Режимы наложения слоёв в Adobe Photoshop. Три режима наложения в фотошоп, которые вы обязанны понимать

Слои в фотошопе имеют два важных атрибута: режимы наложения слоев и прозрачность. Благодаря этим атрибутам слои не просто накладываются друг на друга, как в аппликации, но и смешиваются по разным алгоритмам. Это позволяет быстро и гибко управлять цветом изображения, регулировать прозрачность слоя, а значит, создавать новые образы и воплощать самые смелые идеи.

Управление режимами наложения слоев и прозрачностью

Часть атрибутов доступна непосредственно в палитре Layers (Слои). В первую очередь, это режим наложения и прозрачность.

Прозрачность регулируется двумя инструментами. Fill (Заливка) влияет на прозрачность только пикселей слоя, а вот Opacity (Непрозрачность) влияет на непрозрачность пикселей и эффектов слоя.

В нижней части панели расположены следующие инструменты:

  • Создание связи между слоями – вы можете связать два и больше слоев или групп друг с другом. В отличии от выбора нескольких слоев, связанные слои сохраняют свою связь пока вы её не отмените.
  • Применение эффектов к слоям – открывает панель параметров наложения.
  • Добавление маски к слою – создается обычная, белая маска, а если зажать Alt и нажать на кнопку, создается непрозрачная маска.
  • Создание корректирующего слоя – в отличии от обычной коррекции, скажем Curves – корректирующий слой можно изменить в любой момент.
  • Создание папки для слоев – очень удобно когда работаете с большим количеством слоев, группировать их.
  • Создание нового слоя.
  • Удаление слоя.

Как работают режимы наложения слоев

Давайте рассмотрим, как работают режимы наложения слоев в трех разных ситуациях:

  1. Накладывается дубликат слоя
  2. Накладывается цвет
  3. Накладывается другое изображение, например, текстура

Normal (Нормальный)

Пиксели верхнего слоя непрозрачны и потому закрывают нижний слой. Изменение прозрачности верхнего слоя сделает его полупрозрачным и заставит смешаться с другим слоем. В этом примере прозрачность верхнего слоя 100%, кроме надписи — там 50%.


Dissolve (Растворение)

Комбинирует верхний слой с нижним, используя пиксельный узор. Эффекта не будет, если верхний слой имеет 100% непрозрачность. Уменьшите прозрачность для проявления эффекта.


Группа затемнения

Сравнивает два источника и заменяет значения светлых пикселей значениями темных. В этом режиме рассматривается информация цвета в каждом канале, и в качестве результирующего выбирается основной или совмещенный цвет в зависимости от того, какой из них темнее. Пикселы с цветом, более светлым по сравнению с совмещенным, заменяются, а пикселы с цветом, более темным по сравнению с совмещенным, остаются неизменными.


Затемняет все изображение. Полезен для увеличения плотности светов и средних тонов. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.

В этом режиме рассматривается информация цвета в каждом канале, и значение основного цвета умножается на значение совмещенного цвета. Результирующий цвет всегда представляет собой более темный цвет. В результате умножения значения любого цвета на значение черного цвета вырабатывается черный цвет. В результате умножения значения любого цвета на значение белого цвета цвет остается неизменным. При рисовании цветами, отличными от черного или белого цвета, подряд идущие штрихи, накладываемые с помощью инструмента рисования, создают все более темные цвета. Этот эффект аналогичен рисованию изображения с помощью нескольких маркеров.


Позволяет получить более темное изображение с увеличенной контрастностью. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.


Более “сильная” комбинация режимов наложения Multiply и Color Burn, темные пиксели преобразуюся в черные. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.

Сравнивает суммарную величину значений всех каналов для совмещенного и основного цветов и отображает цвет с наименьшим значением. В режиме «Темнее» третий цвет не создается.


Группа осветления

Режим противоположный режиму Darken, затемняет темные пиксели более светлыми.


Осветляет все изображение. Используйте его для осветления темных областей изображения, а так же для проявления деталей в недодержанных изображениях.


Действие похоже на Screen (Экран), но заметно сильнее в светлых областях за счет проявления более насыщенных и контрастных цветов нижнего слоя. Имитирует недодержку в фотографическом процессе.


Комбинация режимов Screen и Color Dodge; светлые значения преобразуются в белые. Если верхний слой черный – эффекта не будет.


Группа увеличения контрастности

Затемняет темные пиксели (Multiply) и осветляет (Screen) светлые, что приводит к увеличению контрастности без усечения теней и светов. Если верхний слой 50% серый – эффекта не будет.


Комбинация режима Dodge, который осветляет светлые пиксели, и режима Burn, который затемняет темные пиксели. Увеличивает контрастность чуть меньше чем режимы Overlay и Hard Light.


Использует тот же метод, что и режим Overlay, но эффект более сильный.


Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через уменьшение контраста (Color Burn), а если темнее – то затемняется через увеличение контраста (Color Dodge).


Похож на режим Vivid Light. Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через увеличение яркости (Linear Burn), а если темнее – то затемняется через уменьшение ярокости (Linear Dodge).


Комбинирует режимы Darken и Lighten для замены значений пикселей. Если верхний слой светлее чем 50% серый, пиксели осветляются через режим Lighten, а если темнее 50% серого – затемняются режим Darken.


Осветляет светлые пиксели и затемняет темные пиксели до пороговых значений. Это приводит к чрезвычайной постеризации. Свечение верхнего слоя смешивается с цветом нижнего.


Группа сравнения

Представляет идентичные пиксели как черные, похожие – как темно-серые, а противоположные – как инвертированные. Если верхний слой черный – изменений не будет.


Похоже на режим Difference, однако обеспечивает меньшую контрастность. Наложение на черный цвет не приводит к каким-либо изменениям, а наложение на белые пиксели – к инверсии сравниваемых значений, что приводит к их отображении серым цветом.


Группа компонентов изображения

Комбинирует свечение (Luminance) и насыщенность (Saturation) нижнего слоя с цветовым тоном (Hue) верхнего.


Комбинирует свечение (Luminance) и цветовой тон (Hue) нижнего слоя с насыщенностью (Saturation) верхнего слоя.


Color (Цветность)

Комбинирует тон (Hue) и насыщенность (Saturation) верхнего слоя и свечение (Luminance) нижнего слоя.

Режимы наложения в фотошопе

Приветствую всех увлеченных программой Фотошоп!

В этот раз мы поговорим с Вами о режимах наложения.

В английской версии программы режимы наложения называются «Blending Modes», и если в точности переводить это словосочетание, то получим выражение «Режимы смешивания».

Точность этого перевода подтверждается алгоритмом работы, который заключается в смешивании цветов и/или яркостей исходного и накладываемого изображений.

Но за более чем 25-ти летнюю историю программы, учитывая представленный перевод в русскоязычной версии, все привыкли к названию этой функции как «Режимы наложения».

Графические дизайнеры и цифровые художники, которые создают свои работы при помощи программы Фотошоп, часто используют в своей практике режимы наложения.

Хотя некоторые из них были созданы, чтобы имитировать реальные фотопроцессы.

Например, режим «Умножение» (Multiply) соответствует просмотру двух наложенных друг на друга слайдов, а режим «Экран» (Screen) это результат суммарной экспозиции двух негативов.

Другие режимы наложения не имеют реальных фотографических аналогов, но использование их алгоритмов работы, расширяет возможности по обработке фотографий.

К сожалению, подробное описание работы режимов наложения очень трудно найти, и весь смысл применения этих режимов сводится к подбору такого варианта смешивания, который лучше всего будет соответствовать желаемому эффекту.

Поэтому в этом обзорном материале я постараюсь оказать Вам посильную помощь в понимании наиболее часто применяемых режимов наложения в фотошопе .

Для того чтобы получить доступ к перечню режимов наложения, представленных в программе Фотошоп, необходимо создать копию основного слоя или какой-либо корректирующий слой, к примеру, «Уровни».


Полный перечень режимов наложения можно увидеть, если на панели «Слои» нажать на стрелку текстовой строки расположенной слева от параметра «Непрозрачность».


Как Вы уже заметили, все режимы наложения разделены на шесть групп. Эти группы имеют условные названия, которые достаточно хорошо отражают суть воздействий, которые оказывают заключенные в них режимы наложения.


Давайте условимся, что основное изображение мы будем называть «исходным», а расположенное сверху «корректирующим». Для примера, исходным изображением возьмем снимок гор в местечке Роза хутор Сочинского побережья Черного моря, а корректирующим его копию.

Применение режимов наложения или смешивания слоев в совокупности с изменением параметров непрозрачности или заливки корректирующего слоя, а также использования масок слоя, может дать нам весьма интересные результаты, которых нельзя реализовать при помощи стандартных инструментов, причем это делается быстро, без применения ручных доработок. Открыв для себя творческие возможности режимов наложения в редактировании и ретуши фотографий можно сильно сэкономить свое драгоценное время.

Конечно же, в повседневной деятельности Вам не обязательно знать действия и области применения всех режимов наложения!

Выше было отмечено, что все режимы наложения, если не брать во внимание самые верхние «Обычные» режимы, разделены на пять основных групп. И если Вы занимаетесь непосредственно ретушью фотографий, то из этих пяти групп можно выделить опять же всего лишь пять часто применяемых режимов: один из группы затемнения, один из осветления, один режим работы с контрастом и два из группы компонентных режимов. С режимами сравнения Вы не будете слишком часто сталкиваться, а может, и вообще решите не прибегать к их использованию, но в любом случае их можно будет изучить самостоятельно.

А сейчас пять наиболее часто используемых режимов наложения.

Что это за режимы? Это Умножение, Экран, Перекрытие или Мягкий Свет, Цвет и Яркость. Если Вы освоите, как и когда использовать эти режимы, то ваша работа в программе Фотошоп станет намного проще!

Режим наложения «УМНОЖЕНИЕ»

Этот режим находится в группе затемняющих режимов. Он является одним из самых важных и широко используемых режимов в программе Фотошоп. Принцип его действия основан на перемножении цветов с исходного и корректирующего слоя, что аналогично просмотру наложенных двух друг на друга слайдов. При этом изображение становится темнее.

Давайте посмотрим, как работает режим наложения «Умножение».

Для демонстрации я создал макет PSD документа из двух слоев. Нижний слой залил зеленым цветом, а на верхнем слое поместил градиент от черного к белому и три квадрата заполненных в обратной последовательности белым, 50%-м серым и черным цветом.


На панели слоев все это выглядит следующим образом:

В режиме наложения «Обычные» мы видим картинку такой, какая она есть, т.е. на зеленом фоне черно белый градиент и три квадрата.

Но стоит нам поменять режим наложения на «Умножение»,

как вдруг все поменялось.


Как было отмечено выше цвета с двух слоев перемножились и стали ТЕМНЕЕ за счет перекрытия более темным зеленым исходного изображения более светлого белого цвета корректирующего изображения. На 50%-м сером квадрате и участке градиента также произошло затемнение, ну а черный цвет не может быть темнее черного.

Посмотрим на реальное применение режима наложения «Умножение».

На практике свойства этого режима в основном используют для усиления теневых областей изображения, реже для непосредственного затемнения, например для обработки в процессе восстановления старых и выцветших фотографий.

Первый способ, это создание дубликата слоя с изображением. Переведем его в режим наложения «Умножение».

Получим более темный снимок. Степень воздействия режима можно регулировать непрозрачностью.


Второй способ – добавление к основному изображению корректирующего слоя, например, «Уровни».


Кроме изменения степени воздействия этот корректирующий слой дает нам возможность контролировать положения черной и белой точки.


Режим наложения «ЭКРАН»

Режим наложения «Экран» приходится братом режима «Умножения», только не близнецом, а полной его противоположностью. Если режим «Умножения» затемняет изображение, то «Экран» наоборот осветляет его.

Посмотрим, как работает режим наложения на нашем подопытном PSD документе. В этот раз режим верхнего слоя поменяем на «Экран».

Мы получили результат противоположный режиму наложению «Умножение». Происходит ОСВЕТЛЕНИЕ картинки за счет того что более темные участки меньше проецируются на экране чем светлые. Поэтому черный цвет перекрывается более светлым зеленым, 50%-й серый смешивается с зеленым, а белый сам по себе самый яркий.


На практике режим наложения «Экран» часто применяют для осветления недоэкспонированных изображений


и для наложения каких-либо осветляющих эффектов, например бликов.


Уроки по тому, как наносит блики, и обрабатывать фотографии, сделанные в контровом свете, используя режим наложения «Экран», вы можете найти на страницах сайта .

Режим наложение «ПЕРЕКРЫТИЕ» или «МЯГКИЙ СВЕТ»

Эти два режима относятся к группе режимов влияющих на контрастность изображения. Почему я отметил сразу два режима этой группы, да потому что воздействие их очень схоже, за исключением того, что режим «Перекрытие» оказывает РАВНОМЕРНОЕ влияние на средние тона, а режим «Мягкий свет» наряду со средними тонами подхватывает еще и ТЕНИ. Какому режиму отдать приоритет зависит от вашего желания и от конкретно поставленной задачи в процессе ретуши фотографий.

Посмотрим, как это работает. Поменяем режим наложения слоя с градиентом и тремя квадратами на «Перекрытие».

Получается результат, который нам демонстрирует подтверждение теории о влиянии в большей степени на средние тона изображения. Мы видим, что серый квадрат смешался с зеленым цветом нижележащего слоя.


Разбираясь с режимами наложения контрастной группы видно, что исходное изображение может, как затемнятся, так и осветлятся. А зависит это от яркости корректирующего изображения, если его яркость ниже среднего уровня (128), то изображение затемняется, если выше, то наоборот.

То есть видно, что при смешивании темных областей градиента, расположенных левее среднего, 128-го уровня, картинка относительно яркости исходного изображения темнеет, а правая часть градиента светлеет.


И еще одно доказательство того, что режим наложения «Перекрытие» и «Мягкий свет» похожи, но в силу того что «Мягкий свет» кроме средних тонов берет в участие и тени, то смешивание получается более плавным и контраст более мягким.


Область применения режимов наложения «Перекрытие» и «Мягкий свет» очень обширна.

В первую очередь это, конечно же, внесение коррекций в средние тона изображения. Именно этот тоновый диапазон благоприятно воздействует на наше восприятие картинки, так как имеет самый широкий цветовой охват и вариации яркости.


Еще одно из самых распространенных применений – перевод корректирующего слоя в режим «Перекрытие» при повышении резкости для ослабления ореолов нерезкого маскирования.

Я думаю, всем известна такая организация структуры слоев при повышении резкости через фильтр «Цветовой контраст».

А вот при ретуши методом Dodge & Burn и при нанесении светотеневого рисунка на лица портретируемых используют слой, залитый нейтральным 50% серым цветом в режиме наложения «Мягкий свет».


Очень часто режим «Перекрытие» используют для ручной доработки маски – усиление контраста между выделенными и замаскированными участками.

«Перекрытие» и «Мягкий свет» применяют также при нанесении шума, для усиления бликов и теней и еще множество других областей применения.

Режим наложения «ЦВЕТНОСТЬ»

И вот мы с Вами добрались до компонентных режимов.

Не знаю честно, почему именно такое название приобрела эта группа, но лично мое понимание заключается в том, что все режимы наложения этой группы являются компонентами, то есть составляющими модели HSB.

Нам известно, чтобы описать цвет, необходимо задать параметры цветового тона (Hue), насыщенности (Saturation) и яркости (Brightness).

Так вот Цветность это результат сложения цветового тона и насыщенности.

Режим наложения «Цветность» применяется, когда необходимо изменить именно цвет и не затрагивать яркость, например, при настройке цветового баланса корректирующим слоем «Кривые».

Еще один из наиболее популярных видов использования режима наложения «Цветность» это раскрашивание черно белых фотографий.

Вот, к примеру, мы попытались восстановить старое фото военных лет.


А потом решили его и раскрасить. Начнем с мундира. Создаем сверху новый пустой слой и зальем его цветом напоминающим цвет военной формы Советской Армии. Потом используя маску, закрасим китель.


Видно, что получилось, не очень хорошо, так как вместо кителя получилось обычное цветное пятно.

А вот если мы поменяем режим наложения слоя заполненным цветом на «Цветность», то получим объемное детализированное изображение со светотеневым рисунком.


И в подтверждение того, что цвет компонуется из оттенка и насыщенности, создадим корректирующий слой «Цветовой тон/Насыщенность» и поменяем цвет парадного мундира на полевое обмундирование цвета хаки.


Режим наложения «Яркость»

Наш пятый и последний режим наложения, часто применяемый в обработке фотографий – это режим «Яркость». Данный режим находится в одной группе с режимами «Цветовой тон», «Насыщенность» и «Цветность», но он является совершенно противоположным по воздействию режимом. Этот режим наложения используют в тех случаях, когда из результатов коррекции нужно оставить только изменения яркости, а от изменений цвета необходимо отказаться.

Такая необходимость нередко возникает в процессе ретуши при повышении яркостного контраста изображения определяющего визуальное ощущение объема. Но при этом возникает проблема – повышении контраста влияет на цвет, то есть происходит увеличение насыщенности, особенно красных и синих оттенков.

Возьмем фотографию зарезервированного для Вас столика в ресторане:-)


Теперь попробуем повысить контрастность с помощью корректирующего слоя «Кривые» (известный прием), следующим образом, но для большей наглядности контраст я подниму чрезмерно.

Теперь сравним исходное изображение и его же, но после повышения контраста.


Я думаю вам видно, что повышение контраста «S» – образной кривой, кроме осветления бликов и затенении темных участков картинки привело к повышению насыщенности красных оттенков.

Поменяем теперь режим наложения корректирующего слоя «Кривые» на «Яркость».

А теперь сравним изображение с повышенным контрастом в обычном режиме наложения корректирующего слоя и в режиме «Яркость».


Заметно, что перенасыщенность красного цвета ушла.

В итоге посмотрим на исходное изображение и конечное, полученное в процессе обработки.


Ну, вот все хорошо! Режим наложения «Яркость» позволил избежать влияния коррекции кривыми на насыщенность цветов, контраст увеличился и даже значительно, а насыщенность осталась в нормальном состоянии.

© 2014 сайт

Режимы наложения или смешивания слоёв в Adobe Photoshop определяют то, каким образом каждый из слоёв в многослойном изображении будет взаимодействовать с нижележащими слоями. Иными словами, от режима наложения зависит математический алгоритм смешивания значений взаимоперекрывающихся пикселей двух и более слоёв.

Режимом наложения по умолчанию для любого слоя является Normal. Чтобы изменить режим наложения, следует воспользоваться выпадающим меню Blending Mode, расположенном в палитре слоёв (Layers), и выбрать нужный режим из списка.

Классификация режимов наложения

В Adobe Photoshop имеется 27 режимов наложения или смешивания слоёв, каждый из которых может быть отнесён к одной из шести групп в зависимости от типа взаимодействия между слоями. В меню Blending Mode группы режимов визуально разделены при помощи горизонтальных линий, но не подписаны. Если вам неинтересно читать про группы, вы можете сразу перейти к практическим примерам .

  1. Нормальные режимы : Normal (Нормальный) и Dissolve (Растворение). При непрозрачности 100% пиксели верхнего слоя просто замещают собой пиксели нижнего, не испытывая на себе никакого влияния последних. При уменьшении непрозрачности пиксели нижнего слоя либо проступают сквозь пиксели верхнего (Normal), либо частично замещают их (Dissolve).
  2. Субтрактивные режимы : Darken (Замена тёмным), Multiply (Умножение), Color Burn (Затемнение основы), Linear Burn (Линейный затемнитель), Darker Color (Темнее). Эти режимы, так или иначе, приводят к затемнению изображения. Их действие можно сравнить со смешением красок на бумаге, т.е. с субтрактивным синтезом цвета.
  3. Аддитивные режимы : Lighten (Замена светлым), Screen (Осветление), Color Dodge (Осветление основы), Linear Dodge (Линейный осветлитель), Lighter Color (Светлее). В противовес субтрактивным режимам аддитивные режимы служат для осветления изображения по принципу смешения цветового излучения (аддитивный синтез цвета).
  4. Комплексные режимы : Overlay (Перекрытие), Soft Light (Мягкий свет), Hard Light (Жёсткий свет), Vivid Light (Яркий свет), Linear Light (Линейный свет), Pin Light (Точечный свет), Hard Mix (Жёсткое смешение). Эти режимы воздействуют на яркость и контраст конечного изображения, делая тени темнее, а света – светлее.
  5. Разностные режимы : Difference (Разница), Exclusion (Исключение), Subtract (Вычитание), Divide (Разделение). Формирование результирующего цвета осуществляется на основании разницы между цветами верхнего и нижнего слоёв.
  6. HSL режимы : Hue (Цветовой тон), Saturation (Насыщенность) Color (Цвет), Luminosity (Яркость). HSL означает Hue, Saturation, Lightness, т.е. тон, насыщенность и светлота. Таким образом, HSL режимы осуществляют перенос одного или двух компонентов цветовой схемы HSL с верхнего слоя на нижний.

Практика

Для того чтобы проиллюстрировать действие различных режимов наложения слоёв, я воспользуюсь двумя фотографиями.

В качестве нижнего слоя будет использован один из моих карельских пейзажей.

В качестве верхнего слоя я возьму текстуру песка.

Далее мы последовательно переберём для верхнего слоя все возможные режимы наложения и посмотрим, что из этого получится. В данных примерах я не преследую никаких художественных целей, а просто пытаюсь продемонстрировать механику смешивания слоёв в различных режимах. Для большей наглядности непрозрачность верхнего слоя будет составлять 100% для всех режимов, кроме Normal и Dissolve, для которых я поставлю 50%. При 100% непрозрачности эффект смешивания в этих режимах был бы незаметен, поскольку верхний слой полностью замещает нижний. Разумеется, в реальной жизни очень часто приходится использовать намного более скромные значения непрозрачности, чтобы эффект смешения не выглядел слишком кричащим.

Напомню, что непрозрачностью слоя можно управлять, используя два параметра: Opacity (Плотность) и Fill (Заливка). При этом для большинства режимов наложения Opacity и Fill действуют абсолютно одинаково с той лишь разницей, что Opacity воздействует как на сам слой, так и на применённые к нему стили, а Fill стили игнорирует. Однако восемь режимов (Color Burn, Linear Burn, Color Dodge, Linear Dodge, Vivid Light, Linear Light, Hard Mix, и Difference) реагируют на уменьшение параметров Opacity и Fill немного по-разному, и об этом не стоит забывать.

Во всех случаях, когда я привожу формулы, используемые Фотошопом для расчёта результирующего цвета, буква a будет обозначать значение яркости верхнего слоя, а b – нижнего. Минимальное значение равно 0 (чёрный цвет), максимальное равно 255 (белый цвет).

Нормальные режимы наложения

Стандартный и наиболее часто употребляемый режим. При 100% непрозрачности пиксели верхнего слоя полностью замещают собой пиксели нижнего, а при уменьшении непрозрачности нижний слой плавно проступает из-под верхнего.

При 100% непрозрачности выглядит так же, как и Normal. При уменьшении непрозрачности часть пикселей верхнего слоя в случайном порядке замещается пикселями нижнего.

Субтрактивные режимы наложения

Если какой-либо пиксель верхнего слоя темнее соответствующего ему пикселя нижнего слоя, то он остаётся на месте. Если же пиксель верхнего слоя оказывается светлее – он замещается пикселем нижнего слоя. Таким образом, результирующее изображение содержит наиболее тёмные пиксели из обоих слоёв. Важно, что значения яркости сравниваются для каждого из цветовых каналов независимо, в связи с чем цвета могут довольно сильно искажаться.

Лучший режим для затемнения. Значение пикселей верхнего слоя умножается на значение соответствующих пикселей нижнего слоя и делится на максимальное возможное значение (255).

Формула режима: (a × b) ÷ 255 .

Если один из слоёв содержит чёрный цвет (0) – результирующим будет тоже чёрный. Если присутствует белый цвет (255) – результирующим будет цвет другого слоя.

Ещё более выраженное затемнение, чем в случае с Multiply. Света приглушаются сильнее, а цветовая насыщенность средних тонов возрастает.

Формула: 255 – ((255 – b) ÷ (a ÷ 255)) .

Темнее чем Multiply, но не такой насыщенный как Color Burn.

Формула: (a + b) – 255 .

Действует так же, как и Darken, выбирая наиболее тёмные пиксели из предложенных, с тем лишь отличием, что Darker Color не обращает внимания на индивидуальные цветовые каналы, и вместо этого сравнивает общие значения яркости пикселей. В результате – цвета используемых пикселей не искажаются.

Аддитивные режимы наложения

Этот режим противоположен режиму Darken. Если пиксели верхнего слоя светлее соответствующих пикселей нижнего, они сохраняются. Если же верхние пиксели оказываются темнее – они замещаются нижними. Сравнение значений яркости осуществляется поканально.

Режим Multiply наоборот. Эффективно и деликатно осветляет изображение. Клиппинг может возникнуть, только если один из слоёв уже содержит белые пиксели.

Формула: 255 – ((255 – a) × (255 – b) ÷ 255) .

Более грубое и интенсивное осветление, чем Screen. Характеризуется выбиванием светов и повышением цветовой насыщенности средних тонов.

Формула: (b ÷ (255 – a)) × 255 .

Ещё светлее, чем Color Dodge, но с более блеклыми цветами. Значения яркости попросту складываются.

Формула: a + b .

Как и в режиме Lighten сохраняются наиболее светлые пиксели из двух слоёв, но при этом учитывается лишь общая их яркость без оглядки на индивидуальные цветовые каналы.

Комплексные режимы наложения

Каждый из комплексных режимов представляет собой, по сути, комбинацию из двух противоположных по действию режимов смешивания: субтрактивного и аддитивного, действующих в комплексе. При этом к тёмным пикселям применяются субтрактивные методы, а к светлым – аддитивные. Таким образом, тёмные пиксели становятся темнее, а светлые – светлее, в результате чего контраст изображения возрастает.

Во всех комплексных режимах кроме Overlay оценка яркости производится на основании верхнего слоя. Там, где верхние пиксели темнее 50% серого цвета, применяется субтрактивный метод, если светлее – аддитивный. Пиксели верхнего слоя, окрашенные в нейтрально серый цвет (50%), не оказывают на нижний слой никакого влияния. В режиме Overlay аналогичным образом оценивается нижний слой.

К тёмным участкам изображения применяется режим Multiply, а к светлым – Screen. Оценка яркости производится по нижнему слою. Если создать копию слоя и применить к ней режим Overlay, эффект будет напоминать применение S-образной кривой .

Так же как и в режиме Overlay используется комбинация из режимов Multiply и Screen, но яркость исходных пикселей оценивается на основании верхнего слоя. Soft Light – наиболее удобный режим для аккуратного повышения контраста, поскольку он очень деликатно обращается с тенями и светами, не допуская их выбивания.

Использует комбинацию режимов Linear Burn и Linear Dodge для тёмных и светлых пикселей соответственно. Результатом является довольно жёсткое повышение контраста.

Комбинация режимов Color Burn и Color Dodge. Действует ещё более интенсивно, чем Hard Light.

Комбинация режимов Linear Burn и Linear Dodge.

Комбинация режимов Darken и Lighten.

Действует также как и Linear Light (сочетание Linear Burn и Linear Dodge), но на пределе интенсивности, в результате чего в каждом из цветовых каналов пикселям присваивается либо минимальное (0), либо максимальное (255) значение яркости. Как следствие, цветовая палитра изображения в режиме RGB редуцируется до 8 цветов: красного (255; 0; 0), зелёного (0; 255; 0), синего (0; 0; 255), голубого (0; 255; 255), малинового (255; 0; 255), жёлтого (255; 255; 0), чёрного (0; 0; 0) и белого (255; 255; 255).

Разностные режимы наложения

Сравниваются значения яркости верхнего и нижнего пикселей, и из большего значения вычитается меньшее. Таким образом, результирующее значение соответствует разности исходных значений. Наличие белого цвета на одном из слоёв приводит к инверсии любого другого цвета. Чёрный цвет не оказывает никакого влияния. Очевидно, что пиксели одинакового цвета взаимопогашаются и становятся чёрными, поскольку их разность равна 0.

Формула: (b ÷ a) × 255 .

Если пиксель верхнего слоя белый, результирующим будет цвет нижнего слоя. Пиксели одинакового цвета становятся белыми, при условии, что они не чёрные. Одинаковые чёрные пиксели остаются чёрными. Режим Divide работает поканально, что приводит к дополнительному искажению цветов.

HSL режимы наложения

Результирующий цвет имеет цветовой тон верхнего слоя, а насыщенность и светлоту нижнего.

Используются значения насыщенности верхнего слоя вместе со значениями цветового тона и светлоты нижнего.

Информация о цвете (цветовой тон и насыщенность) верхнего слоя сочетается с яркостной информацией (светлотой) нижнего слоя. Грубо говоря, нижний слой окрашивается в цвета верхнего. Очень удобный режим, когда возникает необходимость в редактировании только цветовой составляющей изображения, например, при борьбе с цветовым шумом или хроматическими аберрациями.

В противовес режиму Color сохраняет светлоту верхнего слоя, а значения цветового тона и насыщенности берёт из нижнего. Режим Luminosity полезен, когда изменяя яркость и контраст изображения вы стремитесь сохранить цвета неизменными. Это напоминает редактирование канала L при работе в цветовом пространстве Lab. Например, я обычно использую режим Luminosity при повышении резкости с помощью нерезкого маскирования, чтобы избежать появления цветных артефактов.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Год завершается. Пора подводить итоги и делать подарки. Главный итог работы в этом году: на основе материала семинаров сделаны первая и вторая части курса «Практическая цветокоррекция». В связи с этим мы отправили в архив все семинары, кроме «Основ цветокоррекции» . Туда отправилось и отдельное занятие по режимам наложения.

Вот оно и будет подарком, только не разовым, а долгоиграющим. Год назад, после небольшой словесной перепалки , я решил не жадничать уже выложил конспекты ко всем семинарам (ссылки на скачивание есть на соответствующих страницах сайта www.fotoproekt.ru). А здесь я начинаю выкладывать более подробные статьи, написанные для журнала «Фотомастерская».

На какие вопросы мы должны получить ответ

1. Существует ли для данного режима наложения нейтральный цвет и, если да, то какой?

Нейтральным называют цвет, наложение которого не изменяет исходное изображение. Если такой цвет существует, можно наложить на изображение залитый им слой и изменять воздействие, рисуя на нем другими цветами. Этот вопрос важнее, чем может показаться на первый взгляд, поскольку не всегда имеется возможность уменьшать воздействие за счет непрозрачности (см. вопрос 4).

2. Как изменяется степень воздействия по полному тоновому диапазону?

Другими словами, в каком тоновом диапазоне происходит максимальное изменение яркости, в каком — минимальное и как это воздействие изменяется. От понимания этого зависит, подберете ли вы наиболее подходящий режим для коррекций, направленных на изменение яркости.

Примером типичной ошибки, проистекающей из непонимания этого вопроса, является распространенная рекомендация режима Multiply при наложения двух каналов для создания маски объекта, когда в каждом канале объект выглядит светлым, а фон достаточно темным. Подробнее мы поговорим об этом при обсуждении Multiply.

3. Как изменяется контраст в различных тоновых диапазонах?

Локальный контраст, или контраст отдельных областей изображения (объектов сцены), очень важен для нас. Именно благодаря ему передается светотеневой рисунок, то есть ощущение объема объектов. От понимания того, в каких тоновых диапазонах режим наложения повышает, понижает или оставляет без изменений контраст исходного изображения, зависит эффективность его применения в коррекциях, направленных на изменение локального контраста.

Некоторые режимы наложения полностью убивают контраст (детали исчезают, изображение вырождается в однотонную плашку) в отдельных тоновых диапазонах. Этим эффектом можно воспользоваться при ретуши или создании масок, но от него же надо уметь защититься при обычных коррекциях.

4. Соответствует ли уменьшение непрозрачности ослаблению воздействия?

Под ослаблением воздействия подразумевается наложение со стопроцентной непрозрачностью другого цвета, меньше влияющего на исходное изображение. Уменьшение непрозрачности накладываемого слоя часто применяется пользователями для ослабления вносимых коррекций, однако далеко не для всех режимов наложения результат будет аналогичен ослаблению воздействия.

Наглядным примером такой коррекции (правда, немного из другой области) является гауссово размытие. Если поверх исходной картинки лежит слой, к которому применен Gaussian Blur с радиусом 50, уменьшение его непрозрачности до 50% не даст результат аналогичный размытию исходника с радиусом 25.

Понимая, как соотносятся ослабление воздействия и уменьшение непрозрачности, можно не только оптимизировать приемы работы с режимами наложения, но и защититься от некоторых негативных побочных эффектов их применения.

5. Каким реальным фотопроцессам соответствует режим наложения?

Photoshop — это компьютерная версия темной комнаты, правда, с существенно расширенными возможностями. Неудивительно, что многие его инструменты имитируют реальные приемы, которыми фотографы пользуются в жизни. Можно подобрать аналогии к некоторым режимам наложения. Иногда не только фотографические, но и общебытовые.

Во-первых, многим это поможет быстрее понять логику работы режима. Во-вторых, откроется возможность быстро адаптировать приемы работы в темной комнате к компьютерной обработке. Только надо помнить, что аналогии эти имеют массу оговорок.

Общей оговоркой для всех режимов наложения является гамма рабочего пространства. В реальном фотопроцессе все расчеты производятся с энергетической яркостью (гамма 1), в фотошопе мы работаем с перцептуальной яркостью (гамма 2,2). Если вы хотите не просто корректировать «на глаз», а постараться получить результат, максимально близкий к реальному аналогу, наложения должны совершаться с гамма 1.

Максимально близкий отнюдь не означает полностью идентичный. Каждая пленка имеет свою характеристическую кривую достаточно сложной формы. Поэтому мы будем находить аналогии с некоторой «идеализированной» пленкой, имеющей полностью линейную характеристику.

Если аналогии касаются изменения экспозиции, возникает ограничение и на саму сцену. Все ее элементы должны быть зафиксированы в изображении, то есть укладываться в динамический диапазон пленки.

6. Что происходит при наложении картинки самой на себя?

Это самый простой вопрос. Чтобы взглянуть на ситуацию в комплексе, я не буду отвечать на него каждый раз, а приведу ответ для всех поканальных режимов в конце этой статьи.

7. Как меняется результат, если поменять местами исходное и корректирующее изображение?

Ответ на этот вопрос может пригодиться для оптимизации послойной структуры файла.

8. Для чего может использоваться данный режим, каковы приемы и особенности его практического применения?

Это самый любимый читателями вопрос, поскольку за ним скрывается практика. Я постараюсь не просто перечислить эти приемы и особенности, но и показать все «в картинках». Возможно, у кого-нибудь возникнет желание пропустить предыдущую часть и сразу читать эти «комиксы».

Не советую так поступать. Если разберетесь в теории и посмотрите приемы применения как иллюстрацию к ней — получите в руки мощный инструмент, который сможете осмыслено применить для решения любой стоящей перед вами задачи. Если просто просмотрите примеры применения — будете знать (пока не забудете), как обработать точно такие же изображения, как у меня.

Режим наложения Normal

Да, как бы странно это ни звучало, именно с него мы начнем разбираться с поканальными режимами наложения. В некоторых описаниях я встречал утверждение, что в режиме Normal изображения между собой не взаимодействуют. Действительно, о каком взаимодействии можно говорить, когда верхняя картинка полностью закрывает нижнюю? О взаимодействии, которое возникает при уменьшении непрозрачности накладываемого слоя.

Посмотрите на семейство кривых, оказывающих на изображение такое же воздействие, как наложение однотонной плашки яркости 64 с различной непрозрачностью. При непрозрачности 0% изображение не меняется, при непрозрачности 100% — вырождается в однотонную плашку. Этому случаю соответствует горизонтальная прямая на уровне 64.

Как фотошоп рассчитывает яркость при частичной непрозрачности? Предположим, некоторый пиксель картинки имел до коррекции яркость 192 (A). Его же яркость после коррекции с непрозрачностью 100% — 64 (B). Вычисляя яркость при уменьшении непрозрачности по пути из точки A к точке B, программа проходит на столько процентов, сколько мы выставим в поле Opacity. Так же рассчитывается финальная яркость остальных пикселей. То есть, при уменьшении непрозрачности кривая равномерно подтягивается к своему начальному положению.

Формула имеет один и тот же вид для 8-битного режима и отнормированной яркости, где: s — яркость исходного изображения; с — яркость корректирующего изображения; r — яркость финального изображения; k — значение параметра Opacity в процентах.

При изменении порядка наложения слоев результат сохраняется, если непрозрачность верхнего слоя изменить на 100-k.

В реальной жизни режиму Normal соответствует просмотр двух сцен через полупрозрачное зеркало. Сцена видимая на просвет — исходное изображение; сцена видимая в отражении — корректирующее изображение; коэффициент отражения зеркала — Opacity.

В фотопроцессе режиму Normal соответствует экспозиция двух сцен на один кадр при условии, что суммарная экспозиция приведена к нормальной. Первая сцена — исходное изображение; вторая сцена — корректирующее изображение; доля экспозиции второй сцены от общей — Opacity.

Дополнительной оговоркой к аналогиям с реальностью и фотопроцессом является отсутствие в обеих сценах светлых областей, выходящих по яркости за динамический диапазон глаза или камеры.

В практической работе уменьшение непрозрачности чаще всего используется для ослабления внесенных коррекций.

Что стоит за самоналожением картинки

Обещанный ответ на шестой вопрос. Вернитесь к клетчатой доске и посмотрите на диагональ A(0)-K(255). У ее полей есть одно общее свойство: яркости исходного и корректирующего изображения равны. Это случай наложения картинки самой на себя в соответствующем режиме.

Построив кривые по полям «большой диагонали», можно легко понять, какие элементарные коррекции скрываются за самоналожением картинки в каждом из режимов. Кстати, для режимов Overlay и Hard Light кривые совпадают. Форма всех этих кривых не зависит от изображения, не учитывает его особенностей, а значит, не является оптимальной для каждого конкретного изображения.

Это не значит, что такой прием нельзя использовать. Но, применяя его, вы должны понимать, на что идете. И если уж решили им воспользоваться, не надо дублировать на новый слой все изображение. Просто создайте любой корректирующий слой (Curves, Layers и т.п.) с нулевыми настройками (не меняющий изображение).

Теперь в вашем распоряжении точная копия исходного изображения на отдельном слое, можно задать ему нужный режим наложения. Таким образом, вы не только избежите ненужного утяжеления файла, но и получите возможность ретушировать исходное изображение без переделки верхнего слоя.

В следующий раз мы рассмотрим первую пару —

Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в . Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте сайт

Рисунок в "Фотошопе" может состоять из одного или нескольких слоев, и на любом из них (кроме фона) могут быть прозрачные участки, сквозь которые просматриваются нижележащие элементы. Самой важной особенностью компонентов рисунка является их абсолютная самостоятельность и независимость от других, а результат их взаимодействия между собой зависит от того способа, как объединить слои в "Фотошопе".

На слое можно рисовать и стирать, его можно перемещать, блокировать, временно спрятать, трансформировать, изменить непрозрачность, "сделать умным" (смарт-слоем) или удалить вовсе. Можно на него "надеть маску" и рисовать на ней или "прикрыть" корректирующим аналогом, чтобы вносить поправки, не разрушая оригинал.

Начинающему пользователю, впервые запустившему программу с намерением создать шедевр, и не надо ломать голову над тем, как сделать слои в "Фотошопе", потому что, вставив в документ скопированное в буфер обмена изображение или загрузив картинку по команде "Поместить" (в меню "Файл"), он обнаружит, что объекты вставляются, самостоятельно располагаясь в палитре на новом месте.

Панель слоев

Каждый слой на панели снабжен миниатюрной копией своего изображения и пиктограммой глазика, закрыв который щелчком мыши, мы временно отключаем видимость изображения.

Можно, взявшись мышкой, переставлять компоненты палитры вверх или вниз. Двойной щелчок по миниатюре приведет к выделению на холсте содержимого слоя. Кликая по иконкам в строке "Закрепить" (Lock), мы можем сохранить прозрачность и цвета пикселей, закрепить положение слоя или сохранить их все (кнопка с замочком).

Создаем новый слой

Для тех, кому не терпится узнать, как создавать слои в "Фотошопе", в нижней части панели предусмотрена специальная кнопка (листочек с загнутым уголком), нажав на которую, вы и поместите новенький слой выше выбранного (выделенного). Кроме того, можно добавить "Новый" (New), как показано ниже.

Как сообщают подсказки на остальных иконках в палитре внизу, мы можем (слева направо) "Добавить стиль…", "Добавить маску", "Создать новый корректирующий…", "Создать новую группу" и, наконец, выбросить в корзину. Такие же команды продублированы в меню Layer.

Новый слой будет создан, если взяться за него правой кнопкой мыши и закинуть на иконку с листочком на панели внизу. Можно его переименовать, дважды щелкнув по его имени в палитре.

Объединяем слои

Все команды, определяющие, как объединить слои в "Фотошопе", вызываются щелчком правой кнопкой мыши или выбираются в меню Layer. Для каждой команды предусмотрены "горячие клавиши", которые очень облегчают жизнь "фотошопера".

Если в палитре выбран один слой, его можно только "Объединить с предыдущим", а если выделено два и больше, их можно связать, объединить и сгруппировать, выбрав соответствующие команды. Можно выбирать одновременно, щелкая по ним с нажатой клавишей Ctrl, либо выделить верхний, а затем, нажав Shift, нижний.

Можно ничего не выделять, а просто выбрать команду "Объединить видимые".

Возможность манипуляций с несколькими компонентами одновременно зависит от того, как объединить слои в "Фотошопе".

Слои собираются в группу по команде "Сгруппировать…" в меню Layer (Ctrl + G). Преимущества объединения в группу заключаются в том, что ее элементы обладают общими параметрами непрозрачности и режима наложения, что избавляет от необходимости возиться с каждым слоем. Кроме того, перемещать и трансформировать (Ctrl + T) можно всю группу целиком, а также создавать для нее единую маску.

Если выбрать очень хитрую комбинацию клавиш Ctrl + Alt + Shift + E, "Фотошоп" объединит все выбранные в единый, отдельный слой с результирующим эффектом, поместив его поверх остальных и сохранив при этом в палитре каждый на своем месте.

Как "наложить в слои"

"Оригинальность" заголовка связана исключительно с желанием вызвать улыбку (доброжелательную), а по сути, призывает сосредоточиться на такой архиважной и невероятно обширной теме: как наложить слои в "Фотошопе".

За характер смешивания наложенных друг на друга слоев в "Фотошоп" отвечают "Режимы наложения" (Blending mode), выпадающий список которых расположен в верхней части панели.

Редактор может рассчитывать желаемый эффект от наложения множества разнообразных по колориту слоев, используя для этого разные способы и алгоритмы. В CS6, например, уже 27 таких алгоритмов (режимов смешивания).

Все режимы наложения разбиты на 6 групп по принципу общности поведения (за исключением первой, безымянной группы). Их количество иназвания в переводе на русский могут отличаться в различных версиях редактора.

Первые два режима совершенно ничего не связывает. "Обычные (Нормальный)" выставляется по умолчанию, и смешивание происходит, если только слои отличаются непрозрачностью. А в режиме "Затухание (Растворение, Рассыпание)" вообще ничего не смешивается. Здесь верхний слой рассыпается на мелкие точки, и тем их больше, чем ниже непрозрачность.

Вторую группу составляют "Затемняющие режимы", при которых результирующее изображение всегда оказывается темнее исходных слоев.

Следующие 4-5 объединены в группу осветляющих, поскольку каждый из них противоположен соответствующему режиму из второй группы.

В группу контраста вошли семь режимов, из которых каждый что-то затемняет, а что-то осветляет в изображении, в итоге усиливая контраст.

Пятая группа включает 2-4 таковых и носит название "Режимы сравнения (сопоставления)". Инструменты этой группы, вычисляя разности в цветовых каналах, сравнивают пиксели между слоями и в редактировании фотографий используются редко.

Последнюю группу с именем "Режимы составляющих цвета" именуют еще группой HSL по названиям первый трех режимов (Hue/Оттенок, Saturation/Насыщенность, Luminosity/Яркость). В каждом из элементов этой "компании" верхний слой управляет либо яркостью, либо насыщенностью, либо цветом нижнего.

Таким образом, конечный результат создания или редактирования изображения будет зависеть от того, как объединить слои в "Фотошопе" и какие режимы наложения при этом будут использованы.

Когда дело касается редактирования фотографий, чаще всего используют пять режимов наложения ("Перекрытие", "Умножение", "Экран", "Яркость" и "Цветность").

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: