &x); if (x < 0) { printf("Negative!\n"); } else { if (x == 0){ printf("Zero!\n"); } else { printf("Positive!\n"); } } return 0; }

Думаю, понятно, что используя вложенные условные операторы, вы можете сделать конструкцию аналогичную оператору выбора switch .

Использование вложенных условных операторов порождает ещё одну особенность.

else всегда относится к ближайшему if , у которого нет своего else

Для примера:

Листинг 8.

If (n > 0) if (а > b) z = a; else z = b;

Согласно нашему правилу, else относится к внутреннему (второму) if . Если хотим, чтобы else относился к внешнему (первому) if , то можно воспользоваться составным оператором.

Листинг 9.

If (n > 0) { if (а > b) z = a; } else z = b;

Как я уже упоминал, лучше всегда использовать фигурные скобки, дабы избежать случаев неправильного толкования записи. Искать подобные ошибки в программах очень тяжело. Обратите внимание также на расстановку отступов. Я использую их, чтобы по коду сразу стало ясно, какая ветвь к какому if относится.


Главное в действие данное оператора - это условие. if в переводе с английского значит если . Условие принимается в качестве аргумента (то что в скобках). В качестве условия может выступать логическое выражение или логическая переменная. Если проще, то смысл выражения будет такой:

If (условие){
условие выполнено, делаем так
}
else
{
условие не выполнено, делаем иначе
}
Надеюсь логика условной операции понятна. Теперь давайте рассмотрим пример.

$a = 5;
$b = 25;

// Теперь внимание! Условие: Если $b больше $a
// Знаки > и < , как и в математике, обозначают больше и меньше
if($b > $a)
{
// если условие выполнено, то выполняем это действие
echo "$b больше $a";
}
else
{
// если не выполнено, то это
echo "$a больше или равно $b";
}
?>
Демонстрация Скачать исходники
В итоге скрипт выведет 25 больше 5 . Пример довольно прост. Надеюсь всё понятно. Теперь предлагаю рассмотреть ситуацию сложнее, где нужно соблюсти несколько условий. Каждое новое условие будет содержать после основного условия if() - вспомогательное, которое записывается как else if() . В конце как обычно будет else .

Задача: В школе проводят тестирование. Скрипту нужно высчитать балл, зная условия получения каждой оценки и сам балл школьника. Давайте посмотрим как это записать, и не забудьте прочитать комментарий.

$test = 82; // допустим школьник написал тест на 82 балла

// первое условие напишем для пятёрки
if($test > 90)
{
// если условие соблюдено, то выполняем это действие.
echo "Оценка 5";
}
// Знак && обозначает "и, объединение", что условие соблюдено если и то, и то верно
// то есть балл меньше 91 и больше 80, тогда 4. Иначе условия считываются дальше
else if ($test < 91 && $test > 80)
{
echo "Оценка 4";
}
else if ($test < 81 && $test > 70)
{
echo "Оценка 3";
}
else
{
echo "Надо бы ещё раз написать тест...";
}
?>
Демонстрация Скачать исходники
Наш школьник, который успевает и отдохнуть, и написать нормально тест получает оценку 4 ! А принцип работы надеюсь понятен.

Возможна и короткая запись работы условной операции, когда Вам нужно действие только в случае соблюдения условия.

$age = 19; // переменная с возрастом

If ($age > 17){
echo "Всё! Мне можно делать всё что угодно! Мне уже $age!";
}
Вполне себе милый пример короткой записи условной операции. else писать не обязательно.

Операторы сравнения в PHP

Принцип работы условной операции понятен. Но, как Вы понимаете, способов сравнить намного больше. Давайте посмотрим ниже на таблицу с операторами сравнения.

Пример Название Результат
$a == $b Равно True, если $a равно $b
$a === $b Идентично True, если $a равно $b и обе переменных принадлежат одному типу
$a != $b Не равно True, если $a не равно $b
$a === $b Не идентично True, если $a не равно $b и оба их типа не совпадают
$a > $b Больше чем True, если $a больше, чем $b
$a < $b Меньше чем True, если $a меньше, чем $b
$a >= $b Больше или равно True, если $a больше или равно $b
$a <= $b Меньше или равно True, если $a меньше или равно $b
Теперь рассмотрим операторы на примерах :

// вопреки привычке = значит присваивание значение переменной, а == как равно
if ($a == 5){
echo "$a равно 5"; // выведет "5 равно 5"
} else {
echo "$a не равно 5";
}

If ($a != 6){
echo "$a не равно 6"; // выведет "5 не равно 6". Нужно в случае отрицания
} else {
echo "$a каким-то образом равно 6";
}

// с больше и меньше думаю всё понятно. Поэтому пример сложнее
if ($a <= 6){
echo "$a меньше или равно 6"; // выведет "5 меньше или равно 6"
} else {
echo "$a больше 6";
}

Логические операторы PHP

Бывают случаи, когда нужно сравнить не одну переменную, а сразу две и более в одном условии. Для этого существуют логические операторы .

Пример Название Результат
$a and $b Логическое "и" TRUE если и $a, и $b TRUE.
$a or $b Логическое "или" TRUE если или $a, или $b TRUE.
$a xor $b Исключающее "или" TRUE если $a, или $b TRUE, но не оба.
! $a Отрицание TRUE если $a не TRUE.
$a && $b Логическое "и" TRUE если и $a, и $b TRUE.
$a || $b Логическое "или" TRUE если или $a, или $b TRUE.
Уже обратили внимание, что для операций и и или есть дополнительные операторы? Так сделано для того, чтобы расставить приоритеты в сложных операциях сравнения. В таблице логические операторы приведены в порядке приоритета: от меньшего к большему, то есть, например, || имеет больший приоритет, чем or.

Переходим к примерам

$a = 5;
$b = 6;
$c = 7;

// условие: Если 5 не равно 6 (ВЕРНО) И 6 не равно 7 (ВЕРНО)
if ($a < 6 && $b != $c){
echo "Действительно так!"; // выведет "Действительно так!" т.к. ОБА условия ВЕРНЫ
} else {
echo "Одно из условий не верно";
}

// условие: Если 6 не равно 6 (НЕВЕРНО) ИЛИ 6 не равно 7 (ВЕРНО)
if ($b != 6 || $b != $c){
echo "Всё так!"; // выведет "Всё так!", т.к. хотя бы ОДНО из условий ВЕРНО
} else {
echo "Оба условия не верны";
}

Тернарный оператор

К вопросу тернарного кода я предлагаю Вам вернуться позже. Вовсе не упомянуть его я не мог, так как это важная конструкция, которая существенно сокращает размер кода. Предлагаю сразу рассмотреть код.

Суть кода: (условие) ? значение a если true: значение a если false

Таким образом, мы сокращаем запись оператора if. Однако, данная операция действительна только с присваиванием значений переменной. Теперь давайте рассмотрим готовый пример.

// Пример использования тернарного оператора
$settings = (empty($_POST["settings"])) ? "По умолчанию" : $_POST["settings"];

// Приведенный выше код аналогичен следующему блоку с использованием if/else
if (empty($_POST["settings"])) {
$settings = "По умолчанию"; // Если ничего не передано, то оставляем "По умолчанию"
} else {
$settings = $_POST["settings"]; // Если передано, то $settings присваивается переданное значение.
}
?>
Прочитайте комментарии к коду и всё должно быть понятно.

Спасибо за внимание!


Последнее обновление: 30.07.2016

Условные конструкции - один из базовых компонентов многих языков программирования, которые направляют работу программы по одному из путей в зависимости от определенных условий.

В языке C# используются следующие условные конструкции: if..else и switch..case

Конструкция if/else

Конструкция if/else проверяет истинность некоторого условия и в зависимости от результатов проверки выполняет определенный код:

Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); }

После ключевого слова if ставится условие. И если это условие выполняется, то срабатывает код, который помещен далее в блоке if после фигурных скобок. В качестве условий выступают ранее рассмотренные операции сравнения.

В данном случае у нас первое число больше второго, поэтому выражение num1 > num2 истинно и возвращает true , следовательно, управление переходит к строке Console.WriteLine("Число {num1} больше числа {num2}");

Но что, если мы захотим, чтобы при несоблюдении условия также выполнялись какие-либо действия? В этом случае мы можем добавить блок else:

Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); } else { Console.WriteLine($"Число {num1} меньше числа {num2}"); }

Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); } else if (num1 < num2) { Console.WriteLine($"Число {num1} меньше числа {num2}"); } else { Console.WriteLine("Число num1 равно числу num2"); }

Также мы можем соединить сразу несколько условий, используя логические операторы:

Int num1 = 8; int num2 = 6; if(num1 > num2 && num1==8) { Console.WriteLine($"Число {num1} больше числа {num2}"); }

В данном случае блок if будет выполняться, если num1 > num2 равно true и num1==8 равно true .

Конструкция switch

Конструкция switch/case аналогична конструкции if/else , так как позволяет обработать сразу несколько условий:

Console.WriteLine("Нажмите Y или N"); string selection = Console.ReadLine(); switch (selection) { case "Y": Console.WriteLine("Вы нажали букву Y"); break; case "N": Console.WriteLine("Вы нажали букву N"); break; default: Console.WriteLine("Вы нажали неизвестную букву"); break; }

После ключевого слова switch в скобках идет сравниваемое выражение. Значение этого выражения последовательно сравнивается со значениями, помещенными после оператора сase . И если совпадение будет найдено, то будет выполняться определенный блок сase .

В конце каждого блока сase должен ставиться один из операторов перехода: break , goto case , return или throw . Как правило, используется оператор break . При его применении другие блоки case выполняться не будут.

Однако если мы хотим, чтобы, наоборот, после выполнения текущего блока case выполнялся другой блок case, то мы можем использовать вместо break оператор goto case:

Int number = 1; switch (number) { case 1: Console.WriteLine("case 1"); goto case 5; // переход к case 5 case 3: Console.WriteLine("case 3"); break; case 5: Console.WriteLine("case 5"); break; default: Console.WriteLine("default"); break; }

Если мы хотим также обработать ситуацию, когда совпадения не будет найдено, то можно добавить блок default , как в примере выше.

Применение оператора return позволит выйти не только из блока case, но и из вызывающего метода. То есть, если в методе Main после конструкции switch..case, в которой используется оператор return , идут какие-либо операторы и выражения, то они выполняться не будут, а метод Main завершит работу.

Оператор throw применяется для выброса ошибок и будет рассмотрен в одной из следующим тем.

Тернарная операция

Тернарную операция имеет следующий синтаксис: [первый операнд - условие] ? [второй операнд] : [третий операнд] . Здесь сразу три операнда. В зависимости от условия тернарная операция возвращает второй или третий операнд: если условие равно true , то возвращается второй операнд; если условие равно false , то третий. Например:

Int x=3; int y=2; Console.WriteLine("Нажмите + или -"); string selection = Console.ReadLine(); int z = selection=="+"? (x+y) : (x-y); Console.WriteLine(z);

Здесь результатом тернарной операции является переменная z. Если мы выше вводим "+", то z будет равно второму операнду - (x+y). Иначе z будет равно третьему операнду.

Лабораторная Работа

На тему: "Оператор условия if - else "


1. Назначение и синтаксис

Оператор условия if-else служит для выбора направления работы программы в зависимости от условий, сложившихся в данной точке программы на момент ее выполнения.

Общая форма записи условного оператора

if ( <условие>)

<блок операторов 1>;

<блок операторов 2>;

Если на момент выполнения <условие> истинно, программа передает управление <блоку операторов 1> и, далее, первому оператору за пределами конструкции if-else. При этом <блок операторов 2> не выполняется. Иначе, если <условие> ложно, выполняется <блок операторов 2>, а <блок операторов 1> пропускается. Соответствующая блок-схема


Фигурные скобки в синтаксисе оператора if-else используются для выделения в тексте блоков 1 и 2. Старайтесь располагать закрывающую скобку под открывающей для улучшения читаемости программного кода. Для этой же цели текст внутри фигурных скобок необходимо смещать вправо на несколько позиций.

В качестве условия в операторах if-else могут использоваться любые логические выражения, принимающие значения «истинно» или «ложно» (true – false). Ниже приведена таблица с указанием простейших операций сравнения целых и вещественных чисел

Пример 1. Требуется написать программу, переводящую температуру по шкале Цельсия T C (°С) в температуру по Кельвину T K (К). Значение T C вводится пользователем с клавиатуры.

Решение. Используем известную формулу преобразования – T K = T C – T 0 , где T 0 = –273 °С – температура абсолютного нуля. Будем считать введенное T C некорректным, если оно меньше T 0 .

// – KelvinvsCelsius–

#include // для потокового В/В

#include // для консольного В/В (getch)

#pragma argsused

floatT0 = -273; // объявляем и инициализируем T0

floatTc, Tk; // объявляем вещественные Tc и Tk

cout<<» VvediteTc=»; // выводим приглашение

cin>>Tc; // запрашиваем Tc

if ( Tc < T 0) // проверяем условие Tc

cout<<» Tc < T0!»; // условие истинно, выводим на

} // экран сообщение об ошибке

Tk = Tc-T0; // условие ложно, рассчитываем

cout << «Tk =» << Tk; // Tk и выводим на экран

getch(); // задержка до нажатия на клавишу

return 0; // завершение программы

Наберите приведенный выше код, откомпилируйте его и запустите программу на выполнение. Исследуйте результаты работы при различных значениях T C .

2. Сокращенные варианты записи

При программировании обыденной является ситуация, когда требуются некоторое действие в ответ на сложившиеся условия (например, если получены неверные исходные данные от пользователя, то выдать сообщение об ошибке и выйти из программы). В таких случаях в программах на C++ может использоваться сокращенная запись оператора условия с отсутствующим блоком else. Общая форма такой записи

if ( <условие>)

<блок операторов>;

Здесь в случае истинности условия управление передается блоку операторов в фигурных скобках. В случае ложности условия этот блок пропускается. Соответствующая блок-схема отличается от предыдущей отсутствием одного «плеча»


Другой вариант сокращения применяется в случае, когда какой-либо из блоков if или else состоит только из одного оператора. В этом случае допускается отсутствие фигурных скобок, ограничивающих этот блок.

if ( <условие>)

оператор 1;

оператор 2;

Здесь в качестве операторов 1 и 2 могут быть не только простые однострочные арифметические действия или операторы ввода-вывода, но и сложные многострочные конструкции, например другие (вложенные) операторы условия или операторы цикла, которые будут рассмотрены ниже.

3. Вложенные операторы

Операторы условия могут быть вложенными друг в друга, в соответствии с тем программным алгоритмом, который они реализуют. Допускается произвольная степень их «вложенности».

Если один оператор if-else вложен в другой, то первый оператор входит во второй полностью , а не только какой-либо одной своей частью if или else. Недопустимым является частичное перекрывание между собой их отдельных блоков.

В приведенном примере один из операторов (выделен полужирным шрифтом) вложен в другой. Запись Б) является ошибочной в силу того, что блок else внутреннего оператора условия частично пересекается с обоими блоками if и else внешнего оператора.

Пример 2. Пользователь вводит с клавиатуры три целых числа a, b, c. Необходимо вывести на экран наибольшее из этих чисел.

Решение. Один из возможных алгоритмов решения этой задачи показан на следующей блок-схеме.


Схема может быть реализована программно с помощью вложенных операторов if-else

// – Выбор наибольшего из 3 чисел –

#include

#include

#pragma argsused

int main (int argc, char* argv)

float a, b, c; // объявляем три переменные

cout<< «Vvedite a –»; // вводимзначения a, b, c

cout<< «Vvedite b –»;

cout<< «Vvedite c –»;

if (a>b) // если a > b

if (a>c) // иесли a > c

cout<<» max = «<

else // иначе, т.е. если a <= с

cout<<» max = «<

else // иначе, т.е. если a <= b

if (b>c) // и если b > c

cout<<» max = «<

else // иначе, т.е. если b <= а

cout<<» max = «<

getch(); // задержка до нажатия любой клавиши

Разберите блок-схему этого алгоритма и его программную реализацию. Модифицируйте алгоритм и программный код для поиска наименьшего из трех чисел.

4. Составные логические выражения

Условие в операторе if-else может быть выражено не только в виде простого сравнения двух числовых значений. Например, весьма распространены двойные условия, которые в математике записываются в виде «a < b < c». Запись означает, что значение b лежит в диапазоне между значениями a и c. В программе такие условия должны быть переформулированы с использованием простых операций сравнения и логических операций «И», «ИЛИ», «НЕ»

В частности, выражение «a < b < c» сформулируем как «a меньше b, и b меньше c». На С++ это будет записано как (a

if((a

Пример 3. На пустой шахматной доске в позиции (n, m) находится белая пешка, в позиции (k, l) – черный слон. Здесь первая координата есть номер столбца шахматной доски, вторая – номер строки (обе изменяются в диапазоне от 1 до 8). Оцените текущую ситуацию в соответствии с тремя вариантами

Пешка находится под ударом,

Слон находится под ударом,

Слон и пешка в «безопасности».

Решение. Примем во внимание, что пешка может атаковать две ближайшие к себе позиции по диагонали вперед, а слон атакует обе свои диагонали полностью. Отсюда могут быть сформулированы условия

· «((k = n+1) ИЛИ (k = n‑1)) И (l = m+1)» – атака пешки на слона,

· «(k+l = n+m) ИЛИ (k-l = n-m)» – атака слона на пешку,

· иначе фигуры в безопасности.

// – Шахматная композиция –

#include

#include

int main (int argc, char* argv)

cout<<«Koordinaty beloi peshki:«<

cout<<» vvedite n –»;

cout<<» vvedite m –»;

cout<<«Koordinaty chernogo slona:«<

cout<<» vvedite k –»;

cout<<» vvedite l –»;

if(((k==n+1)||(k==n‑1))&&(l==m+1)) // атакован слон

cout<

if((k+l==n+m)||(k-l==n-m)) // атакованапешка

cout<

else // нетатаки

cout<

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: