Однотактный ламповый усилитель на 6п14п 6н1п. Принципы схемотехники электронных ламп

Вот наконец-то дошли руки до статьи=)

За многие годы техника звукоусиления накопила огромное количество технических решений, позволяющих получать великолепные результаты, однако несмотря ни на что многие конструкторы (не только радиолюбители, но и серьезные фирмы) вновь и вновь возвращаются к истокам - максимально простым с точки зрения схемотехники, но в то же время максимально эффективным решениям, позволяющим получать качественное звучание. Одно из таких направлений конструирования - постройка УМЗЧ на вакуумных лампах.

Усилитель двухкаскадный. Первый каскад построен на одной половинке двойного триода 6Н3П (VL1) и представляет собой классический каскад усилителя напряжения. Вторая половинка лампы использована во втором канале усилиеля.

Схема

Схема такая же (http://datagor.ru/amplifiers/tubes/165-tubes-6n3p-6p14p.html), но с некоторыми доработками.

Блок питания не отличается оригинальностью:

От себя добавлен дроссель анодного.

Печатная плата:

Была сделана дедовским методом - распечатана 1:1, нарисована лаком и вытравлена в хлорном железе.

Трансформаторы использовались уже готовые из старых ТВ - ТВЗ-1-9, при этом они были подобраны попарно и перебраны, добавлены недостающие пластины и бумажные прокладки, также в последствии трансы окрашивались.

Силовик использовался из радиоллы "Урал", на выходе блока питания получил около 230В

Сборка усилителя поэтапно в картинках:

Ну и пару видеоотчётов:

Последний обзор в HD

Краткий съём АЧХ

Старый обзор

Первое видео, стендовые испытания

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?

Поиск данных по Вашему запросу:

Ламповый усилитель на 6н1п и 6п14п схема

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя.
Функция
Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука. При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио - аппаратуры:


  • Hi-fi. Обеспечивает максимальную чистоту и точность звука, освобождая его от посторонних шумов и искажений.
  • Hi-end. Выбор перфекциониста, готового немало заплатить за удовольствие различать мельчайшие нюансы любимых музыкальных композиций. Нередко к этой категории относят аппаратуру ручной сборки.

Технические характеристики, на которые следует обратить внимание:

  • Входная и выходная мощность. Решающее значение имеет номинальный показатель выходной мощности, т.к. краевые значения часто недостоверны.
  • Частотный диапазон. Варьируется от 20 до 20000 Гц.
  • Коэффициент нелинейных искажений. Здесь все просто - чем меньше, тем лучше. Идеальное значение, согласно мнению экспертов - 0,1%.
  • Соотношение сигнала и шума. Современная техника предполагает значение этого показателя свыше 100 дБ, что сводит к минимуму посторонние шумы при прослушивании.
  • Демпинг-фактор. Отражает выходное сопротивление усилителя в его соотношении с номинальным сопротивлением нагрузки. Иными словами, достаточный показатель демпинг-фактора (более 100) уменьшает возникновение ненужных вибраций аппаратуры и т.п.

Следует помнить: изготовление качественных усилителей - трудоемкий и высокотехнологичный процесс, соответственно, слишком низкая цена при достойных характеристиках должна Вас насторожить.

Классификация

Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям. Усилители можно классифицировать:

  • По мощности. Предварительный - своеобразное промежуточное звено между источником звука и конечным усилителем мощности. Усилитель мощности, в свою очередь, отвечает за силу и громкость сигнала на выходе. Вместе они образуют полный усилитель.

Важно: первичное преобразование и обработка сигнала происходит именно в предварительных усилителях.

  • По элементной базе различают ламповые, транзисторные и интегральные УМ. Последние возникли с целью объединить достоинства и минимизировать недостатки первых двух, например, качество звука ламповых усилителей и компактность транзисторных.
  • По режиму работы усилители подразделяются на классы. Основные классы - А, В, АВ. Если усилители класса А используют много энергии, но выдают высококачественный звук, класса B с точностью до наоборот, класс AB представляется оптимальным выбором, представляя собой компромиссное соотношение качества сигнала и достаточно высокого КПД. Также различают классы C, D, H и G, возникшие с применением цифровых технологий. Также различают однотактные и двухтактные режимы работы выходного каскада.
  • По количеству каналов усилители могут быть одно-, двух- и многоканальными. Последние активно применяются в домашних кинотеатрах для формирования объемности и реалистичности звука. Чаще всего встречаются двухканальные соответственно для правой и левой аудиосистем.

Внимание: изучение технических составляющих покупки, конечно, необходимо, но зачастую решающим фактором является элементарное прослушивание аппаратуры по принципу звучит-не звучит.

Применение

Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается. Перечислим основные сферы использования усилителей звуковой частоты:

  1. В составе домашнего аудиокомплекса. Очевидно, что лучшим выбором является ламповый двухканальный однотакт в классе А, также оптимальный выбор может составить трехканальный класса АВ, где один канал определен для сабвуфера, с функцией Hi - fi.
  2. Для акустической системы в автомобиле. Наиболее популярны четырехканальные усилители АВ или D класса, в соответствии с финансовыми возможностями покупателя. В автомобилях также востребована функция кроссовер для плавной регулировки частот, позволяющей по мере необходимости срезать частоты в высоком или низком диапазоне.
  3. В концертной аппаратуре. К качеству и возможностям профессиональной аппаратуры обоснованно предъявляются более высокие требования в силу большого пространства распространения звуковых сигналов, а также высокой потребности в интенсивности и длительности использования. Таким образом, рекомендуется приобретение усилителя классом не ниже D, способного работать почти на пределе своей мощности (70-80% от заявленной), желательно в корпусе из высокотехнологичных материалов, защищающем от негативных погодных условий и механических воздействий.
  4. В студийной аппаратуре. Все вышеизложенное справедливо и для студийной аппаратуры. Можно добавить о наибольшем диапазоне воспроизведения частот - от 10 Гц до 100 кГц в сравнении с таковым от 20 Гц до 20 кГц в бытовом усилителе. Примечательна также возможность раздельной регулировки громкости на различных каналах.

Таким образом, чтобы долгое время наслаждаться чистым и качественным звуком, целесообразно заранее изучить все многообразие предложений и подобрать вариант аудио аппаратуры, максимально отвечающий Вашим запросам.

Выходная мощность усилителя равна 12 вт при коэффициенте нелинейных искажений 0,8-1,2%. Чувствительность усилителя 100 мв, частотная характеристика достаточно равномерна в диапазоне частот от 20-30 гц до 18-20 кгц. В усилителе имеется широкодиапазонная раздельная регулировка тембра. Диапазон регулировок в области низших частот (на частоте 20 гц) составляет ±20 дб, а в области высших частот (на частоте 10 кгц) - не менее ±15 дб. Усилитель выполнен на радиолампах 6Н1П, 6Ж3П, 6П14П (2 шт.) и 5Ц3С.

Схема усилителя. Принципиальная схема усилителя приведена на рис. 1. Регулировка громкости производится на входе усилителя сдвоенным потенциометром R1, R3. Такая схема обеспечивает компенсированную регулировку громкости.

Рис.1. Принципиальная схема усилителя на 12 Вт

Первый каскад усилителя выполнен на левом (по схеме) триоде лампы 6Н1П и охвачен отрицательной обратной связью через цепочку R6C3. Второй каскад усилителя также выполнен на правом триоде (по схеме) лампы 6Н1П.

Второй каскад охвачен глубокой отрицательной частотно-зависимой обратной связью, с помощью которой производится регулировка тембра. Напряжение обратной связи подается на анодной цепи в цепь сетки лампы второго каскада через цепи регулировки тембра высших и низших частот. При среднем положении потенциометров R10 (регулятор тембра низших частот) и R13 (регулятор тембра высших частот) частотная характеристика усилителя равномерна в широком диапазоне частот. При перемещении движков потенциометров изменяется глубина обратной связи на высших или низших частотах, а, следовательно, и усиление усилителя на этих частотах. Частотные характеристики усилителя при различных положениях регуляторов тембра показаны на рис. 2.


Рис.2. Частотные характеристики усилителя на 12 Вт

Третий каскад выполнен на пентоде типа 6Ж3П, а четвертый - фазоинвертор - на лампе 6Н1П.

Отсутствие переходной RC-цепи между анодом лампы Л2 и входом фазоинвертора уменьшает частотные искажения на низших частотах и улучшает фазовую характеристику усилителя. Это позволяет охватить усилитель отрицательной обратной связью глубиной 25 дб. Напряжение отрицательной обратной связи подается с обмотки II выходного трансформатора в цепь катода лампы третьего каскада через сопротивление R22. Фазоинвертор выполнен по схеме с катодной связью, которая обеспечивает высокую симметрию выходных напряжений в широком диапазоне частот и большое выходное напряжение.

Оконечный каскад выполнен по ультралинейной схеме на лампах 6П14П. Питание усилителя осуществляется от двухполупериодного выпрямителя на лампе 5Ц3С.

Конструкция. Усилитель выполнен на шасси размерами 50х150х210 мм, которое можно выполнить из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм.

Детали. Выходной трансформатор Тр1 собран на сердечнике из пластин Ш-25 при толщине пакета пластин 40 мм. Первичная обмотка намотана проводом ПЭЛ-0,18 и имеет следующие данные: секции 1а и 1г содержат по 1600 витков, а секции 1б и 1в содержат по 400 витков. Вторичная обмотка рассчитана на нагрузку 3,5 ом и содержит 100 витков провода ПЭЛ 1,0.

Силовой трансформатор Тр2 собран на сердечнике из пластин Ш-25, толщина пакета пластин 70 мм. Обмотка I содержит 350 + 50 + 300 витков ((считая от нижнего по схеме вывода) провода ПЭЛ 0,55. Обмотка II содержит 2х950 витков провода ПЭЛ 0,22; обмотка III содержит 16 витков провода ПЭЛ 0,8 и обмотка IV - 20 витков провода ПЭЛ 1,0. Дроссель фильтра Др1 собран на сердечнике из пластин Ш-18 и толщине пакета пластин 20 мм. Пластины дросселя собирают в стык с зазором 0,12 мм. Обмотку дросселя наматывают до заполнения каркаса проводом ПЭЛ-1-0,18

В.М. Большов

Радиолюбительские усилители низкой частоты

Информация по данной теме находится на 19 страницах из 395

1. Однотактный ламповый...

Для этого подойдут 6Н2П или её октальный вариант 6Н9С, 6Н1П или её октальный вариант 6Н8С, 6Г7 (у кого остались со старых времен) и их зарубежные аналоги (полистайте справочник). Хочу сразу сказать о звуке. Лампа 6Н9С звучит «теплее», а 6Н8С более «аналитично», 6Г7 звучит очень детально и мягко. Прекрасным вариантом является применен...

2. Ламповый High-End

Усилитель выполнен на четырех лампах типа 6Н2П, 6Н1П , 6П14П и 6Е1П. В режиме записи используются три каскада усиления НЧ, причем первый каскад (левая половина лампы 6Н2П) используется только при записи с микрофона. В остальных случаях записываемый сигнал подается сразу на второй каскад, собранный на правой половине лампы 6Н2П. Потенциометр R7 предназначен для регулировки громкости при воспроизведении и установки необходимого...

3. Ламповый High-End

На плате 2 размещены лампы: Л1 типа 6Н1П (оконечный каскад усиления канала записи и предоконечный каскад канала воспроизведения), Л2 типа 6Н2П (предоконечный каскад усиления и фазоинвертор) и ЛЗ - Л4 типа 6П14П (оконечный двухтактный каскад). Оба триода лампы Л1 включены в параллель, что обусловлено спецификой работы этого каскада. Сигнал, усиленный третьим каскадом, с резистора R1 (плата 2), через разделительный конденсатор С1 п...

4. Ламповый High-End

Лампу ЕСС82 можно заменить лампой 6Н1П , лампу ЕСС83 - лампой 6Н2П, лампу EL84 - лампой 6П14П. Кенотрон EZ81 заменяется двумя, параллельно соединенными кенотронами 6Ц4С или одним кенотроном типа 5ЦЗС. Применительно к отечественным лампам детали имеют следующие данные. Выходной трансформатор Тр1 (Тр2) собран на сердечнике, набранном из пластин Ш-20, т...

5. Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50

Вместо ламп 6Н8С можно использовать и другие лампы, во входном каскаде можно применить 6Н1П , в драйверном - 6Н6П. Прямой замены для ламп ГУ-50 нет, можно попробовать использовать параллельно включенные лампы 6ПЗС. Но, скорее всего, потребуется скорректировать параметры выходного трансформатора. Конечно, самым трудоемким узлом в усилителе является выходной трансформатор. Хочу...

6. Ламповый High-End

Первый каскад усилителя выполнен на половине лампы 6Н23П (6Н1П , 6Н2П, 6Н4П), второй каскад представляет собой обычный резистивный усилитель. Между первым и вторым каскадом включен широкодиапазонный регулятор тембра. В качестве потенциометра использован переключатель П2К. Применени...

7. Ламповый High-End

Тип лампы Аналоготечественной Возможная замена Примечание ЕВС91 - 6ГЗП, 6Г2 EF86 6Ж32П 6Ж1П, 6Ж8 ЕС92 - 6С2П, 6Н2П, 6Н9С 1 EF93 - 6К4П, 6К4 ЕСС40 - 6Н1П , 6Н8С EF94 - 6Ж4П, 6ЖЗ ЕСС81 - 6Н2П, 6Н9С EL34 6П27С ГУ-50 ЕСС82 - 6Н1П, 6Н8С EL84 6П14П 6П1П, 6П6С ЕСС83 6Н4П 6Н2П, 6Н9С EZ81 - 6Ц4П EF40 - 6Ж1П, 6Ж8 UL41 - 6П1П, 6П6С, 6П18П 2 EF80 _ 6Ж5П, 6Ж6С, 6К4 Примечание: 1. Для прямой...

8. Усилитель без выходного трансформатора

В усилителе осуществлена глубокая отрицательная обратная связь путем подачи напряжения с делителя R34, R35 на правую сетку лампы Л2 (6Н1П ). Глубина обратной связи регулируется изменением сопротивления R35 и составляет около 26 дБ. Благодаря катодной связи напряжение обратной связи передается также и на левую управляющую...

9. Побалуйте свои уши!

Их не очень сложно заменить отечественными 6Н1П ! Также при выборе аппарата обратите внимание на отсутствие микрофонного эффекта у ламп конкретного экземпляра - все постукивания по корпусу не должны передаваться на динамики головных телефонов. Эту процед...

10. Двойной триод 6Н3П

По коэффициенту усиления она равноценна лампе 6Н1П , но имеет большую крутизну. Объясняется это тем, что в этой лампе сетка и катод расположены на малом расстоянии (порядка 80 микрон), а расстояние между осями смежных витков сетки равно 120-125 микрон. Лампа 6НЗП при напряжении накала 6,3 В, ...

11. Принципы схемотехники электронных ламп

Наверно, где-то ошибка: статический коэффициент усиления лампы 6Н1П равен 35, не может же KU превысить это значение? Разумеется. Просто сопротивление нагрузки (150 кОм) здесь настолько велико, что сопоставимо с эквивалентным внутренним сопротивлением. Прикинем это последнее. Для рассматриваемой схемы (с учетом того, что значение S при рабочем токе 0,6 мА равно примерно 2 мА/В): rK = 1/2 + 3 = 3,5 кОм. RiЭ = 35·3,5 = 122 кОм. Каскад...

12. Ламповый High-End

Далее вставляют лампы 6Н6П и 6Н1П и проверяют параметры усилителя. Если усилитель возбуждается, следует поменять местами концы вторичной обмотки выходного трансформатора. Затем с помощью резистора R7 по измерителю нелинейных искажений устанавливают минимум нелинейных искажений при выходной мощности 70...80 Вт. При отсутствии измерителя нелинейных искажений, по осц...

13. "Усилитель" для наушников на SRPP

Все значения на графиках указаны в Омах: (m27) Для практики интереснее рассмотреть меньший диапазон изменения R3: (m28) Для сравнения, посмотрим выходные сопротивления усилителей на следующих лампах (пара­метры ламп взяты из справочника): - 6Н1П : (m29) - 6Н2П: (m30) - 6Н3П: (m31) - 6Н8С: (m32) - 6Н9С: (m33) - 6С19П: (m34)

14. Принципы схемотехники электронных ламп

Много это или мало? Выберем для 6Н1П паспортный ток 7,5 мА. При напряжении на аноде 125 В потребуется R3 = 200 Ом. S = 4,45 мА/В, µ = 35. Тогда для верхнего триода: rK = 0,20 + 1/4,45 = 0,42 кОм. RiЭ = 15 кОм. Но на обычном резисторе такой величин...

15. Обзор журнала Glass Audio за 1999 год

Имея полный доступ к Svetlana’s Audio Lab, он выбрал спараллеленые 6Н1П в нижнем плече входного каскада, SV83 в верхнем, а на выход поставил по паре SV300B в параллель и применил выходные трансы One Electron (см. рис.11). В блоке питания (см. рис.12 на следующей странице) стоят светлановские же 6Д22С. Звук в конечном итоге по мнению автора получился весьма оригина...

16. Однотактный ламповый...

Вы можете попробовать и другие: 6Н2П, или же при уменьшении коэффициента усиления – 6Н8С, 6Н1П , 6Н23П и т.д. Выбор опять же за Вами. Далее сигнал через разделительный конденсатор С1 поступает на оконечный усилитель, выполненный на лампе 6П13С, включенной триодом. Режим лампы устанавливается подбором резистора R 6. Ток покоя – на уровне 60-70 мА. Схема окон...

17. Ламповый High-End

При использовании ламп 6Н6П в усилителе производятся следующие незначительные изменения: напряжение питания уменьшается с 290 до 250 В; напряжение смещения снижается с -67 до -15 В; на входе усилителя лучше поставить делитель напряжения; с лампой 6Н6П вместо 6Н8С и 6Н7С хорошо работает лампа 6Н1П . Менее сложный по конструкции, но более мощный высококачественный двухканальный УМЗЧ из книги МРБ-407/1961 собран на 11 лампах. Выходная мощность усилителя 30 Вт при коэффициенте нелинейных искажений на частоте 400 Гц менее 0,5 %. Полоса воспроизводимых частот сост...

18. Принципы схемотехники электронных ламп

Рассмотрим каскад с триодом 6Н1П , пусть анодный ток равен 1 мА, при этом крутизна 2 мА/В. Тогда порог детектирования получается 0,5 В. Чувствительность будет повышаться с уменьшением тока покоя: при снижении тока в 8 раз она повышает...

19. Однотактный ламповый...

Из ламп были опробованы следующие: 6Н1П , 6Н2П, 6С2С, 6С5С, 6Н8С, 6Н9С, 6С4П, 6Э5П. Аккумуляторы в катодных цепях предпочтительнее, так как нет необходимости в подзарядке (они заряжаются током лампы). Единственное, чтобы не было перезаряда, нужно выбирать их ёмкость не менее 20*I лампы. В моём случае я выбирал ёмкость аккумуляторов в пределах 700-1000ма/ч. Первое впечатление было очень хорошим, однако по мере прослушивания обнаружился небольшой н...

Продолжение справочника

>>>>> 0
20
40
60
80
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: