Что значит windows vista. Какая версия Windows Vista подходит именно Вам? Общие рекомендации проведения тестирования в операционных системах Windows XP и Windows Vista

Компьютер и интернет все глубже входят в нашу жизнь, ускоряя и облегчая общение с людьми из разных точек мира, упрощая поиск и обмен информацией, а также становясь частью многих рабочих процессов. Компьютер и интернет уже стали частью обыденной жизни, и бороться с ними также бесполезно, как бороться с появлением автомобилей на смену телегам, запряженным лошадьми.

И все бы хорошо, если бы иногда мы не замечали, что эти новшества создают определенные проблемы в жизни . Становится все сложнее сконцентрироваться на работе, и все чаще и чаще тянет проверить социальные сети или почту.

Придя вечером домой, люди иногда намного охотнее погружаются в мир компьютерной игры, а общение членов семьи между собой уменьшается. Иногда зависимость становится столь катастрофична, что вызывает социальную изоляцию и физические болезни . Именно поэтому и появился термин “компьютерная зависимость”, т.е. патологическое пристрастие к провождению времени за компьютером.

Навигация по статье «Компьютерная зависимость: откуда она появляется, и что за ней прячется на самом деле»:

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Несколько десятилетий назад компьютер для людей был прорывом в технике. Встретить его в квартире было большой редкостью. Сегодня он есть наверно у каждого. Его используют для работы, поиска необходимой информации, отдыха.

Не существует ни одного человека на планете, не игравшего или хотя бы не слышавшего о компьютерных играх. Первые симуляторы изобрели еще в 50-х гг. Зачастую такие программы создаются по сюжетам книг и кинофильмов.

Производство компьютерных игр приобрело мировые масштабы. Пару часов в неделю такого времяпрепровождения, конечно, никому не принесет вреда. Однако чрезмерное увлечение провоцирует формирование тяги.

Игра присутствует в жизни каждого: футбол, развлечения в детсаде, шашки и остальные. Но компьютерные симуляторы отличаются от них: заставляют погружаться в вымышленный мир, далекий от реальности.

Игровая зависимость от компьютерных игр - уход от действительности в киберпространство. Психологическое состояние зависимого меняется. Больной путает действительность с придуманным миром. В запущенных случаях воображение становится единственной средой обитания.

Имеется много разновидностей компьютерных игр.

Наиболее опасными для психологического состояния являются сетевые.

Зависимый погружается в жизнь выдуманного героя: влюбляется, заводит друзей, враждует. В киберпространстве эмоции ярче, насыщеннее.

Психология игровой зависимости характеризуется:

  • дезориентацией во времени;
  • нескончаемым чувством чего-то нового;
  • искаженным пониманием своего «Я»;
  • нарушением сознания;
  • антисоциальными характеристиками;
  • ощущением виртуальной власти;
  • нарушением волевого аспекта.

Зависимости больше подвержены школьники, студенты. Это обусловлено незрелостью психического развития, внушаемостью в силу юного возраста.

Болезнь наблюдается и у взрослых. Человек уходит из реального мира в киберпространство во время кризисов, трудностей, при наличии тяжелых заболеваний.

При зависимости от симуляторов наблюдаются изменения:

  • увеличение чувства тревоги;
  • сильный страх, панические атаки;
  • чрезмерная агрессивность, раздражительность;
  • девиантная поведенческая модель, социопатия;
  • появление склонности к насилию;
  • повышение риска возникновения психических нарушений.

Согласно статистике, игровой зависимости больше подвержены мальчики-подростки. 80% из них проводят в виртуальной реальности более семи часов в сутки. 50% девочек играют максимум пять часов в день.

Компьютерная игромания наносит серьезный вред человеческой психике. Зависимые люди «выпадают» из социума, становятся агрессивными, раздраженным. Их почти невозможно контролировать.

Понятие игровой компьютерной зависимости

Игровая компьютерная зависимость определяется, как расстройство мозга, мотивации, памяти и взаимосвязанных с ними систем. Эти проблемы вызывают определенные психологические, физиологические, социальные и духовные проявления.

Зависимый утрачивает способность к воздержанию, контролю над поведением. У него наблюдается сильная тяга, ненормальная эмоциональная реакция. Он не осознает и не видит своей проблемы. Для болезни свойственны ремиссии и рецидивы. Если не принять меры, то патология приведет к инвалидности и смерти.

Компьютерная игровая зависимость - разновидность взаимоотношений человека и машины. Это чрезмерное эмоциональное привыкание ни к технике, а к тому, что она дает. Больной жаждет заполнить все время играми, но это невозможно по объективным причинам.

Ребенку мешает школа и родители. Взрослому - семья, работа. Если этих факторов не будет, то зависимый полностью погрузиться в выдуманный мир. Вытянуть его оттуда крайне тяжело.

Конечным этапом развития зависимости будет полное погружение в киберпространство. Звучит устрашающе, но это нужно принять как неизбежное. Однако этого удастся избежать, если начать лечение.

Патогенез формирования

Распространенной причиной формирования патологического влечения становятся особенности личности, черты характера. Обидчивым людям, склонным к хроническим депрессиям, имеющим заниженную самооценку, свойственно уходить от «жестокой» действительности.

В реальности они не могут наладить межличностные отношения, становятся своего рода «изгоями». В киберпространстве их никто «не достает», не мучает вопросами. Там они могут быть тем, кем хотят. Таким образом формируется зависимость, с которой тяжело справиться без профессиональной помощи.

Патология может развиться из-за невосприятия себя таким, как ты есть, от одиночества и непонимания близких людей. Больной постоянно находится в напряженном состоянии, эмоциональном истощении.

Зависимость бывает следствием воспитания в детстве и обусловлена гиперопекой или высокими требованиями родителей.

В первом случае ребенок вырастает несамостоятельным. Он привык, что за него все решали родственники и во взрослой жизни не способен что-то сделать сам. В игре все проще: она проста в действиях и в ней все заранее решено.

Во второй ситуации у ребенка формируется очень низкая самооценка. В компьютере можно постоянно быть лидером, самоутверждаться за счет виртуальной реальности.

Зачастую людям бывает не интересна их реальная жизнь, поэтому они погружаются в киберпространство. Они просто не понимают, что можно найти себе увлечение, хобби. Заняться спортом, начать путешествовать, а не убегать от действительности в игры.

Стадии и последствия

Развитие патологической тяги происходит поэтапно:

  • Легкая заинтересованность: больной проходит адаптацию.
  • Увлеченность: проявляется сильная тяга. Каждый сеанс дольше, ставки увеличиваются. На этой стадии человек еще может противостоять своему влечению.
  • Зависимость: тяга к симуляторам достигает наивысшего значения. Человек постоянно борется с желанием играть. Отказаться от «хобби» становится практически невозможно. Время пребывания за компьютером резко увеличивается.
  • Привязанность: предыдущий этап длится продолжительное время. После этого тяга стихает и набирает оборот с большей силой. Игра становится смыслом жизни для больного, деньги являются только символом. Человек не в состоянии самостоятельно побороть свое пристрастие. Зависимый отвлекается от компьютера только по принуждению.

Последствия игровой мании:

  • регулярные конфликты с родственниками, распад ячейки общества;
  • потеря друзей;
  • понижение социального статуса;
  • большие денежные долги;
  • деградирование.

Чтобы избежать всех перечисленных проблем, патологическое состояние нужно своевременно выявить и начать лечить.

Признаки и симптомы

Определить патологическую тягу нетрудно. Признаки компьютерной игровой зависимости:

  • Перед игрой человек находится в хорошем расположении духа, в экстазе перед началом действия. Он стремится поскорее закончить все дела, чтобы погрузиться в виртуальный мир.
  • В процессе игры зависимый перевозбужден, эмоциональное состояние приподнято. Все чувства обостряются.
  • Если по каким-то причинам нужно оторваться от компьютера, человек раздражается, тревожится.
  • Сократить время нахождения за техникой становится невозможно.
  • Тяга изначально проявляется эпизодами, затем приобретает систематичность.
  • Больной постоянно обещает прекратить играть и начать проводить время с близкими. Его слова ни к чему не приводят.
  • Игра является способом ухода от трудностей, одиночества, плохого настроения и т.д.

Все перечисленные признаки говорит о формировании зависимости. С ней необходимо бороться, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

  • Нужно внимательно следить за временем, которое проводится за компьютером. Желательно записывать на бумагу, во сколько началась игра и когда она закончилась. В конце недели подсчитать количество часов, уходящее на сомнительное занятие. Цифра заставит серьезно задуматься.
  • Необходимо установить лимитированное время в игре. Для удобства можно поставить таймер. Если даже после его сигнала действие за компьютером не прекращается, хотя бы будет известно точное время, потраченное на «хобби». Если зависимость находится не совсем в запущенной форме, можно выбрать определенные дни или часы, посвященные виртуальной реальности. Рекомендуется установить денежный лимит, который ежемесячно будет расходоваться в игре.
  • Желательно выбирать симуляторы, прохождение которых не занимает много времени. Некоторые игры тяжело пройти, и они затягивают в виртуальный мир еще сильнее.
  • Нельзя воспринимать симулятор, как некое соревнование. Это всего лишь игра и не нужно бояться ее прекратить, так и не дойдя до финала. Это виртуальный мир, никто не будет осуждать за то, что дело не доведено до конца.
  • Нужно заслужить время за компьютером. Нельзя садиться за игры, пока не будут выполнены все дела. Не нужно полностью отказываться от своего увлечения. Необходимо просто понять всю многогранность окружающего мира.
  • Игры за компьютером рекомендуется заменить их трансляциями. В это время необязательно находиться за монитором. Можно заняться полезными делами. Например, убраться в квартире или приготовить обед.
  • Если возникает осознание того, что пора вернуться в реальность, рекомендуется резко отказаться от компьютерных игр. Сделать это тяжело, но необходимо. Можно удалить с оборудования все симуляторы, отдать диски знакомым на определенное время. После этого больше времени будет проводиться с близкими и придет осознание, что киберпространство не способно заменить настоящий мир.
  • Чтобы избавиться от зависимости навсегда, нужно определить причину, по которой она сформировалась. Устранив ее, получится освободиться от патологического влечения.

Если самостоятельно побороть зависимость не получается, нужно обратиться к специалисту.

Чтобы определить наличие зависимости, необходимо согласиться или опровергнуть перечисленные утверждения:

  • Нахождение за компьютером продолжается часами. Можно отказаться от потребления еды, гигиенических процедур и прочего, чтобы продлить сеанс в игре.
  • Регулярно происходят задержки в игре больше планированного времени.
  • О себе человек мыслит, как о виртуальном персонаже с репутацией в игре, а не как о реальной личности.
  • Киберпространство важнее общения с людьми в реальном мире (даже иногда).
  • После прохождения игры чувствуется наслаждение. Хочется опять испытать эйфорию, адреналин, удовлетворение повторно.
  • От симулятора тяжело оторваться, даже по чьей-то просьбе.
  • Остановить игру во время важных событий (баталий, боев и т.д.) сложно.
  • Приходится скрывать увлечение компьютерными играми, потому что стыдно признаться сколько времени на это уходит.
  • Близкие замечают патологическое пристрастие.
  • Из-за симуляторов не хватает времени на учебу, домашние обязанности, работу и т.д.
  • При невозможности сесть за компьютер, ухудшается настроение.
  • Погружение в вымышленный мир происходит даже на рабочем месте, в учебном заведении.
  • Из-за игр были прогулы на работе, учебе.
  • За компьютером намного легче снять стресс, чем применяя другие методы.
  • Из-за игр ухудшились взаимоотношения с друзьями, семьей.
  • В симуляторы вкладываются денежные средства, необходимые для иных целей.

Чем больше положительных ответов, тем выше риск развития игровой зависимости.

Если их более 50%, то нужно обратиться за консультацией к специалисту. Патология начала развиваться.

Профилактические мероприятия

Специфической профилактики не существует. Снизить вероятность формирования тяги к компьютерным играм поможет соблюдение рекомендаций:

  • если человек много времени уделяет виртуальной реальности, его нужно показать доктору;
  • нужно постараться вникнуть в смысл симуляторов, в которые играет близкий: это поможет найти точки соприкосновения, построить доверительные отношения;
  • нельзя критиковать при человеке, увлеченным компьютером, игры: нужно мягко выражать мысли по этому поводу;
  • необходимо понять, что именно привлекает в киберпространстве, чего не хватает в реальности;
  • ограничить доступ к книгам, фильмам, играм с насилием: это подавит агрессивность.

Перечисленное снизит риск появления зависимости. Однако если человек много времени проводит за компьютером, проявились первые симптомы патологического влечения, его нужно уговорить нанести визит доктору.

Слайд № 1
Не бегите от реальности, потому что именно реальность делает вас человеком.

Что такое игровая зависимость у детей? Болезненная предрасположенность или следствие воспитания? Как можно с этим бороться?

Игромания – причины внутри нас.
Сегодня игровая зависимость – одна из наиболее распространённых проблем детского воспитания, которая поражает, главным образом, детей от 8 до 16-18 лет.
Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и сумасшедших скоростей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное – как распорядиться имеющимися у нас ресурсами. Ведь те же компьютер и интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то, что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия.

Слайд № 2
Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество обязано именно высоким технологиям. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.
Слайд № 3
Ребенок не чувствует разницы
До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью. И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер? Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В психологии есть такое понятие, как чувство жизни: умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как чудо, жить «здесь и сейчас». Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные джунгли?
По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение персонажами.
В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в суррогатные эмоции и переживания.

Мальчики – в группе риска
Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки. Девчачьи игры – те же дочки-матери – это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики. Над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчишки вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима – для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен – именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки, если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры).

Откуда ноги растут.
Утверждать, что виртуальные забавы – корень всех бед «проблемных» подростков – значит, путать причину и следствие. Ведь «иная реальность» может лишь усугубить уже имеющиеся проблемы.
Иными словами, счастливый, гармонично развивающийся ребенок вряд ли станет испытывать повышенную тягу к компьютерному миру.
«Когда на приеме родители жалуются на то, что их ребенок «подвис» на компьютере, я предлагаю им поискать причины в себе, – говорит Светлана Ройз, детский и семейный психолог. – Я спрашиваю у мам и пап: «Кто впервые показал ребенку компьютерную игру? Что вы знаете о пристрастиях вашего ребенка, в какие игры он играет? Сколько времени вы проводите вместе с ребенком, о чем разговариваете? Назовите несколько ярких событий в жизни ребенка за последние месяцы».
Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, стирка, уборка, и зачастую нам попросту некогда играть с чадом в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя.
Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой потенциал.

Слайд № 4
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
1.Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
2. Недостаток внимания со стороны родителей.
3. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
4. Склонность детей к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
5.Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
В какой-то степени компьютерная зависимость, игровая зависимость может стать результатом влияния школьного окружения. Поскольку, когда другие дети активно обсуждают игры, то и ваш ребёнок хочет принимать участие в их разговорах, быть частью этого аспекта школьной, детской подростковой жизни.
6.Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
7.Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
Например, конфликты в семье, когда ребёнок убегает в интернет-клуб, в компьютерный мир от мира настоящего. Почему? Потому, что он там живёт в другой реальности, в такой, где нет ссор с родителями, где нет ссор между родителями, где его жизнь проста и понятна.

Слайд № 5

По статистике, каждый пятый – шестой ребенок, с наличием признаков компьютерной зависимости, излечивается от компьютерной игровой зависимости самостоятельно и без последствий.
Однако, не стоит надеяться на то, что зависимость от компьютерных игр у детей пройдет сама собой, неокрепшая детская психика может не справиться с влиянием возникшей зависимости.
Если долгие часы за монитором вызывают у вас тревогу за ребенка, обратите внимание на

Признаки компьютерной зависимости:
1.У ребенка появляется навязчивое желание играть на компьютере (приставке, планшете и пр.) Любому даже самому любимому некогда занятию он с радостью предпочтет общество «железного» друга.
2. Куда-то резко подевались друзья. Если к нему кто-то и приходит в гости, то для того, чтобы вместе поиграть за компьютером. Сам он идет к друзьям с этой же целью.
3. Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
4. Ночные бдения у компьютера и отказ от еды, потому что в Сети идет «очень важная битва».

Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.

Таким образом, специалисты выделяют главный признак компьютерной игровой зависимости – постоянное навязчивое желание играть в компьютерные игры.

Слайд № 6
Опасности компьютерной зависимости.
1. Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
2. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.
3. В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.
4. Ребенок может проявлять агрессию в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
5.Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.

Слайд № 7 (продолжение)

6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.
7. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
8.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
9.Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
10.Уменьшается круг общения ребенка и, как следствие, отсутствие жизненного опыта, опыта общения.
11. Может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение.

Ребёнок, попавший в игровую зависимость, постепенно меняется и меняется довольно сильно.

Начинаются проблемы с учёбой в школе, падает внимание, исчезают какие-либо интересы вне игр.
Мы наблюдаем в нашей школе (!), что ребенок зачастую не может оторваться от игры на уроке, на перемене, постоянно отвлекается во время урока, если в его телефоне или другом гаджете «живет» какой-то герой (например, «таблетка» или (прошу прощения) «какашка»), которого надо обслуживать, убрать за ней, покормить и пр., чтобы набрать необходимые баллы. Это приобретает характер повального увлечения, с катастрофическими масштабами вовлеченности. Учителя здесь порой бессильны что-либо изменить. Мы уже не говорим о морально-нравственной стороне «обслуживания» таких вот героев игр. До какого уровня мышления скатываются в этот момент наши дети???
Или игры-симуляторы, где дети имитируют совсем уже взрослые отношения с яркими интимными компонентами между парнем и девушкой. Конечно, после такого эмоционального потрясения ему уже не будет интересно заниматься учебой…

Слайд № 8
Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество научных исследований (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, С. А. Шапкин, М. Коул и др.).
С результатами одного из них мы хотим вас познакомить.

В исследовании принимали участие 146 учащихся 5–6 классов общеобразовательных средних школ г. Нижнего Новгорода, из них – 76 мальчиков и 71 девочка в возрасте от 10 до 12 лет.
По результатам исследования было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности имеют более низкие показатели умственных способностей, чем их сверстники. Возможно, это связано с тем, что в отличие от реальных игр со сверстниками компьютерные игры несут деструктивную компоненту для полноценного развития младшего подростка. Компьютерные игры, разработанные по заданному (шаблонному) сценарию, не могут полноценно отобразить жизненные ситуации, упрощают способы решения различных задач, не содержат нравственные задачи и тем самым содействуют примитивизации мышления.
При исследовании самооценки мы рассматривали показатели по таким критериям, как: уверенный, способный, счастливый, общительный, трудолюбивый, сообразительный.
Было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности более уверены и менее общительны по сравнению с обычными сверстниками.
Расхождения уровня интеллекта младшего подростка с его самооценкой могут свидетельствовать о неадекватном отношение к себе в результате существенных расхождений «Я - реального» и «Я -виртуального». Во время игры психика младшего подростка образует свой собственный виртуальный мир, который имеет определенную степень устойчивости. Игровая реальность выступает своеобразным трансформатором сознания ребенка. При этом эмоции сконцентрированы вокруг персонажа компьютерной игры и действий, происходящих с ним. Измененное состояние сознания чутко реагирует на малейшие изменения в игровом пространстве. Победы виртуального персонажа воспринимаются как личные достижения, ребенок чувствует себя героем. Победа – это положительная самооценка и положительные эмоции. Игра становится средой формирования личностных качеств, показателем успешности. Подростки, не прошедшие ролевую идентификацию в социальной действительности, находят свой образ в игре.

Выявлено преобладание склонности к риску у младших подростков с высокой степенью
игровой компьютерной ориентированности по сравнению с младшими подростками с низкой степенью ориентированности на уровне значимости.
Компьютерная игра позволяет ребенку испытать особое возбуждение – ощущение собственной успешности и значимости.
Восторг от получения желаемого результата и возбуждение от его ожидания становятся привлекательнее, чем все остальные радости жизни.
У детей с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности низкие показатели по таким параметрам субъектности, как: способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, понимание и принятие другого, саморазвитие.
Младшие подростки с высокой степенью компьютерной увлеченности отличаются в недостаточной степени развитым самообладанием и самоконтролем в процессе деятельности.
Результаты исследования свидетельствуют о слабо сформированной у компьютерных игроков способности к рефлексии, являющейся средством самопознания, в жизненных ситуациях они затрудняются вариативно выбирать виды деятельности, круг общения и способы самовыражения.
Волевые качества у младших подростков первой группы значительно ниже, чем во второй группе.

При исследовании факторов социального окружения было выявлено, что в семьях, в которых родители часто покупают своим детям компьютерные игры, риск возникновения повышенной увлеченности подростками компьютерными играми значителен. У большинства родителей сформировано положительное отношение к тому, что их ребенок имеет данную форму увлечения, они не видят деструктивных функций компьютерных игр, специально покупают различные игры, чтобы ребенок больше времени находился дома под родительским присмотром.
Круг общения у младших подростков с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности в основном сводится к общению с друзьями и героями компьютерных игр.
Весь досуг таких детей в основном сводится к игре за компьютером. Были получены низкие показатели общения с родственниками и литературными героями.
Компьютерная игра служит средством, позволяющим удовлетворить те потребности младшего подростка, которые не удовлетворены в реальной жизни, средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в иллюзорном игровом мире, а не в реальном, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.
Учитывая такие возрастные особенности младших подростков, как слабая волевая регуляция, становится очевидным тот факт, что компьютерные игры провоцируют детей на систематическое невыполнение домашних заданий, а также пропуски школьных занятий, возможен и психологический отрыв ребенка от школы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Когда основным времяпрепровождением ребенка становятся компьютерные игры, интернет-чаты и телевизор, страдает, в первую очередь, его эмоционально-чувственная сфера, – утверждает Наталья Ещенко, специалист вальдорфской педагогики, преподаватель и арт-терапевт. – Посудите сами: стать супергероем в вымышленной жизни намного проще, чем в настоящей. Для того чтобы одержать виртуальную победу, достаточно умственных усилий, быстроты реакции и определенных навыков. А в реальной жизни успех невозможен без умения чувствовать, договариваться с людьми, слышать свою интуицию, использовать творческое начало! Компьютерные игры формируют искаженное представление о жизни, безволие и пассивность, которые скрываются за яркими подвигами в виртуальном мире. Стоит ли удивляться тому, что, повзрослев, вчерашний геймер отказывается брать на себя ответственность за собственную судьбу?! В последние годы медикам все чаще приходится сталкиваться с гипервозбудимыми, гиперактивными детками. Этому явлению есть простое объяснение. Детям, особенно маленьким, очень важно проживать эмоции через тело (это происходит, например, во время подвижных игр). А когда малыш увлеченно смотрит мультик или гоняет на виртуальных ралли, его мозг работает очень интенсивно. Но тело - то остается статичным, оно не проживает эту активность! А потом родители недоумевают, почему ребенок переворачивает весь дом вверх дном, а по ночам просыпается каждые два часа».
Слайд № 9
Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка.
1.Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя.
Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир, а действия своего героя считать своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями героя игры. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз».
3. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Этот тип назван так потому, что играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.
4. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.
Слайд № 10

Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в наибольшей мере отражают его подавленные потребности.
Стратегические – ребенку не хватает структурированности. При этом в потенциале у него имеются лидерские качества, такой человек может повести за собой других. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).

Спортивные – подавлена деятельность, возможно, есть какие-то телесные блоки. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключайте его внимание на реальные спортивные забавы.

«Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия или подавленная сексуальность. Кстати, агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида (в психологии есть даже такое понятие: нормальный уровень агрессии). Другое дело, сколько ее и в какое русло она направлена. Такому ребенку нужно больше двигаться, а еще ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.

Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин., старшие – три раза.

Слайд № 11

Кто больше зависим от игр на компьютере?
1.Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.
2.Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
3.Дети тех взрослых, которым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре.
4.Дети родителей, которые сами зависимы от компьютера и интернета.

Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет.
На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Ребенку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна помощь.

Слайд № 12

Как бороться с игровой зависимостью?
1.В первую очередь, не запрещать. Агрессивная позиция родителей, направленная на резкое, жёсткое запрещение игры, как правило, приведёт к установлению между родителями и ребёнком барьера. Причём ребёнок всё равно будет играть, но вне дома: в школе, у друзей, в интернет-клубах.
Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит действовать тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.
Следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык получать выволочку за свои компьютерные посиделки и несделанные уроки? Специалистами доказано: если какая-то реакция повторяется 7 и более раз, она скатывается в подсознательное. Иными словами, ребенок попросту не слышит обращенных к нему упреков, они для него – не более чем досадный шумовой фон. Чтобы изменить ситуацию, попробуйте продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего чада.
Как говорит русская народная мудрость: «Если пьянку нельзя предотвратить – её нужно возглавить». Так и здесь. Если игровая зависимость для вас уже реальность, постарайтесь разделить её с ребёнком. Обсуждайте с ним игры, отсеивайте те игры, которые содержат сцены насилия, побуждают в нём агрессию или служат источником излишнего драйва. Вместе играйте с ним в игры, имеющие развивающую направленность. Устанавливайте и углубляйте контакт с вашим ребёнком, понимая, что игровая зависимость, это, прежде всего, звонок, указывающий на то, что у нас есть проблемы во взаимопонимании с нашим ребёнком.

2. Другой важнейший аспект - формирование у ребёнка интересов, не относящихся к компьютерному миру. Так, спортивная секция, где он может заниматься каратэ, футболом, ездой на роликах, скейтборде, может стать хорошей альтернативой игромании, поскольку там он будет общаться с другими детьми, у которых также интересы находятся вне мира игр.

И в результате это даст возможность обеспечить нормальный здоровый баланс интересов у нашего ребёнка.

3. Помните, что вы сами являетесь примером для вашего растущего малыша. Если вы постоянного сидите «вконтакте» или «одноклассниках», постоянно разговариваете по телефону, то, прежде всего, показываете ребёнку, что именно так нужно проводить время.

Пробудить в ребенке интерес к реальной жизни можно лишь собственным примером.
Находите время для разговоров по душам, читайте вместе книжки, делитесь пережитыми впечатлениями, организуйте совместный досуг с ребенком, спортивные игры, поездки на природу, рыбалку, лыжные трассы и пр.

Слайд № 13

Профилактика зависимости от компьютерных игр.

1. Личный пример родителей - если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
2. Список совместных дел, игр, кружки, дополнительные занятия и пр.
Все должно быть спланировано, чтобы у ребенка не оставалось свободной минуты.
3. Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
4. Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру.
Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
5.Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
6. Лечение «красотой» реальности: познавать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
7. Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющих контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Слайд № 14
Психическое и духовное состояние детей – это показатель благополучия или неблагополучия всей семьи. В психологии есть понятие - идентифицированный пациент. Оно обозначает человека, чей проблемный симптом отражает дисгармонию, существующую внутри семьи. То есть, что-то нарушено в семье, в отношениях ее членов друг с другом, но создающим проблему носителем симптома является только один из них.

Когда в семье появляется идентифицированный пациент, например зависимый от компьютера ребенок, вся семья, как правило, видит проблему только в нем и обращается за психологической помощью в связи с ним, формулируя свой запрос: «что с ним делать?» или «как его исправить?» Ребенку преодолеть компьютерную зависимость очень трудно, если не изменяется существующая система взаимоотношений в его семье, которая-то и привела к зависимому поведению. Если, не понимая этого, пытаться воздействовать только на ребенка, то хороших результатов добиться будет почти невозможно. Правильный выход – это восстановление нормальных, зрелых семейных взаимоотношений.
Слайд № 15
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Слайд № 16
Задача каждого ребенка – стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать конструктивные решения, отвечать за свои поступки, делать осознанный выбор и строить свою жизнь, опираясь на здоровые духовно-нравственные принципы. Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что фундамент самостоятельности и ответственности закладывается постепенно, но начинать его выстраивать следует как можно раньше.

Психологические расстройства идут бок о бок с технологическим прогрессом. Развитие компьютерных технологий принесли большую пользу для человечества, но вместе с этим и новую трудность — компьютерную зависимость.

Компьютерная зависимость – это расстройство, которое широко распространилось в 1990 году, в период, когда произошло бурное развитие компьютерной промышленности. Это состояние, при котором человек испытывает психологическую зависимость к компьютерным играм, соцсетям или Интернету, у него постоянно возникают мысли: «Поскорее бы прийти домой и сесть за компьютер». Зависимый человек старается все свободное время проводить вместе с компьютером.

Кажется, что такой стиль жизни безобиден и не вызывает вреда. Однако психологами давно доказано, что компьютерная зависимость схожа с алкогольной и наркотической зависимостями. Но в отличие от них, игровая зависимость не наносит прямой вред физическому здоровью. Последствия игровой зависимости куда тяжелее — социальная дезадаптация, социофобия, панические атаки, навязчивые мысли и другие психологические расстройства.

Игромания у детей

Особенно актуальна проблема компьютерной зависимости среди детей и подростков, потому что их с ранних лет приучают к компьютерной технике. Родителям проще дать ребенку поиграть в компьютер, планшет или телефон и получить пару часов свободного времени, чем постоянно следить за ним и опекать. Компьютер развлекает ребенка, дает ему позитивные эмоции, с этого момента у ребенка формируется неправильное утверждение: «Компьютер = радость, веселье». Психологи советуют родителям, если и разрешать играть в компьютерные игры детям до 7 лет, то только в развивающие игры — обучение счету, буквам, новым словам.

Компьютерная зависимость – это подсознательная программа, возникающая из-за неправильных убеждений, поэтому избавиться от нее помогут только психологические методики, в том числе и гипноз.

Причины компьютерной зависимости

Любое действие человека, которое нравится мозгу, поощряется выработкой эндорфинов (гормона радости). Таким образом, мозг сообщает, что это действие нужно повторять снова и снова.

Человек – социальное существо и информация представляет для него наиболее высокую ценность. Сегодня человек за день в среднем получает столько же информации, сколько человек, родившийся в 1800 году получал за всю жизнь. И объем получаемой информации увеличивается на 6% в год.

Основную часть информации современный человек потребляет из Интернета. Если раньше люди получали информацию из разговоров, книг, газет, телевизионных передач, то сейчас намного проще взять эту информацию из Интернета. Соцсети и сайты обеспечивают нас все большим потоком информации, который стимулирует мозг вырабатывать все больше эндорфинов.

Причины игромании

Мозг поощряет также достижение целей. Например, получение нобелевской премии, хорошей работы, создание семьи. Этим эффектом пользуются разработчики игр. Мозгу не важно, получили ли вы какую-то высокую награду в реальной жизни или достигли результата в виртуальном мире. Он приравнивает эти достижения, вырабатывая гормон радости и в том, и в другом случае.

Человек стремится быть счастливым и старается быть в этом состоянии как можно дольше. Но достичь результата в виртуальном мире куда проще, чем в реальном. Поэтому он тратит свое время на игры, которые помогают ему достичь этой цели и быть счастливым. Этим и опасна компьютерная зависимость, она развивается практически у любого человека.

В итоге приходим к выводу, что причиной развития компьютерной зависимости является жажда к получению новой информации, которую человек утоляет постоянным обходом сайтов (серфингом сайтов). Но бывают исключения. Причиной зависимости также могут быть неуверенность в себе, комплексы по поводу внешности, боязнь общества.

У детей и подростков есть еще один провоцирующий фактор – недостаток внимания со стороны родителей, родственников, сверстников. Подросток получает необходимые эмоции, общаясь в соцсетях, играя в компьютерные игры или просматривая видео.

Наиболее подвержены развитию зависимости:

  • дети 13-16 лет;
  • зависимость у мальчиков развивается в 10 раз чаще, чем у девочек того же возраста;
  • дети, чьи родители мало бывают дома;
  • безработные люди.

Виды компьютерной зависимости

  1. К играм – это самый распространенный вид компьютерной зависимости. Человек быстро привыкает к эмоциям, которые дают компьютерные игры. Чаще всего, зависимость к играм развивается у людей, которые не смогли устроиться в жизни, обществе. Но они стараются реализовать себя в виртуальном мире, где все хорошо и никто не накажет.
  2. К соцсетям, общению в сети – чаще всего этим видом зависимости страдают неуверенные в себе люди, которые не умеют или стесняются общаться в «реальной» жизни. Таким людям не хватает реального общения, и поэтому они общаются внутри виртуального мира.
  3. К серфингу сайтов – это самый интересный вид компьютерной зависимости. Большинство людей, страдающих страстью к серфингу сайтов, уверены, что раз они не играют в компьютерные игры, то с ними все в порядке. На самом деле они заблуждаются. Такие люди могут провести весь день за компьютером и даже не заметить этого. Со временем у них развивается зависимость к просмотру ненужной, «мусорной» информации, такой как интересные факты, цитаты, реакции, видео на YouTube и прочее. Таких людей довольно трудно убедить в том, что у них есть вредная привычка.

Признаки компьютерной зависимости

Компьютерная зависимость у взрослых

Основные симптомы:

  1. Раздражительность. Этот симптом возникает, когда человек прекращает сидеть за компьютером, даже недолгое пребывание в «реальном» мире может вызвать у человека сильную раздражительность.
  2. Обновление компьютера. Зависимый человек постоянно стремится улучшить свой компьютер даже тогда, когда это может привести к финансовым сложностям. Игроман систематически приобретает новые игры, компьютерные устройства (мышь, клавиатура и прочее), покупает дополнения для игр.
  3. Ухудшение памяти. Постоянный поток информации несколько ухудшает память человека, он начинает забывать о каких-то встречах, обещаниях, делах. Все становится неважным, когда он садится за компьютер.
  4. Неконтролируемое время пребывания за компьютером. Человеку сложно оторваться от компьютера, он опаздывает на встречи. А время, проведенное за компьютером, проходит для него незаметно.
  5. Ограниченное число интересов. Зависимого человека интересуют только темы о компьютере, играх, Интернете. Что-то иное ему не так интересно.
  6. Неправильное питание. Игроман пренебрегает приемами пищи. Он может питаться около компьютера или не есть весь день и даже не заметить этого. Чаще всего питается едой быстрого приготовления, бутербродами и т. п.
  7. Пренебрежение сном. Человек тратит мало времени на сон, потому что хочет как можно больше времени проводить за компьютером. На более поздней стадии случается так, что человек вовсе не спит несколько суток.

Компьютерная зависимость у детей и подростков

У подростков и детей помимо вышеперечисленных симптомов также есть признаки, присущие исключительно этой возрастной группе:

  1. снижение успеваемости в школе, колледже, институте;
  2. прогулы занятий;
  3. раздражительность и агрессивное поведение в ответ на запрет пользоваться компьютером;
  4. необщительность и излишняя обидчивость;
  5. отказ от прогулки на улице, потому что он хочет посидеть подольше за компьютером.

Как избавиться от компьютерной зависимости?

Психотерапия – это один из методов избавления от зависимостей.

Важно, чтобы человек сам желал избавиться от игромании. Лечение игромании против воли не принесет положительного результата.

Избавиться от компьютерной зависимости и очистить свой разум от навязчивых мыслей возможно благодаря гипнозу и методу психолога Полищука Виктора Ивановича. Психолог поможет избавиться от зависимости с помощью специальной методики гипноза и психокоррекции сознания. Благодаря гипнозу, психолог определит причину зависимости и поможет устранить ее. В работе с подсознанием важна работа не только психолога, но и клиента. Если вы хотите освободиться от негативных мыслей и игромании, то уже после первого сеанса вы сможете почувствовать эффект. Вы построите новую счастливую жизнь без компьютерной зависимости.

Адрес: город Сочи, ул. Орджоникидзе дом 8, 2 этаж, каб. 22.

Избавьтесь от компьютерной зависимости.

Звоните по номеру: +7 (918) 612‑79‑20

А ддиктивное поведение (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Синоним – аддикция.

Выделяют основные виды аддикций:

  • злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, например, алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды;
  • участие в азартных играх, в том числе компьютерных;
  • сексуальное аддиктивное поведение;
  • переедание;
  • работоголизм (трудоголизм);
  • длительное прослушивание музыки, главным образом основанной на ритмах.

При формировании аддикции происходит редукция, т.е. упрощение, сглаживание межличностных эмоциональных отношений.

Симптомокомплекс психических нарушений, вызванных чрезмерным увлечением компьютером или Интернетом, описан психиатрами под названием компьютерная и Интернет-зависимость или компьютерный синдром.

Патологическое влечение к компьютерным играм и Интернету относится к нехимическим или поведенческим аддикциям, то есть зависимостям, не имеющим в основе своей конкретных биохимических субстратов (в отличие от алкоголизма, наркомании, никотиновой зависимости).

1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Ученые предприняли попытки изучить последствия компьютеромании на психофизическом уровне и обнаружили следующее.

Физические изменения в организме обусловлены влиянием нескольких факторов:

  • длительным сидением в однообразной позе, зачастую искажающей осанку и внутренние органы человека;
  • мерцанием монитора;
  • электронным излучением.

К последствиям воздействия вышеперечисленных факторов медики относят:

  1. Снижение иммунитета (защитных свойств организма) – предрасположенность к инфекциям, онкологическим заболеваниям.
  2. Неврологические нарушения – существует ряд наблюдений детских неврологов о развитии судорожных приступов, спровоцированных эффектом мерцания монитора и частой сменой изображения во время игры (происходит фотостимуляция судорожной активности головного мозга).
  3. Нейровегетативные изменения – к ним относят колебания артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, повышение температуры тела, головные боли.
  4. Сосудистые нарушения. За счет однообразной позы развиваются застойные явления в сосудах органов, отеки, варикозное расширение вен.
  5. Изменение осанки.
  6. Нарушение репродуктивной функции.
  7. Ухудшение зрения.
  8. Эндокринные нарушения.

Так, в Японии исследования выявили, что компьютерные игры стимулируют, например, у детей лишь ограниченный участок мозга, поэтому им нужно больше читать, писать и считать. Кроме того, для стимуляции работы мозга и его нормального развития важно, чтобы дети играли со сверстниками на воздухе и больше общались с другими.

Как утверждают американские учёные, чрезмерное увлечение жестокими компьютерными играми приводит к нарушению передачи импульсов между нервными клетками и замедляет работу мозга (что подтвердили результаты исследований функциональной магниторезонансной томографии, проведённой участвовавшим в исследовании подросткам). Особенно сильно подобное торможение проявляется у тинейджеров с нарушениями в поведении, у которых активность в коре лобной доли (отвечающей в том числе за эмоции и импульсивность) и без того значительно снижена.

По данным статистики, полученным в США, в среднем шестиклассник смотрит телевизор 4 часа в день, - и это не считая того времени, которое он проводит за различными играми перед экраном компьютера или телевизора. Дети признают, что часто играют дольше, чем собирались. Не редко из-за этого они запускают учебу.

По некоторым оценкам, около 40 % американских детей в возрасте от 5 до 8 лет страдают ожирением. К этому, очевидно, располагает недостаточная физическая активность - следствие долгих часов, проведенных за телевизором или компьютером. Одна компания даже разработала специальные тренажеры, на которых можно заниматься, не отрываясь от компьютерных игр. Но разве не лучше было бы посвящать этим играм не так много времени, чтобы его хватало и на другие занятия, необходимые для разностороннего развития личности ребенка?

А вот еще одна опасность, которую таят в себе электронные игры: от долгого сидения перед экраном страдают глаза. Факты говорят о том, что, по меньшей мере, каждый четвертый пользователь компьютера имеет проблем со зрением. Одна из причин кроется в сокращении частоты морганий, что вызывает сухость и раздражение глаз. Когда человек моргает, стимулирует выделение слезной жидкости, которая омывает глазное яблоко, защищая его от загрязнения. Дети, увлекшись, забывают обо всем на свете, и потому могут играть за компьютером часами, почти без перерывов. Это приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Специалисты рекомендуют через каждый час работы с компьютером делать перерыв на несколько минут.

2. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от их работоспособности.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. По прогнозам, в ближайшие годы рынок электронных игр будет неуклонно расширяться. В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр; игра становится их основной деятельностью. Круг социальных контактов у них очень узок, вся иная деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей; главным становится удовлетворение потребности в игре на компьютере. Опыт показывает, что многим из них это увлечение отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, потеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и всё, что с этим связано.

Для психического здоровья самая большая опасность компьютерных игр заключается в возникновении зависимости. Зависимости от компьютерных игр человек подвержен наиболее сильно, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен. До окончания любой игры существуют некие логические стадии, которые, по большей части, достаточно жестко завязаны друг на друге, что заставляет субъекта не отвлекаться, а воспринимать прохождение всей игры от начала до конца, как некий единый процесс.

Компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой аддиктивной реализации, т.е. ухода от реальности.

Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек реализует таким образом (виртуально) большую часть имеющихся потребностей и игнорирует остальные. В любом обществе находятся люди предпочитающие убегать от проблем. Тех, кто в качестве такого способа выбирает алкоголь называют алкоголиками, наркотики – наркоманами, работу – работоголиками, азартные игры – патологическими гэмблерами. Интернет-зависимыми, компьютерные игры – кибераддиктами и т.д. В последнем случае вместо решения проблем здесь и сейчас человек головой уходит в компьютерную игру. Там, в игре, ему хорошо: он сильный смелый, вооруженный, успешный... Время, проведенное за игрой, не делает его сильнее и успешнее в реальной жизни. Потому, выныривая из виртуального мира в реальный человек испытывает дискомфорт, ощущает себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желает как можно скорее вернуться туда, где он победитель.

Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет игроголику прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Некоторые из них просиживают за компьютером ночами напролет, выпадая из реальной жизни. Окружающие беспокоятся, но зачастую не знают, что предпринять. Один юный любитель компьютерных игр сказал: Когда я общаюсь с людьми в сети, то кажусь им умным и элегантным. А когда они видят меня в жизни, они советуют мне похудеть.

Таким образом человек уходит от реальности в вымышленный мир. Вот какую меткую характеристику дает любителям компьютерных игр один обозреватель: Для сетевого игрока вымышленный мир гораздо привлекательнее реального. Жизнь вне игры у него сводится лишь к зарабатыванию минимума средств, необходимых для продолжения игры.

Само собой, разработчики подобных программных продуктов заинтересованы в том, чтобы игра увлекала настолько, насколько это возможно. Задача производителей игрового программного обеспечения - создать максимальный эффект погружения, чтобы при выпуске очередной серии, человек, зависимый от компьютерных игр, не раздумывая, купил именно их продукт.

Компьютерные разработки направлены на улучшение передачи мультимедийных эффектов, что непосредственно связано с игровыми процессами. Сегодня существует множество способов создания эффекта участия игрока в процессе, начиная от логики игры (от первого лица, командная игра и проч.) и графического исполнения (трехмерная графика, изометрический вид) до музыкального сопровождения (оцифрованный голос, психологически интригующая или напряженная музыка) и натуральных звуковых эффектов.

Увлечение компьютерными играми – это не пристрастие к какой-либо одной компьютерной игре, поскольку это скорее психологическая цепная реакция. Пройдя одну игру в каком-либо жанре, который понравился больше всех, игроголик ищет другие игры этого же жанра, сделанные в идентичной стилистике и не уступающие по психологическому напряжению, а дальше – тремление пройти все (по крайней мере, известные) игры этого типа, коих в данный момент на рынке огромное множество.

Многие игры имеют совмещенные игровые жанры, что подталкивает аддикта к переходу к другим типам игр. Необходимо отметить, что прохождение новой компьютерной игры занимает от 5-6 часов до нескольких суток, иногда даже недель. Для того чтобы игроголик как можно дольше играл в ту или иную игру, разработчики вводят в них дополнительные небольшие подуровни, так называемые секретки, поиск которых требует массу времени. Человек одержимый компьютерной игрой окончательно не прощается с ней до тех пор, пока не найдет все секретные уровни, комнаты, не соберет все бонусы. Путем создания секретных подуровней, производители как бы подталкивают игрока к некому соревновательному ощущению кто кого? , что является одной из множеств причин возникновения зависимости от компьютерных игр.

Игры, события в которых зависят непосредственно от игрока, т.е. развивающиеся самостоятельно вместе с игроком, ориентируясь на его слабые и сильные места, либо имеющие множество случайных параметров, которые задает игрок, заставляют аддикта проходить их снова и снова. Каждый раз в каждой новой ситуации игрок проверяет, что случится, если развитие событий он поведен по-другому. Подобные игры поглощают еще сильнее, чем те, которые построены на сценариях, поскольку они предоставляют еще большую свободу действий играющему, дают ему возможность почувствовать себя самому разработчикам того или иного уровня или сценария компьютерной игры.

Еще один из способов посадить на компьютерную иглу субъекта, – это предоставление в комплекте с игрой пакета программ для разработки собственных сценарных уровней игры, а иногда даже для создания собственных персонажей и замены голосовых и звуковых эффектов, т.е. предоставление широких мультимедийных возможностей. Подобные программы временно придают популярной игре некий культовый характер. В виртуальных конференция и на сайтах фанатов появляются уровни для той или иной компьютерной игры, сделанные непосредственно игроками и предоставлены для всеобщего прохождения и оценки. Если игра поддерживает многопользовательские системы (одновременная игра двух и более игроков), – это еще более усиливает психологическую зависимость субъектов от игры. Несколько играющих могут посоревноваться друг с другом в том, кто нашел тактику игры эффективней, а игра против компьютера куда менее интересная, чем такая же игра, но против живого человека. Мало того, игра против человека в разработанном самим же игроком уровне, - это действительно возбуждает его сознание, в момент игры ему кажется, что он попал в свой собственный виртуальный мир, где необходимо доказать свою мощь, силу и игровое мастерство.

Таким образом, негативные последствия компьютерных пристрастий – это и зависимость, выражающаяся в психопатологических симптомах (таких, как невозможность переключиться на другие развлечения, чувство превосходства над остальными людьми, оскудение эмоциональной сферы), и сужение круга интересов, и трудности в общении со сверстниками, и соматические нарушения (падение зрения, быстрая утомляемость).

Факторы риска развития компьютерной зависимости можно объединить в три группы:

1) Социальные

Недостаточная профилактическая и разъяснительная работа в семье, ослабление контроля гигиены труда за компьютером.

Массовая увлеченность окружающих ребенка сверстников и взрослых (родителей) компьютерными играми и интернетом.

Финансовый стимул – возможность выиграть деньги, играя в тотализатор, on-line казино.

Отсутствие альтернативного досуга – нежелание или отсутствие возможности заняться чем-либо иным, кроме компьютера.

2) Наследственно-биологические

Наследственно обусловленная предрасположенность к развитию определенного типа высшей нервной деятельности. В геноме человека расшифрован 31 ген, отвечающий за выработку гормонов настроения – нейромедиаторов (дофамина, серотонина, норадреналина, ГАМК). Индивидуальные особенности психики во многом зависят от скорости выработки и передачи этих веществ в центральной нервной системе человека.

Пре-, пери- и постнатальные вредности (вредности периода новорожденности), нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, интоксикации, тяжелые заболевания способствуют развитию органической неполноценности головного мозга и формируют определенные характерологические свойства личности.

3) Психо-характерологические

Молодые люди с низкой самооценкой, неуверенные в себе, эмоционально неустойчивые, испытывающие трудности в общении, погруженные в мир собственных переживаний (интроверты), ощущающие недостаток внимания и поддержки родных и близких более подвержены зависимости от компьютерных игр и Интернета. В игре ему хорошо: он сильный смелый, вооруженный, успешный... Выныривая из виртуального мира в реальный человек испытывает дискомфорт, ощущает себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде, и желает как можно скорее вернуться туда, где он победитель.

Молодой человек настолько вживается в реалистичную компьютерную игру, что ему там становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Будущего аддикта привлекает в игре:

  • наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • отсутствие ответственности;
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести.

Необходимо отметить, что поскольку в детском возрасте умственные способности человека развиваются в процессе взаимодействия и приспособления к окружающему, и, в отличие от взрослого человека - зрелой личности со сформированными механизмами психологической защиты, ребенок принимает без критики то, что ему предложено, то и зависимым становится быстрее взрослого. Поэтому вопросы ранней профилактики компьютерной зависимости лежат в области компетенции, прежде всего, родителей.

В целом же, механизм затягивания человека, формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Эти механизмы включаются сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми при более или менее регулярной игре в них и работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые.

Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели неролевые игры или любые виды неигровой компьютерной деятельности. Очевидно, что психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего.

Выделим критерии принадлежности компьютерной игры к классу ролевых игр:

Ролевая игра должна располагать играющего к вхождению в роль компьютерного персонажа и атмосферу игры посредством своих сюжетных и мультимедийных (графическое и звуковое оформление) особенностей.

Ролевая игра должна быть построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего мотивации, основанной на азарте – накопить больше очков, побив тем самым чей-то рекорд, перейти на следующий уровень и т.д.

Хотя и в любой компьютерной игре есть элемент азарта, но в ролевой игре этот фактор не должен иметь первостепенного значения.

Предложенная ниже классификация не является всеохватывающей, полной и законченной. Выглядит она следующим образом:

I. Ролевые компьютерные игры.

  • Игры с видом из глаз своего компьютерного героя.
  • Игры с видом извне на своего компьютерного героя.
  • Руководительские игры.

II. Неролевые компьютерные игры.

  • Аркады.
  • Головоломки.
  • Игры на быстроту реакции.
  • Традиционно азартные игры.

СПЕЦИФИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

I. Ролевые компьютерные игры

Основная особенность – наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина вхождения в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе затягивания в игру, и степени глубины психологической зависимости.

1) Игры с видом из глаз своего компьютерного героя. Этот тип игры характеризуется наибольшей силой затягивания или вхождения в игру. Специфика здесь в том, что вид из глаз провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир.

Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2) Игры с видом извне на своего компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит себя со стороны, управляя действиями этого героя.

Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом из глаз. Если в случае с последними человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных врагов, то в случае вида извне внешние проявления более умеренны, однако неудачи или гибель себя в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

3) Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командира отряда спецназа, главнокомандующего армиями, главы государства, даже бога, который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого глубина погружения в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.

II. Неролевые компьютерные игры

Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте прохождения и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

1) Аркадные игры. Такие игры еще называют приставочными, т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему – быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

2) Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ.

Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

3) Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности пройти игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4) Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом – компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и, поэтому, мы не будем акцентировать на этом внимание.

Итак, ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку войти в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека.

4. СИМПТОМЫ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Проявления синдрома компьютерной зависимости нарастают постепенно и не сразу становятся заметными окружающими. При этом зависимость от компьютерных игр осознают в первую очередь окружающие субъекта друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом аддикции.

Основными симптомами, определяющими данное заболевание, можно считать следующие:

  1. поглощенность, озабоченность игрой (воспоминания о прошлых играх, планирование будущих, мысли о том, как найти деньги на игру);
  2. ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, взвинченность и возбуждение во время игры;
  3. нежелание отвлечься от игры с компьютером;
  4. переживания, тревоги или раздражения при необходимости остановить игру;
  5. использование игры как средства для того, чтобы избавиться от неприятных переживаний;
  6. попытки отыграться после проигрыша, исправить ситуацию;
  7. ложь и попытки рационального оправдания своего поведения с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
  8. забывание о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах в ходе игры на компьютере, ухудшение отношений в учебном заведении, с родителями, с друзьями;
  9. одалживание денег у других лиц, чтобы приобрести новую игру.
  10. пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

Если у человека есть четыре и более симптомов, это уже болезнь...

5. ЧТО ДЕЛАТЬ?

В настоящее время ученые не могут однозначно сказать: есть ли необходимость жестко решать проблемы компьютерной аддикции в молодежной среде. С одной стороны, подобная зависимость поглощает человека, отнимая массу времени на развитие и образование, исключая субъекта из активного социального процесса, с другой стороны, зависимость от компьютерных игр - это явление проходящее, временное.

Компьютерная зависимость отличается от курения, алкоголя, наркотиков и увлечения азартными играми тем, что в какой-то момент времени наступает насыщение компьютером. Далее субъект либо занимается им профессионально, либо компьютер перестает иметь столь значимое место в его жизни. Данный вопрос остается открытым в первую очередь по той причине, что никогда не ясно, в какой момент у компьютерного аддикта, в частности, у игроголика, наступит момент пресыщения. Не будет ли уже поздно учиться и наверстывать? Не потеряет ли он свой социальный статус, пребывая в эйфории компьютерных игр, в данном случае подразумевается отчисление из школы или института, увольнение с работы, потеря звания или положения.

Возможно, что перенасыщение компьютерными играми в раннем детстве потребует гораздо меньше времени, чем, например, у студента вуза. Не исключено, что ребенку быстрее надоест однообразие экрана, по сравнению с беЗконечностью возможностей и неоткрытых моментов реального мира. Но, к сожалению, нет никаких гарантий, что психика ребенка при подобном неоправданном эксперименте не будет повреждена.

Проверенным способом не дать человеку оказаться в зависимости от компьютерных игр – это привлечь его в реальную жизнь, чтобы он реализовал себя в ней. Существует масса интересных занятий (общение с природой, практики йоги, чтение развивающей литературы и т.д.), которые не только позволяют познавать собственный мир, развивать бдительность и осознанность, а также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Виртуальная же реальность – это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, – не есть жизнь, это лишь её вторичная часть, параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере надобности, а развлечения в виде компьютерных игр совмещать с реальными активными действиями в реальном мире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: