Ведущий критерий для выделения справочно библиографического обслуживания. Понятие «информационно-библиографическая деятельность. Потребители библиографической информации

Запросы читателей социально-гуманитарной тематике удовлетворяются как в процессе выполнения библиографических справок, так и путем библиографического информирования. В тех случаях, когда библиографические потребности вызваны непрофессиональной деятельностью, библиографическое обслуживание по общественно-политическим темам преследует цели прямой рекомендации, руководства чтением. Оно ведется не только в библиографическом, но и в других отделах библиотеки: на абонементе, в читальных залах, в методическом отделе и др. Как правило, массовые мероприятия сопровождаются библиографической информацией. Так, на выставке по актуальным общественно-политическим темам часто проводится библиографический обзор, составляются картотеки книг, на них представленных или содержащих более широкий круг литературы по теме, базы данных. В методических материалах, подготавливаемых для библиотекарей к политическим кампаниям, знаменательным датам и по другим темам, имеются рекомендательные списки.

Характер выполняемых библиографических справок и информирования зависит от типа библиотеки и ее основных задач. Крупнейшие информационные центры и библиотеки обслуживают центральные государственные органы управления, общественные организации, научные коллективы, отдельные исследователи, идеологические кадры. Их деятельность в этой области выражается как в формировании системы научно-вспомогательных и рекомендательных пособий, так и в непосредственном библиографическом обслуживании по общественно-политической тематике.

Дифференцированное библиографическое обслуживание различных групп читателей осуществляют отраслевые информационные центры и библиотеки. При этом выделяются не только самые актуальные проблемы и темы, но и группы, нуждающиеся в приоритетном обслуживании: руководители предприятий, ведущие специалисты, рационализаторы. Шире всего эта работа ведется по экономической тематике, праву.

Информирование по темам межотраслевого характера, а также выполнение справок социально-гуманитарной тематики, предполагающих обращение к более старым фондам, ведется крупнейшими научными универсальными библиотеками.

В научных, вузовских библиотеках, централизованных библиотечных системах осуществляется массовое, групповое и индивидуальное библиографическое информирование. При организации этой работы необходимо использовать возможности координации и кооперации отделов одной библиотеки, а также различных учреждений и организаций.



Наиболее широко развито групповое информирование. Так, вузовские библиотеки готовят бюллетени новых поступлений для кафедр общественных наук. Библиотеки предприятий – для планового отдела, отдела труда и заработной платы и др.

Публичные библиотеки осуществляют информирование, уделяют особое внимание дифференцированному (групповому) информированию по общественно-политической тематике молодежи, а также некоторых других демографических групп (женщин и др.).

Групповое информирование может быть более или менее дифференцированным. Так, при информировании обычно учитывается дифференциация деятельности по тематике, уровень методической подготовки, а также составу слушателей. Как правило, выделяется группа, не имеющих еще достаточного опыта и требующих поэтому особого внимания. Обычно эта подгруппа выделяется и при проведении библиографических уроков и других групповых занятий. Может быть дифференцирована и информация в помощь учителям обществоведения: целесообразно выделить для информирования группу молодых учителей, а также группу учителей, возглавляющих музеи, руководителей клубов. При этом информация должна вестись не только по содержанию их работы, но и по методике собирания и хранения документов и памятников материальной культуры, по методике идеологического воспитания.

Многие библиотеки в качестве абонентов групповой информации выделяют работников местных органов управления, депутатов местных Советов. В этой группе также можно выделить разные подгруппы.

Информирование студентов осуществляется с целью оказания им помощи в изучении общественных наук, выполнении курсовых и дипломных работ. Чаще всего такое информирование ведется в форме постоянно пополняющихся картотек по общественным наукам, изучаемым в данном вузе. Некоторые вузовские библиотеки оказывают помощь студентам и в их внеучебной деятельности, осуществляя систематическое информирование.

Групповое информирование ведется обычно на основе картотек его абонентов, в которых учитывается тематика запросов и такие характеристики, как уровень образования и стаж работы, специализация и др.

В библиотеках предприятий и учреждений можно наиболее четко определить тематику группового информирования, выделить группы его абонентов, применить наиболее эффективные формы (ИРИ и др.). Информация в них ведется обычно на основе специальных карт, в которых учитываются профиль предприятия, его отделов и служб, планы социально-экономического развития предприятия, производственной учебы его кадров, направления культурно-массовой работы и т. д. Анализ таких карт дает возможность определить наиболее целесообразное по тематике и назначению информирование, максимально приближенное к задачам конкретного коллектива.

Индивидуальная информация рассчитана на отдельных читателей, пользующихся приоритетным обслуживанием.

Оно ведется и в режиме избирательного распространения информации (ИРИ), дифференцированного (ДОР) и тематического (ТОР) обслуживания руководителей.

Абонентами ИРИ могут быть как отдельный специалист, так и группа лиц. Совершенствовать систему ИРИ позволяет „обратная связь", в ходе которой библиограф узнает, как оценивает потребитель полноту, точность и другие параметры информации.

Информирование в режиме ДОР или ТОР предусматривает обеспечение руководящих кадров материалами, содержащими не просто списки литературы, а результаты анализа и обобщения большого количества документов, выводы и предложения, предназначенные для принятия на их основе конкретных управленческих решений или другой деятельности. Требования к подобному информированию – высокая степень обобщенности, новизна, полнота и в то же время лаконичность информации. Обычно дается информация не только об основных проблемах, тенденциях развития науки или практики, но и прогностическая информация, сводные статистические сведения и т. д. Формы ДОР – аналитические справки и обзоры, рефераты и библиографические обзоры (списки), фактографические справки, прогностические обзоры, ежегодные доклады о наиболее важных отечественных и зарубежных научных достижениях. Нередко формируются тематические досье, содержащие сами документы или их копии (например, по мировой экономике, об экономических показателях отрасли и т. д.).

Системы ДОР и ТОР получили наибольшее распространение в органах НТИ.

Важно учитывать, что информационные потребности одного и того же лица могут обеспечиваться разными информационными центрами. Так, например, по теме своего исследования читатель является абонентом ИРИ или ДОР в специальной библиотеке или отраслевом информационном центре. В то же время его потребности будут удовлетворяться публичной библиотекой.

Массовое (недифференцированное) информирование не ориентировано на определенную группу читателей. Оно является одним из средств популяризации литературы, поступающей в библиотеки. Формы массового информирования – подготовка бюллетеней новых поступлений, дни информации, дни специалиста, выставки, библиографические обзоры, открытые просмотры.

В последнее время широкое развитие получили комплексные формы и методы популяризации литературы социально-гуманитарного комплекса, которая сопровождается библиографическим информированием.

Комплексные формы информирования о документах по социально-гуманитарной тематике применяются для более подготовленных пользователей. В этих случаях необходимо учитывать групповую дифференциацию информационных потребностей его адресатов. Часто подобные мероприятия проводятся в процессе повышения квалификации этих читателей. Библиотеки предприятий и учреждений проводят Дни специалиста, которые адресованы обычно инженерно-техническим работникам и другим специалистам. Однако в библиографической информации, предназначенной этим группам читателей, всегда приводится значительная часть общественно-политической и экономической литературы. Внимание к экономическим и социокультурным аспектам вызвано тем, что любой специалист должен быть ознакомлен с новыми документами по проблемам управления, по экономике отрасли, этике и социальной психологии и многими другими общественно-политическими книгами и статьями.

Нередко библиотечные работники используют комплексные мероприятия для пропаганды библиотечно-библиографических знаний. Проводятся консультации («Методика поиска...», «Методика ведения личной картотеки» и др.), практические занятия по использованию основных библиографических и справочных пособий, БД.

Библиографическое информирование - это регулярное библиографическое обслуживание без запросов и (или) в соответствии с долговременно действующими запросами. Его основная цель - оповещение читателей о вновь появляющихся документах, необходимых для научной и производственной деятельности.

В практике библиотек сложились 2 основных вида библиографического информирования: дифференцированное (индивидуальное или групповое), осуществляемое в соответствии с постоянно действующими (долговременными) запросами или потребностями отдельного читателя или определенной группы специалистов;

недифференцированное (массовое), не ориентированное на определенную группу и не учитывающее их конкретных информационных потребностей (т. е. обслуживание без запросов).

Индивидуальное библиографическое информирование предполагает информирование конкретного потребителя, осуществляемое с учетом его потребностей, а групповое - информирование определенной группы потребителей информации, которые выделяются по какому-либо признаку и имеют близкие по содержанию информационные потребности. Чаще всего их объединяет принадлежность к одной профессиональной группе.

Задача дифференцированного библиографического информирования заключается в том, чтобы оперативно и регулярно обеспечивать абонентов максимально полными библиографическими сведениями о новых документах.

Абонентами индивидуального информирования сельских библиотек являются: руководители сельских администраций, специалисты сельского хозяйства, фермеры и предприниматели, любители (овощеводы, цветоводы, животноводы). Абонентами группового информирования являются трудовые коллективы в целом и группы специалистов или любителей. Число абонентов и их состав библиотека определяет, с учетом местных условий и собственных возможностей. Подготовка к формированию круга абонентов включает уточнение тем, согласование источников информации, типов литературы и видов изданий, формы передачи (устное, в т. ч. по телефону, или письменное оповещение). Вся работа по индивидуальному и групповому информированию учитывается в картотеке информирования.

Массовое библиографическое информирование не ориентировано на определенную группу читателей. Оно служит одним из средств пропаганды литературы, поступающей в библиотеки, а также раскрытия фонда библиотеки. Массовое библиографическое информирование призвано содействовать информированию широкого круга лиц и коллективов, заинтересованных в систематическом получении сведений о вновь появляющейся литературе.

В библиотеках используются разнообразные формы и методы работы: подготовка бюллетеней новых поступлений и других информационных изданий, выставки новых поступлений, День информации, День специалиста, обзоры и открытые просмотры, тематические подборки литературы, радио- и телепередачи и др.

Распространенной формой массового библиографического обслуживания является выпуск информационных бюллетеней, в которых, чаще всего, сведения о поступивших документах.

«Бюллетень новых поступлений» включает новые книги, поступившие в библиотеку за определенный период (например, один раз в полугодие). В предисловии раскрываются принципы построения, применяемые условные обозначения и сокращения слов. Материал располагается в систематическом порядке с выделением отраслевых отделов (в соответствии с таблицами ББК), внутри разделов - в алфавите авторов (названий). Если по заглавию издания трудно представить его содержание, после описания дается краткая аннотация. Также записи содержат шифр книги, что облегчает ее поиск по запросу читателя, и сиглы хранения.

- 204.50 Кб

Министерство культуры Российской Федерации

Кемеровское областное училище культуры

Предметно-методическая комиссия библиотечных дисциплин

Библиографическое информирование: организация и методика.

Курсовая работа.

Научный руководитель

Дранезо Е.Г.

Выполнила:

Студентка з/о 4 курс, гр. «А»

Воропаева С.Н.

Кемерово

ВВЕДЕНИЕ

Постепенный переход к информационному обществу выдвигает на первый план проблемы обучения каждого члена общества основным принципам работы с информацией, и доведение ее до людей в наиболее полной и достоверной форме. Все ускоряющийся процесс создания новой информации в различных ее формах делает все более сложным быстрое продвижение ее до непосредственных потребителей. Актуальность проблемы библиографического информирования напрямую связана с возрастающим объемом печатной продукции, все сложнее становится отслеживать появляющиеся новинки и своевременно доводить информацию о них до непосредственных потребителей.

Библиографическая деятельность, взятая в целом, организационно раздроблена, органически включена в разные сферы общественной деятельности, обеспечивающие функционирование системы документальных коммуникаций,- в библиотечное, редакционно-издательское, архивное дело, в книжную торговлю, в деятельность книжных палат, в научно-информационную деятельность. В рамках этих видов деятельности, в специфических для каждого из них формах, главным образом и осуществляется практическая библиографическая деятельность. Использование библиографического информирования в книготорговом деле, позволяет отслеживать интересы покупателей и ассортимент предлагаемой книжной продукции 1 .

Несмотря на актуальность темы, она, на мой взгляд, недостаточно освещена в специальной литературе. Основные положения библиографической деятельности в своих работах «Методика подготовки к печати библиографических материалов» и «Система текущей библиографической информации и вопросы координации» сформулировала Татьяна Исааковна Шейнина 2 .

Целью данной работы является не всеобъемлющий анализ проблемы, а рассмотрение лишь одного из процессов библиографической деятельности – библиографического информирования.

Основными источниками при написании курсовой работы послужили работы Коршунова О. П. «Библиография: теория, методология, методика» и «Библиографоведение: общий курс»; учебник Коготкова Д. Я. «Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология»; «Справочник библиографа» под научной редакцией А. Н. Ванеева и В. А. Минкиной и ряд других работ.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

  • изучить специальную литературу по данному вопросу;
  • обобщить взгляды на понятие «библиографическое информирование»
  • рассмотреть основные способы организации работы по библиографическому информированию;
  • проанализировать методики распространения библиографической информации;
  • сделать выводы и предложить свои рекомендации.

Глава 1. Процессы библиографической деятельности

1.1 Процессы библиографической деятельности

Практической библиографической деятельности свойственны два основных, частично совмещающихся процесса: библиографирование документов и библиографическое обслуживание потребителей информации.

Библиографирование представляет собой процесс производства (подготовки) документально фиксированной библиографической информации в форме библиографических пособий. Процесс библиографирования включает:

  1. преобразование (отражение) первичного документального массива или потока посредством его библиографической обработки в исходную библиографическую информацию поискового или коммуникативного назначения;
  2. целенаправленную переработку исходной библиографической информации, ее оценку в соответствии с конкретными потребностями или запросами.

Второй момент или этап библиографирования одновременно свойствен и библиографическому обслуживанию, он как бы совмещает два основных процесса библиографической деятельности, обнаруживая их органическую взаимосвязь. Специфическим процессом библиографического обслуживания является непосредственное доведение библиографической информации до потребителей.

Охарактеризованная процессная структура библиографической де ятельности графически представлена на рис. 1.

В целом можно сказать, что процесс библиографирования предшествует и сопутствует процессу библиографического обслуживания, образуя необходимую библиографическую основу последнего.

Исходной основой процессов библиографирования, библиографического обслуживания и самообслуживания является библиографический поиск. Он тесно связан с поисковой функцией библиографической информации и выражает, по существу, технологический аспект ее практической реализации.

Процесс библиографирования зависит, с одной стороны, от объема, формы и содержания его непосредственных документальных объектов, с другой - от конкретных целевых и читательских установок создаваемой библиографической информации.

Библиографическое обслуживание осуществляется в двух основных «режимах»: справочно-библиографическом и библиографического информирования.

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) состоит в приеме запроса потребителя на информацию и выдаче ему ответа на запрос. Наличие разового запроса и ответа (работа в режиме «запрос - ответ») - характерная и обязательная черта СБО. Таким образом, в наиболее общей форме сущность СБО в библиотеке заключена в отношении «запрос потребителя - ответ библиографа», в котором первый элемент является исходным пунктом, второй - конечным результатом процесса.

Второй «режим» библиографического обслуживания заключается в регулярном доведении до потребителей библиографической информации без запросов или же на основе долгосрочных запросов. Учитывая это, основными формами библиографического информирования являются бюллетени новых поступлений в библиотеку, обзоры литературы, организуемые библиотеками «Дни специалиста», «Дни информации» или другие аналогичные мероприятия 3 .

1.2 Общие вопросы библиографического обслуживания

Библиографическое обслуживание, исходя из современного понимания термина, возникло в библиотеках недавно, если иметь в виду их многовековую историю. В настоящее время оно стало важнейшим участком работы библиотек различных типов.

Автоматизация библиографических процессов, создающая возможности прямого доступа к информационным ресурсам других библиотек (включая и зарубежные), повышает роль этого направления в деятельности библиотек по более полному удовлетворению информационных потребностей читателей. Одновременно возрастают требования к профессиональной подготовке кадров, занимающихся библиографическим обслуживанием 4 .

В специальной литературе, наряду с термином «библиографическое обслуживание», встречается термин «информационное обслуживание», являющийся более широким (родовым) понятием по отношению к термину «библиографическое обслуживание». В настоящее время оба эти термина закреплены в межгосударственном терминологическом стандарте 7.0-99. Под информационным обслуживанием понимается «обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг». Библиографическая информация является одной из разновидностей информации, обеспечение которой потребителей определено в том же стандарте как библиографическое обслуживание.

Из определения термина «информационное обслуживание» следует, что к числу информационных органов и служб относятся и библиотеки, располагающие огромными документными ресурсами, предназначенными для удовлетворения информационных потребностей всех групп читателей. Кроме этих терминов в печати иногда употребляются термины «информационное обеспечение», «библиографическое обеспечение», которые не являются синонимами упомянутых выше терминов. В том же межгосударственном стандарте этим терминам дается следующее определение:

  • «информационное обеспечение: Совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения»;
  • «информационно-библиографическ ое обеспечение: Совокупность информационно-библиографически х ресурсов и услуг для удовлетворения долговременных потребностей в информации».

Следовательно, информационно- библиографическое обеспечение также является разновидностью обеспечения информационного. При этом кроме самого процесса доведения библиографической информации (предоставления услуг), непременной составляющей является наличие соответствующих ресурсов, их совокупность, необходимая для удовлетворения долговременных информационных потребностей. Такие долговременные информационные потребности присущи, например, коллективу научных исследователей (лаборатории, отдела), работающему над конкретными научными темами.

Так, для универсальных библиотек к числу главных факторов, определяющих характер осуществляемого ими библиографического обслуживания, относятся, прежде всего, культурно-экономический профиль региона, наличие на обслуживаемой территории библиотек других систем и ведомств, а также органов НТИ, контингент читателей. Для специальных библиотек предприятий, акционерных обществ, организаций существенное значение имеет профиль этих предприятий и организаций, наличие (или отсутствие) в их структуре информационного органа. Поэтому даже в пределах одного типа библиотек (например, государственных ЦБС) характер библиографических услуг, содержание библиографического обслуживания будут различны. Одним из видов этого обслуживания является библиографическое информирование, определяемое в упомянутом ранее межгосударственном стандарте как «систематическое обеспечение библиографической информацией абонента в соответствии с его долговременно действующим запросом». В свою очередь оно подразделяется на три разновидности: индивидуальное, групповое и массовое информирование.

Первые две из названных относятся к дифференцированному библиографическому информированию, а последнее - к недифференцированному (массовому). Иначе говоря, дифференцированное информирование осуществляется с учетом информационных потребностей индивида или группы потребителей со сходными (близкими) информационными потребностями, а недифференцированное (массовое) - без учета этих потребностей широкого круга потребителей, как определено в стандарте - по социально значимым темам 5 .

Следует подчеркнуть, что необходимым условием повышения качества и эффективности всех форм библиографического обслуживания является постоянная обратная связь с потребителями информации.

Глава 2 Библиографическое информирование

2.1 Библиографическое информирование

2.1.1 Общие вопросы библиографического информирования

Библиографическое информирование в условиях библиотеки означает регулярное доведение до потребителей библиографической информации без запросов или в соответствии с долговременно действующими запросами.

В настоящее время большое внимание уделяется дифференцированному библиографическому информированию. Задача его заключается в том, чтобы регулярно обеспечивать руководящий состав, специалистов, работающих в научных учреждениях, проектно-конструкторских организациях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в учебных заведениях, финансовых и коммерческих структурах, сведениями о новых документальных источниках информации, необходимых для их профессиональной деятельности. Следить за появлением этих источников самим специалистам с каждым годом становится все труднее. Самостоятельный поиск нужной информации требует больших затрат времени (составляет иногда 30-40% общего рабочего времени специалиста).

Многие потребители научной и технической информации с трудом меняют привычные способы получения информации, которые обычно складывались в годы формирования их как специалистов. Поэтому библиотека, предлагая услуги, должна обеспечить их качество с тем, чтобы завоевать доверие к новым формам обслуживания.

Дифференцированное библиографическое информирование отличается вместе с тем большой трудоемкостью (особенно индивидуальное), что не позволяет распространить данный вид обслуживания на всех потребителей информации. Это относится не только к крупным универсальным научным библиотекам, но и к библиотекам других типов. Поэтому оно применяется в основном как форма приоритетного обслуживания отдельных категорий абонентов. Предпочтение, оказываемое определенным группам читателей, вызвано, прежде всего, ограниченными возможностями библиотеки любого типа. В силу этого возникает необходимость, в зависимости от конкретных условий, выделить круг абонентов, пользующихся услугами библиотеки на приоритетных началах. Состав и количество таких абонентов определяется исходя, прежде всего, из ведомственной принадлежности библиотеки и возложенных на нее задач, а также из штата сотрудников и информационных ресурсов.

Краткое описание

Целью данной работы является не всеобъемлющий анализ проблемы, а рассмотрение лишь одного из процессов библиографической деятельности – библиографического информирования.
Основными источниками при написании курсовой работы послужили работы Коршунова О. П. «Библиография: теория, методология, методика» и «Библиографоведение: общий курс»; учебник Коготкова Д. Я. «Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология»; «Справочник библиографа» под научной редакцией А. Н. Ванеева и В. А. Минкиной и ряд других работ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Процессы библиографической деятельности 5
1.1 Процессы библиографической деятельности 5
1.2 Общие вопросы библиографического обслуживания 7
Глава 2 Библиографическое информирование 10
2.1 Библиографическое информирование 10
2.1.1 Общие вопросы библиографического информирования 10
2.1.2 Технология дифференцированного библиографического информирования 13
2.2 Избирательное распространение информации (ИРИ) 17
2.2.1 Общие вопросы системы ИРИ 17
2.2.2 Требования к системе ИРИ 18
2.2.3 Функционирование системы ИРИ 21
2.2.3 Обратная связь и эффективность библиографического информирования в системе ИРИ 23
2.3 Массовое библиографическое информирование 25
2.2.1 Списки новых поступлении в библиотеку как форма массового информирования 25
2.3.2 Другие комплексные формы информирования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Библиографическое информирование, ориентированное на широкий круг потребителей информации.

Главная цель – содействие общему образованию и самообразованию пользователей, может проводиться совместно с другими организациями. При массовом библиографическом информировании применяются различные формы информирования читателей о новой литературе, об интересных мероприятиях, подготавливаемых библиотекой.

Формы массового информирования

Дни информации

Выставки-просмотры

Библиографические обзоры

Библиографические издания (бюллетени, списки)

Картотеки новых поступлений

Информация в СМИ

Выставки и открытые просмотры новых поступлений, знакомят читателей с различными изданиями (книгами, журналами, электронными инф. изданиями), поступившими в библиотеку за определенный период времени.

Картотека тем

v темы индивидуального библиографического информирования (по алфавиту);

v темы группового библиографического информирования (по алфавиту);

v темы индивидуального библиографического информирования по непрофессиональной тематике (по алфавиту)

№п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во доку ментов Кол-во востреб. док №п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во доку ментов Кол-во востреб. док
№п/п Дата инфор-мирования Кол-во документов Кол-во востреб. док №п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во документов Кол-во востреб. док

Выставки – просмотры являются постоянными, но представленный материал должен постоянно обновляться. Продолжительность их устанавливается библиотекарем с учетом регулярности поступления новинок и их количества.

Устные библиографические обзоры могут быть как самостоятельными, так и служить дополнением к выставкам новинок. В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных изданиях.

В качестве наглядного информационного материала могут служить плакаты типа «Новая книга», «Об этой книге спорят», «Наши новинки», «Интересно почитать» и т.д.

День информации – это комплексная форма библиографического информирования, который может быть полностью посвящен новинкам по всем отраслям знания , в том числе информационные и библиографические, аудиовидеоматериалы, компакт-диски и прочие.

В программу Дня информации включается :

v выставка просмотр новых поступлений,

v устный библиографический обзор

v беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями, сбор заявок от читателей.

Дни информации могут быть тематическими. Например: «Зеленая аптека», «Терроризм, вчера, сегодня, завтра», «Растем и играем» и т.д.

v подбирается литература по теме,

v организуются выставки и открытые просмотры,

v проводятся тематические обзоры,

v приглашаются специалисты для консультаций,

v применять игровые формы (если они уместны),

v оформляются заказы на книги, журналы и др. издания.

День специалиста – это комплексная форма обслуживания, Организуется для специалистов определенной категории (экономистов, учителей и т.д.).

Если День специалиста проводится для данной категории работников впервые, подбор литературы осуществляется ретроспективно, при повторном проведении – ограничиваются новыми поступлениями.

Программа ДС может предусматривать:

v доклады, обзоры, сообщения, лекции специалистов профиля, соответствующего мероприятию;

v обмен опытом, обсуждение профессиональных проблем, консультации;

v обсуждение публикаций из периодических изданий;

v выставку-просмотр литературы по специальности;

v обзор специальной литературы;

v презентацию баз данных;

v просмотр видеофильма (слайдов);

v сбор заявок на копирование документов либо на получение их по МБА или через сервис ЭДД

5. Специальность

6. Место работы, должность

7. Адрес, телефон (домашний, рабочий)

8. Название темы (тем), по которым требуется информирование

9. Цель информирования (работа, учеба, интерес)

10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно

11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги, отдельные статьи и др.)

12.Периодичность информации (ежеквартально, ежемесячно, по мере поступления документов).

Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.

Формирование картотеки

В картотеке абонентов выделяют следующие основные разделы:

v абоненты индивидуального библиографического информирования (в алфавите фамилий);

v абоненты группового библиографического информирования (в алфавите названий предприятии и организаций, а внутри - по алфавиту фамилий абонентов);

v абоненты библиографического информирования по непрофессиональной тематике (в алфавите фамилий);

организаций, муниципальных служащих, специалистов сферы культуры и искусства, здравоохранения, образования, предпринимателей (малый и средний бизнес), других абонентов (лиц, зарегистрированных библиотекой в качестве таковых в специальной картотеке индивидуального библиографического информирования).

Необходимо выявить потенциальных абонентов, подготовить рекламно-информационные материалы об услуге информирования (устное сообщение, информационное письмо, рекламный буклет, электронная презентация, флаер и др.)

Информирование может осуществляться по телефону, электронной почте, факсу, СМС, соцсети, скайп, QIPи др. на специальных бланках или информационных листах в виде списка библиографических записей, могут сопровождаться справочной аннотацией и информационным текстом.

Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.

Для определения тем информирования может использоваться «Анкета абонента индивидуального библиографического информирования»:

2. Год рождения

3. Образование

4. Профессия

Библиотеки осуществляют правовое просвещение населения, распространяя информацию о документах органов местного самоуправления законодательного и нормативного характера. В этих целях создаются центры правовой информации, где собираются нормативные акты, постановления и распоряжения органов местной власти. Могут создаваться тематические папки, например: «Местное самоуправление», «Социальная информация региона».

Библиографическое обслуживание в качестве своего предмета имеет систему «библиографическая информация - потребитель», цели – создание таких условий деятельности, которые наилучшим образом могли бы способствовать доведению библиографической информации до читателя. Его результатом выступает объем «мероприятий», осуществленных в целях распространения сведений о документах: число выполненных библиографических справок, списков литературы, проведенных Дней информации, Дней библиографии, Дней специалистов, организованных выставок-просмотров, обзоров литературы и т.д. Все эти результаты реально обозримы, доступны для учета, и по ним главным образом судят о масштабах и качестве библиографической работы. В совокупности они обеспечивают достижение общей задачи данного процесса – удовлетворение потребностей в библиографической информации.

Обслуживание – это та деятельность, по результатам которой пользователи судят о необходимости, полезности для них библиотеки. От удовлетворённости обслуживанием зависят дальнейшие отношения между информационной службой (библиотекой) и представителями различных целевых групп: станет ли посетитель постоянным читателем данной библиотеки или отдаст предпочтение альтернативным источникам удовлетворения информационных потребностей.

В качестве общей конечной цели библиотечно-информационного обслуживания выступает содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. В связи с этим изучение особенностей информационных потребностей рассматривается как основа формирования системы библиотечно-информационного обслуживания. Данные об информационных потребностях в той или иной форме используются при комплектовании и организации хранения информационных фондов, в процессе информационного, библиотечно-библиографического обслуживания потребителей информации и на других важных этапах деятельности информационно-библиотечных систем.

В процессе организации обслуживания можно выделить несколько последовательно реализуемых этапов:

Изучение пользователей;

Выбор режима и формы обслуживания;

Анализ информационных ресурсов, которые могут быть использованы при обслуживании;

Анализ эффективности инструментов навигации в информационных ресурсах;

Подготовка (или приобретение) информационной продукции;

Изучение эффективности обслуживания.

Потребители библиографической информации

Организовать должным образом библиографическое обслуживание нельзя без хорошего знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. Поэтому возникает необходимость классификации читателей как реальных и потенциальных потребителей библиографической информации. С библиографической точки зрения наибольший интерес представляет дифференциация, в основу которой положены сферы профессиональной деятельности читателей, их должностной статус. Дифференциация потребителей необходима для четкого определения читательского назначения документов и средств информационного обслуживания. Основными группами потребителей, например, в сфере социальных наук являются: преподаватели, аспиранты, студенты высших и средних учебных заведений. Дальнейшая дифференциация может осуществляться по различным признакам: отрасли, специальности, образования, профиля учреждения.

В отраслевой библиографии выделяются две группы информационных потребностей:

Профессиональные

Непрофессиональные

Возникновение профессиональных библиографических потребностей в области общественных наук обусловлено необходимостью приобретения новых знаний, без которых невозможно решение научных и практических задач. Все библиографические потребности имеют сложную структуру: содержательную, функциональную, видовую, деятельностную. Профессиональные библиографические потребности, например, в сфере образования, дифференцируются на три группы:

Библиографические потребности исследователей (ученых);

Библиографические потребности педагогов (в вузах их деятельность сочетается с научной);

Библиографические потребности специалистов-практиков.

Профессиональные библиографические потребности в области социальных наук удовлетворяют с помощью традиционных источников информации – текущих и ретроспективных научно-вспомогательных библиографических пособий, а также с помощью библиографических баз данных, а также посредством первоисточников.

Непрофессиональные библиографические потребности – это информационные потребности, которые вырастают на основе повседневных интересов читателей. Самым распространенным источником информации для широкого круга граждан, интересующихся социальными вопросами, являются периодические издания: журналы и газеты. Что касается источников библиографической информации, то различные группы потребителей информации по социальным наукам могут обращаться к ним в соответствии с образовательным и культурным уровнем.

Информационные потребности проявляются в информационных запросах, означающих осознание специалистом необходимости приобретення знаний по тому или иному вопросу. Однако запросы не отражают полностью содержание информационных потребностей, и это нужно иметь в виду в процессе библиографической деятельности, которая должна не только основываться на знании запросов, но и учитывать истинные информационные потребности во всем объеме.

Субъектом информационной потребности является потребитель информации, в качестве которого может выступать не только отдельный индивидуум, но и целый коллектив.

Установить категории специалистов по единой стандартной схеме, пригодной для всех отраслей науки н техники, сложно. В этих целях используют главным образом многоаспектные классификации, включающие ряд признаков. Совокупность этих признаков учитывает не только факторы, формирующие информационные потребности, но и конкретные цели их изучения. Такой подход принято считать наиболее объективным и обоснованным.

Не менее важным признаком классификации потребителей является сфера профессиональной деятельности. В соответствии с этим можно выделить следующие группы потребителей: исследователи, руководящие работники административно-управленческого аппарата (организаторы науки), научно-педагогические кадры высших и средних учебных заведений. Эти группы потребителей информации могут быть разделены в соответствин с дифференциацией отдельных участков профессиональной деятельности. Так, в группе исследователей можно выделить ученых-теоретиков, ведущих фундаментальные исследования, и ученых-экспериментаторов, выполняющих прикладные исследования в области естествознания.

При классификации потребителей используют и другие признаки: занимаемая должность, образование и научный ценз, стаж работы.

Весьма распространенной является группировка по должностному положению. В зависимости от него выделяют потребителей трех уровней. К первому из них относятся директора научно-исследовательских учреждений, их заместители по науке, ученые секретари. Второй уровень составляют заведующие лабораториями, секторами, отделами, группами. Третий уровень включает старших научных сотрудников, младших научных сотрудников, стажеров-аспирантов.

В соответствиис образовательным цензом следует выделить: аспирантов, сотрудников без ученой степени и кандидатов, докторов наук.

За основу классификации коллективных потребителей берут тип трудовой деятельности коллектива, отраслевую принадлежность, цели, задачи и должностные функции потребителей и прочее, либо совокушюсть признаков. В этом случае в качестве потребителей выступают, например, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, лаборатории, отдельные группы ученых, разрабатывающих определенную тему.

На формирование информационных потребностей влияет и уровень производства, и уровень доведения до потребителей библиографической ииформации: чем выше уровень производства, тем выше потребность в ней.

Нередко потребитель выражает свои потребности в соответствии с теми возможностями, которые предоставляет ему библиотека или орган ннформации. Например, наличие системы ИРИ может не только активизировать ее использование абонентами, но и определить потребность в ней у специалистов, не состоящих на индивидуальном обслуживании. Систематическое проведение дней ииформации, как правило, поддерживает постоянный интерес к ним потребителей информации. Осознание специалистами преимуществ автоматизированных ИПС, обеспечизающих полноту и оперативность информирования, обусловило рост потребностей в этих системах, а следовательно, и их активное внедрение в практику. При этом хорошее качество библиографического обслуживания также стимулирует потребности в библиографическон информации, в то время как нерелевантное информационное обеспечение снижает заинтересованность специалистов.

Особую роль играет библиографическая грамотность специалиста. Исследователи в большей мере, чем производственники, осведомлены о системе библиографического информирования и лучше в ней ориентируются. Это существенно повышает степепь использования ими и библиографической информации.

Информационные потребности специалистов любой отрасли знания сложны по своей структуре и представляют совокупность потребностей в первичных документах, в сведениях о первичных документах, т.е. в библиографической информации, а также в фактографической и концептографической информации.

(Книги Е. В. Иениша «Библиографический поиск в научной работе» (1982г.) и Г. Б. Паршуковой «Методика поиска профессиональной информации» (2006 г.), статья на образовательном портале ПГУ «Библиографическое пособие в научной деятельности»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: