Как телевизоры из "ящиков" превратились в плоские панели. История развития телевизоров

Сегодня телевизором не удивить никого. Это ящик или даже маленькая панелька, которая позволяет демонстрировать движимые картинки. Сложно представить, что всего чуть больше столетия назад такой технологии не было в принципе. Лишь благодаря огромному количеству исследований мы имеем возможность наслаждаться телевидением.

О людях, которые подарили нам возможность передачи изображений на расстоянии, и пойдет речь в этой статье.

У истоков

Кто изобрел телевидение и в каком году? Множество людей задавались этим вопросом, но далеко не каждый мог дать на него точный ответ.

До сих пор открыт и вопрос о том, где было изобретено телевидение. Ответы не могут быть однозначными. Все потому, что не один человек изобрел первое телевидение. Это кропотливый труд многих людей.

Где было изобретено телевидение? За это право борются множество стран мира, в каждой из которых над этим вопросом трудилась целая армия ученых. Но обо всем по порядку.

С чего все началось

Самым первым, кто изобрел телевидение, можно считать шведского химика, которого звали Йенс Берцелиус. Ученый поставил множество опытов в своей лаборатории, вследствие чего им был открыт ранее неизвестный химический элемент, который получил название "селен".

Важность этого события невозможно переоценить. Было отмечено, что этот элемент проводит электрический ток в зависимости от воздействующего на него количества света.

Без него передача изображения была бы невозможна.

От теории - к практике

Борис Львович Розинг - вот кто изобрел телевидение, - будут утверждать историки. И будут недалеки от истины.

Биографию этого физика и изобретателя, фактически подарившего нам возможность проводить вечера у голубого экрана, стоит изучить глубже.

Борис Львович Розинг родился в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году в Петербурге.

Почти всю свою жизнь он посвятил работе в институте. Это и Петербургский технологический, и Архангельский лесотехнический, и многие другие, куда он приглашался в качестве почетного лектора. Ученый защитил кандидатскую диссертацию.

Его работы были посвящены исследованиям магнетизма, радиотехники, электричества, молекулярного поля, ферромагнетиков, квантовой физике, динамике.

Идея передать изображение на расстояние пришла к Борису Львовичу в тысяча восемьсот девяносто седьмом году. Свои опыты он не мог представить без электронно-лучевой трубки, которая только-только была изобретена, а также исследований Александра Григорьевича Столетова.

Его успехи в изучении вопроса были велики. Уже в тысяча девятьсот седьмом году миру была представлена технология создания изображения при помощи электронно-лучевой трубки с флюоресцирующим экраном и вращающимися зеркалами. Изобретения физика были запатентованы и признаны в Великобритании, Германии. Опыт представлял собой отображение серых полос на черном экране. Кажется, все так просто. Но для того времени это был грандиозный прорыв. О талантливом ученом заговорили во всем мире.

Всего через четыре года физик сумел передать изображение на расстояние. Скорее всего, ни у кого из читателей уже не осталось сомнений, кто изобрел телевидение.

В этом же тысяча девятьсот одиннадцатом году Розинг произвел переход от механических к электронным системам.

Вплоть до своей смерти в тысяча девятьсот тридцать третьем году физик не переставал создавать и совершенствовать свои приборы, разрабатывал новые способы модуляции, конструкции трубок и схем.

Первые опыты с картинкой

Кто изобрел телевидение первым, так это известный американский изобретатель, господин Керри, считают многие исследователи. Результатами его опытов стала первая рабочая система, с помощью которой он смог передавать неясное, но все же изображение.

Насчет того, кто изобрел телевидение, могут вступить в спор потомки изобретателя Пола Нипкоу. Его опыты были намного более совершенными, хотя принцип работы устройства был идентичен оборудованию господина Керри. Пол дал своему изобретению название «развернутое изображение». На дворе стоял тысяча восемьсот восемьдесят четвертый год.

Новый термин

Сам термин «телевидение» приписывают русскому инженеру Константину Дмитриевичу Перскому.

До этого ученые употребляли сложные выражения вроде «дальновидение» или «электрическая телескопия».

Считается, что он первым ввел его в обиход в августе 1900 года. Сделано это было в рамках Международного электротехнического съезда в Париже. Слово очень понравилось участникам, и они быстро распространили его в своем кругу общения по возвращении домой.

Доклад «о видении на расстоянии» проводился на французском языке.

Годом ранее Константин Перский получил патент на один из способов передачи изображения. Вдохновленный своим успехом, инженер с упоением рассказывал европейским коллегам о тех колоссальных возможностях, которые могла подарить человечеству его технология.

О самом ученом известно немало. Константин Дмитриевич был выходцем из дворянского рода, предки его служили самому великому князю Дмитрию Донскому.

До того как посвятить свою жизнь изобретениям, Перский успел закончить Михайловскую артиллерийскую академию, после чего применил полученные знания во время Русско-турецкой войны, где даже был награжден орденом «За храбрость».

После возвращения с поле битвы Константин Дмитриевич предпочел соединить военную дорожку с наукой и одновременно стать активным членом Петербургского технического и электрического сообществ.

Самым ярким достижением в его работе стал обширный доклад под названием «Современное состояние вопроса об электровидении на расстояние», который он успешно представлял в различных учебных заведениях внутри страны и за рубежом.

Хотя занятие физикой не мешало ученому совершенствоваться и на военном поприще. В частности, он получил медаль Чикагской Всемирной выставки за предупредительный прибор от попыток тайного проникновения в помещение.

Не стало изобретателя в 1906 году.

Оптимистичные результаты

На вопрос о том, когда Джон Логи Бэрд изобрел телевидение, найдутся поклонники его таланта, которые уверенно скажут, что это тысяча девятьсот двадцать третий год. Именно тогда ученый смог передать изображение по проложенному кабелю своему коллеге, Чарльзу Дженкинсу, в Соединенные Штаты Америки.

Но телевидение - это не только передача электрических импульсов по проводам. Для того чтобы запустить их, в первую очередь необходима телевизионная камера.

Знатоки с уверенностью скажут: изобрел телевидение русский ученый, которого звали Владимир Зворыкин, в 1931 году на мощностях своего предприятия Radiocorporations of America. Но это спорный вопрос, ведь практически в то же время другой изобретатель, Фил Фарнсуорт, конструирует аналогичное устройство.

В истории сохранилось имя спонсора русского ученого, который поверил в его очень футуристическую и невероятную идею - это Дэвид Абрамович Сарнов, американский связист и бизнесмен. Именно благодаря его финансовой поддержке мир увидели большинство изобретений Владимира Зворыкина.

Первые видеокамеры

Первые камеры получили названия «инкоскоп» и «изобразительно-передающая трубка».

За следующие четырнадцать лет устройства подвергнутся серьезным доработкам и будут иметь строение, аналогичное тому, что используется в современных приборах.

В их основу заложена катодно-лучевая трубка, благодаря которой, собственно, и передается изображение зрителю.

Цветное телевидение

Многие считают, что цветное телевидение изобретено советским инженером Ованесом Адамяном.

В далеком тысяча девятьсот восьмом году изобретатель получил патент на созданный им прибор передачи сигналов. Изобретение могло передавать на тот момент лишь два цвета.

Но все же правильнее будет Джона Лоуги Брэда считать тем, кто изобрел телевидение в цвете. Именно этот человек соединил зеленый, синий и красный светофильтры таким образом, чтобы они могли транслировать различные комбинации.

Дикторы черно-белого телевидения использовали зеленую помаду. Красный цвет на экране выглядел очень светлым и блеклым. После долгих опытов и проб пришли к выводу, что именно зеленый наиболее гармоничен для цветопередачи.

По поводу того, где и какая именно передача в цвете вышла на экраны первой, идут споры. Чаще всего встречается мнение, что это был футбольный матч английской лиги.

Полноценная постоянная трансляция началась в тысяча девятьсот сороковом году на территории США.

Первая коммерческая программа увидела свет в 1951 в США. Это было развлекательное шоу с участием знаменитостей на канале CBS.

Подытожим данные

В статье встречаются имена многих великих людей, которые работали в разное время в лабораториях разных стран и континентов. Каждый из них внес свой весомый вклад в развитие телевидения. Без трудов этих замечательных, целеустремленных людей передача картинки невозможна.

Не стоит выделять кого-то одного. Благодаря всем этим исследованиям, сегодня мы имеем возможность пользоваться таким обыденным явлением, как телевидение.

Около 100 лет назад телевидение из лабораторных экспериментов превратилось в общественную забаву: начали устраивать публичные просмотры, появляются первые промышленные телевизоры. Эти гаджеты прошли огромный путь от простых ящиков с вращающимися дисками до сложнейших электронных систем с плазмой, жидкими кристаллами и лазерами.

Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В новом цикле статей «110 лет телевидения» сайт вспоминает яркую историю устройств, передающих движущуюся картинку.

«Пантелеграф» и диск Нипкова

Первые работы в области передачи изображения на расстоянии появились эдак полтораста лет назад: в 1862 году итальянец Джованни Казелли разработал «Пантелеграф», который позволял передавать изображения по проводам. Правда, картинка была статичной, а оригинал при этом должен был находиться на медной пластине.

До тех пор пока не открыли фотопроводимость селена и внешний фотоэффект, изображение без специальной подготовки передавать не получалось. А в 1884 году немец Пауль Нипков делает важное изобретение: диск с отверстиями, расположенными по спирали. Диск так и называется: диск Нипкова.

Если за диском поместить какой-нибудь хорошо освещенный объект и этот самый диск раскрутить, то из-за быстрого вращения дырочек на его поверхности мы будем хорошо видеть объект. Можно построить такую аналогию: если быстро бежать вдоль забора с множеством щелей, то на большой скорости щели сольются и мы увидим то, что находится за забором.

А если вместо человека за диском будет наблюдать фотоэлемент, то вот мы уже получили систему, сканирующую изображение. Теперь соединяем ее с таким же устройством с диском Нипкова, только вместо фотоэлемента используем источник света (лампу), — и тогда, находясь с другой стороны диска, мы будем видеть, как то же самое изображение восстанавливается.


Изображение из книги «Самодельный телевизор» (1937)

Чтобы изображение было четким, а путь дырочек диска не напоминал дугу, сам диск нужно было делать как можно большего размера и покрывать его большим числом крохотных отверстий, а размер кадра — как можно меньшим.

Тогда уже и сам кадр выглядит не как сегмент круга, а как прямоугольник, а траектория отверстий — почти прямая. Одно отверстие — одна строка «развертки». Известны системы, в которых было более чем по 400 отверстий. Но чаще всего использовался стандарт в 30 строк, а размер изображения едва превышал почтовую марку.

Интересно, что Пауль Нипков практически не интересовался внедрением своего изобретения и телевидением вообще, а выданный патент был отозван через 15 лет из-за отсутствия интереса к новинке.

На рубеже XIX и XX веков начинают появляться первые телеприемники. Творческий поиск изобретателей шел по непроторенным тропинкам, и их системы разительно отличались одна от другой. Еще в 1900 году русский изобретатель Александр Полумордвинов разрабатывает «телефот» — первую в мире систему цветного телевидения с диском Нипкова. С цветом работает в Германии и русский эмигрант Ованес Адамян.

В 1923 году американец Чарльз Дженкинс передает движущееся силуэтное изображение, почти одновременно с ним шотландец Джон Бэрд также транслирует силуэты, а два года спустя, в 1925-м, впервые демонстрирует телепередачу полутоновых движущихся объектов.


Джон Бэрд с куклами для чревовещания Джеймсом и Стуки Биллом перед своей телевизионной установкой, 1926 год. Фото: Wikipedia

Забавно, что когда Бэрд пришел в редакцию газеты Daily Express, редактор отправил сотрудников вниз избавиться от лунатика, который утверждает, что умеет видеть по радио, и что тот лунатик может быть вооружен.

В своей конструкции Бэрд использует диск Нипкова. В течение нескольких лет он разрабатывает цветной телевизор, устраивает трансляцию между городами и даже через океан, проводит прямую телетрансляцию скачек. Число строк вырастает с 5 до 30, а впоследствии Бэрд разработает даже 1000-строчное телевидение (которое, впрочем, останется экспериментом).

Так выглядело изображение на первом телевизоре Бэрда. Фото с сайта BairdTelevision.com

Самые первые в мире серийные телевизоры

Начинается яркая, но короткая эпоха механического телевидения. Появляются телевизионные компании во Франции, США, Германии.

В 1929-м американская компания Western Television выпускает первый в мире серийный телевизор — Visionette с диском Нипкова диаметром 17 дюймов (43 см). Всего было выпущено около 300 телевизоров этой модели.

Само устройство стоило 88,25 доллара, отдельно надо было покупать корпус (еще 20 долларов), приемник для звукового сопровождения (85 долларов) и неоновую лампу.

В пересчете на теперешние деньги (с учетом инфляции) такой комплект стоил бы около 3000 долларов. Да, поначалу телевидение было развлечением для богатых.


Телевизор Visionette. Фото с сайта EarlyTelevision.org

Телевизор Бэрда (он так и назывался — Televisor) — выпускался в Великобритании в 1930—1933 годах, всего изготовили около тысячи штук.


Фото с сайта TVHistory.tv

Первые телевизоры в СССР

В Советском Союзе первые экспериментальные телепередачи состоялись в 1931 году, а регулярные — лишь в конце 1934-го. Применялся немецкий телевизионный стандарт: 30 строк, частота 12,5 кадра в секунду (диск Нипкова должен при этом вращаться со скоростью 750 оборотов в минуту), соотношение сторон кадра 4:3. Передачи велись по полчаса в ночь с четного на нечетное число.


Расписание из журнала «Радиофронт».

Поначалу в нашей стране телелюбительство тоже было дорогим удовольствием: телеприемник марки «Б-2» (1933−1936) стоил 235 рублей. При этом телевизор надо было подключать к одному радиоприемнику, чтобы просто смотреть передачи, и еще к одному — чтобы попутно слушать звук.


Телевизор «Б-2». Фото: Википедия

Журнал «Радиофронт» популяризировал теледвижение в стране и публиковал схемы телевизоров для самостоятельной сборки; редколлегия журнала разработала несколько моделей простых телеприемников. Набор деталей для сборки телевизора модели «ТРФ-1» стоил всего 13 рублей — за эту сумму можно было подписаться на журнал на год.

Одним из первых в СССР минчанин Генрих Бортновский: уже в канун 1933 года он принимал из Москвы новогоднюю передачу. Это был первый телевизор на территории современной Беларуси.

Интересно, что в 1936-м журнал «Радиофронт» опубликовал несколько критических статей, где клеймил позором Белорусский радиокомитет за бездействие, волокиту и междоусобную войну с городским отделом радиовещания.

В результате многие телерадиолюбители не могли получить консультацию и строить свои приемники. Быть может, именно эта бездеятельность Белорусского радиокомитета способствовала развитию таланта самоучек вроде Бортновского.


Фото из журнала «Радиофронт», 1936 год

Телевизоры с зеркальным винтом

К концу тридцатых годов «телелюбительство» в СССР потихоньку становится все более массовым увлечением: ленинградский завод выпустил три тысячи телевизоров «Б-2», по журнальным схемам любители всей страны собирают сотни и сотни самодельных приемников разных конструкций.

В 1937 году книга Б. Шефера «Самодельный телевизор» тиражом в 50 тысяч экземпляров выходит в издательстве «Детиздат». Передачи в то время велись в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Томске, Саратове, Одессе, также можно было словить иностранные трансляции.

Параллельно с дисковой развивается еще одна система механического телевидения: с зеркальным винтом.

На стержень насаживаются отполированные до зеркального блеска пластины, каждая из которых немного смещена относительно предыдущей. В результате получается этакий большой блестящий винт, похожий на спираль от мясорубки. Вращаясь с большой скоростью, винт отражал свет от неоновой лампы, и прямо на его поверхности выстраивалось изображение.

Если телевизоры с диском Нипкова зрители могли смотреть по очереди, то передачу по винтовому телевизору видели одновременно 10−15 человек. Правда, постройка такого аппарата требовала значительно больших затрат времени, а набор деталей обходился уже в 150 рублей.


Фото с сайта Television Experiments.com


Телевизор ТЗС с зеркальным винтом. Фото с сайта rw6ase.narod.ru

Использовались также механические системы с «блуждающим лучом»: диктор сидел в темной комнате, по нему бегал световой луч, проходящий через диск Нипкова, а отраженный свет попадал на фотоэлементы. Такая технология не позволяла делать передачи вне студий, но, на удивление, просуществовала довольно долго: в Великобритании до 1935-го и в Германии — до 1938 года.

Появление полностью электронных систем

Системы механического телевидения начали сворачиваться во второй половине 30-х годов. Основная причина — массовое внедрение полностью электронных систем, которое произошло в начале — середине 30-х.

В США последние механические телесети существовали при университетах и были закрыты в 1939 году. В СССР еще с 1938 года велись электронные телепередачи, но механическое телевидение просуществовало у нас до апреля 1940 года, ведь у населения было очень много промышленных и самодельных телевизоров.

Помимо уже упомянутого серийного «Б-2», мелкими сериями выпускались модели «Т-1» (Ленинградский завод имени Коминтерна), «Пионер ТМ-3» (Ленинградский радиозавод имени Козицкого) и некоторые другие — всего около полудюжины моделей.

Работы над электронным телевидением велись с начала ХХ века параллельно с изучением телевидения механического: еще в 1906 году Макс Дикманн, ученик знаменитого ученого Карла Брауна, патентует использование трубки Брауна для передачи изображений.

Годом позже русский профессор Борис Розинг регистрирует свое изобретение, доказывая техническую возможность использования катодно-лучевой трубки. В 1911 году он продемонстрирует передачу простых статичных фигур и ее прием на электронной трубке.

В 20-х годах строят и патентуют свои электронные телеустановки англичанин Алан Кэмпбелл-Суинтон, венгр Калман Тиханьи («радиоскоп»), японец Кэндзиро Такаянаги, американец Фило Фарнсуорт («диссектор»). В 1928 году ученые из Ташкента Борис Грабовский и Иван Белянский передают в эфир движущееся изображение, и на сконструированном ими электронном «телефоте» можно было разглядеть самого Белянского.

Но все же изобретателем электронного телевидения считают другого русского — Владимира Зворыкина, ученика Розинга. Зворыкин после революции эмигрировал в Америку и в конце 20-х годов разработал и запатентовал на фирме RCA приемную телевизионную трубку — кинескоп, и трубку передающую — иконоскоп.

Кинескоп позволил повысить качество принимаемой картинки: от 30—120 строк в механических системах с диском Нипкова до 400 строк и впоследствии даже до 1000 строк.


Владимир Зворыкин с иконоскопом. Фото с сайта EngineeringHistory.Tumblr.com

В 1934 году фирма Telefunken начинает регулярное электронное телевещание в Германии (два года спустя церемонию открытия Олимпийских игр в Берлине будут транслировать в прямом эфире), в 1936-м подключаются Италия, Франция, Великобритания. У истоков британского электронного телевидения стоит Исаак Шоэнберг — выходец из Пинска.

Из-за патентных разногласий в США телевидение появляется лишь в 1938-м, причем компания RCA использует в разных городах различные стандарты: скажем, в Нью-Йорке применяется иконоскоп Зворыкина, а в Филадельфии и Сан-Франциско — диссектор Фарнсуорта. Кроме того, на рынке присутствуют и другие компании со своими стандартами. К единому стандарту в США придут в 1941-м.


Владимир Зворыкин демонстрирует свой электронный телевизор, 1929. Фото: Wikipedia

Зворыкин неоднократно ездил в Европу и в СССР и консультировал компании при запуске телевидения. В результате в Советском Союзе с фирмой RCA заключили договор, и в 1938 году на Шаболовке запустили станцию электронного телевидения; регулярное вещание началось 10 марта 1939-го. Станция передавала телевизионный сигнал на частоте 49,75 МГц с разрешением 343 строки (25 кадров в секунду).

Для приема телепередач Ленинградский завод имени Козицкого по документации RCA выпустил телевизор модели «ТК-1» на 33 лампах. Это была сложная конструкция, для сборки и наладки которой требовались специалисты высокой квалификации. К концу 1938-го завод выпустил двести экземпляров, а к началу войны — около 6 тысяч телевизоров этой модели. На базе этой модели Александровский радиозавод изготовил опытную партию телевизора «АТП-1».

Телевизор «ТК-1». Фото с сайта DVostok.com

В самом Ленинграде опытный телерадиоцентр еще с 1937 года вел передачи в другом стандарте на частоте 37,5 МГц (240 строк, 25 кадров в секунду); а с сентября 1938-го начались регулярные передачи по два раза в неделю. Для приема этих программ выпустили телевизор ВРК на 24 лампах. Изготовили всего 20 экземпляров, которые использовались в качестве тестовых.

Телевизор «ВРК».

Незадолго до войны ленинградский завод «Радист» освоил выпуск телевизора модели «17ТН-1»/«17ТН-3», который позволял смотреть и московские, и ленинградские передачи, — до войны их выпустили более 2 тысяч штук.

Гигантский скачок популярности ТВ

После Второй мировой популярность телевидения сделала гигантский скачок.

В Великобритании до войны было выпущено около 19 тысяч телевизоров, в 1947 году их число оценивалось в 17 тысяч, а в 52-м — уже 1,4 млн. В США до войны выпустили около 7−8 тысяч телевизоров, в 1947-м их было уже 180 тысяч, а к 1951-му году — 10 миллионов.

В СССР незадолго до начала войны было по нескольку тысяч механических и электронных телевизоров разных стандартов. В 1944 году у нас разработали стандарт электронного телевидения в 625 строк, который утвердили через два года (также его внедрят в Европе); а еще два года спустя, в 1948-м, в Москве начались первые регулярные телепередачи в новом стандарте.

Появились телевизоры нового поколения «Москвич Т-1» и «Ленинград Т-1», а также первый массовый советский телевизор «КВН-49», который выпускался с 1948 по 1967 годы минимум на восьми заводах и разошелся тиражом в 2,5 млн экземпляров. В 1957 году число советских телезрителей превысило 1 миллион человек.


Телевизор «КВН-49». Фото с сайта Dvostok.com

Постепенно рынок стал насыщаться, и в борьбе за зрителя телекомпании по всему миру начали внедрять цветное телевидение. Но об этом мы расскажем в следующем материале проекта.!

Новое поколение телевизоров Samsung SUHD передают изображение максимально точно и реалистично. Благодаря передовой технологии квантовых точек даже мельчайшие детали и темные области в изображении разлиичимы при любом освещении.

Первая телепередача СССР состоялось 1 Мая 1931 года в Москве, но она была без звука, экспериментальная.
В дальнейшем в течение 1931 года опытные телепередачи передавались регулярно, это телевидение было не электронное, как сейчас, а производилось по малокадровой механической системе.

Уже к первому октябрю в Москве стали передаваться передачи со звуком на средних радиоволнах и продолжалось это до 1933 года.
Но всё же это телевещание прекратили, так как было решено создавать более перспективное электрическое телевидение.
Ну так как телевизионную аппаратуру под электронную систему наша промышленность ещё не поставила на поток, то 11 февраля 34 года вновь открыли эфир механическому телевидению, трансляции передач возобновились.

Электронное телевидение на регулярной основе началось в 1939 году с фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б)!

В годы войны конечно было не до телевидения, телевещание вновь прекратилось, впрочем, как и во всей Европе!
По окончании Великой Отечественной Войны первая трансляция состоялась 7 мая 1945 года в Москве. Регулярные передачи Московский телецентр возобновил 15 декабря 1945, Ленинградский телецентр заработал 1947 году. Советская электроника

Большой экран… Пульт в руке… Любимая программа, выбранная на множестве каналов. Жена (или муж) смотрят другую передачу по другому телевизору в другой комнате… Знакомо? А теперь представьте.. Вся семья в сборе. Каждый занял любимое место – кто в кресле, кто на диване. Пришли соседи, некоторые со своими стульями или табуретками. Глава семьи аккуратно снимает ажурную вязаную салфетку с телевизора, поворачивает ручку и … Если вы спросите своих бабушек и дедушек, они наверняка расскажут вам, как смотрели телевизор в их время. И не удивляйтесь, что было всего два канала, что семья, имеющая телевизор, считалась в СССР обеспеченной. И что картинка на экране была черно-белой, поэтому комментаторы состязаний по фигурному катанию описывали зрителям цвета костюмов, в которых выступают спортсмены. Пультом для переключения каналов был самый младший член семьи, и иногда для этой нехитрой процедуры нужны были плоскогубцы - чтобы захватить и провернуть рычажок, с которого отвалилась собственно ручка…

Техника развивается быстро и за несколько десятилетий телеприемники – телевизоры – прошли огромный путь. И сейчас те аппараты, которые в 70-80-х годах ХХ века считались суперсовременными – заняли свои места на полках магазинов для коллекционеров и антикваров.

Видео ремонта Телевизора КВН - 49. 1956 года выпуска.

Не смотря на то, что идея передачи на большие расстояния не только звука, но и изображения, появилась еще в конце XIX века, практическую реализацию она получила в 30-х годах ХХ века. Русский эмигрант Владимир Козьмич Зворыкин при поддержке радиооператора, изобретателя радоприемника, а затем генерального менеджера Radio Corporation of America (RCA) Дэвида Сарнова в США и С.И. Катаев в СССР создали иконоскопы – устройства, транслировавшие изображение. С этого момента начинается «эра телевидения».

"Эволюция вещей": История телевизора

В 1931 году в СССР была произведена первая передача «изображений по радио». Иногда картинка не сопровождалась звуком, но уже с 1932 года в советский эфир выходят регулярные передачи со звуком – радиолюбители получают возможность слушать и смотреть новости, музыкальные и развлекательные передачи. Первые телеприемники советские радиолюбители конструировали самостоятельно.

В 1932 году на Ленинградском заводе имени Козицкого был создан первый советский телеприемник – Б-2 (по имени изобретателя – А.Я. Брейбарта), а с конца 30-х годов на этом заводе стали производить телевизоры ТК-1. Чтобы удобнее было смотреть изображение с горизонтального экрана 14х18 см к телеприемнику под углом приделывалось зеркало.

Читать по теме: Когда в советское время придумали игру КВН, какие правила у игры?

Когда в СССР телевидение стало массовым и общедоступным?

Начавшаяся Вторая мировая война прервала развитие телевизионной техники. Но уже в конце 40-х годов в СССР появляется первый телеприемник массового производства – КВН-49. Его название – первые буквы фамилий разработчиков этого аппарата – В.К. Кенигсона, Н.М. Варшавского и И.А. Николаевского. Достаточно объемный деревянный ящик имел экран размером 10х14 см; для того, чтобы увеличить изображение перед экраном ставилась сферическая или прямоугольная пластиковая или стеклянная линза. Ее нужно было наполнять дистиллированной водой, покупаемой в аптеке – если использовать обычную воду, на линзе быстро образовывался ржавый, плохо смываемый налет. Чуть позднее дистиллированную воду сменил более долговечный и удобный глицерин. Несмотря на то, что этот телевизор был вполне работоспособен, в народе быстро расшифровали его название как «Купил-Включил-Не работает». Но несмотря на столь скептическое прозвище, к этому телевизору относились бережно и трепетно. Ему отводилось почетное место в гостиной, а просмотр телепередачи становился семейным ритуалом. Поскольку стоил такой телевизор около 900 рублей – несколько месячнх зарплат – купить его могла только обеспеченная семья, и наличие телеприемника становилось показателем социального статуса. Именно такой телевизор смотрели жители дружной коммунальной квартиры недалеко от Покровских ворот. Реализуя государственную программу всеобщей телефикации страны, «КВН-49» выпускался сразу на четырех заводах страны – в Воронеже, Ленинграде и Баку и мог принмать три канала.

История российского тв 1930-69

С развитием возможностей телетрансляции – в первую очередь это связано со строительством Останкинской телебашни – изменяются и телеприемники. С 1953 года в СССР самым популярным (а, точнее, единственным в СССР, в силу особенностей плановой централизованной экономики) становится телевизор «Зенит», с 1962 года уступивший место лидера «Рекорду».

По-настоящему революционным событием стало появление цветного телевидения. В 50-летнюю годовщину Октябрьской была проведена масштабная акция под названием «Радуга, зажгись!». В витринах магазинов были установлены телевизоры, на экранах которых – одновременно на всех! – черно-белое изображение (транслировали спектакль Большого театра) вдруг сменилось цветным… Одним из первых цветных телевизоров стал телеприемник «Минск-1», на смену ему пришел – и долгое время оставался единственным – телевизор марки «Рубин» во множестве модификаций.

5 лет назад в СССР раскрасили телеэфир

Появление цветного телевидения неожиданно чуть не стало кризисом для самого телевидения. Цветной телевизор стоил дорого, его могли позволить себе не все, а покупать черно-белые – было уже немодно. В конце 70-х – начале 80-х годов цветные телевизоры продавались по цене ниже себестоимости, и благодаря этому пришли во многие семьи.

Вы удивитесь, но история плазменных телевизоров начинается ровно полвека назад. Изобретение нового телевизора – можно считать заслугой профессоров американского Университета г. Иллинойс Дональда Битцера и Гина Слоттоу, которыми был создан первый опытный образец плазменного телевизора. Случилось это в июле 1964 года. Позднее к работе двух изобретателей присоединился Роберт Вильсон – аспирант того же университета. Но успешно развиваться плазменные телевизоры стали не сразу, а лишь после того, как в мире уже появились цифровые технологии.

Исследование плазменных свойств – вот над чем работали в то время изобретатели нового телевизора. Альтернативной заменой электронно-лучевого телевидения, принцип построения которого был основан на лучевой трубке, стало плазменное телевидение. Все время мигающее изображение хорошо передавало видеокадры, но намного хуже - компьютерную графику.

Именно Дональд Битцер стал основателем нового проекта, а помогали ему Роберт Вильсон и Гин Слоттоу. В результате проведенных работ им удалось создать первую в истории модель плазменного телевизора с единственной ячейкой. Аналоги этого изобретения в наше время имеют миллионы таких ячеек. Телекомпании после 1964 года решили использовать плазменные телевизоры как возможную замену телевизорам, имеющим электронно-лучевые трубки.

Изобретением 1999 года является плазменный телевизор, у которого был экран диагональю в 60 дюймов. Разработанный для Panasonic и Matsushita. Он объединил разрешение и размер, которые требуются для HDTV, сделав телевизоры тоньше. Свою популярность «плазмы» обрели не сразу, времени на их внедрение было затрачено достаточно много. Сегодня на долю плазменных телевизоров приходится не более 7% рынка. Появление жидкокристаллических мониторов дало новое направление для создания телевизоров, что для «плазмы» исключило какое-либо последующее коммерческое развитие.

Сегодня сложно представить, что еще каких-то сто с лишним лет назад человечество могло обходиться без телевидения. Такая техника стала привычным членом семьи, развлекая, обучая и информируя остальных домочадцев. В связи с этим интересно будет узнать, кто изобрел первый телевизор.

Очень важно отметить то, что перед появлением самого первого телевизора, было изобретено радио. Здесь мнения по поводу его «отцов-основателей» разнятся: отечественная точка зрения называет имя изобретателя радио №1 А.С. Попова, а за рубежом эту же проблему исследовали Маркони, Тесла, Бранли.

На вопрос, кто же именно изобрел телевизор, нельзя дать однозначный ответ. Далее можно назвать имя Пауля Нипкова. Именно он стал тем, кто придумал специальный прибор - диск, названный его именем. Изобретение произошло в 1884 году. Именно радиосигнал и механическая развертка стали причиной появления телевидения.

Немногие знают, что именно с помощью диска Нипкова получалось построчно считывать изображение и передавать далее на экран. Предприимчивый Джон Берд из Шотландии в конце двадцатых годов прошлого века и разработал первый телевизор, основывавшийся на этом принципе. Созданный проект он стал успешно реализовывать.

John Logie Baird

Лидерство механических телеприемников от одноименной корпорации Baird закрепилось за такими аппаратами вплоть до 30-х годов. Картинка была четкой, но без звука. Однако будущее было предопределено: оно принадлежало электронно-лучевой трубке.

Изобретение и использование ЭЛТ

Мировая тенденция технического превосходства заставляла лучшие умы работать на благо прогресса: работа над изобретением электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) велась во многих странах. Опять же стоит выделить вклад российских ученых - в 1907 году патент на подобную разработку получает Борис Розинг. Но пришел он к этому, основываясь на предыдущих открытиях.

И здесь можно привести краткий экскурс в историю. Можно вспомнить, что еще немец Генрих Герц в 1887 году открыл влияние света на электричество: так появился фотоэффект. Тогда он не смог объяснить, в каком качестве и для чего нужен фотоэффект. Это за него сделал год спустя Александр Столетов, который попытался сконструировать прообраз современных фотоэлементов, когда был изобретен прибор «электрический глаз». После него многие ученые пытались объяснить природу этого явления. К их числу можно отнести и Альберта Эйнштейна.

Важны и иные открытия, повлиявшие на будущее возникновение телевидения. К примеру, в 1879 году англичанин-физик Уильям Крукс создает вещества (люминофоры), способные светиться под воздействием катодного луча. А Карлом Брауном даже была сделана попытка создать будущий кинескоп. Как раз благодаря этому брауновскому кинескопу и смог обосновать теорию получения таким образом изображения уже упомянутый нами Борис Розинг. А в 1933 году его ученик Владимир Зворыкин создал первый телевизор с иконоскопом - так он назвал электронную трубку.

Именно Зворыкина и считают «отцом» современного тв. Даже первый в мире телевизор создавался в его одноименной американской лаборатории (он был эмигрантом, покинувшим страну после Октябрьской революции). А в 1939 году появились первые модели для массового производства.

Это привело к тому, что в дальнейшие годы первые телевизоры активно завоевывало страны Европы - сначала в Великобритании, Германии и так далее. Сначала все изображение передавалось в оптико-механической развертке, но потом, с повышением качества изображения, состоялся переход на развертку луча в электронно-лучевой трубке .

Первые телевизоры в СССР появились уже в 1939 году — их стал выпускать ленинградский завод «Коминтерн». Принцип работы заключался в действии диска Нипкова, а потому такую приставку, имеющую экран 3 на 4 см, надо было подключать к радиоприемнику . Затем требовалось переключить радио на другие частоты - в результате можно было смотреть те передачи, которые транслировались в европейских странах.

Интересно было и то, что такие первые телевизоры могли изготовить все желающие. Специально для этого в журнале «Радиофронт» была размещена соответствующая инструкция.

Регулярная телетрансляция была начата в 1938 году Опытным Ленинградским центром. А в столице телепрограммы стали выходить в эфир примерно через полгода. Интересно, что в каждом из телецентров этих городов использовались разные стандарты разложения, что требовало использования определенных моделей техники.

  1. Для приема передач Ленинградского телерадиоцентра использовалось телеустройство «ВРК» (в расшифровке - Всесоюзный радиокомитет). Это был прибор с экраном 130×175 мм, работу кинескопа в котором обеспечивали 24 лампы. Принцип работы - разложение на 240 строчек . Интересно, что в тридцатых годах прошлого века было выпущено 20 экземпляров подобного устройства. Такая техника устанавливалась в домах пионеров и дворцах культуры с целью коллективного просмотра.
  2. Московский телецентр вел вещание с разложением на 343 строки - это воспринималось приборами «ТК-1». Здесь уже подразумевалось более сложное устройство с 33 лампами. Только за 1938 год их было выпущено 200 штук, а к началу Великой Отечественной войны — 2 тыс. экземпляров.

На этом изыскания инженерной мысли человека не останавливались - должны же были рано или поздно появиться и упрощенные модели. Например, на ленинградском заводе «Радист» в 1940 году был предложен серийный вариант «17ТН-1», который мог воспроизводить программы как телевидения Ленинграда, так и Москвы. Производство было запущено, но до начала военных действий успело выйти всего 2 тыс. штук.

Также можно привести пример упрощенной модели под названием «АТП-1» (Абонентский телевизионный приёмник №1) — он являлся прообразом современного кабельного абонентского телевидения. Его выпускал Александровский завод перед войной.

Когда телевидение стало цветным

Все вышеописанное рассказывает о передаче черно-белого изображения. Ученые же продолжали работать над тем, чтобы оно стало цветным.

Когда же появились цветные телевизоры? Впервые об этом начали задумываться еще во время механических телеприемников. Одни из первых разработок представляет Ованес Адамян, который еще в 1908 году получает патент на умеющий передавать сигналы двуцветный прибор . Нельзя не упомянуть Джона Лоуги Брэда, того самого изобретателя механического приемника. Именно им в 1928 году было собран цветной телевизор, который последовательно передавал три изображения при помощи синего, красного и зеленого светофильтра.

Но это были только попытки. Настоящий скачок в области развития цветного телевидения произошел уже после окончания Второй мировой войны. Раз все силы были брошены на гражданское производство, то это неминуемо привело к прогрессу в этой области. Так и случилось в США. Дополнительной подоплекой стало использование дециметровых волн для передачи изображения.

Это привело к тому, что уже в 1940 году американскими учеными была презентована система «Тринископ». Она была примечательна тем, что в ней были использованы три кинескопа с различными цветами от люминофорного свечения, каждый из которых воспроизводил свой цвет изображения.

Что касается отечественных просторов, то в СССР аналогичные технические разработки стали появляться только в 1951 году. Но уже год спустя и простые телезрители могли увидеть пробную цветную трансляцию.

В 70-е года телевизор стал привычным техническим прибором во многих домах мира. Советское пространство не стало исключением, единственное, что стоит отметить: цветные телеприемники оставались в нашей стране дефицитными практически до конца восьмидесятых годов прошлого столетия.

Прогресс не стоит на месте

Изобретатели пытались улучшить полученный результат - так в 1956 году появился пульт дистанционного управления. Кто создал подобное полезное устройство? Он был разработан Робертом Адлером в 1956 году. Принцип его работы заключался в передаче ультразвуковых сигналов , которые были промодулированы соответствующими командами. Самый первый пульт мог только управлять громкостью и переключать каналы, но и на тот момент это было довольно весомым заявлением.

Что касается инфракрасной версии пульта , то она появилась в 1974 году в результате разработок Grundig и Magnavox. Его рождение было продиктовано появлением телетекста, который требовал более точного управления, а, значит, тогда появились и кнопки. А уже в восьмидесятых годах пульт дополнительно используют как аналог геймпада, ведь тогда и телевизоры стали дополнительным монитором к первым бытовым компьютерам и игровым приставкам.

С появлением видеомагнитофонов появилась необходимость в дополнительном внедрении компонентного видеовхода (кроме уже имеющегося аналогового антенного).

С началом двадцать первого столетия эра кинескопов подошла к концу - начали появляться плазменные панели и жидкокристаллические телевизоры . А уже к 2010-м годам кинескопные модели были практически вытеснены с рынка плоскими устройствами в формате LCD и PDP. Многие из них могут подключаться к интернету и даже демонстрировать возможности просмотра 3D-контента.

Сегодняшний телеприемник мало похож на своего прародителя - он имеет функции домашнего медиацентра , сохраняя при этом функции просмотра эфирного и кабельного телевидения. И это уже не говоря о самом качестве изображения, передаваемого в стандарте высокой (а в топовых моделях и сверхвысокой) четкости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: