Шлем виртуальной реальности vive. Впечатления от игр и демо-версий. Что предлагает HTC Vive чего нет в Oculus Rift

Обзор HTC Vive | Первое знакомство в Барселоне

Один из авторов нашего американского офиса канадец Алекс Дэвис (Alex Davies) делится своими личными эмоциональными впечатлениями от работы со шлемом виртуальной реальности, который он считает одним из лучших идеологических воплощений.


Недавно мне удалось испытать на себе шлем виртуальной реальности HTC Vive от HTC и Valve. Я плакал. Улыбался. Смеялся. Это было одним из самых удивительных событий в моей жизни. В Барселоне на выставке Mobile World Congress я тоже был в первый раз, и, хотя это, безусловно, удивительный город, к сожалению (или нет) в моей памяти за эту неделю, остались только впечатления от виртуальной реальности. Настолько они оказались сильны.

До HTC Vive я никогда не испытывал ощущения истинной виртуальной реальности. У меня есть опыт работы со шлемом Gear VR, но полного погружения он не дает. У меня также была возможность опробовать Oculus Rift DK1, Dk2 и Crescent Bay, но в связи с некоторыми обстоятельствами и нежеланием портить свои впечатления от работы с достаточно сырым продуктом, я от нее отказался.

Если Gear VR не давал полного погружения в виртуальную реальность, то HTC Vive окунул в нее с головой. Естественно во время ознакомления меня интересовали не только ощущения, но и технологии, которые применяются в этом устройстве.

Обзор HTC Vive | Оборудование и настройка

Для демонстрации возможностей шлема меня проводили в специальную комнату, где располагалось оборудование и обстановка, необходимая для использования HTC Vive . Фотокамеры в этом помещении использовать запрещалось, единственное, что можно было фотографировать, это сам шлем, который вы собственно и видите на фотографиях.

Шлем-гарнитура подключается к игровому ПК. По словам представителей, в нем установлена только одна видеокарта, какая именно не уточнялось, но, скорее всего, GTX980 или R9 290X. К сожалению, одним из недостатков прототипа HTC Vive является большое количество проводов, подключаемых к ПК. На фотографии ниже видно, что прототип HTC Vive подключается через HDMI, USB 2.0 и USB 3.0. Мне сказали, что будущие версии HTC Vive будут подключаться посредством одного кабеля, но мы не уверены, относится это к версии для разработчиков или только к полноценной розничной версии. Чтобы не запутаться в проводах, я надел специальный ремень на талию. Во время демонстрации провода несколько раз оказывались у меня на пути, но сотрудник, запускавший демонстрацию, убирал их с дороги.

Кроме шлема HTC Vive в противоположных углах комнаты были установлены две базы с лазерными "маяками". Как и другие компоненты, эти "маяки" являются прототипами, и к моменту появления розничной версии HTC Vive они должны уменьшиться в размерах. Для отслеживания положения пользователя в помещении эти станции следят за 25-ю датчикам на шлеме. Кроме того в шлем интегрированы другие датчики, например акселерометры, которые предоставляют дополнительные данные о позиционировании и движениях пользователя.

Особое внимание на стенде HTC Vive уделялось контроллерам SteamVR. В отличие от Oculus Rift, который не предлагает специальных элементов управления, контролеры для HTC Vive являются неотъемлемой частью и важным инструментом для погружения в виртуальную реальность. Они напоминают контроллеры Nintendo Wii, но сверху у них имеются блоки с массивами датчиков, которые отслеживаются с помощью тех же лазерных "маяков", высчитывающих положение самой гарнитуры. Контроллеры, которые я использовал во время демонстрации, являлись довольно грубыми прототипами того, что было показано на GDC (к сожалению, мы их не сфотографировали).

Контроллеры оснащаются нажимным круглым трекпадом под большим пальцем, триггером для указательного пальца и кнопками по обе стороны рукояток. Эти кнопки активируются сжатием, хотя в моем демонстрационном сеансе мне их использовать не пришлось. Контроллеры обеспечивают тонкую тактильную обратную связь. В них используются передовые технологии обратной связи геймпада Steam Controller – моторчики, которые могут имитировать различные направленные усилия, а не только вибрировать. Как уже упоминалось выше, они подключаются проводами к шлему, который затем подключается проводами к ПК. Но представители на выставке сказали, что финальная версия HTC Vive будет иметь беспроводные контроллеры.

Станции следят за датчиками на гарнитуре и контроллерах и определяют не только положение головы в пространстве, но и положение ваших рук и тела. Вы можете свободно передвигаться по помещению. Valve и HTC называют это "виртуальной реальностью на 360 градусов". Демонстрация на выставке ограничивалась помещением 4,5 на 4,5 метров. На первый взгляд это немного, но в мире виртуальной реальности пространство кажется огромным.

После выставки MWC, Valve пояснила, что HTC Vive не ограничивается размерами 4,5 х 4,5 м, напротив, система гибкая и ее можно настроить под помещения разной площади.

Когда вы находитесь в виртуальном пространстве, HTC Vive показывает края физической игровой области, так что вы не врежетесь в стену, когда будете ходить по комнате. Это делается с помощью наложения светящейся сетки, очерчивающей границы области. Она ненавязчиво напоминает вам об ограничениях, но не мешает погружению в виртуальный мир.

Сама гарнитура напоминает маску для плавания с тремя растягивающимися ремнями. Поскольку из других VR-гарнитур я ранее работал только Gear VR, судить об уровне удобства и сравнивать HTC Vive его с другими решениями я не могу. Тем не менее, никакого дискомфорта во время использования не ощущалось. Шлем показался довольно легким, и я быстро к нему привык.

В шлеме на изображение вы смотрите через две линзы Френеля , которые имеют большую светосилу и короткое фокусное расстояние, а места занимают намного меньше, чем традиционные линзы. Это важно для достижения максимально возможной компактности гарнитуры. На лицевой стороне шлема есть два элемента, похожих на камеры. На демонстрации нам сказали, что потенциально они могут добавлять элементы реального мира в мир виртуальный. Этот эффект должен усилить чувство погружения.

Демонстрационный комплект завершают накладные наушники. Это не интегрированный компонент, а стандартные наушники, которые подключаются в гнездо для наушников на шлеме HTC Vive . Пока у нас нет информации о том, будут ли наушники в финальной версии шлема интегрированными. Также пока ничего не известно о поддержке объемного направленного звучания.

В HTC Vive установлены два экрана (по одному экрану с разрешением 1080 х 1200 пикселей на каждый глаз, совокупное разрешение 2160 х 1200 точек) с частотой обновления 90 Гц. Это означает, что ПК должен поддерживать постоянную частоту 90 кадров в секунду. Хотя последний фактор от HTC Vive не зависит, можете быть уверены, что минимальные аппаратные требования, рекомендованные Valve и HTC для поддержки такой частоты кадров во всех играх SteamVR, будут достаточно высокими.

Хотя Valve и HTC не раскрывают информацию о поле зрения в шлеме HTC Vive , по моему мнению, в горизонтальном плане оно эквивалентно Oculus Rift и Sony Morpheus. Тем не менее, явным отличием HTC Vive от других решений является растягивание экрана по вертикали, а не по горизонтали, то есть портретная ориентация дисплея.

Впервые надев HTC Vive , был заметен эффект "обзора через окно", и я боялся, что он повлияет на мои ощущения от шлема. Но как только началась демонстрация, другие преимущества HTC Vive , такие как отслеживание положения рук и тела полностью перекрыли отсутствие периферического зрения и проблемы с разрешением. Ощущение присутствия и уровень погружения в шлеме HTC Vive настолько велики, что они затмевают любые технические недостатки, присущие прототипу.

Заявление Гейба Нюэла о том, что в шлеме HTC Vive укачивать никого не будет, скорее всего, оправданы. Благодаря частоте обновления 90 Гц и невероятно точному отслеживанию движений, я абсолютно не чувствовал тошноты во время демонстрации, хотя я из тех людей, которых часто укачивает в реальной жизни.

И пусть VR-гарнитура уже обладает довольно хорошими техническими характеристиками, до выпуска финальной потребительской версии у HTC и Valve еще есть время на усовершенствование аппаратной составляющей HTC Vive . Иными словами, есть шанс, что мы увидим улучшенные характеристики, например, более высокое разрешение экрана и увеличенное поле зрения.

Обзор HTC Vive | Демонстрации

Перейдем к тому, что вы больше всего хотите услышать: описание самих демонстраций виртуальной реальности, которые я испытал на себе. Всего было семь демонстраций (если считать короткие обучающие отрывки), но я расскажу только о четырех самых впечатляющих.

Перед полным погружением в виртуальный мир с помощью HTC Vive , было несколько коротких обучающих уроков. С их помощью я сориентировался, как использовать контроллеры SteamVR и как передвигаться в помещении размером 4,5 х 4,5 метров. Следует отметить, что графически ваши руки представлены в виртуальном пространстве, либо как вариации манипуляторов, либо как настоящие руки (в одной из демонстраций).

Самое удивительное, что обучение управлению в HTC Vive проходит очень быстро, по крайней мере, для меня. Я акклиматизировался всего за несколько секунд и быстро понял, как взаимодействовать с предметами и перемещаться в пространстве. Также быстро я сориентировался с ограничениями помещения. Любое движение рук и тела точно передавалось в виртуальное пространство и казалось вполне естественным, несмотря на все участвующие в процессе технологии. Это говорит о том, насколько хорошо в HTC Vive подобраны разнообразные компоненты.

Обзор HTC Vive | Исследуем морские глубины

В этой демонстрации вы оказываетесь на палубе затонувшего корабля. Сначала возникает диссонанс по отношению к тому, как можно дышать, находясь под водой. Хотя это ощущение постепенно рассеивается, видимое отображение комплекта снаряжения для подводного плавания добавило бы реализма. Ваш внешний вид при использовании HTC Vive итак подстать ему, так почему бы не добавить некоторые звуковые и визуальные эффекты для усиления иллюзии?

Несмотря на это, вы все равно оказываетесь во внушающем трепет виртуальном подводном мире. Мимо вас плавают рыбы. Тех, что поменьше, можно потрогать рукой, отчего они быстро расплываются в разные стороны. Реалистичность изображения в этой демонстрации (TheBluVR: Encounter VR demo от WEVR) на очень высоком уровне, почти фотографическом (посмотрите на скриншот ниже).

Есть возможность передвигаться по палубе, размеры которой ограничены размерами помещения (в моем случае 4,5 х 4,5 м), но каких-либо ограничений в пространстве не чувствуется. Доступная для движения область в контексте этой демонстрации имеет логику. Я подошел к перилам судна и посмотрел вниз, в глубину и увидел на дне разбившийся самолет. Затем я повернулся и пошел обратно по палубе, пока не достиг какого-то сломанного механизма, который блокировал путь дальше, это и был край игрового пространства.

Посмотрев вниз, я не обнаружил своих ног (или ласт). Этот факт вызвал чувство недоверия к происходящему. Но чтобы точно показать ваше тело, когда вы смотрите вниз, HTC Vive придется каким-то образом отслеживать ваши ноги, чтобы они появились в цифровом пространстве именно там, где они есть на самом деле. Возможно, камера на передней панели HTC Vive может помочь добиться данного эффекта.

Был момент, когда представитель HTC посоветовал мне обернуться, чтобы не пропустить изюминку данной демонстрации. Я обернулся и вдруг обнаружил огромного кита, проплывающего очень близко. Пока он плыл мимо меня, я не мог оторваться от его большого, реалистичного глаза. Именно в этот момент я полностью поверил в происходящее. Честно говоря, казалось, будто я смотрел на живое существо, смотрящее прямо на меня, и было немного страшновато.

Когда кит проплывал мимо один из его плавников прошел прямо над моей головой, и я инстинктивно пригнулся. А когда он уже почти уплыл, на прощание он махнул своим гигантским хвостом, что заставило меня отпрыгнуть назад. Самое интересное, что именно этот момент заставил меня смеяться от радости и восхищения. К концу демонстрации я уже полностью поверил в реальность этого действа. Но это была лишь малая часть того, что мне предстояло увидеть.

Виртуальная реальность – это когда целая комната вдруг оживает на Ваших глазах, превращаясь в иной магический мир. И сегодня погрузится в этот мир с головой можно с помощью систем виртуальной реальности, например, такой как HTC Vive.

Виртуальная реальность HTC Vive — Отзывы

Подобно Oculus Rift — самой известной системе виртуальной реальности — HTC Vive работает на высокопроизводительных игровых ПК. Она соединяется с компьютером с помощью длинных кабелей. Кроме гарнитуры виртуальной реальности, система Vive также оснащена специальными устройствами, которые крепятся на руками и на ноги. Пара контроллеров движения и два светоизлучающих блока переносят Вас из реального пространства в виртуальное.

В виртуальную реальность попадаете не только Вы, но и часть Вашего дома.

Что предлагает HTC Vive чего нет в Oculus Rift

Эти две системы очень похожи. Недостатком является то, что для обеспечения работы Вам понадобится большой, довольно мощный ПК с Windows, к которому система должна быть подключена с помощью проводов.

В Vive была добавлена возможность, находясь в виртуальной реальности, использовать не только свои глаза и голову, но также руки и тело.

HTC Vive предлагает комплексную гарнитуру для отслеживания движения, два беспроводных контроллера движения и две маленькие, жужжащие, лазерные светоизлучающие коробочки, которые сканируют комнату, создавая в рамках вашего движения пространство виртуальной игры. Плюс, наушники, крепежные скобки для лазерных коробочек, адаптеры питания, а также большое количество проводов.

Oculus Rift стоит меньше, но и поставляется только с гарнитурой, одним датчиком движения, пультом дистанционного управления и игровым контроллером Xbox One. Компания Oculus разработала свои собственные контроллеры движения, получившие название Oculus Touch, но в продаже они появятся только в следующем году, и пока не известно по какой цене.

Система Vive представляет собой результат сотрудничества между компанией электроники HTC и PC игр, издающей программное обеспечение Valve. Именно поэтому Valve предлагает своим пользователям на старте приличную горсть SteamVR игр, многие из которых ещё не доступны на других системах (но будут доступны в этом году). Кроме того, Vive поставляется с несколькими бесплатными играми, причем отличными: Job Simulator, The Lab и Fantastic Contraption.

Подготовка к работе

По своим возможностям эта система не имеет себе равных. Она подарит Вам самые лучшие впечатления от виртуальной реальности, по крайней мере на сегодняшний день.

В HTC Vive много приспособлений

При тестировании я подключил Vive к солидному ноутбуку Clevo под управлением видеокарты, рассчитанной на уровень настольного компьютера. И тут же почувствовал себя как киберпанк из романа 90-х годов.

Гарнитура Vive огромная и выпуклая, она напоминает по очертанием голову паука. Её легко можно надеть на обычные очки. На голове удерживается с помощью толстых ремней и липучек. От гарнитуры вдоль спины спускаются провода: толстый трос из трех шнуров, которые подключаются к коробочке. Разъем для наушников свисает сзади, и к нему Вы можете подключить или свои собственные наушники, или использовать те, которые идут в комплекте. Трос системы Vive имеет длину около 15 футов (4,5 метра), благодаря чему Вы можете свободно блуждать в ней по комнате.

В системе HTC Vive очень хорошие джойстики-контроллеры, хотя и немного странной формы: кольцевой диск из пластика, переходящий в рукоятку, на которой расположены несколько кнопок спереди и сбоку, триггеры и большой вогнутый интерактивный диск, который похож на огромный трекпад. В контроллерах есть тактильная вибрация и аккумуляторные батареи.

При сжимании палочек и нажатии на спусковые крючки, возникает ощущение, что Вы хватаете вещи и поднимаете их. Во время игры, в системе VR Вы не видите контроллеры, поскольку они превращаются в другие вещи. Так, в приложениях для рисования, таких как Google, Tilt Brush, они превращаются в крутящуюся палитру и кисти. В игре Job Simulator, они становятся бестелесными мультяшными белыми рукам в перчатках. Во многих других играх, они становятся оружием.

Хитрым трюком Vive – это пространственное распознавание магии, которое происходит посредствам двух световых коробочек, которые подключаются к розетке, но не к вашему компьютеру. Они излучают свет, чтобы помочь правильно расположить голову, руки и ноги.

Масштабная комната VR и клетка в реальности

Систему Vive можно использовать не только стоя неподвижно или сидя, как Oculus Rift, но и двигаясь, благодаря масштабной комнате VR. Кстати, «масштабируема комната VR» основная причина из-за которой Вы захотите купить HTC Vive. Но для того чтобы воспользоваться данной опцией, Вам понадобится по крайней мере 6,5 на 5 футов (2 на 1,5 метра) свободного пространства, а расстояние между световыми коробочками должно составлять 16 футов (4,9 метра) по диагонали, причем они должны быть установлены в пределах прямой видимости друг от друга, предпочтительно высоко в воздухе.

Инструкция по установке Vive относительно проста. Вам нужно скачать программное обеспечение, откалибровать пол и подключить световые коробы и гарнитуру. На все эти манипуляции уйдет около получаса.

После того, как Vive отсканирует комнату, нужно надеть гарнитуру, и следовать указаниям Valve инструкций. Ощущения необычные… Пол под ногами растекается, а Vive контроллеры парят в воздухе.

Плавающий вокруг вас роботизированный глаз говорит, какие кнопки нужно нажимать на контроллерах, чтобы управлять объектами в виртуальной реальности. Когда перемещаясь по виртуальному миру, перед Вами возникает сетка, светящаяся синими линиями, это значит, что Вы достигли края вашего (реального) мира. Это может быть стена, шкаф или любой другой объект, находящийся в комнате.

Каждый шаг, который Вы делаете в реальном мире, становится шагом в виртуальном. Поэтому чем больше Ваша виртуальная комната, тем лучше. В реальном мире может казаться, что места много, но в VR возникает ощущение, что клетка реальности ограничивает свободу.

Chaperone: Ваше всевидящее око

Блуждание по комнатам в непрозрачной гарнитуре, ослепляющей в реальном мире, заставляет Вас нервничать? В шлеме HTC Vive есть камера, которая помогает видеть, и она активируется каждый раз, когда Вы оказываетесь рядом с границей виртуальной комнаты. Неожиданно перед глазами появляются очертание мебели, рук и ног, как в рентгеновском излучении, в виде «тепловой карты».

Но Vive не чувствует мебель, домашних животных или детей, которые могут оказаться на Вашем пути. Но, если Вы выключите Chaperone, то словно прозреете, поэтому данная функция единственная возможность следить за реальным миром.

Глюки в матрице

Периодически из-за первоначально неправильно отрегулированных настроек, контролеры ускользают из поля зрения системы. Так, если один из беспроводных контроллеров или один из двух световых коробов выпадет из диапазона датчика, виртуальный мир в играх смещается, в результате может казаться, что пол у Вас над головой, а небо под ногами. Чтобы исправить это, придется перезапустить систему заново.

Энтузиазм HTC Vive, и то, что впереди

Во время тестирования системы, было опробовано более 100 игры для Vive. Некоторые работали просто потрясающе, например, ультрареалистичная игра Cloudlands VR Minigolf. Другие, такие как TheBlu, напоминали расширенные демо версии игр. В одни играть было удобно, в другие, нет. Ряд из них, например, SteamVR, не работали с включенными контроллерами устройства: для их запуска требовались игровой контроллер Xbox One или мышь и клавиатура.

Вот что действительно интересно, так это поход в магазин приложений Valve для VR. В нем, в отличие от Oculus, Вы найдете не только специализированное аппаратное обеспечение для Vive.

Больше всего Вы найдете, конечно же, игр, но кроме них есть ещё полномасштабные приложения рисования (Tilt Brush) и лепки (SculptrVR). Кроме того, интерактивный документальный фильм об Apollo 11.

Итог

Вы быстро привыкните к настройке VR, а также к её оборудованию. Вы точно полюбите эту систему. Правда, возможно, не захотите вкладывать деньги во всё это оборудование прямо сейчас. Это вполне понятно, учитывая цену, а также то, что оказаться в виртуальной реальности можно используя более дешевые Google Cardboard и Samsung Gear VR, работающие на смартфонах.

Но система HTC Vive это совершенно иной уровень. Это предмет научной фантастики; чистая магия. Магия с продолжением. Данная технология будет продолжать развиваться, станет со временем беспроводной и легкой. Vive конечно не единственная подобная система на рынке, но на сегодняшний день, она Ваш лучший билет в виртуальный мир. Она предлагает контроллеры движения и всю систему слежения за комнатой в комплекте, но систему нельзя назвать компактной, для создание клетки реальности нужно пространство.

Если Вас не смущает громоздкость, большое количество проводов и деталей для синхронизации, и конечно же, цена 800 $, то Вам непременно стоит купить HTC Vive.

Система виртуальной реальности HTC Vive – видео обзор

Если вы нашли ошибку, не работает видео, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Систему виртуальной реальности HTC Vive я приобрел 2,5 месяца назад, поэтому успел её протестировать при повседневном использовании, когда проходил первоначальная эйфория от покупки и можно объективней оценить достоинства и недостатки.

На данный момент основная конкуренция идет между устройством Oculus Rift и HTC Vive. Я выбрал последний, т. к., в отличии от Окулуса, Vive позволяет использовать шлем не только сидя, но и стоя, передвигаясь по игровой зоне у себя дома. И по отзывам у его гораздо лучше реализовано отслеживание позиционирования (и у меня действительно никаких нареканий к тому, насколько точно совпадает положение моей головы и рук в реальности в в виртуальности). Не последнюю роль сыграло и то, что HTC Vive можно купить в России официально, а при покупке в Онлайнтрейд доставка до моего города и квартиры обошлась мне совсем недорого, по сравнению с официальным сайтом.

Немного спецификаций :

  • Amoled дисплей с разрешением 2160x1200 (1080 x 1200 для каждого глаза)
  • частота обновления 90 Гц (т. е. 90 кадров в секунду, если ваш компьютер достаточно мощный)
  • угол обзора 110°
  • разъем 3.5 мм для подключения наушников
Помимо шлема в комплект поставки входят :
  • 2 базовые станции (они отслеживают положение шлема и контроллеров в пространстве)
  • 2 беспроводных контроллера (аккумулятор емкостью 960 мАч)
  • Коммуникационный модуль
  • Наушники (маленькие, вставные, которые можно заменить на свои, если не понравятся)
  • Куча проводов, зарядок, креплений, шнурков и даже саморезы.

Все это пришло в коробке 58×38×26 весом 6,5 кг. Упаковано все отлично, много защитного поролона, свободных пространств внутри коробки нет. К сожалению, обзор я решил написать недавно, поэтому фотографий процесса распаковки не будет.


Процесс установки

Подключается всё достаточно просто, но повозиться придётся. Сначала необходимо выбрать подходящее место в комнате: минимум 1,5×2 м, максимум - пространство с диагональю 5 м (у меня получилось выделить 2×4 м. После подключения шлема и первоначальной настройки границы игровой зоны будут видны в виде решетки из квадратов, причем плотность решетки и цвет можно задать, впрочем иногда все равно её не замечаешь и то в стену врезаешься, то по этой стене контроллером ударяешь).

Далее необходимо каким-нибудь образом закрепить базовые станции в противоположных углах пространства на высоте от 2 м - удобней и надежней всего это сделать с использованием саморезов и креплений из комплекта поставки, но можно использовать и штативы, лишь бы станции были неподвижны). Станции подключать к компьютеру не нужно, а вот к электрической сети - необходимо. Так что поблизости должны быть розетки, либо необходимы удлинители).


Коммутационный модель подключается к компьютеру (HDMI + USB2) и к сети, а сам шлем, в свою очередь, к коммутационному модулю (в комплекте идут двухсторонний скотч, позволяющий этот модуль куда-нибудь наклеить, я его сверху корпуса закрепил).


Ах да, компьютер тоже должен быть неплохим, особенно графическая карта. Минимальные требования NVIDIA GeForce GTX970 или AMD Radeon R9 290 или выше; процессор Intel Core i5-4590 или AMD FX 8360 или выше; RAM 4 Гб. Однако, у меня процессор чуть похуже (i5-4570), и все работает.

Перейдем, наконец, к самому интересному: к опыту использования.

Шлем : лично для меня он оказался удобным, не давит и не болтается, вес комфортен, внутри немного жарковато, если проводить в виртуальности больше часа. Гости, которым давал пользоваться тоже не жаловались. Расстояние от линз до глаз и между линзами регулируется, причем если отодвинуть линзы на максимум, то можно пользоваться шлемом даже в очках, но тогда появляется опасность, что бы все таки поцарапаете или линзы или в шлеме, или в очках). Крепление регулируется качественными липучками.


Графика : разрешение достаточно высокое, с ощущениями от использования Google cardboard с 5-ти дюймовым смартфоном не сравнить, но если пиксельная сетка всё же видна, ощущение такое, что смотришь сквозь мелкий тюль. Для того, чтобы превратить плоский дисплей в сферический используются линзы Френеля, их ребристость тоже заметна, особенно по краям угла обзора, однако при погружении в игру/программу всё это просто перестаешь замечать.


Задержка между поворотом головы (даже резким) и изображением не замечается (по крайней мере мной). В целом ощущение реальности происходящего достаточно высокое, запускать игры-ужастики я даже пробовать не хочу, а в играх связанных с залезанием на высокие здания, если посмотреть вниз, то действительно есть некоторый страх высоты. Сам я переношу почти всё внутри виртуальности хорошо, спокойно могу находиться в шлеме несколько часов, однако среди гостей, которые пробовали у меня во что-то поиграть, некоторые говорили о легком ощущении головокружения и/или тошноты, особенно в игры связанных с активным передвижениям или полётами.

Контроллеры : в руку легки прекрасно, к управлению привык быстро за исключением боковых кнопок для нажатия на которые нужно сжать контроллер в руки - сделать это быстро довольно сложно, к счастью, разработчики игр тоже это понимают, поэтому это не очень мешает. Пластик используется довольно прочный, несильные удары по стене (а ни разу случайно этого не сделать во время активных игр почти невозможно) выдерживает. Т одного более сильного удара, у меня контроллер все же сломался (сам пластик остался цел, а вот внутри выпал из гнезда один из шлейфов), но в интернете нашелся способ починки без обращения в сервисный центр. В связи с этим обнаружился и основной недостаток системы: комплектующие (тот же контроллер на замену) покупать очень дорого, ремонт тоже дорогой, а поломка от физического воздействия, естественно, гарантией не покрывается. И уберите ценные и хрупкие предметы подальше от вашей игровой зоны (монитор, например).

Игры и приложения : игр для шлема существует уже очень много и постоянно появляются новые. С более серьезными приложениями пока сложнее: есть Google Tilt Brush для рисования, Kodon и Masterpice VR для скульптурной лепки, виртуальная музыкальная студия, несколько программ для подбора мебели и несколько сред для разработки собственных приложений. Но количество пользователей шлемов ВР увеличивается, так что скоро должны и программы новые появиться, я надеюсь. Кроме того можно смотреть 360°/3D фильмы и фото, и выводить в шлем рабочий стол с любым количеством виртуальных мониторов, впрочем текст читаться будет плохо и я на данный момент не вижу возможности использования шлема вместо монитора для работы.

Резюме : я покупкой остался очень доволен, несмотря на довольно высокую цену (особенно если учесть, что компьютер тоже пришлось чуть обновить) и на то, что через год-два наверняка появятся более совершенные устройства (или такие же, но дешевле).

Технологии виртуальной реальности только начали развиваться, но в гонке за право стать лучшим VR-устройством уже успели определиться лидеры. Один из них - это HTC Vive, совместный проект тайваньского производителя смартфонов HTC и американской компании Valve, известной по игровой платформе Steam.

В коробке

Виртуальная реальность - вещь серьезная, так что в коробке с шлемом Vive целый арсенал проводов и аксессуаров. Все они нужные, и с ними придется смириться ради того, чтобы попасть в виртуальный мир.

Два самых важных дополнительных устройства - это станции позиционирования Lighthouse. В этих маленьких коробочках заключается основное отличие шлема Vive от конкурирующих с ним Oculus Rift и PlayStation VR: они помогают точно отслеживать движения пользователя. В шлеме Vive можно свободно перемещаться по обычной и виртуальной реальности одновременно.

Станции работают предельно просто. Внутри каждой из них находится массив из инфракрасных светодиодов, мигающих 60 раз в секунду. Датчики на шлеме и контроллерах засекают эти вспышки, а система считает время между сигналами. На основе этих данных Vive точно отслеживает положение и перемещения пользователя.

Пара черных аксессуаров, напоминающих джойстик Wii Remote с большим кольцом сверху - это беспроводные контроллеры для Vive . На кольцах есть небольшие углубления, за которыми спрятаны фотодатчики.

Шлем HTC Vive выглядит весьма футуристично и элегантно. Черная глянцевая поверхность испещрена гладкими «кратерами» фотодачиков, что придает девайсу немного инопланетный вид.

Из задней части шлема выходит массивный шнур, через который устройство подключается к компьютеру и получает питание. Увы, он напоминает неуклюжую толстую пуповину и несколько портит впечатление.

Установка

Для работы с Vive нужен мощный компьютер. Производитель рекомендует процессор intel Core i5-4590 или AMD FX 8350 (и лучше) и 4 Гб оперативной памяти. Поддерживаются операционные системы семейства Windows от 7 и старше.

Критически важна хорошая графическая карта. Можно использовать GeForce GTX 1060 или AMD Radeon RX 480, оптимальные результаты выдают карты GTX 1070/80. А вот GTX 1050 Ti с виртуальной реальностью не справится, так что сэкономить не получится.

Тестовые утилиты HTC и Valve позволяют проверить компьютер или ноутбук на совместимость с Vive. Как я выяснил на собственном горьком опыте, метод не является панацеей от проблем, но позволяет отсеять «слабых» кандидатов.

Если следовать инструкции, шлем подключается быстро, а вся система целиком с проводами и коммутатором собирается не сложнее конструктора Lego. Самый технически сложный момент - размещение базовых станций. Lighthouse монтируются под углом 30 – 45° к стене и должны располагаться примерно на полторы головы выше роста игрока. Расстояние между двумя станциями не должно превышать пять метров по прямой, иначе между ними возникнут «мертвые зоны».

Идущие из шлема провода втыкаются в коммутатор, а сам он присоединяется к компьютеру. Это уменьшает шансы случайно сбросить ноутбук или опрокинуть системный блок.

Заключительный момент - установка программного обеспечения. Понадобятся актуальные драйвера видеокарты, платформы Steam и SteamVR, а также соответствующий бесплатный аккаунт.

Весь процесс по силам любому, кто когда-либо подключал новое компьютерное «железо». Решения популярных проблем и подробная инструкция доступны на сайте поддержки Steam, но только на английском языке.

Удобство и комфорт

Шлем Vive сравнительно легок - всего 450 г. Устройство закрепляется на голове регулируемыми ремешками, вес распределяется равномерно и почти не чувствуется. Поролоновые вставки с накладкой для носа хорошо изолируют лицо от жестких частей. Если крепления затянуты как следует, красных отметин на лице остаться не должно.

Тем не менее, потеть лицо под шлемом, скорее всего, будет. Проблема особенно актуальна для жарких помещений и активных VR-игр. Кабель служит еще одним поводом для беспокойства, так как у неопытного пользователя он путается в ногах.

Компания TPCast успела разработать беспроводной модуль для Vive , а энтузиасты виртуальной реальности придумали более дешевое решение проблемы: кронштейны для коммутатора. Их печатают на 3D-принтере (модели доступны на thingiverse.com), а затем монтируют на стену или потолок, тем самым частично убирая провода с пола. Мне удалось обойтись без подобных излишеств.

В передней части Vive находится фронтальная камера: если ее включить, шлем будет транслировать происходящее в обычной, невиртуальной реальности. Так устройство не придется снимать, чтобы попить воды или погладить питомца, соскучившегося по затерявшемуся в виртуальности хозяину.

Беспроводные контроллеры для Vive удобно лежат в руке, пальцы быстро находят кнопки - особенно большой и круглый трекпад. Даже те, кто не любит джойстики и геймпады, смогут быстро и легко адаптироваться к контроллерам Vive. Левшам тоже не надо беспокоиться: аксессуары абсолютно симметричны.

Качество графики и погружение

Картинка выводится на встроенные в Vive два OLED-дисплея разрешением 1080×1200 каждый, что в итоге дает нам честные 2K. Перед каждым дисплеем размещено по линзе Френеля. Угол обзора составляет 110°, частота обновления - 90 Гц.

РЕПОСТОВ

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях в этом блоге.

Шлем виртуальной реальности HTC Vive , являющийся совместной разработкой компаний Valve и HTC, переносил дату релиза уже дважды. Первой датой начала продаж был объявлен апрель 2015, второй - конец 2015. Однако, вопреки обещаниям, дату выхода HTC Vive в очередной раз перенесли. Обещают, что в последний раз. А пока давайте проведём на HTC Vive обзор на русском языке .

В момент анонса шлема виртуальной реальности от Valve , его разработчики бросались громкими словами. Дескать, и шлем будет лучшим представителем вида и его возможности заставят пользователей «писать кипятком», протягивая к новинке загребущие руки. Нельзя сказать, что они совсем уж нас обманули, поскольку релиза готовой версии ещё не было, но по имеющимся крохам официальной и полуофициальной информации уже можно сделать какие-то выводы.

HTC Vive обзор

Пусть вас не смущает название шлема виртуальной реальности. Не смотря на участие в разработке устройства компании HTC, известной своими мобильными аппаратами, грядущая новинка является полноценным устройством, как это реализовано в шлемах или Google Cardboard .
Шлем планируют оснастить двумя дисплеями с частотой 90 герц, разрешением 1200 на 1080 каждый. Модельку , как было сообщено на прошедшей недавно конференции, оснастят более «крутыми» дисплеями, но подробностей не сообщают. В корпусе устройства смонтированы два USB разъема, один аудиовыход, HDMI разъем и отверстие под блок питания. Всё верно, конструкция устройства, как и у Oculus Rift проводная. К сожалению, от проводов современные технологии передачи сигнала уйти пока не позволяют.

Так выглядит джойстик для HTC Vive

HTC Vive Developer Kit

В отличии от Oculus Rift, продававшей версию своего шлема виртуальной реальности для разработчиков всем желающим за 350$, грядущая новинка уже рассылается некоторым избранным разработчикам абсолютно бесплатно. Дабы они могли сделать побольше нормальных игр для шлема виртуальной реальности.

HTC Vive дата выхода

Официальные представители разработчиков заявляют, что оформить предзаказ на HTC Vive можно будет уже в феврале 2016 года . Тогда как дата выхода HTC Vive назначена на апрель 2016 года. Представители компании Valve сообщили, что производителей шлемов виртуальной реальности на базе HTC Vive будет несколько. Все они будут полноценными устройствами, официально поддерживаемыми компанией. Чтобы понять о чём может идти речь, достаточно взглянуть на пример , первым использовавшим данную модель распространения.

HTC Vive цена

Завершая на HTC Vive обзор, хотелось бы отметить, что стоимость шлема виртуальной реальности HTC Vive пока не уточняется, хотя цена на устройство ожидается выше, чем у Oculus Rift. В то время как некоторые интернет-магазины уже пытаются собирать с пользователей деньги в размере 40000 рублей. Данные действия странны и можно нарваться на мошенников. Так что будьте бдительны и не оформляйте покупок или предзаказов на HTC Vive , даже на «версию для разработчиков».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: