Доклад на тему "применение икт в начальном образовании". Значение икт

Влияние ИКТ на жизнь современного человека. Работу выполнил Ученик 8 класса МБОУ СОШ с. Шереметьевка Самсонов Антон Руководитель: Миронова Наталья Сергеевна, учитель информатики. Конкурс мультимедиа презентаций и видеороликов в рамках муниципальной Недели информатики и ИКТ.








Технология использования ИКТ в образовании, медицине, военном деле и многих других областях деятельности человека является частью технологий информатизации. Каждая из этих областей накладывает на технологию информатизации свои ограничения и особенности. 5










В настоящее время полезной и познавательной информацией всемирной паутины пользуются школьники, студенты, научные работники, специалисты в различных отраслях народного хозяйства, просто люди, которые хотят много знать обо всем на свете. Интернет плотно проник во все сферы человеческой жизнедеятельности, стал надежным другом и помощником миллионов граждан. 10




С появлением компьютерных сетей люди приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). 12








Планшетные ПК. Они очень помогают нам. Берегут наше драгоценное время, которого как обычно у большинства людей не хватает, и тогда на помощь приходит планшет, который покажет вам информацию и ответит на любой ваш вопрос в любом месте, где бы вы не находились. 16






ИКТ открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости. Причем спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д. 19


Развитие сети Интернет и связанных с ней технологий уже в ближайшем будущем может привести к тому, что она станет ведущим средством массовой коммуникации, важнейшим информационным ресурсом, обеспечивающим функционирование всех структур современного общества и благодаря этому организационно- технологической основой информационного общества. 20

"Железо ржавеет, не находя себе применения,

стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум

человека, не находя себе применения, чахнет."

Леонардо да Винчи

Если сравнивать жизнь в наше время и жизнь нескольких веков назад, да что там веков, хотя бы века, то, каждый отметит, особых познаний в истории для этого не нужно, что прогресс не заставил себя ждать. Конечно, те времена были полны открытий. Но всё же, люди тех времён уже никогда не узнают и не прочувствуют эту жизнь, жизнь в эпоху информационно-коммуникационных технологий.

Бесполезно говорить о том, что меняются времена, люди, изобретения, ведь это и так ясно. Мир для того и существует, чтобы не стоять на месте, а развиваться и развиваться. Результатом такого развития стали ИКТ, которые в наши дни активно вошли в жизнь каждого человека. Это, бесспорно, очень хорошо, ведь благодаря именно им, люди обогащают свои знания, умения и раскрывают в себе свои таланты.

И это не смотря на то, что ИКТ сделали жизнь людей намного проще и интереснее. Даже учёба в школах и университетах стала наиболее увлекательной.

В нашей школе, да и, наверное, во всех остальных, большинство уроков проводится в «присутствии» ноутбука, проектора и интерактивной доски. Теперь учителям стало легче преподносить знания ученикам, ведь сейчас вместо различных картинок из дополнительной литературы, принесённых учителем, преподаватель может продемонстрировать презентации или фильмы.

ИКТ в жизни школьника

Выступить, с презентацией? Пожайлуста

ИКТ стали неотъемлемой частью жизни школьников. Подготовка к урокам, у многих моих одноклассников, предусматривает обязательное использование Интернет-ресурсов. Особенно по предметам гуманитарного цикла. Сами порой удивляемся, что мы там находим! Правда есть и свои издержки в этом деле. Трудно иногда устоять и не отклониться от целенаправленного поиска нужной информации. Вокруг ведь столько соблазнов. Тут тебе и игры on-line, и самые свежие новости с бесконечными переходами (зачитался, а время - «ту-ту»), и возможность пообщаться с товарищами – эти всплывающие сообщения микроблогов. А как не заглянуть в Мой мир или не зайти на Одноклассников? Вот где требуется проявить характер. Мне это, в общем-то, сделать не трудно. Все-таки 11-й класс – возраст, ответственность. А вот ребятишкам помладше, думаю, нужны какие-то сдерживающие факторы. В лице родителей дома или… в форме фильтрации в школе.

Изменился у подрастающего поколения и способ организации своего досуга. Оглядываюсь вокруг: поем под караоке, сражаемся с виртуальными монстрами или помогаем виртуальным героям, создаем целые цивилизации, летаем, играем в шахматы, читаем, пишем стихи, слушаем музыку, «чатимся», «скайпимся», «емейлимся», короче, общаемся.

В школе на переменах обсуждаем достоинства и характеристики компьютеров, делимся опытом борьбы с вирусами (развелось их!) и исключительно все с флэш, я имею в виду память. Висит такой брелочек на шее, и ты полноценный ученик. У тебя на флэшке презентация к уроку, пара рефератов, фотки, музыка, программка для друга и пр.

Пытаюсь вспомнить, был ли у меня хоть один день за последнее время без использования ИКТ? …Не могу… Наверное, это нормально, в век информации не сохой же пользоваться!.. Соха … Надо бы в Википедии посмотреть - что за зверь такой.

Небольшое исследование

Шпотаковская Е. И. Это всего лишь 2-й класс

Задания, которые я готовила к урокам в последнее время с использованием ИКТ:

  • Сообщение по физкультуре на тему «Волейбол» и по географии на тему «Крупные города США. Финикс» в редакторе Microsoft Office Word;
  • Сочинение-рассуждение по обществознанию на тему «Здоровая нация также не замечает своей национальности, как здоровый человек – позвоночника» в Microsoft Office Word;
  • Презентация-проект по обществознанию на тему «Я предприниматель» в редакторе Microsoft Office PowerPoint;
  • Создание личной веб-странички для урока информатики в сфере редактора Microsoft Office FrontPage;
  • Буклеты по истории «Города-герои Великой Отечественной Войны», литературе «Писатели серебряного века», математике в период недели декады математики в редакторе Microsoft Office Publisher;
  • Кроссворд в электронной таблице по информатике, диаграммы по географии в редакторе Microsoft Office Excel;
  • Коллаж по теме «Классицизм в архитектуре» на урок МХК в редакторе Photoshop;
  • Календарь по здоровому образу жизни к уроку физкультуры в редакторе Photoshop.

Наш учитель и наставник в мире информатики и ИКТ

Возможно, у меня субъективное отношение к вопросу использования информационных технологий. Но в нашей школе все действительно обстоит очень серьезно. И это, несомненно, заслуга нашего учителя информатики и ИКТ – Мирошник Любови Викторовны . Сказать, что она хороший учитель – это не сказать ничего… Она находит время учить не только нас, учеников, но и со своими коллегами активно делится знаниями. Вот и сейчас она обучает учителей Приморского края основам работ в вики-среде. Кстати, нас этому она уже научила, мы даже предлагали ей свою помощь, наивные.

Несмотря на то, что Любовь Викторовна очень требовательный учитель, с ней легко общаться и совершенно здорово сотрудничать, например, в каком-нибудь творческом проекте.

Подготовила учитель ГСКОУ РО коррекционной школы интернат №11 VIII вида г. Гуково: Руденко Светлана Анатольевна

Цель доклада:
Распространение опыта работы учителя по применению ИКТ

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Разработка и использование собственных авторских программ.

I. Создание презентаций к урокам.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Презентации позволяют учителю:
наглядно представлять материал;
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
II . Использование ресурсов Интернет
Интернет – новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Интернет:
Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета) – это нам пока не доступно;
Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
Дает возможности для профессионального роста;
Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Я использую информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
К результативности данного опыта можно отнести:
Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
Повышение уровня использования наглядности на уроке;
Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
Рост качества знаний

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение ИКТ в современном обществе

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках..
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Это всё прописные истины, которые стали актуальны в современной школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: