Как развивать внимание у ребенка 5 лет. полезных упражнений для развития произвольной и долговременной памяти. Особенности развития памяти у детей

В этой статье мы собрали 5 полезных упражнений для развития произвольной и долговременной памяти у детей. Ежедневно их выполняя, ваш ребёнок научится запоминать информацию в самых разных формах и без труда её воспроизводить.

Вы наверно замечали, малыши запоминают новое непроизвольно, они не прилагают к этому усилий. Все интересное и яркое, что привлечёт их внимание, отложится в памяти ровно настолько, насколько сумело их впечатлить и захватить.

Авторы выражают искреннюю признательность участвующим учителям, школам и семьям за их энтузиазм в поддержке этой работы. Кроме того, техническую помощь оказали Ребекка Абу Айед, Кэри Чен, Астрид Эртола, Хизер Фуллер, Дженни Граммер, Пуджа Гупта, Стефани Гатри, Каролин Монсма, Вероника Пампаро, Сэнди Фам и Присцилла Сан Суси и с благодарностью признаны. Наконец, авторы хотели бы поблагодарить четырех анонимных рецензентов и доктора.

Таксономия поведения учителя

Во время наблюдений в классе один наблюдатель использует таксономию поведения учителя, чтобы кодировать язык преподавателя, а другой одновременно пишет контекстуальный рассказ о занятиях в классе. Таксономия классифицирует беседу учителя в четыре широкие категории: обучение, деятельность по когнитивной структуризации, запросы памяти и метакогнитивная информация.

Как работает память

Память делится на:

  • Кратковременную,
  • Долговременную.

В первом случае это, к примеру, «пробежался глазами за пять минут до контрольной, написал и забыл напрочь», во втором - «помню с первого класса, хотя сам уже студент». Именно последний тип памяти позволяет прочно и основательно усваивать знания.

Коды команд используются, когда преподаватель предоставляет информацию о конкретной задаче; Главная Информация; проспективное резюме о предстоящей деятельности; или если она читает из книги. Эти коды фиксируют беседу учителя, которая побуждает детей привлекать материалы способами, которые были обнаружены в лабораторных исследованиях, чтобы побудить к глубоким уровням обработки и повлиять на кодирование и извлечение информации. Примеры деятельности по когнитивному структурированию включают в себя регулирование внимания, массированное повторение, выявление особенностей, категоризацию, выявление отношений, установление связей с личными переживаниями, выводов и визуальных образов.

А так же на:

  • Произвольную,
  • Непроизвольную.

Как происходит запоминание?

Чтобы малыш запомнил что-то новое, можно:

  • Зазубривать наизусть;
  • Предоставить это «новое» интересным и ярким образом. Привлекая его внимание, впечатлить и захватить.

5 полезных упражнений для развития произвольной и долговременной памяти.

При тренировке важно задействовать все типы памяти: визуальную, словесно-смысловую, моторную.

Эти коды используются, когда учитель просит учащихся получить информацию или подготовиться к будущей деятельности. Такие запросы могут быть эпизодическими, семантическими, процедурными или предполагать будущее с предполагаемым или ожидаемым запросом. Эти коды используются, когда учителя предоставляют или запрашивают метакогнитивную информацию с целью облегчения работы детей. Учителя могут предложить метакогнитивное обоснование, использовать метакогнитивный опрос или сделать предложение.

Дополняя кодирование поведения преподавателя, повествование предоставляет богатую контекстуальную информацию, которая составляет основу умозаключений о природе спроса на память. Мы идентифицируем три уникальные категории бесед учителей: выраженные намеренные требования к памяти, подразумеваемые преднамеренные требования к памяти и не связанные с памятью действия.

Упражнение 1. Первая буква

Эта техника помогает запоминать список или последовательность.

Возьмите первые буквы слов из списка и придумайте с ними предложение или словосочетание.

Самый известный пример - цвета спектра, которые легко запомнить вместе с фразой «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан ».

Действия, не связанные с памятью

Эти требования включают явный запрос на память, используя ключевые слова, такие как «запомнить» или «не забывать». Эта категория включает в себя запросы на запоминание, в которых учитель имеет четкую цель памяти, но явно не ссылается на память. Эта категория включает все время обучения, которое не содержит подсказок, связанных с памятью.

Обсуждение времени в моделях кривой роста. Следует отметить, что, когда условные модели выполнялись с перехватом во время 1, представляя начало учебного года, никаких различий между группами как функции мнемонического стиля не наблюдалось. Представленное здесь исследование представляет собой часть первой авторской диссертации, проведенной под руководством второго автора.

Другой пример: список «картошка, морковь, помидоры» можно зашифровать фразой «К ак М ыть П осуду». Такие фразы называются акростихами.

Давайте потренируемся. Попробуйте вместе с ребёнком придумать фразу, которая поможет запомнить эту последовательность:

Упражнение 2. История

Усиление детской памяти путем обучения матерей в использовании сложного разговорного стиля в качестве события разворачивается. Интеграция интерактивной и контекстной информации: процедура синхронных наблюдений. Уровни обработки: основа для исследования памяти. Стиль и структура в беседах матери и ребенка о прошлом. Взаимодействие матери и ребенка как события разворачиваются: Связывание с последующим запоминанием. Дифференциальные эффекты случайных задач по организации отзыва списка высокосвязных слов. Перспективы развития памяти и познания. Организационные процессы в отзыве детей. Руководство для шкал Маккарти детских способностей. Время для разговора: влияние времени разговора взрослых и детей на память детей. Роль учителя в содействии развитию памяти и разработке учебной стратегии в классе начальной школы. Образование и познавательное развитие: естественный эксперимент. Развитие мнемического мастерства. Развитие памяти: универсальные изменения и индивидуальные различия. Развитие памяти или развитие памяти? Учимся помнить: Социально-коммуникативные обмены и развитие навыков памяти детей. Репетиционные процессы в детской памяти. Развитие памяти у детей. Поощрение рассказов в дошкольниках: исследование вмешательства. Маточно-детские беседы о прошлом: отношения стиля и памяти с течением времени. Сложное воспоминание усиливает автобиографическую память и повествование детей. Сравнение мер оценки кластеризации при свободном отзыве. Иерархические линейные модели: приложения и методы анализа данных. Обучение и развитие познавательных навыков. Справочник по кросс-культурной психологии. Влияние школы на производительность теста памяти. Разработка и обучение в детстве и юности. Достижения в развитии ребенка и его поведении. Справочник по детской психологии, познанию, восприятию и языку. Развитие стратегий памяти детей младшего возраста: первые результаты исследования продолжительности памяти Вюрцбурга. Развитие стратегии памяти: уроки продольных исследований. Грамотность без обучения: Тестирование интеллектуальных эффектов. Прикладной анализ продольных данных: изменение модели и событие. Воспоминания о Марокко: влияние возраста, школьного образования и окружающей среды на память.

Как он чувствовал себя стойким в первый раз?

Когда важно запомнить последовательность, придумайте историю, в которой участвуют предметы из списка. При этом запоминать нужно не столько слова, сколько визуальный ряд. Например, такой список:

  • Пингвин
  • Самолет
  • Конверт
  • Белка
  • Сюрприз
  • Коньки
  • Шляпа

Придумываем историю:

Пингвин вышел из самолёта, обмахиваясь веером, и тут ему вручили конверт от Белки. В нем был сюрприз - её фотография на коньках и в шляпе.

Каким был первый твердый вкус пищи? И какое было первое лето жизни? Никто из взрослых не может ответить на такие вопросы с уверенностью, потому что никто не помнит надежно его первые два года жизни. Хотя малыш может очень хорошо сказать, что он сделал несколько недель или месяцев назад, всего через несколько лет просто потеряла память.

Забываете ли вы только первые два года, или даже третье и четвертое, но на них можно повлиять. Как показывает недавнее исследование, многие переживания с раннего детства постоянно отпечатываются не только по биологии. «Похоже, что воспоминания зависят не только от системы в мозге, в которой мы их обрабатываем, но также и от различных социальных факторов», - говорит канадский психолог Кэрол Петерсон из Мемориального университета Ньюфаундленда. И культура, в которой человек растет, и отношения с родителями, следовательно, играют важную роль.

Потренируйтесь на списке:


  • Кошка
  • Собака
  • Дерево
  • Самолет

Упражнение 3.

Запомнить пару предметов легко, если связать их действием.

Получится мини-история:

Енот - Гирлянда: Енот повесил в норе гирлянду.

Круг - Квадрат: Квадрат потерял свои углы и стал кругом.

В западных странах, в среднем, первые три с половиной года теряются, напротив, больше, чем первые четыре. Вот что Питерсон узнал, когда она и китайские коллеги спросили 225 канадских и 133 китайских детей в возрасте восьми, одиннадцати и четырнадцати за первые свои воспоминания. Исследователи отправились в школы молодых людей и попросили каждого ребенка по отдельности рассказать о самых ранних воспоминаниях. Задавая такие вопросы, как «Было ли летом или зимой?», Они пытались как можно точнее определить вместе с ребенком сколько лет было во время опыта.

Попробуйте запомнить предметы, придумав каждой паре мини-историю:

  • Корова – мяч
  • Бегемот – гитара
  • Мышь – чашка



Затем исследователи назвали родителей испытуемых и проверили, могут ли проголосовать опыты и тогдашний возраст детей. Результаты Петерсона подтверждают более ранние исследования, свидетельствующие о том, что азиаты теряют на шесть месяцев больше памяти, чем европейцы. Исследование Петерсона также показало, что китайские дети помнят менее ранний опыт, чем канадские.

Дети часто находятся в центре внимания семейных историй на Западе

Как может быть, что раннее развитие автобиографической памяти так сильно зависит от культуры? Авторы канадско-китайского исследования предполагают, что родители говорят по-разному с их детьми в западных странах, чем в азиатских странах. Как рассказывают родители из Северной Америки о прошлых событиях, детям легче их закодировать, чтобы они могли хорошо хранить их в долгосрочной памяти, пишут исследователи, ссылаясь на исследования в области общения в семьях разных культур. Разговоры об опыте в семьях Северной Америки направлены на ребенка.

Упражнение 4. Детали
Это упражнение развивает визуальную память. Сначала покажите ребёнку картинку с одной стороны и дайте хорошенько рассмотреть. Попросите представить, что он оказался внутри этой картинки, и описать происходящее. Например: «Сначала я посмотрел на дерево, оно высокое, на нём один листочек. Потом понюхал фиолетовый цветок. Потом увидел трёх бабочек…».

По его мнению, это создало бы жизненные истории, в которых он сам играет важную роль. Именно этот тип разговора, который исследователи считают «частью западной системы ценностей индивидуализма и автономии», способствует раннему формированию автобиографической памяти. Напротив, разговоры об опыте в китайских семьях ориентированы на общество. Чтобы запомнить собственный опыт, это менее важно.

Исследователь мозга Герхард Рот из Университета Бремена также считает, что культурные особенности влияют на развитие памяти. «Кажется типичным для западных культур, например, что мамы много говорят с младенцами», - говорит он. «Это само по себе может оказать стимулирующее воздействие на развитие мозга ребенка».

Затем переверните картинку и попросите ребёнка вспомнить, чего, в отличие от первой, на ней не хватает.


Упражнение 5. Визуальный конспект

Теперь тренируем слуховую память. Это упражнение отлично подходит для запоминания стихотворений и песен. Конечная цель техники - научиться делать визуальный конспект мысленно, не прибегая к помощи бумаги.

Развитие памяти является основополагающим в жизни, и это помогает нам ориентироваться во времени и пространстве, создавать привычки, относиться к другим. Общение между родителями и детьми начинается с простого объятия, сладкого слова или соответствующего взгляда. Узнайте о важности и преимуществах материнской связи и общения между ними как для матери, так и для ребенка.

  • Изображения эволюции ребенка с окружающей средой, каждый месяц.
  • Ранняя стимуляция - это не терапия или формальный метод обучения.
  • Это способ определить потенциал и способности маленьких.
  • Как развивается память у младенцев.
После церебральной пластичности сегодня мы приближаемся к еще одному величайшему столпу формирования интеллекта: развитию исполнительных функций.

Прочитайте ребёнку один из этих списков и попросите сделать визуальный конспект на листе бумаги. Объясните, что он может делать любые пометки - буквы, цифры, значки, - которые помогут ему вспомнить услышанные слова.

  • Дерево
  • Портфель
  • Телевизор
  • Телефон
  • Дед Мороз

Подведем итог

Данные упражнения направлены на развитие произвольной долговременной памяти. Вы можете самостоятельно придумывать упражнения на основе описанных пяти техник.

Исполнительные функции имеют важное значение, именно когнитивные навыки позволяют нам действовать организованно для достижения наших целей. Специалисты выделяют три основных: оперативную память, тормозное управление и познавательную гибкость. Действительно, когда мы хотим что-то сделать, будь то решение математического упражнения, признание любви, обучение игре на фортепиано или изучение танцевального шага; нам нужны три так называемых исполнительных навыка: нам нужна хорошая рабочая память, которая позволяет нам запоминать и организовывать информацию; хороший тормозной контроль, который позволяет нам препятствовать отвлечениям оставаться сосредоточенным, контролировать наши импульсы, наши эмоции или неуместные жесты; и, наконец, нам нужна когнитивная гибкость, быть творческими и корректировать наши стратегии в случае ошибок.

Желаем вам и вашим малышам успехов и продуктивных, интересных совместных занятий!!!


Подобным вопросом задается все больше родителей. Еще пару десятилетий назад в воспитании преобладал подход «наблюдателя», «ведомого», когда взрослые скорее отталкивались от индивидуальных запросов малыша. Но сегодня мы понимаем, что ребенок уже в раннем возрасте должен быть готов адаптироваться к сложным задачам.

Слишком многое в жизни человека зависит от той школы, даже детского садика, в которых он будет учиться. Слишком рано детям начинают задавать вопросы о выборе будущей профессии, специализации. Поэтому его память и внимание должны быть в «хорошей форме», уже к шести-семи годам. Отсюда и новый подход к воспитанию - активный ведущий взрослый, который помогает ребенку добиться лучших результатов.

Невозможно, да и не нужно судить, какая система предпочтительна. Определяющим фактором являются социальные условия, в которых растут наши дети. И мы просто обязаны прилагать усилия к тому, чтобы ребенок мог с успехом пользоваться естественными инструментами своего сознания.

Память и внимание

Во-первых, нам нужно уяснить для себя хотя бы начальные сведенья о памяти и внимании. Ведь это два, весьма разнородных, явления. Их тренировка и развитие идет различными путями.

Внимание

Способность к концентрации внимания зависит от возраста и психо-эмоциональных качеств человека. Проще говоря, невозможно (и опасно!) требовать от пятилетнего малыша, чтобы он усердно занимался одним и тем же делом часами. Даже если мы говорим об очень усидчивом ребенке и деле, которое ему очень нравится.

Существуют наблюдения, которые описывают внимание детей разных возрастных групп:

  • 3-4 года - внимание концентрируется с трудом и по большей части непроизвольно. Удерживать такую концентрацию малыш способен не более семи минут;
  • 4-5 лет - происходят значительные изменения. Ребенок может удерживать активное внимание до двадцати минут. При этом, он может некоторое время управлять данным процессом, не отвлекаясь от интересующего предмета;
  • 5-6 лет - увеличивается объем внимания, то есть, количество предметов, которые одновременно могут стать объектами концентрации. Малыш может произвольно сконцентрироваться на этих объектах;
  • 6-7 лет - стандартом для дошкольника является двадцать пять минут активного внимания. Оно произвольно. Объем внимания продолжает увеличиваться;

Перед тем, как планировать, какие упражнения вы будете выполнять с ребенком для развития его внимания - необходимо учесть эти параметры.

Память

Этот аспект интеллектуальной деятельности, также, меняется, буквально, на каждом году детства. От непроизвольного запоминания малыши движутся к сознательному запоминанию. Вот примерные этапы развития памяти у детей:

  • 3-4 года - физическое развитие открывает перед ребенком новые возможности - самостоятельного передвижения, игр, самообслуживания, общения и так далее. И все, что связано с этими новыми «делами» малыш запоминает. Нельзя забывать и о развитии речи, которая постоянно пополняется новыми словами, а понимает ребенок гораздо больше слов, чем сам может произнести! Но эта память еще непроизвольна - малышу будет трудно что-то «выучить» и запомнить надолго;
  • 4-5 лет - закладываются основы произвольного запоминания. Особенно помогают малышу в этом возрасте «память тела» - двигательные подсказки, повторения. Конечно, все ритмичное, яркое запоминается лучше;
  • 5-6 лет - развивается самостоятельное запоминание. Причем, лучше всего запоминается осмысленная информация. Поэтому важно объяснять ребенку те явления, с которыми он сталкивается, отвечать на его вопросы;
  • 6-7 лет - малыш уже не только способен запомнить некоторое количество предметов, образов, слов, но и начинает их классифицировать. А это значительно расширяет возможности памяти. В этом периоде запускаются процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений, образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами и словами, запомненными ранее;

Таким образом, для развития памяти у ребенка нужно учитывать и ее возможный объем, и условия, которые будут способствовать лучшему запоминанию в разном возрасте.

Особенности занятий по развитию памяти и внимания

Многие родители ожидают, что их ребенок с удовольствием включится в процесс занятий и покажет блестящие результаты. И в большинстве случаев их ждет жестокое разочарование. Малыши не только не отвечают «правильно», но и вообще не хотят «играть с пользой», капризничают.

И это нормально. Родители должны понимать, что перед тем, как они смогут приступить непосредственно к упражнениям - нужно научиться общаться с ребенком. Необходимо выстроить взаимодействие, когда малыш поймет, как можно договариваться. Другими словами, он должен научиться доносить до вас свои желания, убедится, что вы его понимаете и поддерживаете. Тогда можно ожидать, что и ваши предложения будут ему интересны.

Не нужно последовательно проводить одну игру за другой. Обратите внимание на те упражнения, которые больше всего нравятся ребенку, удаются ему. В принципе, все игры похожи по сути - каждую вы можете разнообразить и развить, включая в нее элементы из других.

Исключительно важно понять, что результат нельзя оценивать, как «правильный» или «неправильный». Хвалите малыша за любое проявление инициативы, готовность играть с вами, попытку найти ответ. Оценивайте все, что хорошо и не выказывайте раздражения, если что-то идет не так. Если вам удастся наладить занятия в таком ключе - у них обязательно будет прекрасный результат!

Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Дети 3-4 лет

Чтобы привлечь внимание малыша в этом возрасте нужно несколько раз повторить призыв. При этом значение имеют не столько слова, которые вы скажете, а ваш эмоциональный настрой, собственная вовлеченность. Лучше присесть на корточки или поднять ребенка, чтобы вы оказались на одном уровне и указывать на интересующий предмет рукой.

Рассматривание картинок

Лучше всего подходят яркие рисунки для детей. Можно купить специальные издания, а можно выбрать просто понравившуюся книжку. Пусть малыш показывает вам отдельные элементы картинки. Например, ушки, глазки, лапки у животных. Хорошо, если на картинке есть элементы, которые не сразу бросаются в глаза. Например, бабочка на цветке не в центре композиции. Попросите ребенка найти и показать вам бабочку.

Было-стало

Это самое начало игры, которая помогает развивать внимание и память на протяжении долгого времени. Но для малышей в возрасте 3-4 лет нужно тщательно подготовить предметы, которые он будет рассматривать и запоминать. Они должны быть интересны для ребенка, но не настолько интересны, чтобы он стремился только к одному - завладеть ими немедленно!

Выкладываете три предмета и показываете малышу (путь они будут очень различны, например, фрукт, кукла и ботинок). Просите его рассмотреть предложенное как следует. Потом ребенок отворачивается, а вы убираете один предмет и просите его определить, что изменилось. Можно поменять предметы местами.

Когда вы заметите, что малыш с легкостью справляется с задачей - увеличивайте количество предметов, добавляйте «похожие» предметы (например, две машинки - разного цвета).

Развиваем слух

Для начала используем музыкальные игрушки - барабаны, свистки, пищалки и так далее. Пусть малыш отвернется, а вы постучите по барабану или подудите в дудочку - ребенок должен угадать, что звучит. Позже можно добавлять другие, менее очевидные звуки: шелест книжных страниц, звон ложечки в стакане и так далее.

Что на что похоже?

Для этого упражнения нужны предметы разных групп, например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему одни вещи вы считаете похожими, а другие - нет. Попросите его разложить предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем.

Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру - подходят любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки - они мне нравятся, я хотел бы ими поиграть».

Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время приготовления обеда - доставят вам массу удовольствия и будут полезны. Главное, помните: малыш не может долго концентрировать внимание! Занимайтесь не долее 10 минут - потом позвольте ему переключиться и поиграть. Спустя минут 40 можете снова предложить ему упражнение.

Про возраст постарше писать не буду, так как мне не актуально. Но кому интересно -

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: