Jquery объявление функции. Функции и побочные эффекты. Сворачивание параметров в объект

Начнём с того что язык JavaScript поддерживает концепцию ООП (объектное ориентированное программирование). Это концепция состоит в том, что существуют такие элементы как объекты и у этих объектов есть различные свойства и методы(функции), которые позволяют управлять ими.

Функция - это отдельный блок кода, который состоит из одного или больше операторов. Оно имеет своё собственное(уникальное) название и может принимать различные параметры, в зависимости от которых может выполнит ту или иную операцию.

Метод - это тоже функция, но, он принадлежит уже какому-то классу или объекту.

Для того чтобы вызывать какой-то метод , необходимо сначала написать название объекта, потом через точку написать название метода. Исключением этого правила является вызов методов alert(), confirm() и prompt() объекта window. Их можно вызывать без того чтобы указать название объекта. С этими методами мы уже познакомились в этой статье .

Также, в предыдущих статьях мы познакомились с методом вывода document.write() , который принадлежит объекту document.

Так вот, в программировании есть очень важная возможность, которая состоит в том, что можно создавать свои собственные функции .

Синтаксис функции выглядит таким образом:


Для примера создадим простую функцию, которая добавит переданный текст в абзац и выведет его. И ещё сделает его жирным и курсивным.

Function writeText(text){ //Добавляем текст в абзаце и выводим его document.write("

" + text + "

"); } //Вызов созданной функции writeText("Здравствуйте!");

Сохраняем документ и открываем его в браузере.


Замечание! При объявлении функции, фигурные скобки должны быть обязательно, в независимости от того сколько там операторов.

Для чего нужны функции в программировании?

Основным плюсом использования функции это сокращение размера исходного кода скрипта .

Допустим, нам нужно перебрать три одномерных массивов. Как мы знаем из этой статьи: , массив перебирается с помощью цикла. Без функции код данного скрипта получится таким:

//объявляем три массива var arr1 = ; var arr2 = ["b", 5, 9.2, "h", 8, 2]; var arr2 = ; for(var i = 0; i < arr1.length; i++){ document.write("

Элемент массива arr1, с индексом " + i + " равен: "+ arr1[i] +"

"); } for(var i = 0; i < arr2.length; i++){ document.write("

Элемент массива arr2, с индексом " + i + " равен: "+ arr2[i] +"

"); } for(var i = 0; i < arr3.length; i++){ document.write("

Элемент массива arr3, с индексом " + i + " равен: "+ arr3[i] +"

"); }

Так вот, для чтобы, не писать для каждого массива свой цикл, лучше использовать функцию в которой передаём массив, а она уже выведет на экран все его элементы. Таким образом мы, во-первых, сокращаем размер кода, а во-вторых избавляемся от повторяющего кода.

Function printArr(arr){ for(var i = 0; i < arr.length; i++){ document.write("

Элемент массива, с индексом " + i + " равен: "+ arr[i] +"

"); } } //объявляем три массива var arr1 = ; var arr2 = ["b", 5, 9.2, "h", 8, 2]; var arr2 = ; //Вызываем созданную функцию, для перебора каждого массива printArr(arr1); printArr(arr2); printArr(arr3);

Параметры функции

Функция может принять любое количество параметров , от одного до бесконечности. Либо же, она может быть совсем без параметров.

Давайте создадим функцию без параметров , которая просто выведет на экран, классическую фразу "Hello world".

Function helloWorld(){ document.write("Hello World"); } //Вызываем функцию без параметров, helloWorld helloWorld();

Любой параметр функции, может иметь своё значение по умолчанию. Это значит, что если при вызове функции мы не передадим какое-то значение данному параметру, то он использует своё значение, которая задано по умолчанию.

Для примера создадим функцию, которая сложит две переданные числа. Если мы передадим только одно число, то, по умолчанию, второе число будет равна 4.

Function summa(number1, number2 = 4){ document.write("

Сумма чисел " + number1 + "(Первый параметр) и " + number2 + "(Второй параметр) равна: " + (number1 + number2) + "

"); } //Вызываем функцию, которая, по умолчанию выведет результат сложения переданного числа, с цифрой 4. summa(5); // Результат: 9 //Если предадим и второй параметр, то функция выведет результат сложения чисел из обоих параметров. summa(5, 20); // Результат: 25

Ещё допускается чтобы внутри какой-то функции можно было бы вызывать другую существующею функцию.

Для примера, вызовем первую созданную нами функцию writeText() внутри предыдущей функции summa(). Функции writeText() передадим результат сложения чисел. В таком случае код функции summa() будет выглядеть уже так:

Function summa(number1, number2 = 4){ writeText(number1 + number2); } //Вызываем функцию summa summa(5); // Результат: 9 summa(5, 20); // Результат: 25

Функции которые возвращают какое-то значение

До сих пор мы писали функции, которые выводят результат на экран сразу.

Теперь же научимся как написать функцию, которая возвращает какой-то результат . Этот результат мы можем добавить в какую-то переменную и работать с ним дальше.

Для того чтобы лучше понять о чем идёт речь, вспомним такие методы как prompt() и confirm(). Эти методы именно возвращают значение, полученное от пользователя, а не выводят его.

Для примера создадим свою собственную функцию, которая будет возвращать последний элемент массива , переданного в качестве параметра.

Function lastElement(arr){ //Возвращаем последний элемент переданного массива return arr; } //Объявляем массив var otherArr = ["iphone", "asus", 2000, 9.8, "twix"]; //Вызываем созданную функцию lastElement и в качестве параметра передаем ей созданный массив otherArr var lastEl = lastElement(otherArr); //Выводим полученный последний элемент массива alert(lastEl);

В результате мы получим слово ‘twix’, так как именно это слово и есть последний элемент массива otherArr.

Метод alert() ничего не возвращает . То есть если мы попытаемся выводить переменную которая типа содержит результат вызова метода alert(), то увидим значение undefined . Это тоже самое как попытаться выводить значение пустой переменной.

Для примера возьмём результат последнего вызова alert() из предыдущего примера, помещаем его в переменную resAlert и используя созданную нами функцию writeText, попытаемся вывести полученный результат.

//Выводим полученный последний элемент массива var resAlert = alert(lastEl); var test; writeText(resAlert); //undefined writeText(test); //undefined

Как видим в обоих случаях получили значение undefined.

Глобальные и локальные переменные

Глобальные переменные - это те переменные, которые объявлены за пределами функции. То есть все те переменные, которые не объявлены внутри самой функции, являются глобальными . Они видны (действительны) во всем документе.

Локальные переменные - это те переменные, которые объявлены внутри самой функции . И они действительны только внутри данной функции. За её пределами, локальные переменные уже не будут работать.

Локальные и глобальные переменные никак не связаны между собой.


В примере из изображения, если бы мы попытались выводить содержимое переменной x, то получили бы сообщение undefined , потому что мы забыли вызвать функцию other().

Поэтому, для того чтобы сработали изменения производимые внутри функции, необходимо вызывать данную функцию.

Вызываем функцию other(), и если теперь попробуем вывести значение переменной x, то в результате увидим цифру 4.

Чтобы обратиться изнутри функции к глобальной переменной, не нужно нечего делать, надо просто использовать её. Изменения, производимые с глобальными переменными, будут видны за пределами функции.

Var x = 8; function increment(){ x++; } //Вызываем функцию increment() increment(); alert(x); //Результат: 9

Если мы не хотим, чтобы глобальная переменная изменилась, необходимо объявить локальную переменную (можно с таким же именем, как и у глобальной) и все действия будут произведены над ней.

Var g = 100; function func(){ var g = 14; g *= 2; // Это тоже самое что g = g * 2 alert(g);//Результат: 28 } //Вызываем функцию. func(); alert(g);//Результат: 100

На этом все дорогие читатели, теперь вы знаете что такое функция, как создать свою функцию , как вызывать функцию и какие типы функции существуют. Также Вы узнали что такое глобальные и локальные переменные .

Как я написал в начале статьи функции являются очень важными элементами , поэтому вы должны знать их на отлично.

Задачи
  • Создайте функцию, которая принимает в качестве параметров две числа и возвращает результат умножения этих чисел.
  • Выведите полученный результат.
  • В этой статье описаны функции Javascript на уровне языка: создание, параметры, приемы работы, замыкания и многое другое.

    Создание функций

    Существует 3 способа создать функцию. Основное отличие в результате их работы - в том, что именованная функция видна везде, а анонимная - только после объявления:

    Функции - объекты

    В javascript функции являются полноценными объектами встроенного класса Function. Именно поэтому их можно присваивать переменным, передавать и, конечно, у них есть свойства:

    Function f() { ... } f.test = 6 ... alert(f.test) // 6

    Свойства функции доступны и внутри функции, так что их можно использовать как статические переменные.

    Например,

    Function func() { var funcObj = arguments.callee funcObj.test++ alert(funcObj.test) } func.test = 1 func() func()

    В начале работы каждая функция создает внутри себя переменную arguments и присваивает arguments.callee ссылку на себя. Так что arguments.callee.test - свойство func.test , т.е статическая переменная test.

    В примере нельзя было сделать присвоение:

    Var test = arguments.callee.test test++

    так как при этом операция ++ сработала бы на локальной переменной test , а не на свойстве test объекта функции.

    Объект arguments также содержит все аргументы и может быть преобразован в массив (хотя им не является), об этом - ниже, в разделе про параметры.

    Области видимости

    Каждая функция, точнее даже каждый запуск функции задает свою индивидуальную область видимости.

    Переменные можно объявлять в любом месте. Ключевое слово var задает переменную в текущей области видимости. Если его забыть, то переменная попадет в глобальный объект window . Возможны неожиданные пересечения с другими переменными окна, конфликты и глюки.

    В отличие от ряда языков, блоки не задают отдельную область видимости. Без разницы - определена переменная внутри блока или вне его. Так что эти два фрагмента совершенно эквивалентны:

    Заданная через var переменная видна везде в области видимости, даже до оператора var . Для примера сделаем функцию, которая будет менять переменную, var для которой находится ниже.

    Например:

    Function a() { z = 5 // поменяет z локально.. // .. т.к z объявлена через var var z } // тест delete z // очистим на всякий случай глобальную z a() alert(window.z) // => undefined, т.к z была изменена локально

    Параметры функции

    Функции можно запускать с любым числом параметров.

    Если функции передано меньше параметров, чем есть в определении, то отсутствующие считаются undefined .

    Следующая функция возвращает время time , необходимое на преодоление дистанции distance с равномерной скоростью speed .

    При первом запуске функция работает с аргументами distance=10 , speed=undefined . Обычно такая ситуация, если она поддерживается функцией, предусматривает значение по умолчанию:

    // если speed - ложное значение(undefined, 0, false...) - подставить 10 speed = speed || 10

    Оператор || в яваскрипт возвращает не true/false , а само значение (первое, которое приводится к true).

    Поэтому его используют для задания значений по умолчанию. В нашем вызове speed будет вычислено как undefined || 10 = 10 .

    Поэтому результат будет 10/10 = 1 .

    Второй запуск - стандартный.

    Третий запуск задает несколько дополнительных аргументов. В функции не предусмотрена работа с дополнительными аргументами, поэтому они просто игнорируются.

    Ну и в последнем случае аргументов вообще нет, поэтому distance = undefined , и имеем результат деления undefined/10 = NaN (Not-A-Number, произошла ошибка).

    Работа с неопределенным числом параметров

    Непосредственно перед входом в тело функции, автоматически создается объект arguments , который содержит

  • Аргументы вызова, начиная от нуля
  • Длину в свойстве length
  • Ссылку на саму функцию в свойстве callee
  • Например,

    Function func() { for(var i=0;i alert(3)

    Пример передачи функции по ссылке

    Функцию легко можно передавать в качестве аргумента другой функции.

    Например, map берет функцию func , применяет ее к каждому элементу массива arr и возвращает получившийся массив:

    Var map = function(func, arr) { var result = for(var i=0; i [ window, "one", "two" ]
    Погодите. Откуда взялся объект window ? Почему это у нас this равен window ?

    В JavaScript, неважно, выполняется ли скрипт в браузере или в ином окружении, всегда определен глобальный объект . Любой код в нашем скрипте, не «привязанный» к чему-либо (т.е. находящийся вне объявления объекта) на самом деле находится в контексте глобального объекта. В нашем случае, makeArray - не просто функция, «гуляющая» сама по себе. На самом деле, makeArray - метод глобального объекта (в случае исполнения кода в браузере) window . Доказать это легко:
    alert(typeof window.methodThatDoesntExist); // => undefined alert(typeof window.makeArray); // => function
    То есть вызов makeArray("one", "two"); равносилен вызову window.makeArray("one", "two"); .

    Меня печалит тот факт, что этот способ вызова функций наиболее распространен, ведь он подразумевает наличие глобальной функции. А мы все знаем, что глобальные функции и переменные - не самый хороший тон в программировании. Особенно это справедливо для JavaScript. Избегайте глобальных определений, и не пожалеете.

    Правило вызова функций №1: Если функция вызывается напрямую, без указания объекта (например, myFunction()), значением this будет глобальный объект (window в случае исполнения кода в браузере).

    Вызов метода Давайте создадим простой объект и сделаем makeArray его методом. Объект объявим с помощью литеральной нотации, а после вызовем наш метод:
    // создаем объект var arrayMaker = { someProperty: "какое-то значение", make: makeArray }; // вызываем метод make() arrayMaker.make("one", "two"); // => [ arrayMaker, "one", "two" ] // альтернативный синтаксис, используем квадратные скобки arrayMaker["make"]("one", "two"); // => [ arrayMaker, "one", "two" ]
    Видите разницу? Значение this в этом случае - сам объект. Почему не window , как в предыдущем случае, ведь объявление функции не изменилось? Весь секрет в том, как передаются функции в JavaScript. Function - это стандартный тип JavaScript, являющийся на самом деле объектом, и как и любой другой объект, функции можно передавать и копировать. В данном случае, мы как бы скопировали всю функцию, включая список аргументов и тело, и присвоили получившийся объект свойству make объекта arrayMaker . Это равносильно такому объявлению:
    var arrayMaker = { someProperty: "Какое-то значение"; make: function (arg1, arg2) { return [ this, arg1, arg2]; } };
    Правило вызова функций №2: В функции, вызванной с использованием синтаксиса вызова метода, например, obj.myFunction() или obj["myFunction"]() , this будет иметь значение obj .

    Непонимание этого простого, в общем-то, принципа часто приводит к ошибкам при обработке событий:
    function buttonClicked(){ var text = (this === window) ? "window" : this.id; alert(text); } var button1 = document.getElementById("btn1"); var button2 = document.getElementById("btn2"); button1.onclick = buttonClicked; button2.onclick = function(){ buttonClicked(); };
    Щелчок по первой кнопке покажет сообщение «btn1» , потому что в данном случае мы вызываем функцию как метод, и this внутри функции получит значение объекта, которому этот метод принадлежит. Щелчок по второй кнопке выдаст «window» , потому что в этом случае мы вызываем buttonClicked напрямую (т.е. не как obj.buttonClicked()). То же самое происходит, когда мы назначаем обработчик события в тэге элемента, как в случае третьей кнопки. Щелчок по третьей кнопке покажет то же самое сообщение, что и для второй.

    При использовании библиотек вроде jQuery думать об этом не надо. jQuery позаботится о том, чтобы переписать значение this в обработчике события так, чтобы значением this был элемент, вызвавший событие:
    // используем jQuery $("#btn1").click(function() { alert(this.id); // jQuery позаботится о том, чтобы "this" являлась кнопкой });
    Каким образом jQuery удается изменить значение this ? Читайте ниже.

    Еще два способа: apply() и call() Логично, что чем чаще вы используете функции, тем чаще вам приходится передавать их и вызывать в разных контекстах. Зачастую возникает необходимость переопределить значение this . Если вы помните, функции в JavaScript являются объектами. На практике это означает, что у функций есть предопределенные методы. apply() и call() - два из них. Они позволяют переопределять значение this:
    var car = { year: 2008, model: "Dodge Bailout" }; makeArray.apply(car, [ "one", "two" ]); // => [ car, "one", "two" ] makeArray.call(car, "one", "two"); // => [ car, "one", "two" ]
    Эти два метода очень похожи. Первый параметр переопределяет this . Различия между ними заключаются в последющих аргументах: Function.apply() принимает массив значений, которые будут переданы функции, а Function.call() принимает аргументы раздельно. На практике, по моему мнению, удобнее применять apply() .

    Правило вызова функций №3: Если требуется переопределить значение this , не копируя функцию в другой объект, можно использовать myFunction.apply(obj) или myFunction.call(obj) .

    Конструкторы Я не буду подробно останавливаться на объявлении собственных типов в JavaScript, но считаю необходимым напомнить, что в JavaScript нет классов, а любой пользовательский тип нуждается в конструкторе. Кроме того, методы пользовательского типа лучше объявлять через prototype , который является свойством фукции-конструктора. Давайте создадим свой тип:
    // объявляем конструктор function ArrayMaker(arg1, arg2) { this.someProperty = "неважно"; this.theArray = [ this, arg1, arg2 ]; } // объявляем методы ArrayMaker.prototype = { someMethod: function () { alert("Вызван someMethod"); }, getArray: function () { return this.theArray; } }; var am = new ArrayMaker("one", "two"); var other = new ArrayMaker("first", "second"); am.getArray(); // => [ am, "one", "two" ]
    Важным в этом примере является наличие оператора new перед вызовом функции. Если бы не он, это был бы глобальный вызов, и создаваемые в конструкторе свойства относились бы к глобальному объекту. Нам такого не надо. Кроме того, в конструкторах обычно не возвращают значения явно. Без оператора new конструктор вернул бы undefined , с ним он возвращает this . Хорошим стилем считается наименование конструкторов с заглавной буквы; это позволит вспомнить о необходимости оператора new .

    В остальном, код внутри конструктора, скорее всего, будет похож на код, который вы написали бы на другом языке. Значение this в данном случае - это новый объект, который вы создаете.

    Правило вызова функций №4: При вызове функции с оператором new , значением this будет новый объект, созданный средой исполнения JavaScript. Если эта функция не возвращает какой-либо объект явно, будет неявно возвращен this .

    Заключение Надеюсь, понимание разницы между разными способами вызова функций возволит вам улучшить ваш JavaScript-код. Иногда непросто отловить ошибки, связанные со значением this , поэтому имеет смысл предупреждать их возникновение заранее.

    Идеи динамичного формирования контента на web-ресуре стали нормой. Статические страницы и шаблонное сайтостроение окончательно завершили свою миссию.

    Однако современный web-ресурс не обязательно должен быть представлен набором страниц, формируемых сервером и обновляемых браузером (JS+AJAX).

    Web-ресурс в момент прихода посетителя может представлять собой пару заголовков для протокола, немного текста в «head», несколько строк кода в «body» и все. Остальное «додумается » в процессе работы посетителя - это идеальный сайт или стремящийся быть таковым.

    Место описания и сущность функций

    JavaScript - это опыт, наработаный многими десятилетиями. Он имеет значимую историю развития, современную квалифицированную команду создателей-разработчиков. Язык отлично продуман, надежен, красив и дает настоящую возможность разработчикам писать приличный код и самосовершенствоваться.

    Понятие алгоритма вне функции здесь отсутствует в принципе. Разумеется, разработчик может в любом месте страницы вставить скрипт, поместить в него код и он будет исполнен. Но какой смысл в коде, который исполняется только раз: при загрузке (перегрузке) страницы? Разве что можно установить начальные значения каких-нибудь малозначимых переменных.

    Скрипт - это место описания нужных переменных и функций, нежели добрый кусок кода, написанный ради самого себя. Именно набор функций является существенным и значимым, возможно - их взаимная непосредственная связь, но чаще бывает все иначе. Место описания функции и место ее применения вовсе не одно и тоже.

    Совершенно не обязательно, что функция будет вызывать другую функцию непосредственно, она это можно сделать опосредствованно через динамичное формирование кода. Посетитель принимает решение в рамках этого кода и срабатывает совсем другая система функций.

    Функциональная динамика

    Функциональная динамика - это вовсе не только и не столько обработчики, назначенные элементам страницы, это функции, формирующие элементы страницы, ну и непосредственные обработчики тоже могут меняться.

    Действие на странице разворачивается в зависимости от ее элементов и поведения посетителя на ней. Движения мышки, кнопки клавиатуры, клики, события элементов и другие обстоятельства приводят к запуску нужных функций.

    Изначально здесь нет никакой последовательности и нет никакой параллельности. Здесь есть адекватная реакция web-ресурса на события. Насколько быстро JavaScript отработает ту или иную функцию, зависит от многих технических (компьютер, линии связи) и семантических (логика алгоритма, предметная область, смысл задачи) факторов.

    По факту можно утверждать, что что-то сработало параллельно, а что-то исполнится после чего-то, но смысла в этом особого нет. Важно, что функции JavaScript - это возможность создавать адекватную реакцию на действия посетителя.

    Это новое мышление в разработке: распределенная обработка информации в недрах отдельно взятого браузера!

    Синтаксис переменных и функций

    JavaScript-переменные размещаются как в теге «script», так и в теле функции. Функции определяются так же. Особого смысла писать внутри функции еще одну функцию нет, но это может быть необходимо по различным и вполне обоснованным причинам.

    Описание функции в общем случае начинается с ключевого слова «function», за которым следует ее имя, список аргументов в круглых скобках через запятую и тело функции в фигурных скобках.

    В данном примере описаны две функции, обеспечивающие AJAX-обмен между страницей и сервером. Переменная scXHR описана выше, потому доступна как в InitXML, так и внутри WaitReplySC.

    Имя функции и парамет «функция»

    Здесь был представлен асинхронный вариант, когда JavaScript-функция в функции вызывается после ответа сервера. При этом, получив ответ от сервера, WaitReplySC обращается к тегам страницы, заполняет их полученной информацией и вызывает другие функции, которые вполне могут инициировать следующий запрос к серверу.

    Здесь важно также отметить, что WaitReplySC - это функция. Но в строке scXHR.onreadystatechange = WaitReplySC она передается как параметр. Это общее правило передачи функций в другие функции в качестве параметров. Указал скобки и передал в них ее параметр (параметры) - функция исполнится немедленно. Передал только имя, ну и что с того. Вызов функции сделает тот, кто получил ее имя.

    Функциональность, реализуемая через AJAX, позволяет выполнить вызов функции JavaScript через данные, полученные от сервера. Фактически, посылая запрос на сервер, та или иная функция может вовсе и не «знать», к какой функции она обращается и с какой информацией.

    Выход из функции и ее результат

    В теле функции можно писать любые операторы языка, который, собственно, для этого и предназначен. Внутри функции доступны переменные, описанные внутри и вне ее, но не те, что описаны в других функциях.

    Если требуется, чтобы функция возвращала результат, можно воспользоваться оператором возврата JavaScript: return. В теле функции может быть достаточное количество операторов возврата. Совершенно не обязательно, что все они будут возвращать результат одного и того же типа.

    Обычно разработчики очень чтут эту возможность и, в зависимости от ситуации, принимают решение о выходе из функции, как только это становится возможным.

    Вовсе не обязательно пробегать весь алгоритм функции, когда можно выйти раньше.

    Аргументы функций

    Аргументы в функцию передаются списком через запятую, заключаются в круглые скобки и находятся сразу после ее имени. В качестве аргументов используются имена переменных, но можно передавать и непосредственно значения. Чтобы на JavaScript передать функцию в функцию, нужно просто указать ее имя без скобок.

    Внутри функции доступна переменная arguments, имеющая свойство length. Можно обращаться к любому аргументу функции через arguments , arguments , ... до последнего arguments .

    Изменение аргумента функции действительно внутри функции, но не вне ее. Для того чтобы что-то изменить вне функции, нужно воспользоваться оператором JavaScript return, через который передать необходимое значение наружу.

    После того как функция завершит работу, все, что было связано с ее исполнением, будет уничтожено. Во время выполнения функция может изменять внешние переменные, кроме тех, что описаны в других функциях, в том числе и во внутренних.

    У arguments есть свойство callee, которое предназначено для вызова функции, что выполняется в данный момент времени. Если вызвать саму себя, то вариант JavaScript функция в функции позволит реализовать рекурсию.

    Использование функций

    Основная забота функций - обслуживать события браузера. Для этого практически в каждом теге есть возможность указать имя события и функцию, его обрабатывающую. Можно указывать несколько событий, но на каждое событие указывается только одна функция.

    Одна функция может обслуживать несколько элементов страницы и несколько событий. Посредством параметра «this» можно передать функции информацию, откуда она была вызвана.

    Классическое использование JS-функций - обработчики событий на элементах. В данном примере в форме входа/выхода посетителя будет вызвана функция scfWecomeGo() или scfWelcomeCancel(), а при выборе режима работы scfMenuItemClick(this).

    В последнем случае передается параметр «this», который позволяет чудесным образом узнать, из какого именно дива произошел вызов. Вообще, JavaScript настолько качественно имплантирован в DOM и он так удобно позволяет перемещаться по его элементам, собирать нужную информацию, что динамика страницы может быть просто непредсказуемой.

    Функция не обязательно должна возвращать строку символов, число или другую функцию. Она может вернуть полноценный HTML-элемент, причем в котором будет необходимое количество элементов, со своими обработчиками своих событий.

    Размещая такой элемент на странице, разработчик создает новую функциональность, что хорошо в части решения задачи и удовлетворения интересов посетителей, но достаточно сложно в части реализации.

    Начиная такую полнофункциональную разработку, легко запутаться в собственном коде, в вызовах функций, в моментах, когда формируется то или иное содержимое той или иной части страницы. Прежде чем принять такое направление разработки, не помешает хорошо все взвесить.

    О распределенном мышлении

    Разработчику приходится мыслить на уровне всех элементов страницы, на уровне всех событий и иметь в ясном представлении, как все происходит на самом деле. Это сложно, но эта работа стоит того.

    В JavaScript выполнение функции может быть отложено до какого-либо события, а таких функций может быть много, да и события имеют свойство распространяться и попадать в «сферу видимости» различных обработчиков.

    В данном примере где-то ранее была вызвана функция, которая инициировала создание элемента меню навигации по файлам. Предполагается страничная организация, то есть в окошке всего семь файлов, которые можно удалять и обрабатывать. Перемещаться можно как по клику на строке файла, так и стрелками на клавиатуре, так и блоками по семь строк.

    В каждом случае есть свои функции. Иначе говоря, в таком простом примере необходимо написать пару десятков функций, которые будут реагировать на различные события, а некоторые из этих функций будут обрабатывать различные варианты и ситуации, которые к событиям вовсе не относятся.

    Например, при удалении строки нижние должны сместиться вверх. Для этого потребуется либо сделать новую выборку, что банально и емко по ресурсам, либо пересчитать строчки, использовать на javascript функции массивов и элегантно достигнуть цели.

    Аргументы и результаты функций

    JavaScript позволяет привести код к «полнофункциональному» состоянию. Нормально, когда аргументом функции является функция. Допускается вариант, когда функция возвращает функцию. JavaScript относится к этому совершенно спокойно.

    Это хороший механизм, но достаточно сложный в отношении реализации. Технически все допустимо, семантически обеспечить логику передачи «функционала» под силу только квалифицированному разработчику.

    Когда в JavaScript функция в функции - куда ни шло, но когда функция порождает функцию, а та еще одну, то уследить логику достаточно сложно. По сути дела, вопрос не в том, чтобы применить квалификацию, вопрос в том, чтобы получить безопасный и правильный результат.

    Забота разработчика понятна и проста. Есть задача, нужно решение, а не ошибка вроде «JavaScript error the operation is insecure», чистый экран или остановка всего движка браузера.

    Если аргументом является функция, значит разработчик передает переменную с особыми свойствами, то есть это не число, не строка, не объект. Но использование такого аргумента может привести к тому, что изменятся внешние переменные и будет результат исполнения функции. В зависимости от того, что переданы будут адекватные изменения.

    Исполнение сформированного кода

    Реализовать исполнение кода, сформированного в процессе работы другого кода, можно посредством «eval». Это не считается отличным решением, но часто можно не усложнять код излишними функциями, а ограничиться банальным формированием строки JavaScript кода и попросту исполнить ее.

    В данном примере формируется строчка вставки в действующий див некоторой информации. Номер дива и содержание информации различны для различных позиций, потому такое решение в данной ситуации гарантированно не обеспечит ситуацию «javascript error the operation is insecure», но надежно даст нужный эффект.

    Нюанс парадигмы JavaScript «функция в функции»

    Если есть возможность обойтись без излишеств, лучше им воспользоваться. Все перечисленные варианты хороши. Безусловно, во многих случаях это единственное решение.

    Классический пример рекурсии: вычисление факториала. Тут достаточно трудно написать алгоритм, который зациклится, но очень просто можно выйти за границы значения. Факториал растет слишком быстро.

    Однако и рекурсия, и функция, вызывающая другую функцию, которая может сделать обоснованный обратный вызов - норма вещей.

    Например, обычная таблица. В таблице могут быть и другие таблицы. Вложенность нельзя ограничивать. Писать для каждой таблицы свой набор функций - слишком большая роскошь.

    Таких примеров можно привести множество, и все это будут реальные и насущные задачи, вовсе не из области программирования. Именно поэтому проблема заключается именно в том, что без излишеств не обойтись, созданная система функций, точнее ее отладка и последующая надежная работа становится заботой не JavaScript, а разработчика.

    Functions are one of the fundamental building blocks in JavaScript. A function is a JavaScript procedure-a set of statements that performs a task or calculates a value. To use a function, you must define it somewhere in the scope from which you wish to call it.

    A method is a function that is a property of an object. Read more about objects and methods in Working with objects .

    Calling functions

    Defining a function does not execute it. Defining the function simply names the function and specifies what to do when the function is called. Calling the function actually performs the specified actions with the indicated parameters. For example, if you define the function square , you could call it as follows:

    Square(5);

    The preceding statement calls the function with an argument of 5. The function executes its statements and returns the value 25.

    Functions must be in scope when they are called, but the function declaration can be hoisted (appear below the call in the code), as in this example:

    Console.log(square(5)); /* ... */ function square(n) { return n * n; }

    The scope of a function is the function in which it is declared, or the entire program if it is declared at the top level.

    Note: This works only when defining the function using the above syntax (i.e. function funcName(){}). The code below will not work. That means, function hoisting only works with function declaration and not with function expression.

    Console.log(square); // square is hoisted with an initial value undefined. console.log(square(5)); // TypeError: square is not a function var square = function(n) { return n * n; }

    The arguments of a function are not limited to strings and numbers. You can pass whole objects to a function. The show_props() function (defined in ) is an example of a function that takes an object as an argument.

    A function can call itself. For example, here is a function that computes factorials recursively:

    Function factorial(n) { if ((n === 0) || (n === 1)) return 1; else return (n * factorial(n - 1)); }

    You could then compute the factorials of one through five as follows:

    Var a, b, c, d, e; a = factorial(1); // a gets the value 1 b = factorial(2); // b gets the value 2 c = factorial(3); // c gets the value 6 d = factorial(4); // d gets the value 24 e = factorial(5); // e gets the value 120

    There are other ways to call functions. There are often cases where a function needs to be called dynamically, or the number of arguments to a function vary, or in which the context of the function call needs to be set to a specific object determined at runtime. It turns out that functions are, themselves, objects, and these objects in turn have methods (see the Function object). One of these, the apply() method, can be used to achieve this goal.

    Function scope

    Variables defined inside a function cannot be accessed from anywhere outside the function, because the variable is defined only in the scope of the function. However, a function can access all variables and functions defined inside the scope in which it is defined. In other words, a function defined in the global scope can access all variables defined in the global scope. A function defined inside another function can also access all variables defined in its parent function and any other variable to which the parent function has access.

    // The following variables are defined in the global scope var num1 = 20, num2 = 3, name = "Chamahk"; // This function is defined in the global scope function multiply() { return num1 * num2; } multiply(); // Returns 60 // A nested function example function getScore() { var num1 = 2, num2 = 3; function add() { return name + " scored " + (num1 + num2); } return add(); } getScore(); // Returns "Chamahk scored 5"

    Scope and the function stack Recursion

    A function can refer to and call itself. There are three ways for a function to refer to itself:

  • the function"s name
  • an in-scope variable that refers to the function
  • For example, consider the following function definition:

    Var foo = function bar() { // statements go here };

    Within the function body, the following are all equivalent:

  • bar()
  • arguments.callee()
  • foo()
  • A function that calls itself is called a recursive function . In some ways, recursion is analogous to a loop. Both execute the same code multiple times, and both require a condition (to avoid an infinite loop, or rather, infinite recursion in this case). For example, the following loop:

    Var x = 0; while (x < 10) { // "x < 10" is the loop condition // do stuff x++; }

    can be converted into a recursive function and a call to that function:

    Function loop(x) { if (x >= 10) // "x >= 10" is the exit condition (equivalent to "!(x < 10)") return; // do stuff loop(x + 1); // the recursive call } loop(0);

    However, some algorithms cannot be simple iterative loops. For example, getting all the nodes of a tree structure (e.g. the DOM) is more easily done using recursion:

    Function walkTree(node) { if (node == null) // return; // do something with node for (var i = 0; i < node.childNodes.length; i++) { walkTree(node.childNodes[i]); } }

    Compared to the function loop , each recursive call itself makes many recursive calls here.

    It is possible to convert any recursive algorithm to a non-recursive one, but often the logic is much more complex and doing so requires the use of a stack. In fact, recursion itself uses a stack: the function stack.

    The stack-like behavior can be seen in the following example:

    Function foo(i) { if (i < 0) return; console.log("begin: " + i); foo(i - 1); console.log("end: " + i); } foo(3); // Output: // begin: 3 // begin: 2 // begin: 1 // begin: 0 // end: 0 // end: 1 // end: 2 // end: 3

    Nested functions and closures

    You can nest a function within a function. The nested (inner) function is private to its containing (outer) function. It also forms a closure . A closure is an expression (typically a function) that can have free variables together with an environment that binds those variables (that "closes" the expression).

    Since a nested function is a closure, this means that a nested function can "inherit" the arguments and variables of its containing function. In other words, the inner function contains the scope of the outer function.

    • The inner function can be accessed only from statements in the outer function.
    • The inner function forms a closure: the inner function can use the arguments and variables of the outer function, while the outer function cannot use the arguments and variables of the inner function.

    The following example shows nested functions:

    Function addSquares(a, b) { function square(x) { return x * x; } return square(a) + square(b); } a = addSquares(2, 3); // returns 13 b = addSquares(3, 4); // returns 25 c = addSquares(4, 5); // returns 41

    Since the inner function forms a closure, you can call the outer function and specify arguments for both the outer and inner function:

    Function outside(x) { function inside(y) { return x + y; } return inside; } fn_inside = outside(3); // Think of it like: give me a function that adds 3 to whatever you give // it result = fn_inside(5); // returns 8 result1 = outside(3)(5); // returns 8

    Preservation of variables

    Notice how x is preserved when inside is returned. A closure must preserve the arguments and variables in all scopes it references. Since each call provides potentially different arguments, a new closure is created for each call to outside. The memory can be freed only when the returned inside is no longer accessible.

    This is not different from storing references in other objects, but is often less obvious because one does not set the references directly and cannot inspect them.

    Multiply-nested functions

    Functions can be multiply-nested, i.e. a function (A) containing a function (B) containing a function (C). Both functions B and C form closures here, so B can access A and C can access B. In addition, since C can access B which can access A, C can also access A. Thus, the closures can contain multiple scopes; they recursively contain the scope of the functions containing it. This is called scope chaining . (Why it is called "chaining" will be explained later.)

    Consider the following example:

    Function A(x) { function B(y) { function C(z) { console.log(x + y + z); } C(3); } B(2); } A(1); // logs 6 (1 + 2 + 3)

    In this example, C accesses B "s y and A "s x . This can be done because:

  • B forms a closure including A , i.e. B can access A "s arguments and variables.
  • C forms a closure including B .
  • Because B "s closure includes A , C "s closure includes A , C can access both B and A "s arguments and variables. In other words, C chains the scopes of B and A in that order.
  • The reverse, however, is not true. A cannot access C , because A cannot access any argument or variable of B , which C is a variable of. Thus, C remains private to only B .

    Name conflicts

    When two arguments or variables in the scopes of a closure have the same name, there is a name conflict . More inner scopes take precedence, so the inner-most scope takes the highest precedence, while the outer-most scope takes the lowest. This is the scope chain. The first on the chain is the inner-most scope, and the last is the outer-most scope. Consider the following:

    Function outside() { var x = 5; function inside(x) { return x * 2; } return inside; } outside()(10); // returns 20 instead of 10

    The name conflict happens at the statement return x and is between inside "s parameter x and outside "s variable x . The scope chain here is { inside , outside , global object}. Therefore inside "s x takes precedences over outside "s x , and 20 (inside "s x) is returned instead of 10 (outside "s x).

    Closures

    Closures are one of the most powerful features of JavaScript. JavaScript allows for the nesting of functions and grants the inner function full access to all the variables and functions defined inside the outer function (and all other variables and functions that the outer function has access to). However, the outer function does not have access to the variables and functions defined inside the inner function. This provides a sort of encapsulation for the variables of the inner function. Also, since the inner function has access to the scope of the outer function, the variables and functions defined in the outer function will live longer than the duration of the outer function execution, if the inner function manages to survive beyond the life of the outer function. A closure is created when the inner function is somehow made available to any scope outside the outer function.

    Var pet = function(name) { // The outer function defines a variable called "name" var getName = function() { return name; // The inner function has access to the "name" variable of the outer //function } return getName; // Return the inner function, thereby exposing it to outer scopes } myPet = pet("Vivie"); myPet(); // Returns "Vivie"

    It can be much more complex than the code above. An object containing methods for manipulating the inner variables of the outer function can be returned.

    Var createPet = function(name) { var sex; return { setName: function(newName) { name = newName; }, getName: function() { return name; }, getSex: function() { return sex; }, setSex: function(newSex) { if(typeof newSex === "string" && (newSex.toLowerCase() === "male" || newSex.toLowerCase() === "female")) { sex = newSex; } } } } var pet = createPet("Vivie"); pet.getName(); // Vivie pet.setName("Oliver"); pet.setSex("male"); pet.getSex(); // male pet.getName(); // Oliver

    In the code above, the name variable of the outer function is accessible to the inner functions, and there is no other way to access the inner variables except through the inner functions. The inner variables of the inner functions act as safe stores for the outer arguments and variables. They hold "persistent" and "encapsulated" data for the inner functions to work with. The functions do not even have to be assigned to a variable, or have a name.

    Var getCode = (function() { var apiCode = "0]Eal(eh&2"; // A code we do not want outsiders to be able to modify... return function() { return apiCode; }; })(); getCode(); // Returns the apiCode

    There are, however, a number of pitfalls to watch out for when using closures. If an enclosed function defines a variable with the same name as the name of a variable in the outer scope, there is no way to refer to the variable in the outer scope again.

    Var createPet = function(name) { // The outer function defines a variable called "name". return { setName: function(name) { // The enclosed function also defines a variable called "name". name = name; // How do we access the "name" defined by the outer function? } } }

    Using the arguments object

    The arguments of a function are maintained in an array-like object. Within a function, you can address the arguments passed to it as follows:

    Arguments[i]

    where i is the ordinal number of the argument, starting at zero. So, the first argument passed to a function would be arguments . The total number of arguments is indicated by arguments.length .

    Using the arguments object, you can call a function with more arguments than it is formally declared to accept. This is often useful if you don"t know in advance how many arguments will be passed to the function. You can use arguments.length to determine the number of arguments actually passed to the function, and then access each argument using the arguments object.

    For example, consider a function that concatenates several strings. The only formal argument for the function is a string that specifies the characters that separate the items to concatenate. The function is defined as follows:

    Function myConcat(separator) { var result = ""; // initialize list var i; // iterate through arguments for (i = 1; i < arguments.length; i++) { result += arguments[i] + separator; } return result; }

    You can pass any number of arguments to this function, and it concatenates each argument into a string "list":

    // returns "red, orange, blue, " myConcat(", ", "red", "orange", "blue"); // returns "elephant; giraffe; lion; cheetah; " myConcat("; ", "elephant", "giraffe", "lion", "cheetah"); // returns "sage. basil. oregano. pepper. parsley. " myConcat(". ", "sage", "basil", "oregano", "pepper", "parsley");

    Note: The arguments variable is "array-like", but not an array. It is array-like in that it has a numbered index and a length property. However, it does not possess all of the array-manipulation methods.

    Two factors influenced the introduction of arrow functions: shorter functions and non-binding of this .

    Shorter functions

    In some functional patterns, shorter functions are welcome. Compare:

    Var a = [ "Hydrogen", "Helium", "Lithium", "Beryllium" ]; var a2 = a.map(function(s) { return s.length; }); console.log(a2); // logs var a3 = a.map(s => s.length); console.log(a3); // logs

    No separate this

    Until arrow functions, every new function defined its own value (a new object in the case of a constructor, undefined in function calls, the base object if the function is called as an "object method", etc.). This proved to be less than ideal with an object-oriented style of programming.

    Function Person() { // The Person() constructor defines `this` as itself. this.age = 0; setInterval(function growUp() { // In nonstrict mode, the growUp() function defines `this` // as the global object, which is different from the `this` // defined by the Person() constructor. this.age++; }, 1000); } var p = new Person();

    In ECMAScript 3/5, this issue was fixed by assigning the value in this to a variable that could be closed over.

    Function Person() { var self = this; // Some choose `that` instead of `self`. // Choose one and be consistent. self.age = 0; setInterval(function growUp() { // The callback refers to the `self` variable of which // the value is the expected object. self.age++; }, 1000); }

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: