В языках Visual Basic и Gambas и в языке OpenOffice.org Basic переменные используются для хранения и обработки данных в программах.
Переменные задаются именами , определяющими области оперативной памяти компьютера, в которых хранятся значения переменных. Значениями переменных могут быть данные различных типов (целые или вещественные числа, последовательности символов, логические значения и т. д.).
Переменная в программе представлена именем и служит для обращения к данным определенного типа, конкретное значение которых хранится в ячейке оперативной памяти.
Тип переменной.
Тип переменной определяется типом данных, которые могут быть значениями переменной. Значениями переменных числовых типов Byte, Short, Integer, Long, Single, Double являются числа, логического типа Boolean — значения «истина» (True) или «ложь» (False), строкового типа String — последовательности символов. Обозначения типов переменных являются ключевыми словами языка и поэтому выделяются.
Данные различных типов требуют для своего хранения в оперативной памяти компьютера различное количество ячеек (байтов).
Имя переменной.
Имена переменных определяют области оперативной памяти компьютера, в которых хранятся значения переменных. Имя каждой переменной (идентификатор) уникально и не может меняться в процессе выполнения программы. В рассматриваемых языках имя переменной может состоять из различных символов (латинские и русские буквы, цифры и т. д.), но должно обязательно начинаться с буквы и не должно включать знак точка «.». Количество символов в имени не может быть более 1023, однако для удобства обычно ограничиваются несколькими символами.
Объявление переменных.
Необходимо объявлять переменные, для того чтобы исполнитель программы (компьютер) «понимал», переменные какого типа используются в программе.
Для объявления переменной используется оператор объявления переменных Dim . С помощью одного оператора можно объявить сразу несколько переменных, например: Dim А As Byte, В As Short, С As Single, D As String, G As Boolean
Присваивание переменным значений.
Задать или изменить значение переменной можно с помощью оператора присваивания
. При выполнении оператора присваивания переменная, имя которой указано слева от знака равенства, получает значение, которое находится справа от знака равенства.
Например:
А = 255
B = — 32768
C = 3.14
D = «информатика»
G = True
Значение переменной может быть задано числом, строкой или логическим значением, а также может быть представлено с помощью арифметического, строкового или логического выражения.
Проанализируем процесс выполнения программы компьютером (для определенности записанной на языке Visual Basic). После запуска проекта оператор объявления переменных Dim отведет в оперативной памяти для их хранения необходимое количество ячеек:
- для целой неотрицательной переменной А одну ячейку;
- для целочисленной переменной B две ячейки;
- для переменной одинарной точности С четыре ячейки;
- для строковой переменной C по две ячейки на символ;
- для логической переменной G две ячейки.
Таким образом, в памяти для хранения значений переменных будет отведена 31 ячейка, например, ячейки с 1–й по 31-ю.
Контрольные вопросы:
- В чем состоит разница между типом, именем и значением переменной?
- Какие основные типы переменных используются в языке программирования Visual Basic 2005? Gambas? OpenOffice.org Basic?
- Почему рекомендуется объявлять переменные перед их использованием в программе?
Задания:
- Определить количество ячеек оперативной памяти, необходимое для хранения значений переменных первых семи типов языка Visual Basic, перечисленных в первой таблице.
(Смотрим на столбец «Занимаемая память». Сколько написано байт – столько будет и ячеек памяти.)
Переменные.
В объектно-ориентированных языках программирования, и в частности в языке Visual Basic, переменные играют такую же важную роль, как и в процедурных языках программирования. Переменные предназначены для хранения и обработки данных.
Переменные задаются именами, определяющими в области памяти, в которых хранятся значения переменных. Значениями переменных могут быть данные различных типов(целые и вещественные числа, последовательности символов, логические значения и т.д.)
![](https://i0.wp.com/hnu.docdat.com/pars_docs/refs/220/219652/img1.jpg)
Определение переменной.
Переменная в программе представлена именем служит для обращения к данным определенного типа. Конкретное значение переменной хранится в ячейках оперативной памяти.
![](https://i2.wp.com/hnu.docdat.com/pars_docs/refs/220/219652/img2.jpg)
Тип переменной.
Тип переменной определяется типом данных, которые могут быть значениями переменной. Значениями переменных числовых типов(Byte , Integer , Long , Single , Double ) являются числа, логических (Boolean ) – True /False , строковых(String )-последовательности символов и т.д. Обозначения типов переменных являются ключевыми словами языка и поэтому выделяются.
![](https://i2.wp.com/hnu.docdat.com/pars_docs/refs/220/219652/img3.jpg)
Хранение различных типов данных в памяти компьютера.
Целые числа в интервале от 0 до 255 (Byte) - 1 байт
Вещественное число с двойной точностью(Double ) – 8 байт
Символьные строки(String ) – 1 байт на каждый символ.
![](https://i1.wp.com/hnu.docdat.com/pars_docs/refs/220/219652/img4.jpg)
Типы переменных.
![](https://i1.wp.com/hnu.docdat.com/pars_docs/refs/220/219652/img5.jpg)
Имя переменной.
Имя каждой переменной(идентификатор) уникально и не может меняться в процессе выполнения программы. Имя переменной может состоять из различных символов(латинские и русские буквы, цифры и т.д.) , но должно обязательно начинаться с буквы и не должно включать знак «.»(точка). Количество символов в имени не может быть более 255.
Числовую переменную можно назвать например, А или Число, а строковую А или Строка. Однако разработчик языка Visual Basic – фирма Microsoft – рекомендует для большей понятности текстов программ для программиста в имена переменных включать особую приставку , которая обозначает тип переменных. Тогда имена переменных целесообразно записывать как intA, или intЧисло, а строковых – strA и strCтрока.
![](https://i0.wp.com/hnu.docdat.com/pars_docs/refs/220/219652/img6.jpg)
Объявление типа переменной.
Важно, чтобы не только разработчик программы(программист) понимал, переменные какого типа используются в программе, но чтобы это мог учесть и исполнитель программы(компьютер).
Второе даже еще более важно, так как, если компьютер не будет знать, переменная какого типа используется в программе, он будет считать ее переменной универсального типа Variant и отведет для ее хранения в памяти 16 или более байтов. Это будет приводить к неэффективному использованию и замедлению работы программы.
![](https://i0.wp.com/hnu.docdat.com/pars_docs/refs/220/219652/img7.jpg)
Объявление типа переменной.
Для объявления типа переменной используется оператор определения переменной. Синтаксис этого оператора следующий:
Dim ИмяПеременной [ As ТипПеременной ]
C помощью одного оператора можно объявить сразу несколько переменных:
Dim intЧисло As Integer, strСтрока As String
Переменные, значения которых не меняются в процессе выполнения программы, называются константами. Синтаксис объявления констант следующий:
Const ИмяКонстанты [ As Тип ]= ЗначениеКонстанты
![](https://i1.wp.com/hnu.docdat.com/pars_docs/refs/220/219652/img8.jpg)
Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание.
![](https://i0.wp.com/hnu.docdat.com/pars_docs/refs/220/219652/img9.jpg)
Арифметические выражения.
В состав арифметических выражений могут входить кроме переменных числового типа, также и числа, над переменными и числами могут производиться различные арифметические операции, а также математические операции, выраженные с помощью функций.
Порядок вычисления арифметических выражений соответствует общепринятому порядку выполнения арифметических операций (возведение в степень, умножение и деление, сложение и вычитание), который может изменяться с помощью скобок.
![](https://i2.wp.com/hnu.docdat.com/pars_docs/refs/220/219652/img10.jpg)
Строковые выражения.
В состав строковых выражений могут входить переменные строкового типа, строки и строковые функции .
Строками являются любые последовательности символов, заключенные в кавычки. Например,
«информатика», «2000», «2*2»
Над переменными и строками может производится операция конкатенации. Операция конкатенации заключается в объединении строки и значения строковых переменных в единую строку. Операция конкатенации обозначается знаком «+», который не следует путать со знаком сложения чисел в арифметических выражениях.
![](https://i1.wp.com/hnu.docdat.com/pars_docs/refs/220/219652/img11.jpg)
Логические выражения.
В состав логических выражений кроме логических переменных могут входить также числа, числовые и строковые переменные или выражения, которые сравниваются между собой с использованием операций сравнения (>,=,
Логическое выражение может принимать лишь два значения: «истина», «ложь», например,
5>3 – истинно
2*2=5 - ложно
Над элементами логических выражений могут производиться логические операции, которые на языке Visual Basic обозначаются следующим образом: логическое умножение – And, логическое сложение – Or, логическое отрицание –Not. При записи сложных логических выражений часто используются скобки. Например,
(5>3) And (2*2=5) – ложно
(5>3) Or (2*2=5) - истинно
![](https://i0.wp.com/hnu.docdat.com/pars_docs/refs/220/219652/img12.jpg)
Присваивание переменным значений
Переменная может получить и изменить значение с помощью оператора присваивания. Синтаксис этого оператора следующий:
ИмяПеременной = Выражение
Ключевое слово Let в большинстве случаев не используется. При выполнении оператора присваивания переменная, имя которой указано слева от знака равенства, получает значение, равное значению выражения(арифметического, строкового или логического), которое находится справа от знака равенства.
В алгоритмических языках программирования переменные играют важнейшую роль. Они предназначены для хранения и обработки данных в программах. Мы знаем, что в математике переменные – данные, которые меняют свои значения.
В программировании переменная
задается именем, определяющим область оперативной памяти компьютера, куда во время работы программы можно занести и хранить в закодированном виде некоторое значение (целое или вещественное число, последовательность символов, логическое значение), которым при необходимости можно пользоваться и которое можно изменять. Таким образом, переменную можно представить себе как ящик с какими-либо данными, на котором написано его название. Основными характеристиками переменной являются:
· Имя - переменные задаются именами, определяющими область памяти, в которой хранится значение переменной. Имя любой переменной уникально и не может изменяться в процессе выполнения программы. Имя переменной должно обязательно начинаться с буквы. Например: А, MAX, t1
· Тип – тип переменной определяется типом данных, которые могут быть значениями переменных.
· Значение - значениями переменных могут быть данные различных типов (целое или вещественное число, последовательность символов, логическое значение и т.д.). Например: 5, -3.14 (запятая в десятичных дробях заменяется точкой), «результат» (текст - это любой набор знаков, взятый в кавычки).
PЗнаете ли вы
Тип переменной определяет размер области памяти для хранения переменной и какие операции допустимы с этой переменной (например, над числовыми переменными возможны арифметические операции, над строковыми – операции преобразования символьных строк, над логическими – логические операции).
Типы переменных
"4. Компьютерная программа может управлять работой компьютера, если она находится
m на гибком диске | m на CD-ROM |
m в оперативной памяти | m на жестком диске |
"5. Найдите соответствие, выбрав свойство алгоритма из списка:
Операция присваивания
Свое значение переменная может получить с помощью:
· операции ввода.
Ввод «Введите стороны треугольника» а, b, c .
· операции присваивания. Записывается она, например, так:
x:= a (запись означает, что в что в ячейку памяти, выделенную для переменной х компьютер должен записать значение, взятое из переменной а ).
y:=3 * sin(x) + b 2 (компьютер воспринимает эту запись как приказ - «вычислить значение выражения 3 * sin(x) + b 2 и поместить это значение в ячейку памяти, отведенную для переменной y »).
z: = 5.1; R: = "КОЛЯ" (операция позволяет присваивать переменной конкретное значение. Эти записи означают, что в ячейку памяти, выделенную для z, компьютер должен записать число 5.1, а в ячейку для R - указанные четыре буквы).
Что важно знать для команды присваивания:
· если переменной не присвоено значение, то она остается неопределенной и ЭВМ присваивает ей, как правило, значение равное 0;
· значение переменной сохраняется до присваивания этой переменной нового значения;
· новое значение переменной заменяет ее старое значение;
· для проведения обмена значений между двумя переменными необходимо завести третью переменную. Например, поменять значения переменных x и y, если x:=6 y:=5. Заведем третью переменную, например, z и выполним обмен значениями между переменными следующим образом: z:=x; x:=y; y:=z .
Пример. Определим, чему станет, равна величина F, после выполнения следующего ряда присвоений:
выбрав термины в обозначении операции B1:=2-COS(0):
"7. Определите значения переменных A, B, C после выполнения следующего ряда присваиваний: А: = 3; B: = 5; C: = 10; C: = A; A: = B; B: = C.
A=____; B=____; C=____?
"8. Что произойдет после выполнения команды M:=N?
q значения переменных M и N изменят свои значения;
q значение переменной N не забудется;
q значение переменной M станет равно значению переменной N, при этом значение переменной N не изменится;
Цели урока:
- введение понятия “переменной”;
- добиться сознательного усвоения материала;
- развитие логики мышления;
- обретение навыков работы с переменными.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Организационная форма урока: мини-лекция.
Выдается необходимый минимум теоретического материала (числовые и символьные переменные, формат команды присваивания значения).
ХОД УРОКА
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. На доске написана тема.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала:
На предыдущих уроках мы познакомились с понятием алгоритма и тремя способами его описания. Теперь мы знаем, что описывать алгоритмы можно на естественном языке, на языке схем и на алгоритмическом языке. Но алгоритм, описанный на алгоритмическом языке – это уже программа. А чтобы грамотно писать программы нужно познакомиться с таким понятием как переменная.
Изучение нового материала:
Алгоритмический язык имеет сходство с математическим тем, что в нем также используется понятие величины. Используются в основном, величины двух типов – числовые и символьные, хотя не исключены и другие типы. Числовые величины – это числа: натуральные, целые, вещественные; символьные – буквы, цифры, слова, предложения. В информатике также используется понятие “переменная”. Запишем определение переменной.
Переменная – это объект, которому дано имя и который может принимать различные значения.
Переменные удобно представить в виде “почтовых ящиков” (ячеек памяти компьютера), на которые навешены ярлыки с их именами.
Информация, хранимая в переменной, называется ее значением .
Именем переменной может быть любая буква латинского алфавита.
Переменные, предназначенные для записи числа, называются числовыми . Переменные, в которые можно записывать слова называются символьными .
При этом под словом понимается любой набор символов, которые можно ввести с клавиатуры. Слово, которое помещается в “ящик”, предназначенный для хранения символьной переменной, заключается в кавычки.
Наш “почтовый ящик” имеет некоторые необычные свойства. Когда в него помещается другое значение, начальное стирается и исчезает. Оно уже не может быть восстановлено. Задать значение переменной можно с помощью команды присваивания , которая обозначается знаком “=”.
Например:
Задание 1:
Выполнить следующие операции
- A=13 B=3
- A=A+B
- X=A+B
- Y=A*B
- Печать X, Y
A | B | X | Y | |
13 | 3 | |||
A+B | 16 | |||
A+B | 19 | |||
A*B | 48 | |||
Печать | 19 | 48 |
Домашнее задание:
- проработать материал;
- выполнить задачу 1.
Задача 2:
Два круга заданы своими радиусами. Составить алгоритм, осуществляющий проверку этих кругов на равенство. Алгоритм описать на языке схем.
На последующих занятиях после проверки теоретических знаний и разработанного дома алгоритма решения задачи 1, учащимся предлагается выполнить аналогичную задачу.
Задача 3:
Два прямоугольника заданы своими сторонами. Составьте алгоритм, осуществляющий проверку этих прямоугольников на равенство.
Процесс выполнения задачи отображается на доске одним из учащихся. Особых проблем во время работы не возникает. В обсуждении построения алгоритма участвует вся группа. Однако затруднения появляются при решении следующих задач, где требуется более глубокое понимание переменной.
Задача 4:
Записать два числа в переменные A и B. Поменять местами содержимое A и B:
а) с использованием вспомогательной переменной С;
б) без использования дополнительной переменной.
По итогам решения этих задач легко определить, насколько усвоен изученный материал. Далее необходимо обратить внимание учащихся на основное свойство переменных – переопределение через себя . Свойство записывается в тетради.
На алгоритмическом языке LibreOffice Basic и OpenOffice Basic, а также на языках объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Gambas переменные используются для хранения и обработки данных в программах.
Переменные задаются именами, которые определяют области оперативной памяти компьютера, в которых хранятся их значения. Значениями переменных могут быть данные различных типов (целые или вещественные числа, последовательности символов, логические значения и т.д.).
Переменная в программе представлена именем и служит для обращения к данным определенного типа, конкретное значение которых хранится в ячейках оперативной памяти.
Тип переменной. Тип переменных определяется типом данных, которые могут быть значениями переменных. Значениями переменных числовых типов Byte, Short, Integer, Long, Single, Double
являются числа, логического типа Boolean - значения истина True
или ложь False, строкового типа String - последовательности символов. Обозначения типов переменных являются ключевыми словами языка и поэтому выделяются.
Различные типы данных требуют для своего хранения в оперативной памяти компьютера различное количество ячеек (байт).
Типы переменных
Таблица 11.3
Занимаемая |
Диапазон значений |
|||
Целочисленные переменные |
||||
от -32 768 до 32 767 |
||||
от-2 147 483 648 до 2 147 483 647 |
||||
от -9 223 372 036 854 775 808 до 9 223 372 036 854 775 807 |
||||
Переменные с плавающей запятой |
||||
от -1,5x10 -45 до 3,4 x 10 38 , 7-8 значащих цифр |
||||
от-5,0 х 10- 324 до 1,7 х Ю 308 , 15-16 значащих цифр |
||||
от ±1,0 х 1 о- 28 до ±7,9 х 10 28 , 28-29 значащих цифр |
||||
Строковые переменные |
||||
количество символов |
от 0 до 65 535 знаков в кодировке Unicode. (В языке Gambas 1 байт на символ в кодировке ASCII) |
|||
Логические переменные |
||||
True или False. |
Имя переменной. Имена переменных определяют области оперативной памяти компьютера, в которых хранятся их значения. Имя каждой переменной (идентификатор) уникально и не может меняться в процессе выполнения программы. Имя переменной может состоять из различных символов (латинские и русские буквы, цифры и т.д.), но должно обязательно начинаться с буквы и не должно включать знак точка «.». Количество символов в имени не может быть более 1023, однако для удобства обычно ограничивается несколькими символами.
Объявление переменных. Необходимо объявлять переменные, для того чтобы исполнитель программы (компьютер) «понимал», переменные какого типа используются в программе.
Для объявления переменной используется оператор определения переменной Dim. С помощью одного оператора можно объявить сразу несколько переменных, например:
Dim A As Byte, В As Short, С As Single, D As String, G As Boolean.
Присваивание переменным значений. Переменная может получить или изменить значение с помощью оператора присваивания. При выполнении оператора присваивания переменная, имя которой указано слева от знака равенства, получает значение, которое находится справа от знака равенства. Например:
D = «информатика»
Значение переменной может быть задано числом, строкой или логическим значением, а также может быть представлено с помощью арифметического, строкового или логического выражения.
Проанализируем процесс выполнения программы компьютером (для определенности, записанной на языке Visual Basic). После запуска проекта оператор объявления переменных Dim отведет в оперативной памяти для их хранения необходимое количество ячеек:
- ? для целой неотрицательной переменной А - одну ячейку;
- ? для целочисленной переменной В - две ячейки;
- ? для переменной одинарной точности С - четыре ячейки;
- ? для строковой переменной D - по две ячейки на символ;
- ? для логической переменной G - две ячейки.
Таблица 11.4
Значения переменных в оперативной памяти
Имена переменных |
Оперативная память |
||
Номера ячеек |
Значение переменой |
||
информатика |
|||
Таким образом, в памяти для хранения значений переменных будет отведена 31 ячейка, например, ячейки с 1-й по 31-ю.
Контрольные вопросы
- 1. В чем состоит разница между типом, именем и значением переменной?
- 2. Какие основные типы переменных используются в языке программирования LibreOffice Basic, OpenOffice Basic? Visual Basic? Gambas?
- 3. Почему рекомендуется объявлять переменные перед их использованием в программе?