О городе энтеббе. Молниеносный шалом. История самой успешной операции Моссада по освобождению заложников Гнев энтеббе

Энтеббе от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы об Энтеббе.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Энтеббе (Entebbe), расположенный на северном берегу озера Виктория, представляет альтернативу Кампале в качестве исходной или конечной точки путешествия по Уганде. Основанный в 1894 году в качестве стратегического пункта для освоения земель Уганды, город со временем превратился в неофициальную столицу страны. В прошлом город служил местом сбора вождей Буганды, административным центром британской колонии и резиденцией временного правительства Уганды. Сейчас это престижный пригород, в котором предпочитает селиться местный топ-менеджмент и правительственные чиновники. Здесь множество старых колониальных парков, озер, воздух чистый, а на улицах спокойно и безопасно.

Как добраться до Энтеббе

Международный аэропорт Энтеббе принимает рейсы из Дубай , Найроби , Каира , Аддис-Абебы и Йоханнесбурга . Сюда летают самолеты British Airways и KLM.

Поиск авиабилетов в Энтеббе

Транспорт

Перемещаться по городу удобно на маршрутном такси (matatu) или обычном такси (что будет стоить несколько дороже). Местные жители и экономные туристы пользуются boda bodas - поездками на мотоциклах в качестве пассажиров.

Дорога от Энтеббе до национальных парков и достопримечательностей Уганды лежит через Кампалу . Микроавтобусы отправляются в Кампалу каждые полчаса, дорога займет примерно сорок-пятьдесят минут.

Кухня и рестораны Энтеббе

На рынке Энтеббе можно купить стволы банановых пальм, на каждом из которых - гроздья из сотни плодов. Самый популярные местные алкогольные напитки также продолжают банановую тему - это банановое пиво и банановый джин.

Среднестатистический угандиец в день съедает по три килограмма бананов в жареном, печеном и тушеном виде.

Несмотря на то, что близость к озеру Виктория дает возможность включать в меню свежую пресноводную рыбу, рыбные блюда в местной кухне практически не представлены. Говорят, это связано с религиозными запретами угандийских племен. Кулинарный экстрим представлен жареной саранчой и термитами.

В городе множество мест с привычной туристам европейской и американской кухней. А угандийский кофе считается одним из лучших в мире.

Энтеббе - ботанический сад

Развлечения и достопримечательности Энтеббе

Озеро Виктория - главная достопримечательность Энтеббе - самое большое в Африке и второе по величине пресноводное озеро в мире. Его площадь 69 тыс. кв. километров. В озере водится удивительная рыба - тилапия, которая вынашивает свое потомство во рту, и не менее экзотическая рыба - протоптер, которая может дышать воздухом. Озеро является излюбленным местом отдыха горожан и туристов. Можно позагорать на прекрасных пляжах, совершить прогулку по озеру, порыбачить, посетить заповедник шимпанзе на острове Нгамба.

На берегу располагается рыбацкая деревня Касенья, знаменитая своим рынком, где вы можете купить сувениры и настоящие произведения искусства, созданные руками местных умельцев.

Образовательный центр дикой природы (он же зоопарк) расположился около городского причала. Кроме крокодилов, обезьян и антилоп в зоопарке живет исчезающий вид африканских носорогов.

Энтеббе - озеро Виктория

Ботанический сад

Национальный ботанический сад, основанный в 1898 году, находится на северной стороне озера, практически на самом экваторе. Сад площадью более сорока гектаров разделен на несколько тематических зон, в которых можно увидеть уникальных представителей флоры Уганды, экзотические цветы и лекарственные растения. Здесь обитают редкие птицы, такие как пальмовый гриф и серый попугай.

Кинематографическая классика - знаменитый фильм «Тарзан» с Джоннни Вайсмюллером снимался также в ботаническом саду Уганды.

Наш самолет из Стамбула прилетел в Энтеббе около двух часов ночи. К трапу нам не подали ничего: ни рукава, ни автобуса - все, как вышли, так сами и пошли в здание аэропорта. Нам было весело: в европейских странах, включая нашу, все почему-то вусмерть боятся выпускать пассажиров на летное поле, а тут - ничего, вышел и иди себе, куда глаза глядят! :) Правда, наши глаза глядели только в сторону аэропорта - было уже поздно и совсем не до того, чтобы бродить по совершенно утонувшему в темноте летному полю второго по величине города Уганды в поисках приключений.

Здание аэропорта Энтеббе было не далеко от места приземления нашего самолета, и шли к нему мы не долго. Я же первым делом озаботилась наличием комаров. Как я уже рассказывала, больше всего в путешествии по Уганде меня пугали отнюдь не трудности пути, отсутствие хороших гостиниц и еды - это как раз все полная ерунда. Напрягали меня малярийные комары, и я теперь ломала глаза, чтобы высмотреть в ночи хотя бы одного гада. Но увы, несмотря на близость к аэропорту озера Виктория, комаров я не обнаружила! Хе-хе, знали бы вы, сколько мы их встретили на обратном пути, когда через 12 дней улетали из Энтеббе! Просто полчища! Я такого количества не видела до сих пор абсолютно нигде: тысячи этих тварей вились вокруг аэропортовских ламп, остальные просто кружили в воздухе, садились на бритые головы угандийцев, но, что интересно, не кусали: то ли все так мощно обрызгались репелентом, что комары просто фигели от его запаха и даже помыслить не могли попробовать его на вкус, то ли это были какие-то неправильные комары.

А в день нашего прилета в Уганду комаров я вообще не обнаружила, нам быстро проставили штампы на визы в паспорт, и мы отправились искать такси. Кстати, что касается виз, то их можно было и не получать в Москве. В аэропорту Энтеббе существовала отдельная будка для безвизовых пассажиров, где они сразу покупали эти визы, и им тут же на них ставили штампы.

С такси же оказалось очень интересная заморочка. Наш угандийский знакомый Роман Кашигин забронировал нам на окраине Энтеббе отель и сказал, что такси до него будет стоить в пределах 15 долларов. Что ж, 15 так 15! У выхода из аэропорта мы нашли будку такси, обозначили тусовавшимся там таксистам, куда нам, собственно, ехать, и услышали в ответ, что они хотят 20. Ага, щаз! Ясное дело, привыкли дурачить туристов - не они первые, не они последние! После недолгой торговли нашелся таксист, который согласился довезти нас и за 15 долларов, что, собственно, и требовалось доказать! Мы загрузились в машину и отправились в путь! Когда же мы добрались до гостиницы, и я протянула ему 15 баксов, таксист тут же заныл и стал требовать двадцать, причем, пытался доказать, что у нас с Антоном массовые галлюцинации, и мы с ним первоначально именно за двадцать и договаривались! В общем, от такой наглости я слегка обалдела, таксист по-любому пошел лесом, но этот случай стал нашим первым знакомством с одной из главных черт угандийцев, с которой потом за время нашего путешествия мы сталкивались еще неоднократно.

Отель же оказался вполне милым. Он назывался "Banana Village" и располагался в деревеньке среди банановых зарослей. В качестве номеров здесь предлагались отдельные домики в африканском стиле, называемые банды: круглые под соломенными крышами, в коих были внутри все удобства, включая москитную сетку над кроватью.

Было похоже, что этот отель существовал уже давно, и, скорее всего, был построен еще в середине прошлого века, в годы британского протектората. На его территории было очень много симпатичных гипсовых скульптур, изображавших африканскую жизнь - банановая ветвь, мужчины, возвращавшиеся с охоты, угандийская девушка топлесс и прочие-прочие. Все они были сделаны весьма мастерски, но было заметно, что очень давно - краска на них облезла, сами они покрылись грязью, в общем, было понятно, что за ними уже много лет никто не ухаживал, и стояли они здесь лишь потому, что когда-то были поставлены.

Мы переночевали, а на утро встретились с нашим водителем Асеей, который должен был нас возить по Уганде на арендованной машине в течение восьми дней с перерывом между ними на два дня.

Машину - микроавтобус "Тайоту" (он оказался дешевле джипа) с водителем мы взяли специально для того, чтобы попасть в труднодоступные места страны, куда нереально добраться на общественном транспорте. Помог с арендой нам опять-таки Роман. В результате машина обошлась нам всего в 95 долларов в день, что для Уганды было весьма неплохо. В первый день на машине мы планировали добраться до Джинджи, где собирались встретиться с Романом и его женой Оливией, а затем переехать в городок Мбале, коий располагался примерно в 300 километрах от Энтеббе, откуда на следующий день мы все вместе собирались отправиться в племя карамоджонгов на северо-восток страны. По пути же мы задумали посмотреть Энтеббе, некоторые достопримечательности столицы Уганды Кампалы, исток Нила и водопады Буджагали, а заодно поменять доллары на угандийские шиллинги и купить таблетки от малярии на случай, если мы вдруг заболеем.

Энтеббе на первый взгляд показался нам немного пыльноватым и многолюдным городом.

Правда, на тот момент мы еще не побывали в Кампале, коя потом лично на меня вообще произвела просто убийственное впечатление. Зато, когда мы ехали по Энтеббе ночью из аэропорта, меня крайней удивило, что в городе практически не было огней. Теперь же мы увидели, что большинство зданий здесь - одноэтажные, даже в центре они не превышают нескольких этажей, так что, подсвечивать по ночам тут, в принципе, особо было и нечего.

Но особенно меня поразили два факта. Первый - это ярко-красная, просто огненная земля кругом. Было понятно, что в ней тут очень много железа. Но несмотря на эти знания, мой мозг поначалу просто-таки отказывался воспринимать этот цвет, и мне все время казалось, что мы на Марсе.

А второй - это огромное количество клиник повсюду: и в самом Энтеббе, и потом по дороге из Энтеббе в Кампалу. Мы буквально не проезжали ни одной улицы, ни одного населенного пункта, где не было бы указателя на какую-нибудь клинику или госпиталь. В принципе, в этом нет ничего удивительного: в Уганде, по некоторым данным, около 40 процентов населения заражены ВИЧ, а малярии в год выявляют до 60 тысяч случаев. В общем, клиники в этой стране жизненно необходимы.

Первую нашу остановку мы сделали в ботаническом саду Энтеббе . Как и сам город он стоит на берегу озера Виктория . Озеро здесь спокойно, в зарослях вдоль его берегов гнездятся цапли, а оно само производит очень благоприятное впечатления.

Правда, благоприятным оно кажется только на первый взгляд. На самом деле, тут, как и во многих других местах, оно заражено шистосомой и на его берегу в саду мы даже встретили прибитую к дереву табличку, что купание в озере возможно только на свой страх и риск.

Мы немного погуляли по саду и посмотрели на некоторые его растениями.

Многие из них мы, правда, видели и раньше, но все равно было очень интересно. Например, оказалось, что у бананов, казалось бы, самых распространенных и популярных в нашем понимании, есть отнюдь не один и не два вида. Их десятки, если не сотни! Причем, они делятся вовсе не на те, которые едят сырыми, и те, которые принято жарить или варить. Даже внутри этих, так сказать, "кулинарных подклассов" очень много банановых разновидностей. И насколько мы поняли, среди них - огромное количество вообще несъедобных.

Еще в ботаническом саду лично я впервые увидела колбасное дерево, которые потом мы неоднократно встречали на протяжении всего нашего путешествия по Уганде - с практически настоящими свисавшими с веток колбасками. Правда, есть такие колбаски могут только обезьяны - хотя они и не ядовитые, но совершенно не вкусные.

А вот плодами хлебного дерева, кое мы тоже нашли в саду, путешественники прошлого очень даже питались. Я читала, что при особом приготовлении их даже бывало сложно отличить от настоящих булочек. :))

Опять же впервые в ботаническом саду мы увидели огромные, в несколько человеческих ростов кактусы.

Уже не в первый раз кофе, бамбук и джекфрут, плоды которого, как выяснилось, тоже съедобны и на вкус напоминают нечто среднее между бананом, дыней и папайей - мы потом их попробовали.

Но самое сильное впечатление на нас произвели термитники - высокие дома-холмы, отдаленно похожие на муравейники, но такие большие, что некоторые из них были даже выше нас с Антоном. Было их в саду не мало! Правда, к сожалению, ни одного термита мы в них так и не увидели, но зато вдоволь насмотрелись на их ходы, ибо рядом с термитниками не редко валялись их кусочки и можно было довольно-таки подробно все разглядеть.

Вот таким у нас получилось первое знакомство с Африкой. И уже по первому дню в Уганде мы прекрасно поняли, насколько это яркая, живая, разнообразная и необычная страна. И что дальше нас ожидают просто необыкновенные приключения!


👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Для освобождения израильских заложников - пассажиров захваченного 26 июня 1976 г. террористами из организаций НФОП и Революционные ячейки самолета компании «Эр Франс», севшего по их приказу в аэропорту Энтеббе близ столицы Уганды Кампалы.

Террористы

Состав террористов: 8 из НФОП, Вади Хаддад, а также 2 левых-террористов из «Революционных ячеек», Вилфред Бёзе и Бригитта Кульман.

Поддержку террористам оказывал про-палестинский режим Уганды Иди Амина.

Захват заложников был предпринят, чтобы вынудить правительства освободить 53 заключённых, среди них члены РАФ (Фракция красной армиии) и «Движения 2 июня»), находящихся в тюрьмах на территориях Израиля, Франции, ФРГ и Швейцарии и получения 5 млн. долларов США.

Заложники

В самолете «Эйр Франс», совершавшем рейс Тель-Авив - Париж, было 248 пассажиров и 12 членов экипажа.

Пассажиров и команду самолёта удерживали в старом здании аэропорта.

Пассажиры с неизраильскими паспортами были освобождены.

Экипаж самолёта остался с заложниками по собственной инициативе.

Подготовка к операции

Узнав о случившемся, руководство Израиля приняло решение о проведении силовой операции по освобождению заложников. Бывший тогда министром обороны Шимон Перес вспоминает, что командующий ВВС Израиля Беньямин Пелед поинтересовался, собирается Перес захватить только аэропорт Энтеббе или всю Уганду?

Я спросил: в чем разница? В ответ он заявил, что для захвата Энтеббе понадобится 100 бойцов, а для того, чтобы захватить всю Уганду, - 500. Я сказал ему, что ограничусь Энтеббе, что захватывать всю Уганду нет необходимости.

Спасательная операция

В спасении заложников в Энтеббе 3-4 июля 1976 г. была задействована как подразделение захвата, а (Северный округ) и (Центральный) - как подразделения вмешательства. Подразделения вмешательства действовали во внешнем круге, препятствуя угандийским солдатам приблизиться к зданию терминала, штурм которого (внутренний круг) проводила Сайерет Маткаль.

Спецназом «Сайерет Маткаль» командовал подполковник Йонатан Нетаньяху - родной брат , который впоследствии дважды становился премьер-министром Израиля. Во время освобождения заложников Йонатан Нетаньяху был смертельно ранен угандийским снайпером.

Освобождение заложников произошло практически мгновенно: с момента первого выстрела в угандийского солдата и до момента ликвидации всех четырёх террористов, охранявших заложников, прошло всего 15 секунд. Через час после начала операции первый самолет с заложниками вылетел в Найроби на дозаправку, а еще через 42 минуты Уганду покинул последний израильский самолет.

7 из 10 террористов были убиты, в перестрелке погибло также 45 военнослужащих угандийской армии. После освобождения заложников специальный отряд ВВС уничтожил на аэродроме 8 угандийских самолетов-истребителей МиГ-17 и радарную вышку из опасения возможного преследования.

Во время операции погибли 3 из 83 заложников-израильтян. 19-летний Жан-Жак Маймони был убит спецназовцами, которые приняли его за террориста, поскольку он не подчинился приказу «Ложись!» и встал, а еще двое были застрелены террористами.

В группе захвата погиб только подполковник Нетаньяху.

10 заложников и 5 бойцов спецназа были ранены. Один из раненых солдат остался инвалидом - ему парализовало ноги.

По другим данным перестрелка в здании аэропорта продолжалась 1 минуту 45 секунд и погибло 2 заложника, а ранено 9 человек: 4 военных и 5 гражданских лиц.

Одна из заложниц, 73-летняя Дора Блох, гражданка Великобритании, проживавшая в Израиле, во время операции по освобождению заложников находилась в больнице г. Кампала, куда была помещена ранее с пищевым отравлением.

После завершения операции Энтеббе она была убита двумя офицерами угандийских спецслужб по приказу Иди Амина.

Её останки были найдены в 1979 г. Дора Блох похоронена в Иерусалиме в том же году.

Международная реакция и последствия

Правительство Уганды обратилось к Совету Безопасности ООН с требованием осудить вторжение сил Израиля в суверенную территорию Уганды.

Однако СБ ООН не принял никакой резолюции, осуждающей Израиль или Уганду за их действия.

Тем не менее генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм заявил, что израильский рейд представляет из себя «серьёзное нарушение национального суверенитета государства-члена ООН [Уганды]».

Президент Уганды считал, что Кения, через территорию которой прибыли израильские самолёты и где они дозаправлялись, вступила в сговор с Израилем.

Вскоре в Уганде сотни кенийцев были убиты в ходе погромов.

Фильмы

Об этой операции было снято несколько фильмов:

  • «Победа в Энтеббе» (англ. Victory at Entebbe) - телевизионный художественный фильм, 1976, США, IMDb.
  • «Рейд на Энтеббе » (англ. Raid on Entebbe) - художественный кинофильм, 1977, США, IMDb
  • «Операция Йонатан » (ивр. מבצע יונתן‎) - художественный фильм, режиссёр Менахем Голан, 1977, Израиль, IMDb.

Библиография

Видео: Атака с неба

Атака с неба

Полезная информация

Операция «Энтеббе»
широко известное название операции «Кадур ха-раам»
досл. «Шаровая молния»
позднее переименована в Операция «Йонатан»

Страны Пассаж. Экипаж
4
2
42 12
25
1
84
9
1
Корея 1
5
Великобр. 30
США 32
Всего 248 12

Обвинения Израиля в инспирации

Согласно БиБиСи, по данным неназванного источника из евро-арабской парламентской ассоциации, конфиденциально сообщённым им британскому послу в Париже в 1976 г., операция по захвату заложников, совершённая боевиками НФОП, была спланирована совместно израильской спецслужбой

40 лет назад, 5 июля 1976 года в Израиль благополучно вернулись 102 из 106 заложников, захваченных неделей ранее на борту самолёта компании «Эйр Франс», следовавшего рейсом Тель-Авив - Париж. Террористам удалось угнать лайнер в далёкую от Израиля и Европы Уганду, где правил дружественный им диктатор Иди Амин. Но это не помешало израильтянам спланировать и блестяще осуществить стремительную антитеррористическую операцию.

Редактор LJ Media

Израильский военный журналист, историк :

4 июля 1976 года в ходе беспримерной по отваге операции израильских десантников были освобождены более ста заложников, оказавшихся в плену после захвата палестинскими террористами самолета авиакомпании «Эр Франс».

О подробностях операции «Шаровая молния» впервые рассказал один из главных участников тех событий - командир эскадры израильских транспортных самолетов C-130 Hercules, тогда подполковник, а ныне генерал ВВС в отставке Иехошуа Шани.


Экипаж С-130 после окончания миссии в Энтеббе. Командир экипажа Иехошуа Шани в центре в первом ряду. Из блога , 1976 год

27 июня 1976 года пассажирский самолет авиакомпании Air France выполнял рейс из Франции в Израиль и был захвачен палестинскими террористами и их германскими подельниками. Под страхом смерти террористы принудили французских пилотов приземлиться в далекой центральноафриканской стране Уганда, чей президент открыто поддержал палестинский террор.

Экипаж самолета был принужден террористами к посадке в аэропорту Энтеббе близ столицы Уганды Кампалы. Пассажиров и команду захваченного самолета террористы и солдаты угандийской армии удерживали в старом здании аэропорта.

29 июня, руководствуясь примером нацистов, палестинские террористы осуществили «фильтрацию» - они отделили 83 заложника с израильскими паспортами и евреев-граждан других стран от нееврейских пассажиров захваченного самолета. Пассажиры-неевреи были освобождены. Французский экипаж самолета во главе с командиром корабля решил остаться с заложниками и до конца разделить судьбу своих пассажиров. Всего остались 105 заложников - израильские граждане, евреи-граждане других государств и члены экипажа. Террористы угрожали убить заложников.

Несмотря на абсолютную уверенность зарубежных экспертов, считавших, что ни у одного государства нет шансов на спасение заложников, руководство Израиля приняло решение о проведении силовой операции по освобождению заложников, получившую название Thunderball («Шаровая молния»). Операция Thunderball началась 4 июля 1976 года

Эскадра из четырех транспортных самолетов C-130 Hercules с десантниками на борту вылетела с авиабазы на Синайском полуострове. Целью израильских пилотов был угандийский аэропорт Энтеббе, до которого предстояло преодолеть 4000 километров.

Документальный фильм National Geographic об операции в Энтеббе

На протяжении семи с половиной часов полета самолеты эскадры шли в плотном строю, на предельно низких высотах, в режиме полного радиомолчания, в отсутствии диспетчерского сопровождения с земли. Израильские пилоты совершили беспредельно рискованную посадку во вражеском аэропорту, фактически вслепую, на взлетно-посадочную полосу, окруженную вражескими солдатами.

Освобождение заложников произошло практически мгновенно: с момента первого выстрела и до момента ликвидации всех 6 террористов и 45 угандийских солдат, охранявших заложников, прошло всего несколько минут. После освобождения заложников специальный отряд ВВС уничтожил на аэродроме восемь вражеских самолетов-истребителей МиГ-17 и радарную вышку из опасения возможного преследования. Через час после начала операции первый самолет с заложниками вылетел в Найроби на дозаправку, а еще через 42 минуты Уганду покинул последний израильский самолет. Героев-летчиков и десантников вместе с освобожденными заложниками ждала триумфальная встреча в Израиле.

Весь мир с восторгом принял весть об успехе беспримерной по отваге операции израильских коммандос по освобождению заложников в Энтеббе. Только СССР и его «арабские братья» яростно осудили победу Израиля. Под давлением русских ООН приняла резолюцию, в которой Израиль в очередной раз был осужден «за вопиющую агрессию».

О подробностях операции «Шаровая молния» 5 июля этого года впервые рассказал в интервью пресс-службе ЦАХАЛа один из главных участников тех событий - командир эскадры израильских транспортных самолетов C-130 Hercules, тогда подполковник, а ныне генерал ВВС в отставке Иехошуа Шани.

Расскажите немного о вашей семье

Мои родители жили на территории нынешней Украины. Их маленький городок был в составе Польши в то время. С приходом нацистов украинцы убили всех евреев, живших там. Моим родителям повезло - они бежали от нацистов и оказались в Сибири, где я родился в 1945 году. Где бы мы не находились - в Польше, на Украине, в России - везде мы были беженцами и ненавидимыми чужаками.

Вскоре после окончания войны наша семья оказалась в лагере для перемещенных лиц Берген-Бельзен в Германии. Мы были там в течение почти года. Затем мы вместе с тысячами евреев, выжившими в Холокосте, проделали нелегкий путь из Германии в Израиль.

Мои родители были сионистами и свободно говорили на иврите, на котором они общались со мной, тогда ребенком. Они были очень рады приехать в Израиль и начать новую жизнь, чтобы никогда вновь не влачить судьбу беженцев и чужаков среди врагов.

Вы всегда хотели быть летчиком?

Нет, на самом деле. Подростком я не интересовался самолетами, а хотел быть инженером-электриком. Все изменилось в день моего призыва в армию. Я и еще несколько новобранцев валялись на травке на призывном пункте, когда к нам неожиданно подошел военный, на мундире которого мы увидели серебрянные крылышки летчика. Он сказал: «Вы все прошли проверки для летных школ. Кто здесь не хочет добровольно идти в пилоты?»

Я начал поднимать руку, но на полпути я понял, что никто вокруг меня не поднимает руку. Так что я тоже опустил руку вниз. Остальное уже история.

Что вы делали, когда вы впервые вступил в ВВС Израиля?

Я был призван в 1963 году. Я получил серебрянные крылышки пилота в 1965 году из рук генерала Эзера Вейцмана, который тогда был командующим ВВС Израиля. Первый самолет, на котором я начал летать, был транспортный самолет Nord Noratlas. Я также в течение двух лет был инструктором пилотирования на самолетах Fuga. Затем Военно-воздушные силы послали мне в Соединенные Штаты, где я прошел обучение на пилота грузовоо самолета C-130 Hercules. Сначала я был на авиабазе в Литл-Роке, штат Арканзас, а затем в Северной Каролине. Это был мой первый приезд в США.

Вы были на действительной военной службе во время крупных войн Израиля. Как вы принимали участие в этих войнах?

В 1967 году во время Шестидневной войны я на своем самолете доставлял топливо и боеприпасы солдатам ЦАХАЛа, сражавшимся на Синайском полуострове.

В 1973 году во время войны Судного дня, я был командиром эскадрильи. Выполнял разведывательные и боевые вылеты на самолете C-97 Stratofreighter. Я летал на самолете C-130 Hercules через Суэцкий канал, в глубь египетской территории, для того, чтобы поставлять топливо и боеприпасы сухопутным войскам, наступавшим на территории к западу от канала. Те силы, кстати, возглавлял Ариэль Шарон.

Как для вас начался кризис в Энтеббе?

27 июня 1976 года террористы захватили пассажирский самолет Air France, выполнявший рейс из Тель-Авива в Париж. Самолет был захвачен террористами во время промежуточной посадки в Афинах и угнан ими в Энтеббе, Уганда. Двое из угонщиков были членами немецкой левой организации Баадер-Майнхоф, и двое из Народного фронта освобождения Палестины. Они потребовали освобождения 53 террористов, сидевших в тюрьме в Израиле.

На третий день кризиса террористы отделили израильских и еврейских пассажиров от других. Похитители освободили неевреев и отправили их во Францию. В то время как остальной мир занимался болтовней, но ничего не делал, в обстановке полной секретности Армия обороны Израиля планировала спасательную миссию.

Как вы впервые узнали, что вам предстоит принять участие в операции по спасению заложников?

Я был на свадьбе, когда командующий ВВС Израиля, генерал-майор Бени Пелед, подошел ко мне и начал задавать вопросы о возможностях С-130. Это была странная ситуация - командующий ВВС, генерал-майор, расспрашивает подполковника о самолете. Но С-130 был новый самолет, а в ВВС командование всегда было сосредоточено на истре​**телях, а не на транспортных самолетах. Пелед спросил меня, если предстоит лететь в Энтеббе, то сколько времени это займет и какой груз может нести С-130. У меня от этого разговора осталось впечатление, что невозможная при заданных условиях спасательная операция стоит на повестке дня.

Как операция началась?

Мы начали наш полет с авиаазы в Шарм-эль-Шейх на Синае, который в то время находилась под контролем Израиля. Взлет из Шарм был одним из самых тяжелых за всю историю не только моей летной практики, но и самого этого самолета. Я не имел понятия, что произойдет при взлете и посадке - самолет был перегружен вопреки всем правилам и инструкциям по пилотированию.

На борту моего самолета находись бойцы спецназа Сайерет маткаль во главе с их командиром подполковником Йонатаном Нетаньяху. Там же был погружен автомобиль Mercedes, которому предстояло ввести в заблуждение угандийских солдат в аэропорту, так как у Иди Амина, диктатора Уганды, был тот же самый автомобиль. Кроме того, на борт моего самолета были загружены автомобили Land Rover, на которых предстояло действовать десантникам.

Я дал команду на взлет, и перегруженный самолет тяжело оторвался от земли в самом конце взлетно-посадочной полосы. Я взял курс на север, но затем развернул на юг, где была наша цель. Перегруженный самолет тяжело поддавался управлению, я держал его буквально «на руках», пока он не набрал более высокую скорость. Я просто изо всех сил старался держать самолет под контролем - вы знаете, у самолета есть чувства, и все обошлось благополучно.

Расстояние до Энтеббе составляет более 2500 миль (4000 км). Как вы это сделали?

Мы должны были лететь в непосредственной близости от Саудовской Аравии и Египта, в Суэцком заливе. Мы не боялись нарушать воздушное пространство этих стран - полет проходил по трассе международных авиарейсов. Проблема была в том, что они могли обнаружить нас своими радарами.

Потому мы летели очень низко - на высоте всего 100 метров над водой, группой в составе четырех самолетов. Основная надежда была на эффект неожиданности - ведь врагу достаточно было одним грузовиком заблокировать взлетно-посадочную полосу, и тогда вся операция закончилась бы катастрофой. Так что, сохранение операции в полной тайне было критически важным для достижения успеха.

В некоторых местах, что особенно опасно, мы летели на высоте 35 футов. Я вспоминаю чтение высотомера. Поверьте, это страшно! В этой ситуации вы не можете летать в сомкнутом строю. В полете я, как командир эскадры, не знал, есть ли еще самолеты 2, 3 и 4, следующие за мной, потому что мы шли в режиме полного радиомолчания.

В С-130 вы не можете видеть, что творится позади вас. К счастью, пилоты других самолетов эскадры были опытнейшими летчиками - поэтому время от времени они выходили из общего строя, чтобы я мог видеть их, а затем возвращались на свое место в составе группы. Так я узнавал, что самолеты продолжают следовать вслед за мной.

Что вы думали при посадке в слепую на взлетно-посадочную полосу в Энтеббе, окруженную вражескими солдатами?

Больше всего я опасался не ракетного и артиллерийского обстрела с земли - на меня давило чувство ответственности за порученное дело - ведь моя ошибка в качестве пилота перегруженного грузового самолета могла поставить под угрозу успех всей операции. Подумайте об этом - сколько наших людей погибло бы в Энтеббе, если бы я ошибся?

На случай, если что-то пойдет не так, я был готов к худшему. Я был одет в шлем, бронежилет, у мне был автомат Uzi. Я также получил толстую пачку наличных денег на случай, если я буду вынужден выбираться из Уганды после катастрофы. К счастью, мне никогда не пришлось использовать эти деньги. Я вернул наличные после возвращения в Израиль.

Что произошло после того, как вы приземлились?

Я остановился в середине взлетно-посадочной полосы, группа десантников выпрыгнула из боковых дверей и фонариками пометила взлетно-посадочною полосу, так что другие самолеты, следовавшие за мной, смогли совершить посадку. Десантники пошли на штурм диспетчерской башни. Mercedes и Land Rover, выехали через заднюю дверь моего самолета, и коммандос атаковали здание терминала, где находились заложники. В это время руководивший штурмом подполковник Йонатан Нетаньяху, командир Сайерет маткаль, был смертельно ранен огнем угандийских солдат.

После освобождения заложников, какими были ваши следующие действия?

У нас была небольшая проблема: нам нужно топливо, чтобы лететь домой. Мы же летели с билетом в один конец! Мы планировали несколько вариантов дозаправки, и я узнал от командования операцией, что есть возможность дозаправки в Найроби, Кения.

Через 50 минут после посадки в Энтеббе, я отдал приказ командирам самолетов моей эскадры: «Всем, кто готов - на взлет!» Я помню, с каким удовольствием я увидел, как самолет № 4 с заложниками на борту вылетел из Энтеббе - его силуэт растаял в ночной мгле. Именно тогда я понял, что мы победили.

Вот и все. Мы сделали это. Миссия удалось.

Как вас встретили в Израиле?

Самолет с заложниками приземлился в в аэропорту Бен-Гурион, где они встретились со своими семьями. Остальные три самолета сели на военных аэродромах.

Ицхак Рабин, премьер-министр Израиля, подошел ко мне. Я не снимал форму в течение 24 часов подряд, при температуре более 50 градусов в самолете, потому я был грязный и вонючий. А тут тебе на встречу идет идет премьер-министр с распростертыми объятиями. Я сказал, - пожалуйста, не обнимайте меня, - вы может умереть от этого! Он, однако, обнял меня и сказал только «Спасибо».

Каково было возвращаться в Израиль в качестве героя?

После смерти моего отца, я обнаружил его письма из Берген-Бельзен, которые он послал в кибуц Мишмар ха-Эмек. В них отец рассказывает о том, что пережил во время Холокоста, что случилось с его семьей, и т.д. Я не буду обсуждать это здесь. В одном из его писем написано: «Моя единственная надежда и радость - мой Иехошуа. Он дает мне основания для продолжения жизни.»

Я говорю об этом письме, потому что 30 лет спустя, когда я вернулся из Энтеббе, мой отец устроил праздник для меня. Семья и друзья были там, чтобы праздновать успех нашей миссии. Мой отец был в отличном настроении. Я знаю, что он думал, переживший Холокост. Его сын в то время был подполковник ВВС Израиля и только что пролетел тысячи километров, чтобы спасти евреев. Это, вероятно, добавило десять лет его жизни.

Вы поддерживаете контакты с другими участниками операции?

Ну, как вы, наверное, знаете, многие из них находятся в высших эшелонах власти сегодня. Эхуд Барак, министр обороны, был в то время подполковником, как и я. Он был в группе планирования операции, а я был шеф-пилот. Мы советовались друг с другом тогда, и я вижу его часто в наши дни.

Шауль Мофаз, недавно назначенный вице-премьером, возглавлял уничтожение истребителей МиГ на земле в аэропорту Энтеббе, чтобы наши спасательные силы смогли беспрепятственно покинуть Уганду.

Матан Вильнаи был в кабине вместе со мной. Эфраим Снэ был на самолете, как врач. Дан Шомрон умер несколько лет назад - он был одним из руководителей всей операции. И, конечно же, брат Йони, Беньямин Нетанияху, является премьер-министром. Я впервые встретился с ним в начале 1980-х, когда он был заместителем главы миссии в посольстве Израиля в Вашингтоне, округ Колумбия.

Как сложилась ваша карьера после Энтеббе?

Я продолжил служить в ВВС - более 30 лет, на самом деле. Я налетал 13 000 летных часов, в том числе 7000 часов в качестве пилота С-130. На протяжении многих лет я командовал тремя эскадрильями и смешанной авиагруппой из четырех эскадрилий и восьми наземных частей.

С 1985 по 1988 год я был атташе ВВС в посольстве Израиля в Вашингтоне, округ Колумбия. Я уволился с действительной военной службы в 1989 году, в звании бригадного генерала. В течение десяти лет после этого я был в резерве. Сегодня я являюсь вице-президентом компании Lockheed Martin, ответственным за проекты в Израиле. Когда-то я был новобранцем и не думал о ВВС, ставших делом всей моей жизни - в юности вы никогда не знаете, как все получится.

в сообществе :


Из блога в сообществе

Во время штурма погиб командир спецназа Генштаба израильской армии подполковник Йони Нетаньяху - родной брат нынешнего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. С тех пор операцию негласно называют в его честь - «Операция Йонатан».

Из блога в сообществе

«Записка премьеру»

В середине 1970-х годов в Израиле царила атмосфера непрекращающейся борьбы с террором. Спецслужбы страны вели постоянную охоту на активистов различных палестинских организаций, в том числе тех, кто был причастен к убийству израильских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене.

Нападение на самолет компании «Air France» стало еще одним звеном в этой цепи. Долгие годы считалось, что в первые дни после захвата правительство Израиля пыталось найти дипломатическое решение проблемы и, по мнению многих историков, даже готово было пойти на уступки и освободить палестинских заключенных из тюрем.

Однако спустя 39 лет рассекреченные документы указывают на то, что это был лишь отвлекающий маневр, на успех которого в руководстве Израиля мало кто надеялся. С первого дня захвата тогдашний премьер-министр Ицхак Рабин и министр обороны Шимон Перес твердо верили в необходимость проведения военной операции.

Из записки Переса к Рабину:

«Закрываем все оперативные детали. Наряду с внедорожниками, на которых солдаты подъедут к терминалу, предлагается взять „Мерседес“, похожий на автомобиль Амина (правитель Уганды). Добавим на него флажки. Амин как раз должен вернуться в аэропорт с Маврикия, по времени все должно сложиться».


Из блога в сообществе

Ответ Рабина Пересу:

«Мы знаем, когда Амин точно возвращается? Вы уверены, что это „Мерседес“? Как начинается операция, и какие в целом шансы на успех?»

Перес отвечает:

«Как начинается операция? Пункт первый - говорят, что это невозможно. Пункт второй - выбранное время не подходит. Пункт третий - правительство ее не одобрит. Из всего, что я точно вижу, а у меня пока есть зрение, это то, как эта операция завершится».

По случаю публикации архивов, Шимон Перес заявил в интервью газете «Маарив», что процесс принятия решения о начале военной операции был очень нелегким:

«Когда я озвучил силовой вариант и предложил отправить в Уганду наш спецназ, многие посчитали меня безответственным министром», - вспоминает Перес. - Я никогда их не осуждал, ведь они, как и я, четко осознавали, что будет, если вдобавок к заложникам, мы еще потеряем сотню наших лучших бойцов«.


Из блога в сообществе

Среди противников столь дерзкой операции был и тогдашний начальник Генштаба Мордехай (Мота) Гур. Свою оценку он выразил в личной беседе с Пересом. По его мнению, транспортные самолеты «Геркулес», на которых предполагалось отправить спецназовцев, не могли долететь из Израиля до Уганды без дозаправки. Впрочем, получив приказ о подготовке к штурму, ему ничего не оставалось, как подчиниться. Решение по «Геркулесам» было найдено. Израиль договорился с властями соседней Кении о предоставлении воздушного пространства этой страны и аэропорта в Найроби для последующей эвакуации заложников. Непосредственное руководство операцией было поручено генералу Йекутиэлю Адаму. Он находился в самолете, который кружил над аэропортом Энтеббе. Еще один самолет был оборудован под летающий госпиталь.


Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин встречает спасенных в Энтеббе заложников после их прибытия в Израиль, из блога в сообществе

Исторический дневник

Впервые достоянием гласности стал и так называемый оперативный дневник операции. По его записям можно восстановить весь процесс принятия решения об освобождении заложников в деталях. Правда, некоторые фрагменты все еще остаются в секрете. Специалисты утверждают, что это связано с методами работы израильских спецназовцев, которые применяются в израильской армии даже сегодня, спустя много лет. За несколько часов до вылета в Уганду, Перес собрал у себя в канцелярии армейское руководство и некоторых из офицеров-участников предстоящего штурма. По словам Переса, командующий военно-воздушными силами Бени Пелед спросил его, на что рассчитывает политическое руководство Израиля - на захват только аэропорта или всей Уганды? «Пелед заявил, что для штурма аэропорта достаточно сотни солдат, для захвата всей Уганды нужно минимум тысяча, - вспоминает Перес. - Я сказал, что второй вариант даже не рассматривается, а главная цель - вернуть заложников домой».


Угандийские солдаты молятся за упокой душ погибших товарищей, eastnews.ru, 9 июля 1976 года

Из рассекреченных записей оперативных деталей:

«Время 16:15: первый самолет уже в пути. Ждем вторую группу»/

«Время 16:18: вылет задерживается на 10 минут, группа прибыла в военной форме, нужно переодеть их в гражданскую одежду».

«Время 16:30: второй самолет пошел на взлет».

«Время 22:30: Первый самолет сел в Найроби».

«Время 23:18: Самолет приземлился в Энтеббе».

«Время 23:48: В аэропорту Энтеббе тишина - заложников и раненных доставляют на один из самолетов. Идет подготовка к вылету в Найроби».

«Время 23:51: Есть убитые среди заложников, один из бойцов тяжело ранен. Пока не ясно, удалось ли спецназу уничтожить МИГи угандийских ВВС».

«Время 02:00: Все самолеты благополучно сели в Найроби для дозаправки. В Израиле готовятся к встрече самолетов».


Из блога в сообществе

Ночью 4 июля 1976 года в Уганде было жарко - в переносном смысле слова даже жарче, чем в прямом. Потому что именно в эту ночь в Уганде Моссад провернул свою самую успешную операцию.

Максим Рафштайн

Несмотря на крепчающий в наших душах цинизм, нам приятно порой узнать, что бывают еще в жизни сказки с хорошим концом. И не просто хорошим, но и эффектным, и героическим. Как раз такой сказкой, безусловно, можно назвать одну из самых успешных антитеррористических операций в истории, приключившуюся на территории Уганды летом 1976 года.

Едва ли в мире найдется крупный международный аэропорт, который можно назвать оазисом тишины и спокойствия, но 27 июня 1976 года афинский аэропорт, несомненно, побил все рекорды перегруженности и бестолковости. По залу вылета сновали сотни растерянных пассажиров. Давка отчасти объяснялась тем, что греческий наземный персонал, в том числе и полиция, объявил забастовку. Уровень доверия достиг апогея: пассажиры досматривались кое-как, да и то далеко не все.

Несмотря на неразбериху, аэробус А300 авиакомпании «Эйр Франс», следовавший рейсом 139 Тель-Авив - Париж с дозаправкой в Афинах, вырулил на взлетную полосу точно по расписанию…

Красное табло с изображением застегнутого ремня еще не погасло, когда в салоне раздается женский крик. Через пару минут перед пассажирами появляется заметно побледневшая стюардесса, которая просит пассажиров не волноваться. Атмосфера напряжения становится невыносимой, и тут по салону разносится женский голос с немецким акцентом: «Самолет находится под контролем организации „Революционные ячейки“ и Национального фронта освобождения Палестины».

Женщина продолжает говорить, теперь она отдает команды. Все пассажиры должны сдать имеющееся у них оружие и другие опасные предметы, затем поднять руки вверх и не двигаться.

Стюардессы, выполняя чье-то приказание, отдергивают шторы, и пассажиры экономического класса видят двух террористов - прилично одетого мужчину с усами и бородой и молодого человека арабской внешности, в руках у них пистолеты и гранаты без предохранителей. Никто уже не обращает внимания на то, что табло «Пристегните ремни» погасло.

1-й день, воскресенье

Аэробус А300

В абсолютной тишине пассажиры выполняют очередное требование немки - опускают паспорта в черный целлофановый мешок для мусора, с которым их обходит один из похитителей. С тех пор как они вылетели из Афин, прошло уже больше часа, но никто так и не сообщил заложникам цель полета. Стюардессы раздают напитки, стараясь вести себя как обычно. Иногда густая пелена облаков под самолетом рассеивается. Становится видно, что самолет летит над водой, о чем пассажиры тут же шепотом, стараясь не привлекать лишнего внимания, сообщают друг другу.

Наконец самолет начинает снижаться. Один из террористов громко объявляет:

Мы приземляемся в столице Ливии - Бенгази. Здесь вас покормят. Ведите себя тихо, из самолета никто не выйдет. Мы полетим дальше.

Самолет стоит в Бенгази семь часов - максимальный срок, который ливийский лидер Муаммар Каддафи отвел террористам. Вскоре после приземления одна беременная пассажирка успешно имитирует родовые схватки. Напуганные террористы выуживают из черного пакета паспорт гражданки Великобритании и поспешно высаживают женщину. Уже через несколько часов она будет давать показания Скотланд-Ярду.

Кабинет премьер-министра Израиля

Греческие диспетчеры не сразу заметили, что рейс 139 замолчал. Зато израильская разведывательная служба, имевшая привычку прослушивать все рейсы, подавляющее число пассажиров на которых евреи, мгновенно составила донесение в кабинет министров: «Аэробус А300 авиакомпании «Эйр Франс» с 248 пассажирами на борту, половина из которых евреи, либо потерпел катастрофу, либо захвачен террористами».

Это все? Больше никакой информации? - премьер-министр Израиля Ицхак Рабин, обладатель военного прошлого и залысины, ознакомившись с донесением, поднял глаза на министра транспорта.
- Мы пытаемся выяснить подробности, но пока знаем лишь, что самолет изменил курс и теперь летит не на север, а на юг.

Рабин молча откинулся на спинку кожаного кресла. Может быть, это недоразумение? Точно. Пилот решил, что в Париже прохладно, высунулся в салон, крикнул пассажирам: «А не полететь ли нам на юг?» - и его все поддержали… Что за бред! Рабин нажал кнопку связи с секретарем.

Срочно ко мне всех министров! Да, а еще командующего спецназом Дана Шомрона. И принесите какой-нибудь еды. Думаю, мы нескоро отсюда выйдем.

2-й день, понедельник

Аэропорт Энтеббе, Уганда

Солнечные блики скользят по бескрайнему озеру Виктория, раскинувшемуся близ аэропорта Энтеббе. Раннее утро. Угандийское радио передает сообщение о том, что «его сиятельство фельдмаршал доктор Иди Амин Дада великодушно предоставил борцам из Народного фронта освобождения Палестины право разместить захваченных ими заложников в аэропорту Энтеббе».

Заложников под конвоем переводят из самолета в старое здание аэропорта. Огромное помещение с грязными окнами, пыльными полами и самыми разными стуль­ями. Спустя пару часов угандийские солдаты ставят перед заложниками котелки с мясом и рисом, а так­же графины с мутной водой. Некоторые отказываются от мяса и воды, так как все еще верят, что застряли здесь ненадолго.

Вечером заложников навещает двухметровый гигант - президент Уганды Иди Амин Дада. Он сообщает заложникам, что будет способствовать их освобождению. После ухода президента угандийский врач дает каждому заложнику по две таблетки от малярии, которые все послушно принимают.

Премьер-министр дочитывает показания англичанки в тот момент, когда в кабинет заходит министр обороны Шимон Перес. У него есть новости.

Самолет в Уганде. Мы в руках этого сумасшедшего.

На секунду наступает тишина, потом все разом начинают разговаривать. «Этот сумасшедший» Иди Амин не только считается самым одиозным политическим лидером в мире, но и одним из главных врагов Израиля.

Командующий спецназом Дан Шомрон просит слова.

Это шанс «Моссада» показать, на что он способен.
- Что за фантазии! - Рабин с досадой махнул в рукой в сторону Шомрона. - Как вы себе это представляете? Нашим самолетам нужно пролететь над арабскими территориями, обмануть советские системы слежения в Сомали... Это нереально. Бред. У нас в запасе минимум двое суток, подождем. Амин наслаждается властью и вниманием и постарается потянуть время.

3-й день, вторник

Аэропорт Энтеббе, Уганда

Те заложники, которым удалось вздремнуть, просыпаются на рассвете. Никто уже не брезгует принесенной солдатами мутной водой. Некоторые рассуждают о том, что храпящим следовало бы спать в отдельном углу. День проходит без происшествий. Ближе к вечеру в зале появляется немка, у нее красные зрачки (возможно, из-за наркотиков), в руке она держит лист бумаги. Выйдя на середину зала, немка зачитывает список, состоящий сплошь из еврейских фамилий. Названные должны пройти в соседнее помещение. Люди напуганы, некоторые женщины плачут.

Некоторые отказываются от мяса и воды. Они все еще верят, что застряли здесь ненадолго

Селекция заканчивается, и один из террористов включает радио. В новостях сообщают, что французских заложников освободят на следующий день, а еврейские заложники будут уничтожены, если международное сообщество не согласится обменять их на 53 осужденных террористов к четвергу.

Кабинет премьер-министра, Израиль

Сорок из этих террористов сидят в израильских тюрьмах! - Министр обороны Шимон Перес раздражен. Он ослабил узел галстука и, кажется, сейчас сломает карандаш, который ожесточенно вертит в руке.

Из дальнего угла кабинета слышится кашель.

Вы что-то хотели сказать, генерал Шомрон? - Мюнхен, 1972 год.

Прямое попадание. Тогда, во время Олимпиады, палестинской организацией «Черный сентябрь» были взяты в плен и убиты 11 израильских спортсменов. Операция по освобождению была провалена немецкими полицейскими, вооруженными лишь винтовками. После слов генерала в кабинете абсолютная тишина, все ждут решения премьер-министра.

Продолжайте переговоры, мы должны тянуть время. - Рабин поворачивается к Шомрону: - Генерал, я жду от вас план операции по освобождению еврейских заложников на территории Уганды. Поспешите.

4-й день, среда

Аэропорт Энтеббе, Уганда

Французских заложников освобождают небольшими группами. На выходе из аэропорта их провожает улыбающийся Иди Амин в белой шляпе. На нескольких автобусах французов доставляют во французское посольство в Кампале, столице Уганды. Уже на следующее утро они смогут обнять близких.

Между тем угандийские солдаты натягивают перед зданием аэропорта веревки. Заложники не понимают зачем. Для изощренных пыток? Для мин? Наконец один из солдат на ломаном английском объясняет, что женщины могут постирать белье в туалете и развесить его сушиться. Невероятное облегчение! Вечер проходит за стиркой, и дети играют на лужайке между сохнущим бельем.

Кабинет премьер-министра, Израиль

Весь стол завален фотографиями и картами. Шомрон с энтузиазмом рассказывает о подготовке к операции.

Мы достали чертежи аэропорта Энтеббе, его строила израильская строительная фирма. Она же соорудит нам макет аэропорта для тренировок. Аэропорт охраняют угандийские войска, порядка сотни человек. Предлагаю использовать «троянского коня».

Рабин с изумлением воззрился на Шомрона, и тот бегло пояснил:

Последняя игрушка Амина - длинный черный «мерседес». Мы найдем такой же, посадим в него наших ребят. «Мерседес» выкатится из самолета и спокойно подъедет к посту солдат. В принципе, мы даже можем сделать чучело Амина.

Достав из кармана носовой платок, премьер-министр вытирает со лба пот. Ощущение, будто он слушает пересказ фантастического фильма. А ведь ему сегодня предстоит встреча с семьями заложников! Они снова будут умолять начать обмен заложников. Похоже, пока это единственно верное решение…

5-й день, четверг

Аэропорт Энтеббе, Уганда

Ближе к полудню заложников вновь удостаивает своим визитом Иди Амин. Компанию ему составляет его малолетний сын, на котором точно такая же парадная форма, как и на отце. Амин сообщает плохие новости: Израиль до сих пор не дал определенного ответа по поводу обмена заложников. Но у Амина есть в запасе и «хорошая» новость: ультиматум продлен до 11 часов утра воскресенья.

Остаток дня проходит без особых происшествий - для всех заложников, кроме четырех, которых террористы по очереди уводят в отдельную комнату, где их запугивают и угрожают. Затем заложников организованно возвращают в главный зал аэропорта, где недавно были французы.

Туалет засорился и источает зловоние. Работает радио. В вечернем выпуске новостей сообщают, что Израиль согласился на условия похитителей. Заложники плачут, обнимаются и готовятся к скорому возвращению домой.

Кабинет премьер-министра, Израиль

Операцию решено назвать «Шаровая молния». Командующий ВВС Израиля Бенджамин Пелед посвящает премьер-министра в детали.

Два «Боинга-707» ВВС Израиля, перекрашенные в цвета авиакомпании «Эль-Аль», полетят обычным коммерческим маршрутом до единственной дружественной нам страны в регионе, до Кении. На них будут оборудованы полевые госпитали. Едва «Боинги» приземлятся в Найроби, с базы стартуют четыре «Геркулеса», в которых помимо сотни десантников поместятся полугусеничные вездеходы и тяжелые пулеметы. Как только «Геркулесы» выйдут из израильской воздушной зоны, они снизятся и полетят ниже зоны действия радаров.

Так точно! - отчеканивает командующий ВВС.

6-й день, пятница

Аэропорт Энтеббе, Уганда

В ночь с четверга на пятницу в зале аэропорта спят только дети. Взрослые заложники тихо переговариваются, обсуждая свое возвращение. Никто не верит, что кошмар, длившийся почти неделю, подходит к концу. И действительно, это еще не конец. В семь утра к аэропорту подъезжает знакомый уже заложникам черный «мерседес». На этот раз Амин приехал не только с сыном, но и со своей последней женой - чернокожей красавицей в широком зеленом платье.

Мы найдем такой же «мерседес» как у Амина и посадим в него наших ребят. В принципе, мы можем сделать чучело Амина

Президент сообщает, что Израиль отказался идти навстречу террористам и содействовать скорейшему освобождению своих людей. Амин рекомендует заложникам написать открытое письмо своему правительству с просьбой удовлетворить требования похитителей. Оставив ошеломленных заложников спорить о том, писать письмо или нет, Амин с достоинством покидает здание аэропорта.

Кабинет премьер-министра, Израиль

Еще раз! Еще раз, я сказал! Быстрее, быстрее!

Группа десантников во главе с 30-летним подполковником Йонатаном Нетаньяху, выпускником Гарварда и братом будущего премьер-министра Израиля, бегом возвращается в тренировочный «Геркулес». В идеале операция по освобождению заложников должна занять не больше 55 минут. Пока десантники далеки до идеала, что дает право Дану Шомрону подгонять их криком. Но впереди целая ночь тренировок. Отоспаться коммандос смогут во время предстоящего семичасового перелета в Уганду.

Пилоты «Геркулесов» тоже не отдыхают. Они отрабатывают резкий набор высоты, а также посадку прямо на землю - на тот случай, если угандийские солдаты заметят самолеты и перекроют посадочную полосу. В одном из самолетов сидит начальник Генерального штаба армии обороны Израиля Мордехай Гур. Находясь внутри 70-тонной машины, которая то взмывает вверх, то камнем летит вниз, Гур чувствует себя, мягко говоря, неуютно. Зато теперь он знает, что может с уверенностью доложить премьер-министру: «Все готово».

7-й день, суббота

Субботним днем в аэропорту Найроби один за другим приземляются два «Боинга-707» авиакомпании «Эль-Аль», следующие коммерческим маршрутом из Тель-Авива. Ровно через 20 минут с израильской военной базы в воздух поднимаются четыре гигантских «Геркулеса».

Лишь спустя 15 минут после взлета кабинет министров официально дает добро на проведение операции: по военному радио звучит команда «Занек!» («Взлет!»). Затем связь прерывается в целях сохранения секретности. Пилотам предстоит управлять самолетами семь часов, полагаясь лишь на радиолокационную антенну. Высоко над «Геркулесами» летят истребители-фантомы, в каждом из которых есть приспособление для создания помех в работе вражеских радаров. Они будут сопровождать «Геркулесов» до Эфиопии.

Основная масса солдат находится в первом самолете, в котором вскоре после взлета становится трудно дышать. Кто-то из солдат устраивается в джипах, кто-то прикорнул у вездеходов. Особенно тяжко приходится солдатам, которые будут изображать угандийцев в ложном «мерседесе» Амина. Им выкрасили лицо и руки гримом, позаимствованным в тель-авивском театре, и теперь «угандийцы» потеют больше остальных, набившись в шикарный автомобиль.

Подняться над тучами невозможно из-за вражеских радаров, поэтому пилоты ведут крылатых гигантов сквозь облака и молнии

Над Эфиопией самолеты попадают в грозовую полосу. Подняться над тучами невозможно из-за радаров, поэтому пилоты ведут крылатых гигантов сквозь облака и молнии. Наконец небо расчищается. И вот уже на горизонте поблескивает гладкая поверхность озера Виктория. Пилоты снижают скорость, и самолеты почти бесшумно скользят низко над водой.

Здание аэропорта ярко освещено, это настораживает. Возможно, террористы уже предупреждены, и тогда коммандос летят прямо в ловушку. Но отступать поздно: десантники наготове, подполковник Нетаньяху со своими людьми плотнее укомплектовываются в «мерседесе». Еще секунда - и шасси самолета плавно касаются посадочной полосы.

Операция в деталях

2 00:05-00:06

Растерявшись, ведь самолет сел абсолютно открыто, угандийские солдаты контрольно-диспетчерского пункта отдают честь «своему президенту» и тут же падают замертво, расстрелянные из пистолетов с глушителями высыпавшими из «мерседеса» солдатами.

3 00:06-00:15

Вслед за «мерседесом» из самолета выезжают джипы с безоткатными орудиями, которые устанавливаются дулами к шоссе, ведущему в город, - на случай, если Амин узнает об операции и мобилизует танки.

4 00:15-00:16

В зале аэропорта стоит обреченная тишина: на утро назначена казнь первых заложников. Неожиданно немец, охранявший заложников, выпускает в потолок длинную очередь, отчего сыплется штукатурка. Кто-то вскрикивает, когда он падает замертво. Перепрыгнув через разбитое стекло, в зал врывается загримированный негром израильский солдат. Он кричит на иврите и английском: «Армия Израиля! ложитесь!»

5 00:16-00:17

В зал вбегают другие солдаты, уже в израильской форме, они стреляют в выбежавших из подсобки террористов. Кто-то из заложников пытается ползком покинуть поле битвы, матери телами закрывают детей, помещение постепенно наполняется дымом. В ходе перестрелки в зале ликвидированы охранявшие заложников на первом этаже террористы.

6 00:17-00:54

Спецназовцы из второго и третьего «Геркулесов» обшаривают здание аэропорта в поисках остальных террористов, которых, по данным разведки, должно быть не меньше шести. В немку, готовую кинуть в солдат гранату, выпускают целую обойму патронов. Еще двое террористов ликвидированы в туалете на втором этаже. Тела террористов тут же фотографируют, снимают отпечатки пальцев. Остальные солдаты начинают выводить заложников из зала и провожают их к четвертому «Геркулесу», который сел последним и, взяв на борт освобожденных заложников, должен взлететь первым.

Потери

В ходе операции четверо заложников были убиты. Трое из них - во время перестрелки между солдатами и террористами в зале аэропорта Энтеббе. Еще одна заложница, 73-летняя Дора Блох, ранее отправленная в больницу в Кампале из-за плохого самочувствия, была застрелена на следующий после освобождения пленных день лично разгневанным Иди Амином.

Из всей группы захвата погиб лишь лидер спецназовцев - подполковник Йонатан Нетаньяху, герой войны Судного дня. Позднее в память о нем операция будет переименована из «Шаровой молнии» в «Йонатан».

Итог

Операция «Шаровая молния», проведенная израильской армией на территории Уганды в ночь с 3 на 4 июля 1976 года, считается противозаконной, так как была претворена в жизнь без ведома и позволения Совета Безопасности ООН. Генеральный секретарь ООН осудил Израиль за «серьезное нарушение суверенитета государства Уганда», но не принял в отношении Израиля штрафных санкций.

Операция «Шаровая молния» - самая успешная операция по освобождению заложников на вражеской территории за всю историю борьбы с терроризмом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: