Современные дети и гаджеты

В век информационных технологий очень сложно оградить детей от использования различной техники, электроники и гаджетов: компьютеров, телефонов, планшетов и пр. Да, и нужно ли это? Возможно, в использовании этих устройств для детей содержится и немало пользы? Сегодня поговорим о том, какие положительные и отрицательные стороны есть в использовании компьютеров и гаджетов, и что нужно делать, чтобы они не навредили ребенку.

Дети и компьютеры

Компьютеры и различные гаджеты (телефоны, планшеты и пр.) давно уже стали незаменимыми вещами в нашей жизни. И их можно увидеть в руках даже маленьких детей.

Гаджеты и ПК можно использовать не только для связи и развлечений, но и для обучения. Сегодня существует множество обучающих программ, в школах введены электронные дневники, используются дистанционные системы обучения и т.д. Чтобы извлечь из использования ребенком компьютера и другой электроники максимум пользы и при этом снизить отрицательное влияние, стоит ознакомиться с советами по правильному применению техники.

Плюсы использования гаджетов и ПК

ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы. Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:

  1. Развитие мелкой моторики. Работа на устройствах с джойстиком, кнопками и тачскрином (сенсорным экраном) позволяют разрабатывать пальчики и тренировать мелкую моторику. А слежение за движением компьютерной мыши на экране позволяет тренировать внимание малыша.
  2. Обучение младших школьников. Происходит с помощью специальных обучающих программ и игр, использующих зрительные образы и активные формы работы самого ребенка. Очень хороши игры, в которых ребенку предлагается проблемная ситуация и требуется найти ее разрешение, анализируя исходные данные, занимаясь поисковой и исследовательской активностью. Например, это могут быть игры с построением букв из линий, соотнесением понятий с изображениями и т.д.

Пример детской обучающей программы.

  1. Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации. В Интернете школьники могут прочитать последние новости, найти тексты книг, отыскать интересную информацию о великом открытии, путешественнике, историческом событии и пр. Преимущество Интернета перед библиотекой -мгновенное поступление новой информации.
  2. Формирование у школьников навыка поиска и фильтрации информации. Наиболее активно данное умение формируется в подростковом возрасте. Обилие различных информационных сайтов ставит школьника перед необходимостью анализировать все получаемые сведения и отбирать из них достоверные. Помимо навыков поиска и фильтрации информации это развивает также способность к критическому мышлению.
  3. Связь с одноклассниками и учителями. Очень хороши специальные блоги и группы в соцсетях, создаваемые для учеников определенного класса. Здесь учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями, дискутировать по спорным вопросам, обсуждать прочитанные произведения, совместно работать над проектами и др.

Использование гаджетов имеет много плюсов, однако необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы не нанести вред здоровью.

Правила использования компьютеров и гаджетов детьми

Чтобы избежать ненужных проблем от слишком частого или неправильного использования ПК и гаджетов, необходимо помнить, что:

  • Знакомить ребенка с данными устройствами стоит не ранее двух лет
  • В раннем возрасте работа должна протекать под контролем родителей
  • В 2-3 года можно проводить за гаджетом или компьютером не более 15-20 минут в день; в 4-5 лет – не более 20-25 минут; в 6-8 лет – не более часа; в 9-16 лет – не более 2-3 часов
  • Расстояние от глаз до дисплея устройства должно составлять 50-70 см
  • Яркость дисплея должна быть низкой
  • При использовании устройства локти ребенка не должны висеть – необходима опора
  • Под компьютерным столом рекомендуется установить подставку для ног, чтобы предотвратить негативное воздействие на них длительного сидения
  • При работе с устройством спина школьника должна быть прямой

Ребенку дошкольного возраста старайтесь давать гаджет как можно реже. Необходимо объяснять, что данное устройство предназначено для работы, и вместо просмотра мультиков лучше запустить развивающие программы и ролики. Для детей старшего возраста, которые самостоятельно используют компьютеры, необходимо делать акцент на том, что информация в Интернете не всегда достоверна. Поэтому нужно очень внимательно ее выбирать. Для ограничения времени пользования устройством можно установить «родительский контроль».


Как правильно сидеть за компьютером.

Минусы использования гаджетов и ПК

Частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:

  1. Проблемы со здоровьем. Частое сидение за компьютером или планшетом может привести к покраснению и сухости глаз, ухудшению зрения, нарушению осанки, проблемам с мышцами (от их длительной неподвижности), кислородному голоданию мозга (в результате сдавливания сосудов и отсутствия свежего воздуха), расстройствам сна.
  2. Психологические проблемы. Дети, с раннего возраста много пользующиеся гаджетами и мало времени проводящие со сверстниками, могут иметь проблемы с социальной адаптацией. Им трудно общаться с людьми, находить с ними общий язык, они робки и застенчивы, мало знают о жизни за пределами компьютера и часто теряются в реальных жизненных ситуациях.
  3. Зависимость. Это самое серьезное последствие от использования ПК и гаджетов. Оно формируется под влиянием многих аспектов (частое использование устройства, отсутствие других интересов в жизни, проблемы личного характера и т.д.) и имеет целый ряд симптомов.

Симптомы зависимости

Специалисты выделяют следующие симптомы компьютерной, гаджет- или интернет-зависимости:

  • Фанатичное отслеживание новинок техники и неконтролируемое желание их получать (частые просьбы купить устройство, капризы и истерики, если этого не происходит)
  • Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером, зайти в Интернет и т.д.
  • Отсутствие других интересов, целей и стремлений – школьник забывает обо всем и не имеет других радостей, все время проводит только с устройством
  • Пренебрежение семьей и друзьями: члены семьи и друзья отходят на второй план – ребенок практически не общается с ними
  • Возникновение проблем в школе (проблемы с поведением, прогулы, плохие отметки и т.д.)
  • Негативная реакция (плач, агрессия, истерика, обида и др.) на попытки ограничить работу с устройством

Конечно, у школьников настоящая зависимость от гаджетов формируется достаточно редко. Но если появился хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, то это уже является тревожным звоночком для родителей. В этом случае необходимо срочно отвлечь ребенка от пагубного воздействия ПК или гаджета.


Как предотвратить зависимость

Для того чтобы увлечение устройством не переросло в настоящую тягу или для того чтобы скорректировать уже начавшуюся формироваться зависимость, необходимо:

  1. Сократить время работы с устройством. Однако помните, что не нужно строго запрещать ребенку сидеть за компьютером или отбирать у него планшет. Это вызовет негативную реакцию и может лишь усугубить ситуацию. Придумайте какой-то хитрый ход, например, давайте поручения, просите участия ребенка в делах, делая акцент на том, что без него с ними справиться трудно. В более серьезных случаях можно отдать устройство «в ремонт», чтобы за это время привить малышу любовь к другим занятиям.
  2. Найти для ребенка другие интересы. Попробуйте увлечь его чем-то не связанным с электронными устройствами. Это могут быть прогулки, катание на велосипеде, чтение книг, плетение из бисера и многое другое. Посмотрите, что вызывает у Вашего ребенка наибольший интерес и культивируйте это.
  3. Стараться больше времени проводить с ребенком. Совместные прогулки, игры, беседы, обсуждения интересных вопросов (книг, фильмов, музыки, истории и т.д.) помогут ребенку не только избежать зависимости от гаджета, но и улучшат Ваши отношения, и позволят малышу почувствовать свою значимость.

Компьютеры и гаджеты – весьма полезные в обучении устройства. Однако они могут стать злом, если неправильно или слишком часто использовать их, если на них сосредоточены все интересы. Чтобы избежать этого, родителям необходимо больше внимания уделять детям и при необходимости контролировать использование устройств.

Гаджеты в работе с детьми

Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.

Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.

Педагоги активно внедряют информационные технологии на всех уровнях образования. В детском саду воспитатели и специалисты используют интерактивные доски и мультимедийные презентации. Игровые моменты, персонажи, графика, анимация, звук и видеоматериалы обогащают детскую деятельность, помогают воспитанникам усваивать новый материал.

Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДО 1 принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации дошкольного образования.

Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по-разному. Прежде всего предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО.

Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.

Фотоаппарат для развития познавательной активности

Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:

  • сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);
  • фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;
  • проводить длительные наблюдения;
  • фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.

Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на дошкольников:

  • вызывает у них яркие эмоции;
  • развивает познавательную активность;
  • создает условия для рефлексии;
  • формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;
  • служит средством самоопределения в мире интересов.

Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д. Ребенок снимает интересующий объект с определенной периодичностью с одного и того же ракурса. По фотографиям длительного наблюдения он делает вывод о происходящих изменениях, выделяет характерные особенности исследуемого объекта.

Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Сделанный фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности.

Диктофон для развития коммуникативных навыков

Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.

Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения.

Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку.

Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности

Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.

Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google», которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.


Консультация

«Влияние гаджетов на развитие ребенка»

Отрицательное влияние гаджетов на развитие ребенка.

«О` кей, Гулгл энтриберс игра!»-

громко говорит пятилетний

мальчик в свой планшет.

Глядя на эту картинку, так и хочется сказать: «До чего дошёл прогресс!». Гаджеты теперь можно увидеть не только в руках у взрослых, но и у малышей. С одной стороны, родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!», с другой стороны- беспокоятся: «Это же вред здоровью, компьютерная зависимость?».

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развитие ребенка, пресечение его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль родителя незаменима ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении. и любые «электронные няни» могут необратимо навредить.

В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейшие навык - ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.

Если ребенок раннего дошкольного возраста бесконтрольно и длительно «зависает» с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым и единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, значит нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества.

Крайним проявлением увлеченности детей электронными устройствами является компьютерная зависимость.

Положительное влияние гаджетов

на развитие ребенка.

Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь, когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, включается рассудочная деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз.

Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. Например, очень популярны программы обучения компьютерной графики, в которых ребенок становится мультипликатором и создает собственный мультфильм. Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с эмоционально-волевым нарушением. Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, который он приносит.

Характеристика степеней компьютерной зависимости.

Степень зависимости

Описание

I степень

Увлеченность в период освоения

Свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В данный период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идёт на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.

II степень.

Состояние возможной зависимости.

Данному состоянию свойственны:

Сильная погруженность в игру;

Пребывание за компьютером или использование гаджета более 3 часов в день;

Снижение познавательной мотивации;

Повышенный эмоциональный тонус во время игры;

Негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре;

Разговоры только о компьютерных играх;

Сужение круга общения;

Иногда нарушение сна и пр.

III степень

Выраженная зависимость

На данной стадии зависимый ребёнок;

Не контролирует себя, становится эмоционально неустойчивым;

При необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует вовсе;

В случае насильственного вмешательства взрослых в игру может уйти из дома, пожаловаться на родителей соседям, пойти искать полицейского на улице;

Становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения;

Не усваивает новые знания;

Вне игровой деятельности чересчур тревожен и возбудим, рассеян, невнимателен, есть опасность перехода в IV степень зависимости;

IV степень

Клиническая зависимость

Признаками данной степени зависимости являются:

Серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением);

Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля;

Отсутствующий, потухший и пустой взгляд;

Потеря аппетита и интереса к жизни.

На данном этапе ребёнку необходима помощь психиатра, а психолог выполняет функцию диспетчера. Однако у детей дошкольного возраста такая зависимость не наблюдается.

компьютерной зависимости.

1.Введите строгий режим

«Общение» с компьютером для дошкольника должно составлять 20-30 мин. в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, объясните терпеливо, детей помладше постарайтесь отвлечь другими занятиями.

2.Поощряйте и хвалите детей.

Не стесняйтесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться, играть дружно с детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, позитивно реагирует даже на проигрыши и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом: срываются на раздражение и крик. А ведь именно поощрение является одним из волшебных ключей, открывающих двери во внутренний мир детей.

3.Станьте примером для ребенка

Старайтесь сами не нарушать правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы тоже зависимым?

Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение -лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребенка.

4. Стимулирует разнообразную занятость ребенка

Приобщайте его к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, приобщайте ребенка к играм своего детства.

Памятка для родителей .

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера.

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости компьютера у их ребенка. Для этого они должны обратится к ребенку с просьбой, «Помоги мне пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться с просьбой нужно именно в тот момент, когда ребенок сидит за компьютером и играет.

Варианты реакции ребенка:

1. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, в процессе может увлечься, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере- такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера в момент тестирования

2.Ребенок откликается со второго- третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается- такая реакция может бать при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.

3.Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает- такое поведение свойственно зависимости 2-3 степени. В случае если ребенок вел себя по схеме 2-3 степени, необходимо через какой-то промежуток времени, обратиться к нему с развернутой, аргументированной просьбой, «Сынок, помоги мне, пожалуйста, я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка.

Консультацию подготовили: воспитатели Кочергина С.С., Зарипова Е.Л.

Разместила: Подрядчик В.В., заместитель заведующего

Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора. Дети, подражая взрослым, тянуться к новым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают поэтому вопрос влияния электронных гаджетов на психику ребенка весьма интересен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние электронных гаджетов на детей.

Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора.

Дети, подражая взрослым, тянуться к новым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают поэтому вопрос влияния электронных гаджетов на психику ребенка весьма интересен.

В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.

Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением.

Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.

В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей гиперактивность:

к концентрации на каком-либо занятии;

отсутствие заинтересованности делом;

повышенной рассеянностью.


Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл, трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей.

ПРИЧИНА: По данным исследования Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) – это непосредственно связано с экранным воздействием. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть . Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного игрового пространства. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. Снимают на телефон и выкладывают в интернет!
Родители полагают, что он, так же как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так.

ИНТЕРЕСНЫЙ ПРИМЕР: молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома неумело хлопочет по хозяйству, а ребёнок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» кончается, и ребёнок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном стиральной машины , в котором крутится и мелькает цветное бельё. Ребёнок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор.

Он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание.

Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело.

Первая проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов - «бегающий» взгляд.

"Дошкольники и гаджеты"

Современная жизнь «преподнесла» еще одну психологическую проблему - гаджеты (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Особенно остро эта проблема появляется у наших детей - зависимость от гаджитов.

Телефоны, телевизоры, игровые приставки, планшеты и компьютеры – это то, без чего современные дети не могут обойтись. Да и много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! Что же ожидать от детей в таком случае?

Многие взрослые специально дают своим детям гаджеты, например, чтобы не капризничал, не устраивал истерик. При этом знакомить ребенка с гаджетами родители начинают уже с первого года жизни, а то и раньше. И это не правильно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут только навредить ребенку.

В период дошкольного детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых, на что должны опираться родители и чем руководствуются воспитатели в дошкольных учреждениях. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Компьютерная же игра, в исполнении дошкольника, имеет другую психосоциальную структуру. Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Сенсорные эффекты, иллюзии примитивны, понятны без слов, поэтому дети способны сами наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей, что ведет к деградации личности.

Какие проблемы могут наблюдаться у дошкольников с зависимостью от гаджетов?

1. Когда ребёнок полностью поглощен в гаджетах, то когда родители отбирают их, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём.

2. Окружающая реальность не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость, тусклость, грязь и бардак - и ребенку снова хочется погрузиться в красоту нереально мира!

3. В реальности не все окружающие нас объекты находятся в движении, поэтому ребенку трудно их воспринимать, так как зрительный центр мозга уже «натренирован» видеть и фокусироваться только на том, что движется.

4. Если ребёнок утратил способность самому следить за происходящим, приходится фокусировать его внимание на чем-либо.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка?

Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:

    Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками, хочет побыть один, быстро меняет настроение.

    Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.

    Если родители начинают ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.

Как понять, что детская психика нарушена?

Первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время какого-либо действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки гаджета, когда просто рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка нанесён значительный ущерб.

Чем опасны гаджеты?

1. Планшеты и телефоны провоцируют болезни глаз.

Близорукость. Этот недуг возникает, если ребёнок часто и подолгу играет на планшете, компьютере, смотрит близко телевизор при расстоянии менее 60 см. При игре на планшете, телефоне очень сильно напрягаются глазные мышцы и даже могут спровоцировать их спазм. Поэтому чем меньше устройство, тем оно опаснее для здоровья глаз.

Конъюнктивит. Когда ребёнок увлекается, он забывает моргать. Вследствие чего глаза пересыхают, возникает ощущение, как будто в них попал песок. Дети начинают тереть свои глазки не всегда чистыми руками, что и приводит к конъюнктивиту.

2. Чем выше компьютерная зависимость, тем слабее иммунитет.

Нарушение осанки влечёт за собой проблемы в формировании костно-мышечного скелета ребенка, а также сбой в его системе кровоснабжения. Кстати, именно поэтому дети могут жаловаться на головную боль. Лучший способ избавиться от неё – физическая нагрузка.

3. Нарушения ритма дыхания.

Зачастую компьютерные игры держат детей в таком напряжении, что они забывают дышать. Недостаток кислорода плохо влияет на многие функции нашего организма.

Как победить детскую зависимость от компьютерных устройств?

Эту зависимость и побеждать не надо, нужно вовремя ребёнку показать, что в мире существует много других интересных вещей. Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. А маленьким детям не стоит совать в руки планшет только для того, чтобы он перестал капризничать. Надо найти такие занятия, которые будут доставлять ребенку удовольствие, например, рисование (особенно нетрадиционное: пальцами, нитками, с помощью круп), конструирование, лепка. Для детей дошкольного возраста рекомендуется полный запрет на гаджеты.

Необходимо говорить о друзьях, которые с удовольствием гоняют на велосипедах, роликах, скейтбордах, играют в футбол, волейбол или другие подвижные игры. Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку. А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.

Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.

Делая вывод, хочется отметить, что запрещать своим детям пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы родители контролировали время, которое ребенок проводит за компьютером или планшетом, впоследствии дети сами научатся его контролировать. И не забывали, что нельзя подменять реальное общение с малышами никакими новомодными устройствами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: